НОД «Царство растений: лекарственные травы. Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора

Елена Милушова

Тема: «Лекарственные растения-наши доктора»

Цель:

Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях.

Задачи:

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление, творческое воображение и коммуникативное общение на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.

Расширять представления детей о пользе лекарственных растений, правильно называть и узнавать их (на картинках, в сушеном виде, запаху, вкусу). Систематизировать знания детей, стимулировать интерес к природе.

Воспитывать у детей экологическую культуру, желание активно беречь и защищать природу.

Словарь: лекарственные травы; подорожник, лопух, ромашка, зверобой, душица.

Оборудование: компьютер для презентации лекарственных растений, коробки с засушенными растениями по количеству детей, воздушный шарик, конверт с письмом, карточки с правилами сбора трав, засушенные травы (зверобой, ромашка,душица и т. д)

Ход НОД.

(Дети играют. Открывается дверь и залетает воздушный шар с конвертом)

Воспитатель:

Ой, дети, что это такое? На воздушном шарике к нам прилетело письмо. Интересно, для кого оно? Здесь написано: для детей подготовительной группы детского сада «Ручеек».

Вы хотите узнать, что находится в конверте? (Да)

Тогда внимательно слушайте.

(открываю конверт и читаю письмо)

«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Пишет вам Лесовик. Мне много рассказывали про вас, что вы очень любознательные, трудолюбивые, помогаете старшим и маленьким и поэтому, я приглашаю вас в свой сказочный лес. Но попасть в лес можно только с помощью волшебной палочки, которая находится в конверте. Надо взмахнуть волшебной палочкой, закрыть глаза и произнести такое заклинание:

«Ну – ка палочка, кружись,

Побыстрее торопись.

В лес волшебный отведи,

Все интересное детям покажи»

(Под фонограмму "Звуки леса" дети идут друг за другом, делая массаж спины впереди идущему, останавливаются и произносят волшебное заклинание.)

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в сказочном лесу.

(на полке лежат засушенные растения)

Посмотрите, как много здесь интересного! (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”.

Как вы понимаете эти слова? (размышления детей).

Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. Сыздавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая, прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны!

Воспитатель: Давайте мы их внимательно рассмотрим

(презентация лекарственных трав)

(показ картинки подорожника)

Как вы думаете, как называется это растение? -Правильно, подорожник.

А где его можно встретить?

Да дети, подорожник можно встретить и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего растёт возле дорог. Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей).

Какие листья у подорожника?

Правильно, дети, листья у подорожника плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что?

Правильно, семена.

Почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.

Как вы думаете, что можно лечить подорожником?

Все верно дети, при порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

Воспитатель: А сейчас я вам покажу еще одно растение. Я уверена, вы его узнаете (показ картинки лопуха).

Что это за растение? (лопух).

Правильно, это обыкновенный лопух.

А где можно встретить его? (ответы детей)

Мы его встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов.

А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

Колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

Давайте его рассмотрим.

Дети, скажите какой стебель у лопуха?

Правильно дети, у лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками.

А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух медоносом. Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям.

Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит лопух? (ответы детей)

Правильно дети, если вы поранитесь – приложите лопух к ранке, то она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком, и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

А сейчас мы отдохнем.

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Зверобой, душица, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

Воспитатель: Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

Правильно, ромашка.

А как вы догадались? (ответы детей)

Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей).

Верно дети, ромашка промоет ранку, поможет больному животику.

-Воспитатель: (показ растения зверобой)

Как называется это растение? (ответы детей)

– Правильно, это растение называют зверобой.

Как вы думаете почему? (предположения детей)

Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Давайте рассмотрим это растение.

Какой стебель у зверобоя?

Правильно, дети, стебель у зверобоя прямой, ветвистый, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы, что вы видите? (ответы детей).

Да, они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа.

Где растет это растение?

Дети, растение зверобой растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? (ответы детей)

Правильно, дети, недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

Воспитатель: Что это за растение? (показ душицы)

Правильно, душица.

Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте.

Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей)

Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Растет, так же, как и зверобой на лесных полянах, опушках.

Как вы думаете, чем полезна душица?

Душицу используют при головных болях, бессоннице. Чай, заваренный этой травой, душистый, также очень полезный. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Воспитатель: Много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

А теперь мы с вами поиграем.

Игра «Определи по запаху»

Ребята, у вас в коробочках лежат засушенные растения. По запаху вы должны отгадать названия растений. (дети нюхают коробочки, не заглядывая в них)

Как вы думаете, какие растения лежат в коробочках?

Правильно, в одной коробочке лежит зверобой, в другой душица, а в третьей - ромашка.

Воспитатель: Дети, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? (ответы детей).

Да, вы правы, собирание лечебных, целебных трав целая наука. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Правила поведения при сборе лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений

2. Нельзя собирать растения возле железных дорог

3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду

4. Нельзя пробовать растения на вкус

5. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог

6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду

7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно

8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

(Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило)

Воспитатель: Еще из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи, и мы с вами сегодня из трав приготовим целебный напиток «Здоровье»

(Заваривание чая из сушенных растений зверобоя и душицы, чаепитие )

Воспитатель: Молодцы, дети! За то, что вы так много знаете, Лесовичок оставил для вас книгу, которая называется «Лекарственные растения» . Из нее вы узнаете еще больше полезных трав, узнаете, где и как их применять. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад..

(Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети закрывают глаза, произносят заклинание)

«Ну – ка, палочка, кружись,

Побыстрее торопись.

Задержалась детвора

В детский сад спешить пора»

Воспитатель: Дети, вот мы с вами опять в своем любимом садике.

Что больше всего вам понравилось?

Молодцы, я вами очень довольна.

(Сюжетно-ролевая игра в "Аптеку")

Литература:

1. Л. В Пастушенков «Лекарственные растения и их использование в народной медицине и быту»

2. Л. А. Скляровский «Лекарственные растения в быту»

3. Л. И. Грехова «В союзе с природой»

с детьми старшего возраста

« Мир лекарственных растений »

ОО «Познание»

- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;

- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ОО «Коммуникация»

- развивать монологическую речь детей;

- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;

ОО «Чтение художественной литературы»

Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

Способствовать пониманию содержания загадок;

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется «Лекарственные растения »

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название: В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Следующее растение о котором мы поговорим называется мята. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее с войства благоприятны для успокоения нервной системы . Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. 2.Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
  2. с корнем. Почему? (ответы детей).
  3. (ответы детей).

Документы для скачивания:

Залужная Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие в страну лекарственных растений». Это конспект итогового мероприятия с детьми в проектной деятельности по теме: «Лекарственные растения рядом с нами». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну лекарственных растений»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:
Коррекционно – образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них (познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка», «ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).
Коррекционно – развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!
Физминутка: «Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник (ребенок в шапочке подорожника) :Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.
Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).


Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» - синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка: «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей) . А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика) .
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей) . Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей названиями: ромашка, крапива, одуванчик, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа:

Рисование лекарственных растений, составление гербария.

Оборудование:

Интерактивная доска; музыкальное сопровождение; атрибуты для игр: разрезные картинки растений, медицинский набор, карточки – четвёртый лишний; мультфильм.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

(ответы детей).

Я предлагаю вам совершить путешествие в лес, на полянку, на луг. Туда где растут лекарственные растения. А поедем мы с вами на паровозике из «Ромашково». Вот он точно знает где растут лекарственные растения. Он нас уже ждёт.

(дети «садятся» в импровизированный поезд, и под музыку отправляются в путь)

1. Станция «Ромашковое поле.

Загадка: В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.(Ромашка)

Ромашка – лекарственное растение! Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Игра: «Кто быстрее»

По кругу жёлтой серединки кладём 5лепестков (участников больше на одного). Игроки встают рядом и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно подается сигнал и каждый должен встать рядом с лепестком ромашки. Оставшийся выбывает из игры. Один лепесток «отрываем» (чтобы опять игроков стало больше на один) и игра продолжается. (6 детей)

2. Станция «Лесная полянка»

- Пойдём друг за другом по лесной дорожке. Что за растение растёт вдоль дорожек?

Лекарь вырос у дороги,

он больные лечит ноги. (подорожник)

На интерактивной доске появляется изображение подорожника.

- Почему оно так называется? (Подорожник растёт около дорог)

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей.

- За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей.

- Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.

- От чего нам сможет помочь подорожник? (Он заживляет раны)

- Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли - порезник, ранник.

А еще отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Игра: «Первая медицинская помощь»

Товарищ должен оказать помощь другу (на рану наложить подорожник и забинтовать) и доставить раненого в медпункт. (4 ребёнка)

- Ой, я чем – то укололась. Угадайте чем?

Вы, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (крапива)

На интерактивной доске появляется изображение крапивы.

- Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

- Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

- Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Игра: «Четвёртый лишний »

Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая - лекарственное растение.

Игра проводится 3 раза, отбираем три лекарственных растения. Дети в шапочках этих растений остаются и читают короткое стихотворение о лекарственных травах.

3 – я станция «Целебный луг»

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок -

Остался стебелек.

Одуванчик

На интерактивной доске появляется изображение цветка.

- Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

- Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.

- Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Угадай кто я?»

Разрезные картинки лекарственных трав, дети под музыку двигаются, по окончании должны найти себе пару – «собрать картинку» (8 детей)

- Молодцы, вы правильно узнали все лекарственные растения, которые нам встретились на пути. В награду за это предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Одуванчик - толстые щёчки»

Раздаётся гудок, дети отправляются в группу Путешествие подошло к концу..

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "ЦРР- детский сад №172" г.Иваново
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект НОД по экологии для детей подготовительной группы на тему:"Лекарственные растения- средства оздоровления организма человека." Конспект можно использовать на занятиях по экологии. Данный материал будет полезен воспитателям.
Цель:
-Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.
Задачи :
-Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-Воспитывать наблюдательность.
Предварительная работа : Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; гербарий «Растения нашего края», картинки зверей или игрушки. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
-Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
-Рос шар бел, дунул ветер-
Шар улетел. (Одуванчик)
-Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (Ромашки)
-Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Воспитатель : Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку?
Дети отвечают :
Воспитатель: Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Экологическая игра «Узнай целебную траву». (Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности.)
Воспитатель :
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка ажурные края.) Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется?
Ответы детей:
Воспитатель: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Воспитатель: О каком растении говорят, что оно жжёт?
Ответ детей:
Воспитатель : Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?
Дети высказывают свои соображения:
Воспитатель: На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна. Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой…
Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»
Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
Воспитатель: Как вы думаете, глее и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить?
Ответы детей:
Воспитатель : Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель предлагает детям поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
Воспитатель : У нашего Медведя болит горло, давайте порекомендуем ему лечение.
Дети советуют:
Воспитатель : Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
Воспитатель : А у нашей Лисы простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
Ответы детей :
Воспитатель : Очень полезно будет ей попить отвар мать- и- мачехи, чабреца.
Воспитатель : Вы обратили внимания, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать?
Ответы детей:
Воспитатель : Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.
Детей воспитатель угощает витаминным чаем.