Отчет по самообразованию воспитателя средняя. Отчет воспитателя по самообразованию

Отчет по самообразованию воспитателя в детском сад у - документ, содержащий данные о результатах освоения выбранной темы, ее практической апробации и теоретическом изучении. Изложенные в нем сведения педагог зачитывает на заседании педсовета, в обязательном порядке отражая в нем информацию о:

  • работе с методической литературой для совершенствования профессионального мастерства;
  • внедрении инновационных подходов на практике;
  • проведенных мероприятиях (мастер-классах, семинарах) с предоставлением конспектов и тезисов;
  • анализе проделанной работы с аргументированными выводами и обобщениями.

Самообразование воспитателей в детском саду

Современный уровень развития образования требует переосмысления всех методических приемов и активного включения каждого педагога в процесс самообразования. Педработники, даже осознавая значение профессионального самообразования, не всегда владеют навыками осуществления такой деятельности. Зачастую они отмечают недостаток времени и мотивации, ограниченность ресурсов и особые жизненные обстоятельства, препятствующие повышению квалификации. В самообразовании нуждаются не только молодые специалисты, но также те, кто был перемещен на новую должность, а также опытные воспитатели, чья педагогическая тактика требует совершенствования.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по самообразованию воспитателей, повышению профессионального мастерства и углубленному изучению выбранной темы

- Чек-лист, который поможет вашим педагогам заниматься самообразованием систематически
- Как сформулировать методическую тему педагога: шпаргалка для старшего воспитателя

Как правило, тему для самообразования педагога для него подбирает методист, старший воспитатель. В редких случаях воспитатель может самостоятельно определить тему, оценив собственные затруднения и пробелы в знаниях, выбрав перспективы профессионального роста. Он вправе развиваться в любом направлении, достаточно только обосновать актуальность темы и значение ее для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду. Так, нередко воспитатели выбирают темой проблему, вызывающую у них затруднения, требующую дополнительного изучения, либо же одну из годовых задач детского сада. Тему для самообразования педагоги выбирают ежегодно новую, либо расширяют ту, которой они занимались в прошлом году.

  • Молодые специалисты зачастую занимаются развитием педагогического мастерства, освоением личностно-ориентированного подхода в ДОУ, формированием педагогических умений и конструктивных способностей.
  • Опытные педагоги со стажем профессиональной деятельности более 5 лет рассматривают проектирование образовательно-воспитательного процесса, развивают навыки работы с научно-методической литературой, внедрением ИКТ, теоретических знаний и творческого подхода, исследовательские навыки, навыки проектирования деятельности.
  • Воспитатели без специального образования в рамках самообразования овладевают методиками работы с дошкольниками, адаптацией в педагогической среде.

Схематично работа по самообразованию представляет собой последовательность пяти этапов, на каждом из которых педагогу оказывают методическую помощь старшие коллеги и методисты учреждения.

Этап Деятельность воспитателя Обязанности старшего воспитателя Форма предоставления результатов
Диагностический Воспитатель осознает потребность в самообразовании, оценивая собственный уровень подготовки. Исходя из этого он ставит цели и задачи, анализирует затруднения, с которыми сталкивается, формулирует проблему, а для ее решения изучает научно-методическую литературу. Старший воспитатель диагностирует и анализирует степень подготовки коллеги, оценивать уровень мотивации педагога на работу над собой. Проводит анкетирование и беседу. Собеседование и консультирование с руководителем, старшим воспитателем.
Прогностический После определения темы работы называют цели и задачи, составляют план работы по самообразованию, а также методы и приемы, необходимые для решения проблемы. Обязательным на этом этапе является прогнозирование результатов. Консультирует коллегу, дает ему методические рекомендации и советы по выбору и разработке темы самообразования. Выступление на педагогических мероприятиях ДОУ.
Практический Воспитатель на практике использует комплекс методов и приемов, определенный им для решения проблемы. Выборочно анализирует полученные результаты, проводит самооценку деятельности. Делает промежуточные выводы по текущим результатам. Оказывает всестороннее содействие в самообразовании, способствует созданию необходимых для этого условий. Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ.
Обобщающий Педагог активно внедряет в свою практику успешно апробированные навыки и знания, выпускает пособия, методические наработки, составляет отчет по самообразованию воспитателя в детском саду . Работу воспитателя над темой оценивают и анализируют, изучая методические материалы, использованные педагогом, посещая мероприятия.

Выступление на заседании педагогического

Внедренческий Педработник не только использует, но пропагандирует полученный опыт, распространяя его среди коллег и воспитателей из других ДОУ. Старший коллега помогает воспитателю правильно оформить результаты работы по самообразованию, просматривает его работу, консультирует. Реферат, индивидуальный творческий отчет и др.

Практика показывает, что самыми сложными вопросами педагогической деятельности для педагогов ДОУ стали теоретические основы психолого-педагогических проблем, умение планировать направления работы, осуществлять анализ полученных на занятиях результатов образования, воспитания и развития воспитанников. Именно поэтому благодаря отчету по самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС педагоги систематизируют выполненную работу, анализируют собственные достижения и результаты, чтобы в дальнейшем без труда перестраивать свою деятельность, вносить в нее коррективы.

В результате работы над самообразованием педагог создает конкретные продукты:

  • дидактические материалы, мультимедийные и интерактивные пособия, материалы, которые могут использоваться для прохождения аттестации или другими педагогами для повышения качества учебно-воспитательной работы;
  • конспекты семинаров, тренингов, открытых занятий, мастер-классов, занятий и выступлений с докладами на заседаниях педсовета;
  • рекомендации по совершенствованию приемов, методов и форм работы с дошкольниками, сценарии, методические разработки, пособия, исследования, публикации в журналах или на официальном сайте детского сада.

Представлять результаты самообразования воспитатели могут в любой форме, включая творческие отчеты, выступления, практикумы, открытые занятия, мастер-классы, демонстрирующие эффективность проделанной работы.

Формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада

Помимо привычного отчета по самообразованию воспитателя в ДОУ педагоги могут по окончанию работы на выбранной темой результаты своей деятельности представлять на:

  1. Заседаниях педагогического совета и методического объединения. Доклад можно оформить в виде презентации, используя таблицы, плакаты, рисунки, диаграммы и прочие средства наглядности.
  2. Тренингах - мероприятиях, на которых педагоги делятся опытом и приобретенными в ходе разработки выбранной темы навыками. Тренинги выполняют важную воспитательно-образовательную функцию, а если они ориентированы только на передачу знаний, их называют семинарами. На семинарских занятиях педагоги заслушивают информацию по различным темам или выбранному вопросу, а на тренингах они формируют педагогические навыки и способности.
  3. Мастер-классах - одной из форм демонстрации результатов работы по самообразованию и распространения педагогического опыта посредством открытой презентации или показа достижений. Выступающий на мастер-классе инструктор презентует свои наработки, моделирует практические ситуации, использует игровые технологии для освоения навыка и обобщения опыта.
  4. Рефератах - форма годового отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , которая позволяет кратко изложить результаты проделанной работы, сделать лаконичный обзор методической литературы, изученной в ходе подготовке к разработке темы. Особо ценными считаются рефераты с критическим обзором литературы и проведением самостоятельной аналитической работы, отражающей точку зрения педагога на проблему, его практический опыт. Важно, чтобы реферат имел описательный и информативный, а не поучительный характер изложения материала.
  5. Статьях в журналах - одна из форм отчетности для опытных педагогов, которая позволяет им продемонстрировать и аргументировать эффективность собственной разработки или методического пособия, осветив инновацию перед педагогическим сообществом города или региона, чтобы они могли воспользоваться результатами труда коллеги.
  6. Записках о самообразовании от первого лица. Не самая популярная, однако эффективная форма отчетности, которая строится на рефлексии и самоанализе работы над темой.
  7. Школе передового опыта - подходит для воспитателей с собственными методическими и практическими наработками. Педагог выступает в роли руководителя школы передового опыта, консультирует коллег, разъясняя причины своих поступков, алгоритм проделанной работы, ход использования тех или иных педагогических приемов и способов организации воспитательной работы. Школа предполагает несколько просмотров, перед началом которых воспитатель интересуется у коллег, были ли им полезны его рекомендации и наработки, удалось ли им внедрить их в свою практику. Для деятельности школы и представления результатов работы по самообразованию достаточно трех-четырех слушателей.

Параллельно с этими формами для представления результатов самообразования воспитатели детского сада используют педагогические выставки, портфолио, творческие лаборатории, эстафеты передового опыта, творческие мастерские, консультации для коллег и многое другое.

Наиболее востребованной формой является творческий отчет, который позволяет:

  • продемонстрировать фрагменты накопленного в ходе работы опыт, элементы апробированной педтехнологии;
  • провести персональные и тематические выставки опыта;
  • изучить деловую и научно-методическую литературу;
  • проанализировать полученные результаты в ходе открытой дискуссии с автором работы.

Творческий отчет представляет собой короткое (10-20 минут) выступление перед коллегами на заседании методического объединения или педсовета. В ходе подготовки творческого отчета по самообразованию за 2019 год воспитателя ДОУ ему важно обосновать актуальность выполненной работы, описав алгоритм получения и становления педагогического опыта, отметив причины, побудившие изучать выбранную тему, сложности, с которыми пришлось столкнуться, и достигнутые результаты. Педагогу следует не только предоставить научное обоснование опыта, но и описать его сущность, охарактеризовать и проанализировать собственные наработки и педтехнологии. Желательно, если в качестве подтверждения эффективности выбранных методик воспитатель может продемонстрировать доказательства положительных изменений в воспитании и развитии детей, может сравнить поставленные цели и достигнутые результаты.

По завершению творческого выступления коллеги и выбранные среди них оппоненты задают воспитателю вопросы по тексту. Оценивая качество работы, учитывается также полнота и содержание ответов, которые дает педагог. В остальном оценке подлежит актуальность выбранной темы, способность педагога анализировать и обосновывать выбранный концепт, умение ставить цели и задачи работы, а также применять весь доступный методический арсенал для достижения поставленных целей. Коллеги и рецензенты оценивают новизну творческого и педагогического подхода, аргументированность нововведений и их соответствие поставленной проблеме.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду: примерная структура документа

Несмотря на общие черты и схожу структуру всей отчетной документации по самообразованию, не существует единого установленного образца. В каждом детском саду устанавливают форму отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , учитывая региональные или территориальные особенности, профиль учреждения. В документ оформляют результаты проделанной работы за выбранный отчетный период, как правило, один учебный год (однако при необходимости педагоги могут делать отчеты два или даже четыре раза в год). Курирующий методист или заведующий детского сада вправе вносить коррективы в текст отчета, а также использовать их для оформления отчетов о ходе проведения самообразования педагогов во вверенном ему учреждении.

Зачастую в детском саду уже есть установленная структура отчетной документации, в противном случае каждый вправе самостоятельно выбирать подходящий для него формат. Как правило, его оформляют в виде реферата или презентации, созданный с помощью любой подходящей компьютерной программы. Не зная, как оформить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ в виде реферата, достаточно следовать стандартным нормам оформления документации. Для написания используются документы формата А4, шрифт Times New Roman 14, расстояние между строками 1,15 и интервал 10 пт с обязательным форматированием по ширине. Страницы документа нумеруются, а список использованной литературы оформляется согласно действующим нормам работы с библиографией. Текстовую часть документа можно оформить в виде таблиц, в графах которых лаконично формулируют все этапы разработки темы.

В целом структура отчета произвольна, но она должна включать характеристику следующих моментов:

  1. Тема. Воспитатель должен обосновать целесообразность выбора конкретной темы, связь ее с целевыми ориентирами российской системы дошкольного воспитания, пояснить ее практическую ценность. На этом этапе важно подчеркнуть, на каких методиках и программах основывается выбор данной темы, ее взаимосвязь с предварительной работой воспитателя.
  2. Цели и задачи работы. Важно помнить, что цель самообразования - это не заполнение отчетов и формальные доклады, а повышение профессионального мастерства, раскрытие творческих способностей и личностных качеств, оптимизация образовательно-воспитательного процесса в учреждении. Задачи должно строго соответствовать поставленной цели, способствовать освоению современных педагогических технологий, практической апробации методик, эффективной работе с воспитанниками.
  3. Актуальность работы. Может опираться на результаты педагогического мониторинга или диагностики эффективности образовательной и воспитательной работы с детьми. Практическая деятельность воспитателя в ходе самообразования подразумевает мониторинг степени развития воспитанников, анализ условий, необходимых для разработки темы.
  4. Методическая база вопроса, проанализированная литература. Составляя список литературы, в него можно вносить не только профильные издания и монографии, но также публикации и книги по социологии, детской психологии, методике преподавания и воспитания. Оценивать выбранные пособия следует в контексте передовой педагогической практики и опыта работы с дошкольниками.
  5. Мероприятия, организованные для достижения поставленных целей, с подведением итогов по каждому из них. Дополнительно указывают принципы, приемы и методы работы. Воспитатель указывает занятия, кружковую работу, спортивные и игровые мероприятия, конкурсы, открытые мастер-классы и экскурсии, которые он провел для апробации или внедрения выбранной педагогической технологии. Если в ходе оформления отчетности он использует фотографии детей с мероприятий, по этическим и законодательным нормам они не должны передаваться третьим лицам и попадать в глобальную сеть без согласия на то родителей. За нарушение соглашения о персональных данных грозит уголовная и административная ответственность.
  6. Итоги работы над темой, рефлексия в рамках отчета по самообразованию воспитателя в детском саду по ФГОС . Крайне важно, чтобы воспитатель мог анализировать результаты своей работы, оценивать значение сделанных открытий для развития образовательно-воспитательного процесса в учреждении, указать, как его работа повлияла на уровень развития детей, развитость их навыков.
  7. Планирование работы на следующий год. Педагог намечает перспективы профессиональной деятельности.

Используя отчет о самообразовании, воспитатель может, не дожидаясь права на получения дополнительного профессионального образования, выявить недочеты в своей работе, пробелы в знаниях, а также заняться их устранением посредством посещения консультаций, вебинаров, семинаров, мастер-классов и заседаний методического объединения.

Отчет по самообразованию воспитателя: методическая помощь молодому специалисту

Молодым специалистам заведующие детского сада нередко рекомендуют взять разработку ту или иную тему для самообразования, чтобы продемонстрировать свою профпригодность и стрессоустойчивость. Заведующий предоставляет образец отчета по самообразованию воспитателя ДОУ и ожидает качественного выполнения задания. Начинающему педагогу справиться с ним может быть непросто, для этого необходимо основательно подойти к заданию. Если воспитатель допустит в отчете некоторые ошибки, в первый раз ему сделают замечание, во второй последствия будут серьезнее и неточности обернутся выговором, а в третий возможно даже увольнение.

Чтобы правильно сформулировать тему работы в отчете, необходимо взять за основу интересующую воспитателя проблему, область, в которой он испытывает затруднения. Для этого также можно использовать результаты педагогической диагностики или наблюдения за воспитанниками, учесть возраст детей, с которыми приходится работать.

Для разработки выбранной темы придется изучить не один, а десятки различных источников информации, включая справочники, журналы, электронные базы данных и форумы. Среди всей методической литературы целесообразно начинать поиск с базовых педагогических трудов, постепенно расширяя его к опыту коллег и педагогическим инновациям. Особую ценность имеют источники информации на других языках, поскольку использование опыта педагогов других стран позволит успешно развить образовательную систему РФ. Воспитателю важно научиться работать с библиотечными каталогами, корректно формулировать поисковые запросы в сети интернет, практиковать опыт сбора, обработки и систематизации информации.

Чтобы учесть все нюансы работы над темы, стоит пользоваться диктофоном или блокнотом, фиксируя в нем весь процесс. В остальном нужно:

  • кратко, лаконично и по существу описывать результаты работы над темой;
  • строго соблюсти сроки подачи отчетной документации;
  • указывать инновации и педагогические технологии, которые были открыты или апробированы;
  • демонстрировать творческую составляющую работы, креатив в разработке темы и составлении нестандартного отчета по самообразованию воспитателя в детском саду .

Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

    информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

    знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

    осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

    изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

    качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

    работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

    плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

    обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

    сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

    периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

    каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

    определить тему, конкретизировать цели и задачи;

    распланировать работу по самообразованию;

    грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

    подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельности

Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно-
диагностический
Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

    целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

    желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

    самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

    чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Рекомендации по решению
Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

    освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

    формирование базисного уровня профессионального мастерства;

    осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

    освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

    раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

    развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

    практика наставничества и помощи молодым специалистам;

    исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

    полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

    изучение азов методической работы с малышами;

    адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

    краткосрочные - проект реализуется в течение года;

    долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Социально-коммуникативная область:

    Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

    Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

    Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

    Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Художественно-эстетическая сфера:

    Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

    Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

    Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

    Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

    Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

    Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область:

    Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

    Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития:

    Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

    Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

    Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

    Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

    Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина - Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

    совершенствование профессиональных умений и навыков;

    изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

    практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

    подготовка конспектов и тезисов;

    проведение мастер-класса или тематического семинара;

    анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

    Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

    Все детали должны быть изготовлены аккуратно

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

    Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Ниже предлагается примерная форма отчёта по теме самообразования воспитателя детского сада "Формирование основ педагогического мастерства"

Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно (указать срок) , то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

...перечислить изученную литературу

Полезной оказалась информация на следующих сайтах:

...перечислить сайты-помощники

Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование основ педагогического мастерства» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашем детском саду (указать ФИО педагогов) .

В феврале текущего года мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада «Формирование основ педагогического мастерства». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы.

В том же месяце был организован открытый просмотр для педагогов нашего дошкольного учреждения (указать тему открытого занятия) . В результате просмотра, воспитатели детского сада сошлись во мнении, что педагогического опыта мне не достаёт, но педагогические способности имеются.

В марте я принимала участие в «Конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ», в котором заняла ... место в номинации «Педагогический дебют». Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, стало подтверждением тому, что я нахожусь на правильном пути, но, в то же, время показало, что мне есть к чему стремиться и на кого равняться.

В апреле-мае я впервые участвовала в подготовке и проведении проекта на тему: «Этот День Победы!» (указать тему своего проекта) . Подготовка проекта стало значимым событием в моей педагогической карьере, т.к. в короткий срок предстояло узнать самой и поведать детям о героях-земляках, пробудить у ребят интерес к истории России, вызвать у них гордость за свой народ.

Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».

Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.

МКДОУ «Карсинский детский сад»

Отчет по самообразованию в старшей группе за 2015-2016 учебный год воспитателя С. Н. Моториной по теме: «Игра,как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» выбрана тема мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования

«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
«Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
освоение современных технологий и методов организации игры;
классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
правильная организация и руководство игрой;
правильно сформулированная мотивация;
многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
формирование умения договориться о теме игры;
самостоятельное распределение ролей;
обсуждение основного развития сюжета;
подготовка игровой обстановки.

Оценка осознания детьми нравственных норм в старшей группе 2015 – 2016 учебный год . 1. Высокий уровень:
*начало учебного года - 20%
*конец учебного года - 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года - 30%
*конец учебного года - 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года - 50%
*конец учебного года - 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

В 2012- 2013 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность, как средство социализации дошкольников»
Эта тема выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Цель моей работы: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Прививать навыки общения и коллективного творчества;
2. Развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
3.Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;
4. Создать условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность.

Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме
(1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.,
2. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
3. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11. и т.д), посетила районное методическое объединение, на котором для себя узнала много нового и интересного.(Детский сад «Светлячок» п. Чишмы.Тема: “Театрализованная деятельность как универсальное средство коммуникации детей дошкольного возраста”).
В этом году мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада: «Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы. Также были проведены консультации для родителей на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству», была оформлена папка – передвижка «Новогодние костюмы». При помощи родителей были изготовлены пальчиковые театры, маски различных героев сказок, ширма для разыгрывания сказок.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила работу по театрализованной деятельности. Игры- импровизации имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, не подготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного сказочного героя и передают его настроение так, как понимают сами.
Разыгрывание этюдов позволяет, используя игровую природу ребенка, путем наглядности объяснить, как и в каком случае нужно себя вести, чтобы суметь быть принятым в коллективе и противостоять грубости. Театрализованная деятельность позволит раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках, как в детском саду, так и на сценах.
В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка. От того,как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию