Особенно хороша розовая гвоздика - калейдоскоп. Гвоздика в истории и легендах

Гвоздика (бот. Dianthus) - цветок, известный приблизительно 300 видами, со многими формами разведения, названный так, очевидно, благодаря форме плодов. Поэтому гвоздика была растением, символизирующим страдания Христа. Ярко-красная гвоздика-травянка (или картезианская) часто представлена на изображениях мадонны с младенцем. Как залог любви она изображается на картинах обручения в эпоху Ренессанса. В Новое время во Франции красная гвоздика была цветочным символом роялистов, позднее - символом социал-демократии в немецкоязычных регионах (прежде всего в "день труда", Первого мая). Напротив, приверженцы христианско-социального движения носили белую гвоздику. На турецких и кавказских коврах гвоздика является символом счастья.
Гвоздика произрастала на Ближнем Востоке и была культивирована в течение последних 2,000 лет. Некоторые ученые полагают, что имя "гвоздика" происходит от слова "корона", в честь цветов, которые использовались на Греческих церемониальных торжествах. Гвоздики были известными в древнем Риме как цветы для победителей. В Корее молодая девушка вплетает три гвоздики в волосы, чтобы узнать своё будущее. Если верхний цветок умирает первым, ее старость будет тяжёлой; если средний цветок - молодые годы принесут ей большое горе. Если же погибал нижний цветок, это сулит бедной девушке жизнь, полную несчастий.
Главным образом, гвоздики символизируют любовь и увлечение. Светло-красные гвоздики выражают восхищение, тогда как темно-красный цвет обозначает глубокую любовь. Белые гвоздики указывают на удачу и чистоту чувств. Зеленые гвоздики дарят в День Святого Патрика. Розовые гвоздики имеют наиболее символическое и историческое значение. Согласно Христианской легенде, гвоздики появились на Земле с приходом Мессии. Богородица проливала слезы на Иисуса, и гвоздики вырастали из ее слез. Розовая гвоздика стала символом материнской любви и с 1907 года принята как эмблема Дня Матери, отмечаемого в Соединенных Штатах и Канаде во второе Воскресенье мая.

Ярко-пунцовый цвет гвоздики имеет в себе как будто что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с первого греческого мифа, повествующего об его происхождении.
Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он своей музыкой разогнал всю ее дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде, глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей не минуты покоя; но поправить дело она уже не в состоянии.
Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минутку из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершённое злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь.

Таково вступление гвоздики в историю человечества. Дальнейшая ее история во многом соответствует началу. Но особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции.
Первое ее появление здесь относится еще ко временам Людовика IX Святого, когда этот благочестивый король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил со своими 60.000 рыцарей город Тунис.
В то время, как известно, среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, можно найти и излечивающее ее растение.
И вот он остановил свое внимание на одном прелестном, росшем на сухой, почти бесплодной почве цветке.
Его красивая окраска и сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах заставляют его предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велел нарвать как можно больше этих цветков, сделал из них отвар и начал поить им заболевающих. Питье оказалось целебным и помогло некоторым больным. Но отвар из гвоздики - это не средство от чумы, в результате сам сам король, и Людовик IX вскоре становится жертвой болезни.

Возвратись на родину, крестоносцы в память о короле посадили семена гвоздики. С тех пор этот цветок стал одним из самых любимых во Франции.Однако целебные свойства растения долгое время приписывали святости Людовика IX. Ведь в 1297 г. Папа причислил короля-крестоносца к лику святых. По этой же причине, вероятно, известный ботаник Линней дал ей много столетий спустя научное название Dianthus, т. е. "божественный цветок".

Проходят годы - и вновь гвоздика появляется на исторической арене. Французский герой, Великий Конде, знаменитый полководца и победитель испанцев в битве при Рокруа (1649г.) очень любил этот цветок. Рассказывают, что когда облагодаря интригам кардинала Мазарини его заключили в Венсенскую тюрьму, Конде от нечего делать занялся садоводством и посадил на маленькой грядке у своего окна несколько гвоздик. Увлекшись их красотою, он так ухаживал за ними с такою любовью, что каждый раз, когда распускался цветок, он гордился им не менее, чем своими победами. Между тем жена его, урожденная де Майль-Бриз, племянница знаменитого Ришелье, женщина чрезвычайно энергичная, не оставалась в бездействии. Она подняла восстание в провинции, склонила на сторону Конде палату в Бордо и добилась наконец того, что его освободили из темницы. Узнав об этой неожиданной для него радости, Конде пришел в изумление и воскликнул: "Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики, жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!" С этой поры красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит выражением их самоотверженной преданности не только ему самому, но и всему дому Бурбонов, из которого он происходит. Особенно она стала играть эту роль во времена французской революции 1793 года, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это страшное время цветок тот носит название гвоздики ужаса (oeillet d"horreur).

В это же время он получил особое значение и среди крестьянского населения Франции. Букетиками из гвоздик крестьянские девушки одаряли отправляющихся на войну парней, выражая им тем самым пожелание как можно скорее возвратиться невредимыми и с победой. Да и сами наполеоновские солдаты верили в чудодейственные свойства этого цветка и бережно хранили его при себе, считая его талисманом против вражеских пуль и средством, возбуждающим храбрость в битве. Вообще понятия о храбрости и беззаветной отваге были настолько связаны с этим цветком, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой - ту любовь, которую питал к ней искони французский народ. В 1815 году, когда наступила вторая реставрация, красная гвоздика изменила свое значение и стала эмблемой приверженцев Наполеона, между тем как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, избрали своей эмблемой белую.

В Англии гвоздика появилась в XVI веке и практически сразу завоевывала симпатии царствовавшей в это время королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Ее начали разводить и в садах, и в теплицах. Королева Елизавета не расставалась с этим цветком. Ее примеру, конечно, следовал и весь двор. За цветы платят громадные, особенно для этого времени, цены - по гинее за цветок, а большой венок из гвоздик герцогини Девонширской, вздумавшей украсить себе голову этими цветами в день одного придворного праздника, обходится ей ни более ни менее как в 100 гиней. Первым, начавшим разводить гвоздику в Англии, был придворный садовник Герард, получивший ее откуда-то из Польши. Это было в 1597 году. Прославившийся ее разведением садовод Паркинсон делит их на махровые - carnation и на мелкие, простые - gilly flowers. Среди этих сортов особенно нравился в то время "Sweet William", названный им так в честь Шекспира, который в своей "Зимней сказке" заставляет говорить о гвоздиках Пердиту: "Прелестнейшие цветы лета - это махровые гвоздики и пестрые гвоздички". О гвоздике не раз упоминают также и другие знаменитые английские поэты: Чосер, Мильтон, Спенсер. Воспевая флору, они никогда не пропускают случая воспеть и гвоздику с ее божественным запахом.

Будучи во Франции и Англии любимицей главным образом высших сословий, в Бельгии гвоздика, наоборот, сделалась любимицей бедняков, простонародья - цветком чисто народным. Здесь уходу за ним посвящали все свои краткие досуги горнорабочие, труженики, работавшие день и ночь в каменноугольных копях. Цветок этот представлял для них главную усладу в их безотрадной жизни, и, выйдя из подземного мрака, из места, где им каждую минуту грозила смерть, на свет Божий, они с любовью останавливали свой взор на этом чудном цветке, который как бы говорил им, что и для них существуют радости. Они следили за его развитием, стараясь его усовершенствовать, перещеголять красотой его цвета и форм цветы своих соседей. Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им новую жизнь, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат - все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего заметно ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли - и скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения. Страсть к гвоздике сохранилась в простонародье в Бельгии и до сих пор. Теперь культура ее проникла до самых отдаленных местечек Арденн.Гвоздика сделалась здесь символом благоустроенного домашнего очага, родительской любви и родительских забот; и молодой рабочий, занимающийся тяжелым трудом на чужбине, встречая здесь цветок этот, всегда соединяет с ним воспоминание об отеческом доме. В день его благословенья мать подносит ему букет из гвоздик - как единственное сокровище и украшение, которое она может ему дать; он в свою очередь сажает куст гвоздики на ее бедную могилу - как последнее выражение его глубокой сыновней любви. Букет же из гвоздик служит и первым подарком, первым выражением любви молодого рабочего своей невесте. Все это вместе взятое служит причиной также и того, что на многих картинах старинных голландских мастеров мы то и дело встречаем женщин с букетом гвоздик в руках, а на одной из картин в Феррарском соборе видим с букетом этих цветов даже и святых. Изображение гвоздик встречается нередко и на знаменитых брюссельских кружевах. В портретной живописи, преимущественно XV-XVI веков, в руке модели она служит напоминанием о помолвке. Красная гвоздика - символ чистой любви. По фламандскому обычаю, розовую гвоздику прикалывали к платью невесты в день свадьбы. Новобрачных часто изображают с гвоздиками в руках.

В Германии гвоздика не пользовалась особой народной любовью, хотя и служила всегда символом постоянства и верности, так как цветы ее, как известно, даже будучи засушены, часто сохраняют свою окраску. Одно немецкое двустишие говорит о ней: "Гвоздика, ты теряешь свой цвет не раньше, чем смерть тебя растреплет" . Немецкие поэты относились к гвоздике без особой симпатии, в то время как у французов существует особый сорт, которому дано громкое название гвоздики поэта - oeillet de poete, у немцев она слывет за цветок тщеславия, пустоты, телесной красоты и сравнивается с красивой, но пустой женщиной. Так, например, Гете говорит: "Nelken! Wie find" ich each schon! Doch alle gleichi ihr einander, Unterscheidet euch kaum, und entscheide mich nicht..." (Гвоздики! Как вы прекрасны! Но вы все схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую выбрать). В Германию гвоздика была ввезена еще Карлом V из Туниса, когда он, заставив отступить Соли-мана, восстановил на троне прежнего султана и освободил 22.000 христианских рабов. Как воспоминание об одержанных здесь победах и о рыцарских подвигах его воинов, гвоздика была любимым его цветком и составляла необходимую принадлежность всех его дворцовых садов.

Итальянцам же гвоздика пришлась по вкусу. Здесь этот цветок слывет за талисман любви. И нередко, проходя мимо поставленного на перекрестке дорог изображения Мадонны, можно видеть деревенскую красавицу, молящуюся с цветами гвоздик в руке. Она молится о счастливом пути и благополучном возвращении своего возлюбленного, которому предстоит переправляться через столь опасные, вследствие массы встречающихся в них бандитов, горы, и просит у Мадонны благословить цветы, которые должны служить ему талисманом против всякого рода бед. Как только все будет готово к отъезду, она пришпилит ему эти цветы на грудь и будет покойна: они защитят его от всякой напасти... В Болонье же гвоздика считается цветком апостола св. Петра, и 29 июня, в день его памяти, ее цветами украшаются все церкви и весь город. В этот день вы не встретите здесь ни одной молодой женщины, ни одного молодого человека, у которых бы не было этого цветка в руках, на груди, в волосах или в петлице. В этот день его носят в петлице даже старики и солдаты. Введенная в Италию столетием раньше, чем в Бельгию, гвоздика здесь так прижилась и размножилась, что считается многими за дикое итальянское растение, и только историческая запись, что она была возделываема в 1310 году Матвеем Сильватика в числе привезенных с востока растений и затем разведена в садах Медичи, показывает, что это растение не туземное. Это подтверждается некоторым образом также нахождением ее изображения в гербе древней итальянской фамилии графов Ронсекко. Гвоздика эта, по преданию, попала сюда, как память о цветке, который дала на счастье графиня Маргарита Ронсекко своему жениху графу Орландо, когда накануне их свадьбы он должен был внезапно отправиться во Святую Землю, чтобы принять участие в освобождении гроба Господня от сарацинов. Долгое время после этого о нем не было ни слуха, ни духа; но потом один из крестоносцев принес Маргарите печальную весть, что Орландо пал в битве, и передал ей найденный на нем локон ее белокурых волос, который Орландо взял с собой как талисман, и вместе с локоном совсем иссохший цветок гвоздики, превратившийся от пропитавшей его крови Орландо из белого в красный. Рассматривая цветок, Маргарита заметила, что в нем образовались семена, которые, может быть, уже созрели. Тогда в память своего дорогого жениха она решилась посеять их. Семена оказались действительно зрелыми, взошли и развились в гвоздичное растение, которое зацвело. Но цветы их, вместо чисто-белых, каким был данный Маргаритой на память цветок, имели посредине красное, кровавого цвета, пятно, чего до этого времени в местных гвоздиках не замечалось. Пятна эти были как бы следом крови Орландо, как бы памятью о великой принесенной им жертве - о пожертвовании счастьем всей его жизни долгу истинно верующего христианина. И вот составители герба учли этот его великий подвиг и внесли обагренный его кровью цветок в герб той, которая была для него дороже всего на свете.

Мария Пузикова

К сожалению, с каждым годом остается все меньше очевидцев и участников тех страшных военных событий 1941-1945 годов. Но память о том подвиге , который они совершили, бессмертна. Память о людях , которые вырвали Победу ценой собственной жизни будет жить в сердцах еще многих последующих поколений.

Выразить огромную благодарность и почтение нашим дорогим ветеранам в День Победы можно разными способами. Одним из знаков внимания и уважения являются цветы. Гвоздики и по сей день являются символом нашей памяти и благодарности .

Красная гвоздика является символом пролитой крови, поэтому ее так много именно в День победы, ведь это еще и день памяти всех погибших .

Красный цвет является символом победы - это цвет знамени непобедимой Красной армии.

Красный цвет – цвет Победы, сильный, доминирующий, мужественный .

Красные гвоздики могут также символизировать фрагменты салюта.

Красная гвоздика – олицетворение мужества , храбрости, побед и преодоления трудностей. Гвоздики говорят о восхищении человеком, о том, что мы всегда будем помнить его. Ведь мы восхищаемся нашими ветеранами и обязаны им очень многим, что у нас сейчас есть!

На протяжении всего послевоенного времени именно гвоздики вручали героям войны 9 мая.

Вот и мы решили смастерить алые гвоздики , чтобы в памятный день , возложить их у вечного огня. Предлагаем Вам мастер-класс по созданию гвоздики из плотной гофрированной бумаги.

Для работы нам понадобится :

Гофрированная бумага красного и зеленого цветов;

Деревянные шпажки длиной 30 см;

Клей ПВА-М;

Ножницы.

Из гофрированной бумаги красного цвета вырезаем полоски длиной 50 см и шириной 7 см.

Мысленно делим полоску на три части и третью часть сгибаем.


Теперь, начиная с самого края полоски, делаем "гармошку". Растягиваем край, перебирая пальцами от себя - к себе.


Таким образом растягиваем всю полоску.


Теперь плотно скручиваем полоску и склеиваем край, чтобы получился цветок.



Вставляем шпажку в головку цветка, приклеиваем листочки, обматываем шпажку полоской зеленой бумаги (приклеиваем к шпажке вначале и вконце, закручиваем лепесточки, и гвоздика готова .




Символ Великой Победы - алая гвоздика , словно капелька крови, пролитой за Отчизну в годы Великой Отечественной Войны.

С Днем Победы! Ура!

Август 7th, 2010

Древние греки, имевшие мифическое восприятие мира, создали легенду о происхождении красной гвоздики . Однажды раздосадованная и разозленная неудачной охотой богиня Диана проходила через лес и увидела молодого пастушка, играющего на свирели. Она обвинила его в том, что он распугал своей музыкой всю дичь. Несмотря на оправдания и мольбы несчастного, не помня себя от ярости, она схватила юношу и вырвала у него глаза. Совершив страшное злодеяние, опомнившись, она осознала весь ужас произошедшего, но изменить что-либо уже было невозможно. Тогда, чтобы увековечить память о невинных, так жалостно смотревших на нее глазах, она бросила их на землю. В тот же час из них выросли два прекрасных цветка — две красные гвоздики , своей окраской напоминающие о невинно пролитой крови, а своим узором (есть гвоздики , у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) умолявшие о пощаде невинные глаза пастушка.

Исцеление, утешение, смерть…

Дальнейшее развитие истории этого знаменательного цветка не во многом отличается от легенды о его рождении. Особенно значительную роль сыграла гвоздика в истории Франции , а точнее в кровавых событиях этой страны. Считают, что впервые этот цветок стал известен в 1270 году, когда король Франции Людовик IX Святой пошел в последний крестовый поход в Тунис, осадив город со своим 60000 войском рыцарей. Тогда разразилась страшнейшая чума, против которой ничего не могли сделать врачи. Благочестивый король, убежденный, что на всякий яд в природе можно найти противоядие, и обладавший некоторыми познаниями о травах, посчитал, что в стране, где так часто случается эта болезнь, непременно должно быть растение, излечивающее ее. Занимаясь поиском, однажды правитель присмотрелся к цветку, росшему почти на бесплодной почве. Красивая раскраска и пряный аромат этого цветка натолкнули правителя на мысли что, быть может, это и есть то растение, которое он ищет. Король приказал собрать как можно больше этих цветов и сделать из них отвар, которым следует поить заболевших. К величайшей радости, напиток этот оказался целебным и чума начала отступать. Но когда страшная болезнь постигла самого правителя, ничего не помогло ему и он умер.

Вернувшись домой, крестоносцы, очень любившие своего великодушного короля в память о нем приносят гвоздику , которая с тех пор становится одним из любимейших цветов во Франции. Но целебность гвоздики французы связывали не с свойствами цветка, а с личностью короля Людовика IX, которого вскоре в 1297 году церковь причислила к лику святых. Возможно, именно по этой причине ботаник Линней дал ей спустя много столетий название Dianthus, что означает «божественный цветок «.
Спустя несколько столетий гвоздика фигурирует в истории Франции в связи с именем Великого Конде (Людовика II Бурбонского), знаменитого полководца и победителя испанцев в битве при Рокруа (1649 г.). Находясь по причине интриг кардинала Мазарини в заточении в тюрьме, Конде посадил на грядке у окна своей камеры несколько гвоздик . Тщательно ухаживая за ними, он радовался каждому распустившемуся бутону и гордился этим не меньше, чем своими победами. Эти цветы стали для него отдушиной во мраке заточения и заменили ему недостающих друзей.
Современница великого завоевателя, французская поэтесса мадам Сюдери, однажды посетившая его в темнице, увидев как бережно лелеял он свои цветы, написала в память об этом такие строки: «При виде этих гвоздик , которые славный воин поливает своей победоносной рукой, вспомни, что и Аполлон строил стены, и не дивись видеть Марса садоводом».

В то время как Конде находился в заточении, его супруга, племянница Ришелье, очень энергичная женщина, подняла в провинции восстание, в результате чего добилась освобождения своего мужа из тюрьмы. Обрадованный внезапной вестью, Конде в восхищении воскликнул: «Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики , жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!» С тех пор красная гвоздика стала эмблемой сторонников Конде и является знаком преданности не только самому воителю, но и всему дому Бурбонов.
В страшный период французской революции красная гвоздика носила название «гвоздика ужаса «. Ею украшали себя невинные жертвы террора, идя на казнь. Это было молчаливым свидетельством о том, что они умирают во имя своего короля и смело смотрят в глаза смерти.
Но не только знать придавала красной гвоздике особое значение. В то же время французской революции крестьяне и простой люд Франции также наделяли этот цветок особым смыслом. Букетики гвоздик многие столетия дарили девушки отправляющимся на войну парням из своих деревень, как пожелание скорейшего возвращения домой с победой. Солдаты Наполеона верили в чудодейственную силу этого цветка и хранили его у сердца как оберег и средство, придающее храбрость в бою. На полях сражений на груди погибших храбрецов не раз находили такие букетики.
Насколько понятия храбрости и мужества были связаны для французского народа с гвоздикой , свидетельствует хотя бы тот факт, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цветом ленты цвет красной гвоздики , чем навсегда увековечил роль этого цветка в истории Франции и исконную любовь к ней французского народа.

Значительный вклад в развитие культуры гвоздики внес король Рене, которого Людовик XI оставил без наследства. Тогда Рене поселился в городе Экс и занялся разведением гвоздики . Начатое дело культивации цветка так захватило жителей провинции, что даже спустя столетия, Экс и поныне славится своими чудесными гвоздиками .
Бесконечно самодовольный герцог Бургундский, внук Людовика XV в юности возомнил себя величайшим садоводом. Этому тщеславию очень способствовал один из придворных льстецов, который ночью заменял только что посаженную юным герцогом гвоздику на пышную и цветущую. Утром же льстец заверял герцога в том, что его мощная личность так сильно действует на цветы, что они вырастают за одну ночь. Тщеславный герцог, тем не менее, принимал эту сказку за чистую правду, купаясь в лучах осознания собственного величия.
В 1815 году красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Наполеона, а роялисты, особенно пажи и гвардейцы избирают своей эмблемой белую гвоздику . К сожалению, это стало еще одной причиной кровавых столкновений между оппонентами, которые часто оканчивались очень печально.
Яркое тому подтверждение — история молодого пажа Людовика XVIII, Сен-При. Однажды он приехал в гости к своей тете, статс-даме герцогини д’Ангулем. Она с ухмылкой спросила его: «Как, ты не носишь никакой эмблемы? Разве ты боишься бонапартистов?» В это время в комнату входила герцогиня д’Ангулем. Услышав эти слова, она сказала: «Упреки Вашей тетушки несправедливы. Я знаю, что Вы, г-н Сен-При, — рыцарь без страха и упрека и преданы нам всей душой». Сказав это, она взяла из стоявшего в комнате букета белых гвоздик одну и воткнула ее в петлицу Сен-При.
«Глубоко тронут вниманием Вашего Высочества, — отвечал, кланяясь, Сен-При, — можете быть уверены, что я докажу, что Вы правы».
Гуляя вечером по бульвару вместе с несколькими товарищами и с подаренной ему белой гвоздикой в петлице, он повстречал группу офицеров-бонапартистов, в петлицах которых были тщательно воткнуты красные гвоздики .
- Очень маркий цвет, господа, вы носите, — дерзко сказал один из них.
- Да, правда, слишком маркий, чтобы вы могли его носить, — ответил Сен-При.
В результате между офицером и Сен-При завязалась ссора и драка на шпагах. Офицер оказался известным бретером и, несмотря на всю отвагу и прыть пажа, офицер ранил Сен-При прямо в грудь. Когда несчастье уже произошло, подоспел патруль, а офицеры скрылись. Товарищи подняли Сен-При и положили в карету, которая повезла юношу в училище. Когда его подвозили к училищу, случайно мимо проезжала карета, где ехали его тетка и герцогиня д’Ангулем. Не заметив его бледности, но увидав на груди окрасившуюся от залившей ее крови в красный цвет гвоздику, она воскликнула:
- Стыд, стыд! Негодный, он нас срамит, он носит красную гвоздику !
- Да, сударыня, — слабым голосом произнес Сен-При, — красную , но по-прежнему чистую; она окрашена моей кровью.
- Боже мой, — заметив кровь, растерянно произнесла герцогиня, — да ведь он ранен; бедное дитя, это я его убила!..

Паж скончался в этот же вечер, выразив перед смертью желание, чтобы в гроб ему положили и гвоздику, ставшую причиной его смерти…
Вот какую роль сыграла гвоздика в истории Франции. Однако в других государствах Европы она сыграла также свою, не менее интересную роль.

Фразеологизм «при царе Горохе» можно расшифровать как «в незапамятные времена, очень давно». Но кто же такой этот царь Горох и почему именно горох, а не что-т о другое? Многие ученые, так же как и вы задавались этим вопросом, они выдвигали несколько различных теорий и пытались найти ответ на этот интересный вопрос. Это выражение пришло в речь русских людей из фольклора.

Так, существует сказка «О царе Горохе», в сказке Горох очень добрый и миролюбивый правитель и люди жили под его властью, не зная ни горя, ни печали. Фразеологизм «при царе Горохе» означает «очень давно» именно потому, что такой и добрый монарх кажется слишком нереальным, т.е. это слишком хорошо, что бы быть правдой. Так, в сказке можно увидеть такое предложение: «В давнее время, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох, правитель глуповатый, но, как полагается сказочному монарху, добрый». В России простым людям всегда жилось не слишком хорошо, и редко какой правитель серьезно задумывался о том, что же людям на самом деле нужно. А тут в сказке добрый правитель – это ведь так же неправдоподобно, так же как и кисельные берега или молочные реки, и уж тем более, так же как жареные куропатки, которые летают по небу. Но кто же этот добрый и глуповатый Горох, кто его прототип и почему все же горох?

  1. Существует версия, что имя Горох – это переделка очень распространенной греческой поговорки, которая также обозначала глубокую старину. Эта греческая поговорка звучит вот так: presbyteros и переводится как «более старший (или более древний), чем Кодр» . Имя Кодр могли переделать в Горох, основываясь на некотором сходстве слова и этого греческого имени.
  2. Так же ученые находят связь царя Гороха с Покати-горошком - богатырем из мифов.
  3. Афанасьев объяснил слово «горох», основываясь на сходности данного слова и таких слов, как «гром, грохотать» Так, корень gorch, превратился в *gors, где были такие преобразования: s перешло в х, а or стало oro. На основании этого он делает вывод, что царь Горох имеет отношение к богу Перуну – т богу грома.
  4. Во времена становления русской государственности, на Руси было принято называть город Константинополь не иначе как Царь-град. От этого обозначения произошло выражения «по-царегородски». После того, как Византия распалась (Константинополь – столица Византии), для обозначения того, что было давно, говорили «по-царегородски». Возможно, что данное выражение просто видоизменилось в похожее по звучанию, но более понятное по смыслу.
  5. Некоторые ученые считаю, что это просто каламбур народного происхождения, обычная народная шутка.
  6. Иногда люди просто связывают выражение «при царе Горохе» со сказкой «О царе Горохе», а о происхождении этого персонажа в сказке совсем не задумываются.

Русский царь Горох – далеко не единственный в своем роде. Во многих народных фразеологизмах можно встретить похожих королей и царей. Так, в Польше мы встретим короля Гвоздика (za krоўla Cўwieczka - буквально «при короле Гвоздике»), в Чехии короля Сверчка (za krоўla Sўwierszczka - «при короле Сверчке») или короля Голыша (za krаўle Holce - «при короле Голыше), в Украине можно найти такие выраженния, как царь Тимка, за царя Томка, за царя Панька, за царя Хмеля. У англичан можно увидеть такое выражение, как in the year dot, которое можно перевести, как «во времена Тютельки», а у испанцев есть выражение en tiempo de maricastana означающее «давным-давно, при Каштане», в немецком же языке можно найти фразу Anno Tobak, буквально «в лето Табаково», которая подражает латинской фразе anno Domini... «в лето Господне (такое-то), то есть в (таком-то) году от Рождества Христова».

Все эти имена королей и царей наполнены иронией и юмором, люди как будто пытались сделать образ правителя более милым и уменьшить его вес в своих глазах, не зря все эти предметы (упомянутые в именах царей и королей) означают маленькие и незначительные вещи. Здесь чувствуется добродушная усмешка, но в тоже время любовь к доброму и глупому царю. Хотя, конечно, все же не стоит сбрасывать со счетов возможность того, что царь Горох имел какого-то реального прототипа, однако он нам до сих пор не известен, так что царь Горох «живет» только в сказке (по крайней мере, пока).

А вообще горох имеет непосредственное отношение не только к доброму царю, но и к несуразному и смешному шуту – шуту гороховому. Давайте, раз уж на то пошло, разберемся и с ним. Выражение шут гороховый пошло от фразы пугало гороховое или пугало, которое принято было ставить на гороховом поле. Это пугало выглядело глупо и достаточно несуразно. Что касается слова шут, то существовало несколько выражений с использованием слова «шут» - балакиев шут, шут полосатый, площадной шут, балаганный шут. Но, тем не менее, в истории закрепилось совсем другое выражение – шут гороховый. Но это совсем неудивительно, ведь, шут имеет отрицательное значение (это кто-то глупый или несуразный), а гороховый (вспомните гороховое поле с пугалом) усиливает это значение.

P.P.S. Кстати, в русском фольклоре, кроме царя Гороха, существуют и другие цари, но они не так известны – это царь Ботут и царь Овес, да и сказки с их участием намного короче – «Жил-был царь Ботут, и вся сказка тут» и «Жил-был царь Овес, он все сказки унес».

Гвоздики - одни из древнейших садовых растений, во всяком случае, их впервые упоминает ещё Теофраст, живший в Древней Греции. Именно он впервые назвал гвоздики божественным цветком, считая их принадлежащими самому Зевсу, что и закрепилось в их латинском названии. Золотницкий в своей знаменитой книге «Цветы в легендах и преданиях» рассказывает, что греки считали гвоздики глазами пастушка, которого богиня Артемида ослепила за то, что он якобы разогнал своей свирелью всю дичь на её пути. Из брошенных на землю глаз появились красные гвоздики с тёмной серединкой - зрачком. Затем, гвоздики, хотя и встречающиеся по всей Европе, целых двенадцать столетий не упоминаются в литературе.

Название происходит от греческих слов "Di" - Зевс и "anthos" - цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок.

Одно из английских названий гвоздик - "gilly-flowers". Некоторые считают, что происходит оно от французского названия пряности гвоздики, аромат которой схож с ароматом цветков, - clou de girofle. Но, по мнению других, оно связано с названием месяца, когда в основном цветут гвоздики. И в Англии, и у нас - это июль (July). Так или иначе, но "июльские" цветы "с запахом гвоздики" - прекраснейшее дополнение к любому цветнику.

По древнегреческому преданию, гвоздики обязаны своим происхождением гневу богини охоты Артемиды; возвращаясь после неудачного дня, она встретила игравшего на свирели пастушка и, обвинив его в том, что он распугал своей музыкой всю ее дичь, в ярости вырвала ему глаза. Позже, не вынеся жалобного взгляда этих глаз, богиня бросила их на тропинку - и из них выросли две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь, а рисунком - совершенное злодеяние (у некоторых гвоздик в центре похожее на зрачок пятно).
Достоверные упоминания о гвоздике садовой, родоначальнице современных разновидностей, относятся к XVI веку, когда ее разводили в Голландии и Франции для букетов; однако гвоздика попала во Францию еще в конце XIII века (ее привезли крестоносцы из Туниса), а в начале XIV века ее (также привезенную с Востока) возделывали в садах Медичи в Италии.

Во Франции и Англии гвоздика была цветком высших сословий, ее любили короли, в Бельгии она стала цветком простонародья, символом благоустроенного домашнего очага; в Германии она символизировала постоянство и верность. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева; из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем в русский язык.
Крестоносцы вроде бы успешно лечили ими чуму при осаде города Туниса. Некоторые исследователи считают, что именно крестоносцы привезли гвоздики в Европу как память о лечившем их и погибшем от чумы короле Людовике IХ, впоследствии причисленном к лику святых. Во Франции интерес к гвоздикам также сохранялся со времён крестоносцев, причем, появившись в этой стране вместе с воинами, она стала считаться символом победы, храбрости в битве и талисманом от ран. Наполеон, учреждая орден Почетного легиона, выбрал цвет гвоздики для его ленты. В Италию гвоздики с Востока были завезены ещё в 1310 году, и на одной из картин Леонардо да Винчи «Мадонна дель Гарофано» богородица держит в руках гвоздичку. Остальные же европейцы увлеклись гвоздиками только в XVI веке. Это тем более удивительно, что практически во всех странах Европы есть, по крайней мере, по одному дикорастущему виду этих растений. Для XVI века характерно большое количество изображений гвоздик везде, где только можно. Этот и оформление молитвенников, и многочисленные портреты людей, держащих гвоздики.

Всё в том же XVI веке культурная гвоздика появляется в Англии, где становится любимым цветком королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Говорят, что придворный садовник Герард получил её из Польши. Шекспир упоминает гвоздику в пьесе «Зимняя сказка». Пристрастие англичан к гвоздикам дошло до того, что разные группы гвоздик имеют у них свои названия, а просто гвоздики нет. Например, тепличные гвоздики называются carnation (это слово также означает цвет лица), что связывают с тем, что дикая форма исходного вида гвоздики действительно имеет почти телесную окраску. Гвоздики, происходящие от европейской перистой гвоздики, именуются pink, в переводе - розовый; sweet-william - это бородатые или турецкие гвоздики.

В большинстве европейских стран существует множество историй увлечения гвоздиками то беднейших слоев населения, то богатейших вельмож.

Первой ввели в культуру гвоздику садовую Dianthus caryophyllus, ставшую предком современных тепличных ремонтантных гвоздик. Затем появились многочисленные гибридные формы этого вида, а также гвоздик перистой, сизой, бородатой. В настоящее время имеется несколько групп гвоздик, сильно различающихся по внешнем виду, наличию запаха, продолжительности жизни.

Замятина Н.Г. "Гвоздики".