Рационализация: что это за психическое явление и как оно проявляется. Рационализация в психологии – примеры из жизни

Психологическая защита , связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение выглядит как, хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При этом травмирующая, неприемлемая часть ситуации удаляется из сознания, особым образом преобразовывается и после этого осознается в преобразованном виде. Защита осуществляется с помощью построения убедительных доводов для оправдания своих социально неприемлемых желаний и действии. Главная особенность Рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением постфактум и тем самым предотвратить потерю самоуважения.

Предметом рационализации могут явиться мотивы, которые человек считает причинами своих поступков. Например, не давая сознаться себе, что совершил определенные поступки по эгоистическим мотивам, он так "хорошо" все себе объясняет, что сам начинает верить в ""чистоту своих помыслов", или, не имея душевных сил признаться самому себе в том, что потеря,; хорошую должность по собственной вине, человек убеждав? себя в том, что ушел с работы добровольно. Банальные варианты детской и подростковой рационализации: получив низкую оценку на экзамене, ученик объясняет ее либо своей не-заинтересованностью в предмете, либо необъективным отношением к нему учителя, либо низким уровнем преподавания.

Своей неполноценности, ущемленности в чем-либо подталкивает к таким формам рационализации, как расизм. В цивилизованном обществе расизм-явление социально неодобряемое, поэтому человек с подобными предрассудками для сохранения самоуважения должен вуалировать их с помощью наукообразной аргументации. Вот характерный пример. В 1945 г. Юнг провел опрос на севере и юге США, задавая белым два вопроса: Были ли все люди созданы равными? Равны ли негры и белые?

На первый вопрос даже на Юге ответили утвердительно 61% опрошенных, а на второй - 4% . На Севере соответственно 79 и 21%. Приведенные данные, таким образом, свидетельства ют, что белые люди согласны - да, теоретически все люди рождаются равными, но практически - нет: не может неф быть равным мне, белому, иначе белому трудно изыскать причину для того, чтобы гордиться собой.

Это всегда оправдательное отношение к своему поведению и своим принципам. Так, некоторые современные националисты выступают против обучения ребенка второму языку в раннем возрасте, мотивируя свое противодействие соображениями замедления интеллектуального развития, в то же время доказано, что раннее двуязычие только способствует развитию интеллекта, а обращение к подобной псевдонаучной аргументации лишь маскирует национальные предрассудки. Обычно считается, что если человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако субъективная убежденность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием истинности. поступка не обязательно совпадает с причиной, предшествовавшей действию: оправдательные мотивы выдвигаются и осознаются после совершения действия. Например, непосредственной причиной драки с хулиганом может выступать необходимость самозащиты, а при последующем объяснении выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства, общее убеждение в социальной вредности хулиганства и т. д.

Тесно связана с социальными нормами. Как известно, нормы поведения для мужчин и женщин при одних и тех же обстоятельствах различаются, имеет место так называемый двойной сексуальный стандарт. В соответствии с ним для мужчины добрачные и внебрачные связи считаются допустимыми, а для женщины они традиционно недопустимы. Поэтому мужчинам не возбраняется интерпретировать возбуждение, испытываемое в присутствии понравившейся женщины, как сексуальное, а женщины исключают саму возможность такого понимания своего состояния в присутствии мужчины (это вызывает у них внутренний конфликт). Все это побуждает женщину рационализировать подобное эмоциональное возбуждение, объясняя его себе причинами романтическими. С другой стороны, традиции вынуждают мужчин рационализировать переживания страха, поскольку мужской добродетелью считается смелость. В одном из психологических исследований симпатичная девушка (экспериментатор) встречала идущих по мосту мужчин, предлагая им принять участие в эксперименте и давала свой телефон. В результате выяснилось, что среди позвонивших ей - число мужчин, познакомившихся с ней на висячем, сильно раскачивающемся мосту, существенно превышало число тех, кто встретился с ней на обычном, устойчивом мосту. Испытывая страх и вызванное им волнение на висячем мосту и не желая себе в этом признаться, большинство мужчин интерпретировали свое эмоциональное возбуждение как интерес к девушке.

Гармония между реальным поведением человека и его представлением о должном может быть достигнута с помощью двух вариантов рационализации : либо повышением ценности совершенного поступка, достигнутого результата, либо понижением ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не достигнут. И в том, и в другом случае изменения направлены к уменьшению диссонанса между желаемым и действительным в соответствии с системой ценностей. Если бы своевременно не включилась защита по типу рационализации, возникший диссонанс переживался бы человеком как тревога, огорчение, сожаление. Когда, не получив желаемое и огорчаясь по этому поводу, он утешает себя, говоря "не очень- то и хотелось", он использует способ рационализации, названный "зеленый виноград". Другой механизм рационализации, направленный на преувеличение значимости достигнутого, называется "сладкий лимон".

Вот несколько примеров проявления рационализации по типу "зеленый виноград". Героине романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Наташе Ростовой необходимо освободиться от мысли) об измене своей любви к князю Андрею. После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила в самой себе, что она никогда не любила князя Андрея. Внутренняя психологическая работа, подделывающая разумные причины под совершившиеся факты, привела ее к этому. Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и актуальная, решить не удалось, отношение к ней изменяется. Теперь, играя на понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и неактуальную.

Когда человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, не исключено, что он защищается от огорчения в связи с упущенной возможностью учиться. Такая версия укрепляется, если этот человек одновременно не жалеет усилий, чтобы дать высшее образование своим детям. "Не хочу пить, мне это не нравится, но что делать - обстоятельства, традиции, давление других заставляют!" В подобных ответах используется рационализация мотивировки, приемлемой для окружающих и самою пьющего, при которой он сохраняет- возможность представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и может чувствовать себя правым. Похвальба альковными подвигами тоже может выступать как защита от представления о себе как о сексуально неполноценном партнере - "сладкий лимон".

Идет ли рационализация по типу "зеленый виноград" или "сладкий лимон", все равно в ней проявляется потребность самооправдания. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что в своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя. Яркой иллюстрацией проявления этого свойства рационализации может служить следующая ситуация. На протяжении нескольких лет на учебных семинарах по теории изобретательства Г. С. Альтшулер практиковал проведение письменных работ на тему "Шкала оценки прожитой части жизни". Слушатели получали задание выбрать универсальные параметры, по которым можно оценить жизнь любого человека. При этом с каких позиций эта шкала должна оценивать прожитую жизнь, не указывалось. Обнаружилось, что каждый слушатель выбирал параметры, по которым он сам набирал высокие баллы, хотя эти параметры и не были существенны для другого человека. Кто-то учитывал количество детей, кто-то - отношения с начальством, чувство юмора, уважение товарищей, число освоенных профессий, участие в жизни коллектива. Так проявились выработанные для защиты критерии, оправдывающие собственное поведение и помогающие самому себе поддерживать представление о "не зря прожитой жизни".

Рационализация представляет собой попытку условно логически объяснить, оправдать какие-либо действия, ощущения, мысли, которые воспринимаются как «недостойные».

В психологии и в частности в психоаналитическом подходе (психоанализ) под рационализацией понимается один из вариантов защитных механизмов. Это состояние проявляет себя в ситуациях, когда возникает риск развития внутреннего конфликта, дискомфорта, связанного с противоречием между поведением и гармоничным существованием.

Рационализация – это попытка псевдообъяснения и самообмана, позволяющая предотвратить развитие негативных состояний (тревога, болезненное волнение, страх, самобичевание и другое) или помогающая притупить неприятные чувства.

Рассматривать этот механизм как непосредственное заболевание невозможно. Состояние в разной степени свойственно всем людям. Оно способствует сохранению психики. Однако в ряде случаев рационализация может иметь невротический характер, доминировать в жизни. Либо соседствовать с такими нарушениями как бред, мании, неврозы, навязчивости.

Такой защитный механизм, как рационализация, считается самым востребованным и распространенным на фоне других вариантов психологических защит. К нему прибегает любой человек хотя бы несколько раз в жизни. Потому некоторые специалисты склонны полагать, что под рационализацией может пониматься врожденная личностная черта. У одних людей эта черта ввиду особенностей психики и личного опыта может быть заостренной и доминирующей, у других же заявлять о себе лишь время от времени, в исключительных кризисных ситуациях.

Подобный самообман, уберегающий психику от потрясений, заметен уже в раннем возрасте. Типичным мотивом для условно рационального объяснения выступает неосознаваемое желание избежать перемен в мыслях, действиях и поступках, при этом оправдать себя в своих глазах за недопустимые или противоречивые моменты в поведении и чувствах.

Причинами для рационализации могут стать разного рода внешние ситуации, обстоятельства, вынуждающие человека отыскать максимально обоснованное и логическое объяснение своим действиям. Однако зачастую основные мотивы скрываются внутри личности.

Внутренние причины

«Запустить» рационализацию как попытку бегства от дискомфорта могут следующие внутренние основания:

Рационализация также может быть продиктована инфантильностью, определенным воспитанием, низкой стрессоустойчивостью и невозможностью справляться с кризисными ситуациями.

Для человека со слабой психикой защитный механизм может сыграть положительную роль, но, доходя до абсурда либо маскируя какие-либо нарушения, рационализация способна негативно отразиться на жизни. В ситуациях, когда «логический самообман» совершенно невозможен, хоть и необходим, личность может пострадать в большей степени, испытывая сильнейший внутренний конфликт.

Проявления

Заметить данное состояние можно в попытках человека логически обосновать тот или иной спорный момент. Зачастую выглядит рационализация как самооправдание, с помощью которого личность выставляет себя в более выгодном свете, «отбеливает» себя. При этом нередко, вступая в диалог или спор с таким человеком, возникает ситуация, когда индивид до последнего борется за свою правоту, находя все новые и новые варианты самообмана и рационального объяснения.

Некоторые примеры

В детском возрасте оправдания рационального характера могут встречаться в ситуациях, когда ребенок не желает делиться какой-то вещью. В рамках этого могут звучать фразы о том, что родители не разрешают давать ту или иную игрушку, что они будут ругаться.

Для школьников или студентов типичными вариантами патологии выступают ситуации, когда человек старательно убеждает и себя, и всех вокруг, что нет его вины в низкой оценке за экзамен. Даже если не осуществлялась достойная подготовка к зачету, контрольной работе, такой индивид старательно перекладывает ответственность за результат на преподавателя («он слишком критично ко мне относится») или внешние обстоятельства («было шумно, я не мог сосредоточиться»).

Самым основным примером защитного механизма в любом возрасте является самоубеждение, что итоговый, не самый приятный результат ситуации выглядит не таким уж плохим. Другой вариант – невозможность получить нечто желаемое и нужное заставляет изменить взгляд на потребность. И тогда человек, стараясь предотвратить внутренний дискомфорт, обманывает сам себя, утверждая, что потребность не столь и сильна («не очень-то и хотелось»).

Механизм защиты фигурирует в поведении родителей, избегающих тесного контакта с ребенком и принятия участия в его воспитании. Оправданием служит необходимость работать и заниматься бытовыми делами.

Безработный человек, «сбегая» от угрызений совести, может оправдываться тем, что нет достойных вакансий. Индивид, имеющий какие-либо зависимости, может находить оправдания в контексте идеи о том, что, избавься он от привычки, у него не останется друзей или будет некуда девать энергию, свободное время. Решение деловых либо неформальных вопросов по телефону или при личной встрече может откладываться ввиду внутренней неуверенности человека. И тогда рациональными оправданиями служат фразы о нехватке времени, повседневной загруженности.

Что с этим делать

В большинстве случаев, когда рационализация является нормой, состояние не требует вмешательства психолога либо психотерапевта. Если защитный механизм приобретает невротические черты, проявляется как попытка маскировки негативного состояния психики или вызывает осознанное беспокойство, тогда проведение корректирующих мер может быть оправдано.

Лекарственное воздействие

Использование соответствующих медикаментов допустимо, когда присутствуют какие-либо нарушения психики. Например, если патологическая тревога провоцирует постоянную активацию защитного механизма, то могут быть назначены успокаивающие препараты.

Лекарства подбираются, исходя из индивидуального состояния. Но основная ставка при работе с человеком делается именно на психотерапевтический подход.

Психотерапия

Первостепенной задачей становится определение, насколько рационализация в жизни индивида принимает невротический характер. После этого акцент делается на индивидуальную беседу, в ходе которой определяются внутренние мотивы, вызывающие склонность к самообману.

Перед специалистом стоит цель не только раскрыть причины, помочь человеку принять и осознать их, но и необходимость проработать те или иные проблемы. А также обучить новым вариантам реакций, поведения.

Процесс психотерапии может строиться на основе устранения вытесненных воспоминаний о психотравмах, спровоцировавших развитие тревоги и страхов, которые неосознанно подталкивают к оправданиям, на коррекции самооценки и самоотношения и так далее.

Любое влияние осуществляется с учетом текущего психического состояния. Из методов может применяться психоанализ, использоваться когнитивно-поведенческий подход, выбираться различные методики арт-терапии.

Несмотря на то, что защитный механизм рационального типа является распространенным, необходимо внимательно относиться к тем моментам, когда он о себе заявляет. И если замечается возникающее в жизни напряжение от такого проявления, разумно обратиться за консультацией к специалисту.

Иногда, кажется, что мы не живём, а спим. Почему такое представление возникает? Оно возникает тогда, когда стараешься жизнь подменить умом. В результате делаешь жизнь серой и скучной, не остаётся в ней места чуду!

З. Фрейд заметил, что после сеанса гипноза, во время которого человеку внушили, чтобы он раскрыл свой зонтик, совершающий это бессмысленное действие человек, сразу находил себе оправдание, а по сути самооправдание. Но рациональный человек не тот кто постоянно занимается самооправданием.

Обычно у людей объяснение было следующее: « проверяю, как зонт работает».

Загипнотизированному до этого человеку было невдомёк, что на самом деле это действие ему внушили.

Фрейд назвал этот защитный механизм «рационализация». Рациональный человек всегда найдёт логичное объяснение своему поведению, оправдывающее его. Даже если эти объяснения притянуты за уши.

Чем умнее человек(Рациональный человек), тем больше он найдёт аргументов в своё оправдание в той или иной ситуации.

Давайте обратимся к нашей палочке-выручалочке, к Википедии:

Рационализация (психология)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Рационализа́ция (лат. rationalis - разумный, лат. ratio - разум) - механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Термин был предложен Зигмундом Фрейдом, в дальнейшем понятие развила его дочь Анна Фрейд.

Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку.

Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - желанием сделать окружающих более самостоятельными. И везде рационализация по сути выступает как самооправдание и самообман. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.

Знаменитый пример рационализации - басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Такое вот самооправдание и самообман.Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Проблемы начинаются тогда, когда рационализация используется для того чтобы выдавать себе индульгенции на деструктивное поведение.

Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.

Постоянная рационализация, прежде всего невроз, когда человек спонтанные свои поступки обязательно оправдывает!Сглаживание разницы между желаемым и действительным всегда является подспудной целью рационализации. Ненароком с помощью логики завышается ценность достигнутого результата и умаляется то, что по разным причинам не получилось. И это всё тоже самооправдание и самообман.

Рационализация напоминает комфортное осмысление, такое осмысление, которое удобно и не вызывает тревожных сомнений. Но не лучше ли, не сдерживая возбуждения, ослаблять тревогу, а не пытаться всю жизнь свою под комфортное осмысление подгонять.

Рационализация как невроз и защитный механизм особенно наглядно у психастеников проявляется! Мнительный психастеник постоянно всё объясняет и доказывает, предусматривает и планирует. Сил на реальные стремления и находки уже и не остаётся!

Рационализацию очень часто путают с интеллектуализацией. Конечно, эти два процесса тесно связаны и зачастую сопутствуют друг другу. Тем не менее, разница между ними есть.

Интеллектуализация, по сути, нейтрализация эмоций и чувств, замена их мыслями, а рационализация ещё и объяснение своих переживаний и поступков. Общее между рационализацией и интеллектуализацией не что иное, как самооправдание.

Для полной и ясной картины рационализации полезно сравнить её с тем, что называется объяснение. Постоянное объяснение самому себе своего поведения, поступков, мотивов и есть рационализация. И это конечно всегда объяснение комфортное, удобное и оправдывающее.

Рационализация не решает проблемы, а только ретуширует её, тщательно при этом её скрывая!

Стремление человека жить в упорядоченном, логичном, стабильном мире и вызывает рационализацию и интеллектуализацию. Но мир не только устойчив, но и изменчив, часто непредсказуем и логике не подчиняется. И чтобы тяжело не переживать противоречия жизни, человек прибегает к рационализации как самооправданию и самообману.

Невроз это постоянный самоконтроль, обязательно включающий в себя рационализацию! И чем меньше самоконтроля, тем и меньше будет рационализации.

А рационализируем ли мы свои эмоции? (В данной статье я использую слово «эмоции» в широком смысле, как весь спектр переживаний, начиная от простейших комплексов ощущений и продолжая сложными чувствами.)

Рационализируем. Ещё как. И тем самым врём себе .

Вы хотите полностью объяснять эмоции? При большом желании, вы этого достигните. В лучшем случае это буде схематичное, мало что означающее для практической жизни «словоблудие». В худшем: очередное сдерживающее влияние на эмоции, их искажение.

Мы не всё в жизни способны объяснить? Рождение и смерть, бесконечность недоступны нашему пониманию. А почему подвластны уму эмоции?

Воле они подвластны, а уму нет. А воля, этот экстренный, аварийный я бы сказал, механизм психики, срабатывает тогда, когда надо себя заставить что-то сделать или задавить в себе. Например, эмоции подавить.

Допустим, мы подумали и решили, что страх это плохо! Подключили волю и . Вместо того, чтобы страх пережить сполна и тем самым освободиться от него, мы загнали его внутрь и устроили с ним борьбу, тратя на это немало нервных сил.

Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам (Грановская). Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.

Рационализация это процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. Выбор аргументов для рационализации это преимущественно подсознательный процесс. Реальные мотивы (самооправдание и защитная аргументация) – остаются неосознанными, индивид изобретает мотивировку. В качестве самооправдывающих аргументов используют различные «идеалы» и «принципы», высокие общественно ценные мотивы и цели. Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа "Я".

Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.

Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором – ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом психологической защиты. Механизм рационализации опирается на такие механизмы защиты как проекция и вытеснение (проективная рационализация, атрибутивная и вытесняющая).

Виды рационализации :

· индивидуальная (защита себя) и групповая (защита группы, с которой себя идентифицирует субъект – этническое сознание, культура);

· актуальная – в момент действия и некоторое время по окончанию действия фрустратора;

· предвосхищающая – при ожидании возможной фрустрации;

· прямая – защитная аргументация, оправдывающая себя и преувеличивающая роль фрустратора;


· непрямая – объектами мысли становятся те предметы и вопросы, которые не имеют прямого отношения к фрустрации. Они начинают получать символическое значение. А следовательно, на формирование этого вида рационализации оказывает влияние механизм вытеснения или подавления. Таким образом, данный вид рационализации не освобождает от фрустрации.

Способы рационализации :

· дискредитация цели («Лиса и виноград» - не дотянуться – виноград зеленый),

· дискредитация жертвы («сама виновата» - опирается на механизм атрибуции и проекции – он бы на моем месте поступил так же),

· преувеличение роли обстоятельств,

· утверждение вреда во благо,

· самодискредитация (принижение себя – спасает от вторичной фрустрации – я сам себя ругаю, и поэтому меня жалеют, так же может быть способом бегства от социальной ответственности),

· переоценивание имеющегося,

· самообман:

ü в ситуации выбора, когда мы его совершаем, то вторая возможность сохраняет свою ценность, для разрешения когнитивного диссонанса индивид начинает утверждать, что не имел подлинной возможности свободного выбора (отрицание возможности выбора);

ü в ситуации нанесения вреда другому (утверждение вреда во благо) оперирует к тому, что это происходит на благо жертвы – субботняя порка для профилактики.

Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.

Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.

Что такое Рационализация? Значение и толкование слова ratsionalizatsija, определение термина

1) Рационализация - (от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

2) Рационализация - (rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

3) Рационализация - - В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

4) Рационализация - – переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

5) Рационализация - - по М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

6) Рационализация - (rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация

(от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

(rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

– переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

По М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

(rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .