Парламент и политическое влияние лоббизм. Лоббизм - это что? Плюсы и минусы лоббизма

Лобби (как субъект воздействия) - многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения.

Сформировать лобби - значит организовать устойчивое институциональное воздействие (лоббистскую кампанию) на власть посредством консолидации лоббистов для достижения конкретных политических результатов Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009-2011. С. 345..

Термин «лобби» имеет англоязычное происхождение, хотя в английский язык он пришел из средневековой латыни. Еще в XVI веке данное слово использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях.

Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobia». Столетие спустя словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Переход чисто церковного слова в светско-парламентский обиход связан, с тем, что во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили не регулярно, в разных помещениях и даже городах. В средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества именно в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Westminster, что можно перевести как «западная монастырская церковь» Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009-2011. С. 346..

Политический оттенок термин приобретает в конце XVIII века в Соединенных Штатах Америки. Первая поправка к Конституции США, в которой декларируется право граждан США «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб», впервые заложила основу для развития явления через систему правовых норм. Уже в 1808 году слово «лобби» было впервые зафиксировано в протоколах Конгресса США десятого созыва. А примерно с середины IXX века «лобби» и производные от него становятся одними из самых употребляемых в американском политическом лексиконе. Именно в это время под ним стали понимать место, где заинтересованные лица могли донести свою позицию до членов Палаты представителей и сенаторов. Согласно правилам вход в зал заседаний им был запрещен. Именно потому, что «просители» не могли пройти дальше холлов и приемных, их назвали лоббистами. Чаще всего таким местом выступала прихожая нижнего этажа здания Капитолия штата Олбани. В этом месте представители общественных кругов и организаций получали возможность встречаться и оказывать влияние на представителей власти.

Но существуют и другие мнения. Так в некоторых российских и зарубежных источниках распространение термина «лобби» связывают с вестибюлем гостиницы «Виллард» (Willard InterContinental Washington) в Вашингтоне. В этой гостинице останавливались приехавшие на сессию парламентарии на рубеже 18-19 веков. Именно в вестибюле этой гостинице, лоббисты могли донести свое мнение по поводу принятия того или иного закона.

Практически в тоже время происходит и профессионализация явления. Во времена президентства У.С. Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в Соединенных Штатах 1861 - 1865 годах, возникает специальный институт посредников-профессионалов, которые стали брать на себя задачи лоббирования интересов заинтересованных групп.

Самым ранним зафиксированным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования покупки американским правительством Аляски.

Существует другая трактовка термина: Лобби (близко к понятию «кулуар») - это неофициальное место консультаций относительно политических решений, которые предстоит принять в официальном порядке в будущем Политология: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 115..

Группы интересов (давления) и лобби. Группа интересов для достижения конкретных результатов для своих членов, формально не становясь группой давления, и тем самым, не проводя самостоятельно активных действий, может обратится к профессиональным посредникам, которые, обладая определенными навыками, обеспечат принятия необходимых законодательных и административных решений. В таком случае профессиональные посредники становятся эффективным инструментом групп интересов в достижении своих целей в политическом процессе. Стоит отметить, что в странах с развитой системой представительства интересов, под термином профессиональный посредник чаще всего понимается профессиональная лоббистская фирма - коммерческая организация, осуществляющая на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти. В США, Канаде, Австралии, Польше, Европейском Союзе и ряде других стран деятельность лоббистских фирм законодательно регулируется: существует жесткая отчетность о клиентах и контрагентах фирмы, суммах, потраченных на политическое влияние и пр.

Дж. Макконелл, давая характеристику группам давления в США, напрямую связывает их активную роль и эффективность с профессиональными лоббистами: группа давления - пишет он - защищая определенные материальные, социальные, духовные и другие интересы, использует помощь платных агентов, нанятых для воздействия на законодательных и должностных лиц Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009-2011. С. 350..

Н.Г Зяблюк, исследую активность заинтересованных групп в США, четко определяет, что «заинтересованная группа, став группой давления, может одновременно быть собственно лоббистом, если осуществляет давления сама, но может и не быть им, если функции осуществления переданы другим группам Зяблюк Н.Г., США: лоббизм и политика. - М.: Мысль, 1976. С. 237..

Таким образом, выстраивается следующая цепочка: заинтересованная группа - группа давления - лоббистская организация».

Развивая тезис Зяблюка, необходимо ответить на вопрос: каково соотношение терминов группа давления и лобби, лоббист? Как было обозначено выше, субъектами групп давления является любая организационная группа, оказывающая в интересах своих членов воздействие на органы государственной власти. Лобби же следует понимать как многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения. Расширение состава участников лоббистской деятельности до субъектов групп давления лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти.

Российский ученый Алексей Автономов, рассуждая о субъектных границах лоббизма, предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями» Автономов А.С., Азбука лоббирования. - М.: Права человека, 2004. С. 178.. Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.

Таким образом, в данном контексте, термин «группа давление» стоит понимать как более широкое к термину «лобби» политическое явление. Лобби - это только часть группы давления, со специфическими для лобби субъектами. Сформировать лобби - значит организовать устойчивое институциональное воздействие на власть посредством консолидации лоббистов для достижения конкретных политических результатов.

ЛОББИЗМ В ПОЛИТИКЕ

Благодарное дитя специальных интересов
Лоббизм - национальный спорт американцев
Владимир Абаринов

1. Зарождение лоббизма.

После банкротства в 1889 году Всеобщей компании Панамского межокеанского канала в США была основана Новая компания Панамского канала. Инициатива сооружения водного пути перешла к Вашингтону, которому, с его точки зрения, и принадлежала по праву - на основании доктрины Монро. Начавшаяся вскоре испано-американская война всецело подтвердила ключевое стратегическое значение будущего канала. В 1899 году президент Уильям Маккинли назначил комиссию для определения оптимального маршрута.

Комиссия заседала вплоть до 16 ноября 1901 года, тщательно изучая панамский и никарагуанский проекты, и в конце концов высказалась в пользу Никарагуа. На том и порешили: 9 января 1902 года палата представителей конгресса громадным большинством (308 голосов против 2) приняла билль Хэпберна (по имени автора законопроекта, республиканца от Айовы и председателя комитета по междуштатной и внешней торговле), предоставивший правительству полномочия на ведение переговоров с Никарагуа и ассигновавший 108 млн. долларов на строительство.

Однако уже в том же месяце, 28 января, сенатором от Висконсина Спунером в сенат была внесена поправка к биллю, которая на самом деле оказалась "поправкой взамен", поскольку предписывала строить канал через территорию Панамы. В июне она была принята под мощным давлением финансовых кругов 42 голосами против 34. Панама была в то время департаментом Колумбии, парламент которой отказался ратифицировать договор о канале. Правительство США оказало поддержку панамским сепаратистам. В декабре 1903 года Панама была провозглашена независимой республикой, и через две недели Вашингтон заключил с ней соглашение о сооружении канала. Строительство обошлось в итоге в 387 млн. долларов. Поправка же Спунера вошла в американскую историю как "блестящее достижение лоббизма".

2. Американский лоббизм.

Лоббисты в Америке существуют столько, сколько существует конгресс. Собственно говоря, лоббизм есть неотъемлемая часть американской политической машины. Об этом хорошо сказал Вудро Вильсон: "Правительство Соединенных Штатов - благодарное дитя специальных интересов. Ему непозволительно иметь свои собственные".

Глупо отрицать, что в прошлом веке, особенно в его "позолоченный" период (см. Марка Твена и Чарльза Дадли Уорнера) в этой сфере царил беспредел и процветала коррупция. Именно благодаря беззастенчивым манипуляциям корпораций самое слово "лоббизм" приобрело негативную окраску. Но параллельно с закулисными махинаторами постоянно действовали grassroots movements - альтернативные движения. Они боролись против масонов, рабства, дискриминации женщин и иммигрантов, за выпуск ассигнаций, за сухой закон. И добивались успеха. После второй мировой войны grassroots вышли на политическую сцену страны в небывалом доселе масштабе и разнообразии. Феминистки, гомосексуалисты, экологисты, "моральное большинство", сторонники и противники легализации марихуаны - все они с точки зрения американской политической культуры лоббисты, поскольку пытаются воздействовать на процесс принятия решений законодательной или исполнительной властью.

Деятельность лоббистов в США регламентирована законодательством, но законов на эту тему до смешного мало. Их всего два и одна поправка. Закон 1946 года (Federal Regulation of Lobbying Act), в соответствии с которым лоббист обязан, во-первых, зарегистрироваться, во-вторых, четырежды в год представлять соответствующим органам свой финансовый отчет. Поправка Бёрда, запрещающая использование в лоббистских целях федеральных средств (если получателем средств федерального бюджета, хотя бы даже в виде гранта, является организация, никто из ее сотрудников заниматься лоббизмом не имеет права). Закон 1995 года (Lobbying Disclosure Act), строго лимитирующий подношения законодателям. Считается также, что конституционное право на лоббизм закреплено в Первой поправке, где сказано, что конгресс не должен ограничивать "право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений".

Набор приемов официального лоббиста весьма разнообразен. Они выступают на слушаниях перед законодателями. Хватают их за пуговицу в коридорах конгресса, отелях, приемах и везде, где придется. В огромных количествах пишутся письма и петиции в поддержку того или иного решения, для чего в особо важных случаях организуются специальные кампании. Само собой разумеется, в Интернете публикуются готовые тексты - только вбей свое имя и кликни кнопку "послать". По телевизору то и дело можно видеть клип, в котором объясняют, например, что Китай использует труд заключенных, а потом говорят: звоните вашему конгрессмену (сенатору, министру, президенту) по такому-то телефону, скажите ему, что вы думаете о предоставлении Китаю привилегированного торгового статуса и его вступлении в ВТО.

"Что хорошо для General Motors, хорошо для страны", - заявил в 1952 году сенатскому комитету кандидат на пост министра обороны Чарльз Уилсон - и был утвержден. В советские времена у нас привыкли цитировать эту фразу как пример беспредельного цинизма, но теперь под ней подпишется любой русский предприниматель, поставив, впрочем, на место GM название собственной фирмы. Отечественный бизнес, разумеется, надо поддерживать и защищать. Проблема в том, что его интересы противоречивы даже в пределах одной отрасли. Но есть еще профсоюзы, есть объединения потребителей, защитники флоры и фауны, лобби иностранных компаний и правительств.

В списке журнала Fortune первые места по признаку влиятельности занимают Национальная оружейная ассоциация Америки, Американо-израильский общественный комитет, профсоюзное объединение АФТ-КПП (AFL-CIO), Торговая палата и Национальный комитет за право на жизнь. Далее следуют национальные ассоциации учителей, рестораторов, банкиров, губернаторов, промышленников, риэлтеров, строителей, кинопроизводителей, оптовых торговцев пивом, фермеров, грузчиков, работников автомобильной промышленности и страховщиков. Высокую активность проявляет в последнее время лобби онлайновой торговли, блокирующее налогообложение своих операций. Недавно в связи с многомиллионным групповым иском пострадавших от асбеста активизировалось асбестовое лобби. И так далее. С 1979 года американские лоббисты объединены в свою лигу.

По закону 1995 года, законодатель в год имеет право получить из одного и того же источника подарки на сумму не более 100 долларов. Цена одного предмета не должна превышать 50 долларов. Гонорар за публичное выступление не может составлять более 2000 долларов. Клинтон, кстати, подписал закон в канун Рождества, но вступил он в силу с 1 января следующего года. Так что конгрессмены смогли в последний раз получить привычные предпраздничные подношения, которые в СССР назвали бы продуктовыми наборами. А бывает ведь еще и Пасха, и день рождения, по случаю которого имениннику полагался дармовой торт.

Все это, впрочем, приятные, но мелочи. Куда важнее избирательные кампании. Львиную долю средств законодатели получают от комитетов политического действия (PAC), которые и есть не что иное, как лобби. Причем в отличие от индивидуальных пожертвований сумма взносов РАС не ограничена.

Особый вопрос - деятельность бывшего государственного чиновника. В 1997 году под следствие ФБР угодил не кто-нибудь, а отец Дейтонского мира Ричард Холбрук, нынешний посол США в ООН. Выйдя после подписания мирных соглашений по Боснии в отставку, он вернулся на Уолл-Стрит, в банк Credit Suisse First Boston, и уже в новом качестве вступил в контакт с бывшими коллегами по госдепартаменту. Между тем такие контакты до истечения определенного срока возбраняются.

Само собой разумеется, что никто не может запретить Холбруку частные встречи за кружкой пива, но лоббирование интересов фирмы - другое дело. Нам ли не знакомы ситуации, когда бывший высокопоставленный чиновник немедленно поступает на службу к частному капиталу, что называется, "за записную книжку" и тотчас начинает конвертировать свои связи в высоких сферах. Холбруку, в частности, вменялись в вину встречи с американскими дипломатами в Венгрии и Южной Корее. Однако агенты ФБР криминала в его действиях не обнаружили, о чем и доложили начальству. Тем не менее министерство юстиции предложило Холбруку сделку: признание своей гражданской ответственности и штраф в обмен на прекращение дальнейшего расследования. Но дипломат категорически отказался и от штрафа.

Настоящий фестиваль лоббизма начинается в Вашингтоне, когда конгресс получает президентский проект очередного бюджета. К дележу казенного пирога поспешают все. Отчаянный торг ведет каждый конгрессмен. Видимую часть айсберга являют собой команды переговорщиков Белого дома и конгресса. Почти всегда в последние годы битва затягивается, правительству в наступившем фискальном году нечем оплачивать свои счета, и конгресс еженедельно особым постановлением выделяет ему необходимые средства.

4. Лоббизм по - Российски.

Слово "лоббизм" еще недавно считалось в нашем политическом лексиконе едва ли не ругательным. Это и неудивительно. Под лоббизмом у нас чаще всего понимается стремление некой отраслевой, региональной или корпоративной группы "протолкнуть" через парламент выгодный ей закон или добиться нужного решения от органов исполнительной власти, не останавливаясь при этом и перед откровенно незаконными действиями. Результаты такой "лоббистской" деятельности нередко противоречат интересам национальной экономики в целом.

Однако сейчас, похоже, предпринимаются серьезные попытки реабилитировать как само понятие, так и стоящее за ним явление. Основной пафос большинства выступлений на конференции заключался в стремлении показать, что различные формы закулисного давления и "пробивания" нужных решений, столь распространенные у нас сегодня, еще не есть подлинный, цивилизованный лоббизм в том виде, в каком он существует в развитых странах мира. Там лоббизм как раз важный элемент согласования интересов в обществе, инструмент обратной связи между государством и субъектами экономической деятельности. Чтобы прийти к подобному положению, нужно, во-первых, дать лоббизму законодательную базу, а во-вторых, поставить лоббистскую деятельность на профессиональную основу. Сейчас экспертами Государственной Думы и Института государства и права РАН подготовлен законопроект, предусматривающий создание специальных лоббистских организаций, представляющих определенные интересы. Такие организации подлежат регистрации в Минюсте, после чего они могут аккредитовать своих представителей при соответствующем органе власти. По мысли разработчиков закона, это позволит придать лоббизму открытый характер - появится возможность знать, кто и какие интересы представляет. Впрочем, пока в проекте не прописаны четко механизмы его реализации. К тому же появление "легального" лоббизма не приведет к автоматическому исчезновению его "теневых" и откровенно криминальных форм.

Если же закон будет принят, возникнет вполне конкретная проблема - кто составит когорту "официальных" лоббистов? Константин Токарев, генеральный директор Национальной ассоциации лоббистов, считает, что лоббист - это специалист, хорошо знающий определенный сектор рынка и на постоянной основе защищающий в государственных органах интересы его участников. Во время законодательной работы лоббист сможет стать для депутата ценным помощником, подготовить ему экспертную оценку по конкретной проблеме. Как видим, это сильно отличается от привычных картин российского лоббизма. Сейчас, однако, многие компании, прежде всего из-за слабого менеджмента, просто не готовы четко сформулировать и грамотно защищать свои интересы. Для правильной постановки дела необходимо организовать специальную подготовку лоббистских кадров.

Создание слоя профессиональных лоббистов само по себе не решит проблему. Вопрос гораздо сложнее. Одной из основных причин расцвета в современной России "теневого" лоббизма является специфика сложившегося в России политического режима. Среди его черт - отсутствие четкого понимания целей государственной политики. В условиях, когда нет осмысленной и целенаправленной воли, отдельные части государственного механизма остаются как бы предоставленными сами себе и становятся легкой добычей наиболее могущественных групп давления, к примеру, тех же самых олигархов. Эту ситуацию многие называют "приватизацией государства". Слабое и неэффективное государство не заинтересовано в объективной информации о положении дел в экономике, которую оно могло бы получить при условии налаживания нормального диалога с различными группами интересов. По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, отказ от такого "экономического барометра" провоцирует лоббистов на уход в "тень" и создает почву, благоприятную для коррупции.

Как изменить ситуацию? На этот счет существуют различные точки зрения. Сергей Марков, директор Института политических исследований, считает, что с приходом к власти Владимира Путина начнется "национализация" ранее "приватизированного" государства, так как Путин склонен к управлению в стиле западного менеджера и потребует от всех органов четкого и согласованного выполнения поставленных перед ними задач. Более пессимистичен председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Сергей Глазьев. По его мнению, оздоровление отношений между властью и бизнесом невозможно без таких изменений действующей Конституции, которые поставили бы исполнительную власть под контроль общества и парламента, а также обеспечивали самостоятельность правоохранительных органов. Это позволит покончить с "особыми клиентами" власти, которые обладают политическим влиянием и пользуются им для решения своих корпоративных проблем.

Впрочем, названные обстоятельства, мешающие цивилизованному согласованию экономических интересов различных групп, слишком серьезны, чтобы их можно было бы решить принятием нового закона или сменой лидера. Пока в развитии российской государственности явно преобладает "олигархический тренд", а о равноправии всех участников рынка перед лицом государства остается только мечтать.

  • Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby - кулуары) - вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определенных решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (или не принять) нужное решение. Кроме того, лоббизм может также осуществляться на уровне межгосударственных образований - например, в органах Евросоюза. Методы лоббизма бывают законными и незаконными. К первым относится подача петиций, массовая рассылка писем в органы власти, проведение экспертизы законопроектов для государственного органа, проведение информационной кампании по обработке общественного мнения. В некоторых случаях законным методом лоббизма является оказание финансовой поддержки государственному политику - например, путем финансирования его избирательной кампании или не запрещенное законом внесение средств в благотворительные и иные проекты, которые связаны с ним. К незаконным методам относится прямой подкуп политиков и иное их финансирование, прямо запрещенное законом. Объективно существование лоббизма связано с двумя факторами: наличием в обществе групп интересов и потребностью органов власти в экспертной информации, которую они не могут удовлетворить самостоятельно. Поэтому лоббизм менее развит в тех органах власти, которые обладают возможностью получать экспертную информацию от собственных или подчиненных им структур. Например, Совет Европейского союза, члены которого получают необходимую информацию от национальных экспертных органов, намного менее подвержен лоббизму, чем депутаты Европарламента, которые такой возможностью не обладают. Фактором, облегчающим лоббизм, является выборность должностных лиц населением, так как выборное лицо нуждается в финансировании своей кампании и в обеспечении благоприятного имиджа среди избирателей.

    По правовому регулированию лоббизма страны делятся на три группы. В первой группе (Канада, США) лоббизм жестко регламентирован законодательством, а лоббисты в обязательном порядке регистрируются и отчитываются о своей деятельности. Во второй группе (некоторые страны Европы) лоббизм полностью (или только в отдельных органах власти) регулируется в рамках мягкого права, регистрация лоббистов необязательна. В третьей группе стран (к ней относится большинство современных государств) лоббизм не регламентирован специальным законом. Однако во всех странах (вне зависимости от того, есть ли в их национальном законодательстве понятие «лоббизм») правовой основой лоббизма является закрепленное конституционным актом право на подачу петиции в орган власти.

Политический смысл лоббизма. Ступени системного процесса лоббирования. Парламентаризм как политический источник лоббизма в Великобритании. Американская модель лоббизма. Специфика российского лоббизма.

Дефиниция «лоббизм» обозначает деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказать влияние на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решений. Основными факторами, определяющими сущность лоббизма, являются групповые интересы и государственные органы власти. В целом явление лоббизма необходимо рассматривать в зависимости от степени открытости и демократичности политической системы. В рамках теории лоббистского плюрализма считается, что групповые интересы многочисленны и конкурируют между собой, самостоятельно определяют свои интересы и выбирают лидеров . Теория лоббистского корпоративизма предполагает иерархическую упорядоченность и ведущую роль государства в выявлении и организации интересов .

Американские политологи считают, что главная роль лоббизма заключается в том, чтобы представлять интересы граждан перед государством, осуществлять политическое участие в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики; повышать образовательный уровень, заинтересовывать как членов своих организаций, так и государственных чиновников, общественность в целом; участвовать в создании новых инициатив для госаппарата; следить за выполнением принятых государственных программ по решению тех или иных проблем.

Лоббизм предполагает как деятельность профессионалов, так и общественных организаций. По мнению известного американского политолога Д. Трумэна, лоббизм - это естественное право граждан представлять свои интересы при помощи лидеров групп влияния . В американском юридическом словаре лоббисты рассматриваются как люди, которые действуют на профессиональной основе и убеждают законодателей принимать нужные и отклонять невыгодные для них либо для их клиентов законы .

Британский исследователь К. Кумс отмечает, что в западной политологии лоббизм определяется, с одной стороны, как возможность реализации прав каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству, с другой стороны, как деятельность профессиональных сотрудников, нанятых определенными группами для представления их интересов в процессе формирования государственной политики .

С. П. Перегудов и Н. Ю. Лапина в коллективной монографии «Группы интересов и российское государство» трактуют лоббистскую деятельность как «совокупность целенаправленных усилий групп интересов по продвижению своих требований в органах власти и управления различного рода» .

В условиях развитой системы функционального представительства и высокого уровня агрегирования групповых интересов лоббистские группировки, выступающие от имени широкого спектра интересов, действуют на сравнительно узком пространстве нормотворческой инициативы. Результатом борьбы разнонаправленных группировок оказывается выравнивание баланса сил, что нс даст возможности одним интересам добиваться своих целей за счет других. Западные исследователи уже не раз обращали внимание на то обстоятельство, что соревновательность интересов является важнейшей основой фундамента гражданского общества.

Политический смысл лоббизма заключается в том, что:

  • лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством, прежде всего в сфере обмена информацией;
  • лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов, позволяет выработать способы и механизмы сопоставления специфических интересов отдельных граждан и лиц, определить их приоритетность;
  • лоббизм дополняет систему парламентского представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности; через систему и практику лоббизма получают свое выражение и представительство в общенациональном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными .

Лоббизм, таким образом, это нс просто артикуляция и представление интересов тех или иных групп во властных структурах. Это процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической. Лоббизм как форма продвижения группами своих интересов - феномен, характерный в той или иной степени для любых политических систем. Характер системы и каналов взаимодействия общества и государства определяет удельный вес лоббизма в механизмах этого взаимодействия .

Необходимо обратить внимание на то, что системный процесс лоббирования предполагает следующие ступени :

  • формирование конкретного интереса;
  • определение лоббистской цели;
  • организационное оформление субъекта, осуществляющего лоббистскую деятельность;
  • определение форм, методов и способов осуществления лоббистской деятельности;
  • выявление адресата давления - объекта лоббистской деятельности;
  • организацию лоббистского давления;
  • результат лоббирования;
  • последствия от принятия и исполнения решений или непринятия решения .

Организации, занимающиеся лоббированием групповых интересов, используют методы, предполагающие возможность проследить реализацию лоббируемого вопроса до конца. Предоставление необходимой информации во властные структуры обеспечивает подачу сведений по лоббируемому вопросу в наиболее выгодном свете. Важный и достаточно часто используемый метод организованных лоббистов - предоставление готовых законопроектов с одновременной разработкой определенной стратегии продвижения данного законопроекта по многочисленным ступенькам законодательного процесса, отстаивание позиций своей заинтересованной группы по продвигаемому законопроекту.

Кроме того, профессиональные лоббисты, имеют разнообразные связи в государственных органах власти и большие возможности для неформальных контактов, и это является, как правило, привилегией бывших государственных деятелей и служащих, ушедших в лоббисты. Разумеется, результативность деятельности организованных лоббистов в достижении их групповых интересов гораздо выше, чем у граждан, выступающих в качестве индивидуальных лоббистов своих или даже общественных интересов .

Помимо традиционного инструментария при лоббировании используются такие методы и возможности, как создание общественного мнения, рейтинги. Создание общественного мнения - эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он квалифицированно подается в средствах массовой информации.

Для понимания генезиса политической сущности лоббизма целесообразно рассмотреть опыт Великобритании, где, согласно общепринятому мнению, зародилось это явление. Анализ генезиса лоббизма в Великобритании предполагает исследование структуры парламентской власти и той роли, которую играет лобби в принятии законодательных решений. Первоначально парламент возник как место совещания с духовными и светскими лордами, прообразом его являлся Королевский совет. Длительное время обе палаты парламента были равны в своих законодательных правах. Положение изменилось во второй половине XIX - начале XX в., когда в результате парламентских реформ верхняя палата фактически была превращена в консультативный орган. Таким образом, современный английский парламент - это преимущественно палата общин. В настоящее время она насчитывает 650 членов, выбранных по принципу относительного большинства. Достоинство подобной модели состоит в том, что она создает основу для формирования двухпартийной системы, смысл которой заключается в попеременном нахождении у власти двух партий. Именно эта система стала одной из причин стабильности государственного строя и мягкой смены политического курса в этой стране. Таким образом, процесс лоббирования и вся направленность корпоративных интересов строится вокруг двух ведущих политических партий.

К разработке законопроектов привлекаются лидеры большинства в парламенте, правительственные юристы; подготовку и прохождение законодательных актов контролирует ряд правительственных комитетов. На данном этапе и осуществляются контакты с заинтересованными лицами - лобби. При этом английский лоббизм, в отличие от США, менее силен, менее урегулирован законодательно и концентрируется не в Вестминстере, где заседают английские законодатели, а в районе Уайт-холла, где располагаются важнейшие правительственные учреждения.

При существующей в Великобритании организации власти парламентский контроль над правительством не является достаточно эффективным. Парламентскому большинству приходится контролировать как бы самого себя. Тем не менее политические традиции и гражданское общество не позволяют развиться злоупотреблениям, которые могли бы возникнуть при данной организации власти в контексте иной политической культуры .

Для анализа генезиса лоббизма и новых тенденций его развития представляется показательным также опыт США - страны, имеющей политико-правовые основы развития данного явления. Анализ этой модели позволяет выявить важную особенную деталь: американская модель лоббизма более открыта и не только связана с партийными процессами, но в первую очередь нацелена на лоббирование интересов финансово-промышленных групп.

В 2000 г. в США на оплату деятельности лоббистов было потрачено почти 1,6 млрд долл. В настоящее время в одном только конгрессе действуют более 15 тыс. официальных лоббистов. Из них более тысячи - представители зарубежных компаний и фирм . В 2000 г. лоббистской деятельностью занимались 129 бывших членов конгресса США, - в большинстве своем они представляли интересы крупных корпораций. Согласно закону бывший конгрессмен может заниматься лоббизмом через год после того, как он перестанет заниматься законодательной деятельностью.

Предпринимательские круги представлены такими ассоциациями, как Торговая палата США (объединяет около 30 тыс. штатных и местных палат), Национальная ассоциация промышленников (членами являются 75 % всех промышленных компаний США), Национальная федерация независимого бизнеса (500 тыс. компаний), Национальная ассоциация малого бизнеса (400 тыс. компаний) .

Лоббистские фирмы действуют на всех уровнях власти в США. Согласно определению, данному Lobbying Disclosure Act, принятому в 1995 г., лоббистом считается человек, который тратит не менее 20 % своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5 тыс. долларов в течение шести месяцев. Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны регистрироваться в органах власти, при которых они действуют .

Общественные организации как в США, так в большинстве европейских стран выступают в качестве лоббистских объединений. Они собирают информацию по интересующему их вопросу и передают ее представителям средств массовой информации; их задача заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности и сформировать определенное общественное мнение. Средства массовой информации информируют общество о политических кампаниях и мнениях конкурирующих политиков и организаций. Для поддержки избирательных кампаний создаются избирательные группы поддержки. Деятельность лоббистов в пользу избирательных групп поддержки осуществляется по следующим направлениям:

  • сбор информации о ситуации, сложившейся в законодательных органах власти, выработка рекомендаций стратегии и тактики работы с ними, проведение рекламных и пропагандистских кампаний;
  • осуществление связи с местными комитетами политических партий с целью донести до них требования групп особых интересов, включить эти требования в программы партий, договориться о поддержке определенных кандидатов;
  • поддержка связи с законодателями, общественная экспертиза в подготовке законодательных актов, привлечение экспертов;
  • распределение средств, полученных от жертвователей;
  • организация социологических исследований и опросы общественного мнения.

Таким образом, лоббизм как политический феномен является важнейшей формой представительства интересов общества и предполагает деятельность отдельных лиц или заинтересованных групп по продвижению своих интересов в органах власти.

О том, что такое лоббизм, наиболее подробно могут рассказать политики и политологи, ведь именно в такой деятельности регулярно приходится лоббировать интересы какой-либо группы. В целом понятие обозначает именно это - продвижение некого социального сообщества, его интересов, деятельности через госорганы. Лоббизм - область ответственности негосударственных сообществ, учреждений, организаций, если они готовы поддержать интересы некоторой социальной группы.

Что это и зачем?

Понимая, что такое лоббизм, человек, занимающийся этим видом деятельности, может наиболее эффективно представлять интересы некоторого сообщества, чтобы их учитывали, формулируя решения государственного уровня. Это распространяется на деятельность самых разных госорганов, в том числе корректирует возможности по формулированию законов. Лоббисты, добиваясь поставленных целей, могут стимулировать более быстрое принятие решений по вопросу или вынудить отложить рассмотрение, замедлить. Отстаивая интересы своей группы, такие активисты могут активно препятствовать вступлению в силу постулата, озвученного каким-либо госорганом.

Любой современный лоббист, принимая участие в политическом, законотворческом и иных процессах, важных на местном или государственном уровне для некоторой категории лиц, прекрасно понимает, что такое лоббизм и ради чего он этим занимается. Деятели отлично знают, какие госрешения будут в их интересах, какие им противоречат, поэтому должны быть замедлены. Такие лица могут заставить государственную систему учитывать общественные интересы. На практике лоббизм чаще всего рассматривают применительно к сфере формулирования, приема, введения законодательных актов.

Реальность и стереотипы

Если спросить обывателя в нашей стране, что такое лоббизм, скорее всего, в первую очередь припомнят коррупцию и использование «нечистых» денег для продвижения интересов группы населения в ущерб всем прочим. Такое мнение действительно широко распространено. Многие исследователи темы отмечают, что и в других державах нередко стереотипы такие же. Несмотря на уверенность, что в основе деятельности лежит взяточничество и пренебрежение законами, в реальности термином принято обозначать многоплановое и исключительно сложное явление, которое в некоторых случаях действительно может сочетаться с нарушением установленных обществом правил, но чаще происходит в полном соответствии с ними.

Если рассматривать это на практике, можно сравнить лоббизм со следующей ситуацией: понятие торговли, к примеру, столь же разноплановое, и одни соблюдают законы, а другие продают запрещенные товары. Нельзя осуждать явление торговли в целом только по причине несоблюдения правил некоторой конкретной группой населения (например, сбытчиками запрещенных наркотических веществ). Аналогичная ситуация складывается и с понятием лоббизма: пока одни активисты действуют строго в рамках закона, другие не гнушаются никакими методами ради достижения поставленной цели. Конечно, это бросает тень на саму отрасль деятельности как таковую, в то же время нельзя объединять всех лоббистов в эдакое «зло».

Важный элемент социальной жизни

Можно ли запретить лоббизм только по причине того, что отдельные деятели бросают тень на всю сферу в целом? Как отмечают многие исследователи этой области, лоббировать интересы тех или иных социальных групп совершенно естественно для нашего общества. Это обусловлено структурированностью, иерархичностью социума и заинтересованностью всех и каждого в улучшении условий существования. Лоббизм как явление совершенно неотъемлем от человеческого сообщества, всегда был и будет элементом нашей цивилизации. Конечно, само слово появилось относительно недавно, но именно явление свойственно было и нашим предкам многие столетия тому назад.

Нельзя отрицать тот факт, что продвижение интересов в некоторых ситуациях основано на не слишком легальной деятельности. Всегда находятся люди, готовые ради достижения поставленных перед собой целей «идти по головам», попирать закон и совершать аморальные поступки. Это явление, к сожалению, характерно для нашего сообщества, его сложно исключить в силу самой природы человека.

Скандалы, интриги, расследования

Специфическая область деятельности, связанная с возможностью лоббировать интересы, отличается тем, что активисты ее всегда на виду у общественности. Их гораздо проще «поймать за руку» при совершении неблаговидных или противоречащих законам поступков. По этой причине регулярно разгораются скандалы в самых разных державах, причем первоисточником всегда становится предосудительное поведение некоторого общественного деятеля, представителя какого-либо сообщества. Такие ситуации манят СМИ, словно мед, к которому мгновенно слетаются мухи, а в условиях современности, когда новости по всему миру распространяются со скоростью течения тока по проводам, скандалы разгораются откровенно нешуточные. Пишут, говорят о них много, и за такой шумихой многие просто не обращают внимания на рутину.

Что представляет собой рутина лоббиста в государственных органах? Это такая повседневная активность по защите интересов некоторой социальной группы законными методами, которая не привлекает пристального внимания журналистов. Как результат, о ней редко пишут, поэтому общество практически не слышит о «правильных» лоббистах, за исключением разве что тех моментов, когда активисты достигают действительно серьезных успехов в резонансных вопросах. Такой перекос привел к некорректному формированию понимания термина «лоббизм» в широких массах. В некоторой степени это устраняется образовательными программами в университетах и институтах, но в настоящий момент политическая, правовая грамотность населения в нашей стране (и не только) все равно оставляет желать лучшего.

Права и возможности

Каждый гражданин нашей страны, как это декларировано Конституцией, имеет право принимать участие в управлении державой. Один из путей реализации такого права - политический лоббизм. Некий человек, озадаченный важным для социальной жизни вопросом, может найти единомышленников, готовых подержать его позицию, объединить их в сплоченную группу и начать лоббировать интересы, тем самым корректируя деятельность различных инстанций, органов, в том числе принимающих законы державы. Известен набор методик, техник, позволяющих наиболее эффективно влиять на Думу и отдельных персон, имеющих реальную власть.

Общественные организации, вступающие в контакт с государственными органами, получают довольно широкие возможности. Можно разработать индивидуальный подход, который сделает активность более эффективной и результативной. Используя правильные слова и формы действия, можно привлечь на свою сторону большие народные массы, тем самым усилив свою позицию и влияние на творящих закон должностных лиц. Многие специалисты отмечают, что в нашей стране развитие этой области социальной активности до сих пор идет слабыми темпами в силу недостаточности регулирования такой деятельности законами, общепринятыми правилами. Звучат оценки относительно существенного повышения эффективности, пользы лоббистов, если удастся принять регламентирующие их деятельность правовые нормы, тем самым структурировав эту область.

Законы и их отсутствие

Как заверяют правоведы, специалисты по законности, юристы, именно недостаточность формулировок в действующем законодательстве не позволяет сделать интересы лоббизма более официальными, а сам этот род деятельности - строго упорядоченным. Закон не признает такую общественную активность как важный элемент влияния на формулирующих правовые акты политиков. Как следствие, заинтересованные в продвижении своей позиции люди прибегают ко всем доступным методам и способам, лишь бы привлечь внимание к конкретной области, интересу, вопросу. Незаконные деяния действительно довольно широко распространены. Многие оправдываются следующим образом: если законные подходы не работают, приходится выкручиваться так, как получается. На основании этого звучат прогнозы относительно упорядочивания этой сферы, повышения ее эффективности, если на государственном уровне удастся принять соответствующие нормы.

Лоббизм в России действительно нуждается в правовом регулировании на высочайшем (федеральном) уровне. Юристы, правоведы многих стран придерживаются той же позиции относительно своих держав. Предполагается, что введение эффективных и справедливых правовых норм поможет всем и каждому в равной степени успешно продвигать собственные интересы. Имея реальные права, причем такие же, как и у других представителей этой же группы, лоббисты смогут упорядочено работать, распределять обязательства, создавать оптимальные условия и эффективно взаимодействовать с госструктурами и отдельными должностными лицами.

Начинаем работать: первые шаги

Слово «лоббировать» подразумевает сложную многоэтапную деятельность, позволяющую защитить интересы некоторой группы и привлечь внимание общественности к проблемам, с которыми она сталкивается. В настоящее время продвижение на уровне формулирования проектов законов предполагает сперва выявление собственной позиции, следом за чем можно начинать искать союзников, готовых поддержать позицию активиста. Среди всего списка депутатов необходимо определить, кто будет выступать главным оппонентом. Поиск единомышленников наиболее прост и эффективен через анализ предвыборных программ и обещаний разных партий и отдельных лиц. Это помогает понять, в какой степени заявления программы соответствуют реальной активности после выборов, а также выявить степень сочетаемости обещаний политиков и идей, которые продвигает конкретный лоббист.

История лоббизма знает и множество других путей поиска поддержки со стороны депутатов. Нередко играет роль личное знакомство, позволяющее обоснованно заключать, заинтересован ли тот или иной депутат в продвигаемом лоббистом законопроекте. Располагая поддержкой хотя бы одного человека, уже можно рассчитывать, что проект будет выдвинут для официального обсуждения, хотя его подготовкой занимались негосударственные объединения. Шансы повышаются, если идею готовы "продавливать" несколько депутатов. Наилучшие возможности у тех, чьи союзники принадлежат к доминирующей партии, особенно если ее положения в целом соответствуют идеям нового проекта.

И нашим, и вашим

Иным может показаться, что лоббизм в США, России и любой другой стране предполагает определение сторонников и дальнейшую работу с ними при условии игнорирования прочих участников законотворческого процесса. Такое понимание категорически ошибочное. Для достижения успеха необходимо особенное внимание уделять именно противникам продвигаемой идеи. Некоторые юристы и правоведы убеждены, что противники заслуживают даже большего внимания, нежели уже поддерживающие продвигаемую идею депутаты.

Дело в том, что рабочий процесс нередко помогает уяснить, что скептические настроенные лица вовсе даже не против идеи, а просто еще не разобрались в ее сути и не поняли, по какой причине разумным было бы ее подержать. Известно немало таких ситуаций, когда депутаты вовсе не были в курсе, что внушительный процент общества волнуется по некоторому конкретному вопросу настолько, что это даже стало причиной формирования объединения. Подобный недостаток информации приводит к недооценке важности проблемы. Качественная работа с соперниками, полноценное информирование о ситуации помогают снизить число оппонентов и увеличить количество сторонников. Известно немало примеров, когда эффективная работа с информацией приводила к абсолютной перемене силового равновесия среди депутатов относительно некоторой инициативы.

Примеры лоббизма

Довольно резонансным в СМИ оказался такой пример, имевший место некоторое время назад: в Екатеринбурге закрыли кафе в центре города, но особенностью этого места было отсутствие конкурентов поблизости. Находчивые предприниматели, несколько лет наблюдавшие, что работники близлежащих инстанций, офисов, предприятий вынуждены искать себе перекусы в виде пирожков, недовольные сложившейся обстановкой, решили продвинуть идею восстановления общественного заведения. Чтобы привлечь внимание чиновников к ситуации, они предложили организовать в этом месте встречу с буфетом. Прибывшие на место чиновники вынуждены были искать себе питание в тех же ларьках с пирожками, где берут свои обеды постоянно работающие в этой местности люди.

В ходе встречи обсудили вопрос открытия нового кафе по прежнему адресу, и вскоре из проекта это перешло в реальность: заведение общественного питания с комплексными обедами активно работает и обсуживает ежедневно довольно многочисленную аудиторию. Случай получил широкую известность за счет удачного, нестандартного подхода к лоббированию интересов.

Работать эффективно и разносторонне

Лоббизм предполагает взаимодействие и с противниками своей позиции, и с теми, кто готов ее поддержать. Когда речь идет о союзниках, здесь особенное внимание нужно уделить информационной составляющей: все данные, которые поступают к активистам от общественной организации, сообщества, должны распространяться среди поддерживающих идею дипломатов, дабы они могли строить линию поведения в соответствии с наиболее актуальными сведениями о социальной ситуации.

Если сторонники проекта не будут получать своевременные извещения об обновлениях, событиях, позициях, есть вероятность, что они сядут в лужу, продвигая какие-либо устаревшие идеи и положения. Конечно, в такой ситуации можно сразу позабыть о том, что человек поддерживал идею - он автоматически превращается в обозленного, крайне агрессивно настроенного оппонента. Формирование рабочей группы - процесс непростой, требующий скоординированных движений, умения держать руку на пульсе и общаться со всеми заинтересованными лицами.

Подводя итоги

В некоторой степени лоббиста можно сравнить с адвокатом, но вынужденным работать в более сложных условиях еще не существующего права. Задача такого деятеля - отстоять интересы лица, группы лиц, от имени которых он выступает. Не нужно при этом пытаться заботиться о всеобщих интересах, да это и не представляется возможным. Задача активиста - отстаивать частную позицию тех, от чьего имени он выдвинут на деятельность. При этом необходимо осознавать, что частный интерес - это лишь одна из составляющих всеобщего интереса. Принятие законов, позволяющих сделать общественные отношения более справедливыми применительно к некоторой группе лиц, одновременно идет на пользу социуму в целом.