Виды дистанцирования в отношениях.

Происходящие в современной России социально-экономические и социо-культурные преобразования обусловливают неблагоприятную ситуацию во многих семьях. Она связана с переосмыслением базовых ценностей, неудовлетворенностью супругами своим статусно-ролевым положением, неуверенностью родителей в будущем своих детей, что непосредственным образом отражается, как на психологическом благополучии семьи, так и на характере супружеских отношений. Обретение и сохранение баланса между внешней социальной самореализацией и включенностью в семейную жизнь со всеми ее ограничениями представляет серьезную задачу для супругов. Речь в данном случае идет о том, что в современном обществе, переживающем кризис сложившейся системы ценностей, существует почва, особенно благоприятная для разобщения людей. Изучение проявлений и динамики психологической дистанции как меры сближения супругов представляется конструктивным шагом на пути к использованию ресурсов взаимного обогащения каждого члена супружеской пары.

Психологическая совместимость включает в себя взаимодействие характеров супругов, их темперамента, статусно-ролевых установок, обеспечивающих эмоциональный фон семейной жизни.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений. Стало понятно, что психологическая дистанция – базовое системное качество супружеских отношений, мера добровольного приближения одного супруга к другому, определяющая готовность принять («допустить») другого в собственное психологическое пространство и регулирующая степень общности психологического пространства в единстве его шести измерений (телесного, территориального, вещного, временных привычек, социальных связей, ценностей).

Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:

1. Общее представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;

2. Обобщенное понятие о другом, о его свойствах;

3. Принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия на другого.

Психологическая дистанция может быть представлена в параметрах длины (короткая-длинная) и силы (слабая-напряженная). Параметр «длины» характеризует расстояние от «Я» одного человека до «Я» другого в психологическом пространстве и связан с переживанием ограниченности «Я» каждого из участников взаимодействия.

Параметр «силы» определяет заполненность психологической дистанции содержанием «Я» участников общения, меру представленности разных модальностей психологической реальности (мыслей, чувств, желаний, возможностей) каждого из них в конкретный момент времени или в течение определенного временного промежутка. Этот параметр переживается как значимость другого человека. Значимость другого связана с удовлетворением им определенных потребностей субъекта (чем больше потребностей он может удовлетворить и чем потребности выше в своей иерархии, тем больше значимость другого, тем сильнее его воздействие на свойства психической реальности субъекта).

Параметры длины и силы прямо коррелируют друг с другом: чем короче психологическая дистанция до определенного человека, тем более напряженной она является, тем большее влияние приобретает другой человек, тем больше его значимость.

В зависимости от длины психологической дистанции выделяют три вида отношений между супругами:

1. Симбиотические отношения: психологическое пространство сильно сжато, уплотнено, что исключает возможность каких бы то ни было внутренних изменений в нем и делает его статичным, неподвижным. При таких маленьких расстояниях исключается возможность для динамики, расширения «Я», оно формируется под влиянием супруга или «поглощается» им, нет простора для развития и проявления собственной активности.

2. Отчужденные отношения: при слишком больших расстояниях нет ощущения связи с супругом, создаются различные барьеры для взаимовлияния, что замыкает «Я» на самом себе, и, естественно, также является препятствием для личностного развития. При отчужденных отношениях, из-за отсутствия связей с окружающим миром психологическое пространство вообще не образуется или включает в себе лишь некоторые элементы (поэтому является очень «бедным»).

3. Плодотворные отношения (базируются на оптимальной длине психологической дистанции): при таких отношениях существует возможность для достижения, для переструктурирования психологического пространства в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями развития, и человек оказывается способным переживать изменения собственной психической реальности в результате воздействия или самовоздействия.

Таким образом, психологическая дистанция фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве супруга.

В исследовании Алешиной Ю.Е. установлено, что психологическая дистанция непосредственно связана с уровнем удовлетворенности отношениями у супругов: удовлетворенные браком супруги демонстрируют выраженное сближение по всем рассматриваемым параметрам. На показатели психологической дистанции влияют особенности семейной системы: так, появление детей увеличивает психологическую дистанцию между супругами.

По данным исследователей, самыми счастливыми оказались пары, которые придерживаются золотой середины: супруги соблюдают психологическую дистанцию, хотя не отдаляются эмоционально.

Отношения в семье можно испортить, не только отдаляясь друг от друга, но и стремясь к большей близости. Рецепт идеального семейного счастья – найти свою зону комфорта и степень близости, которая устраивает обоих.

Список литературы

1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 120 с.

2. Волкова, А.Н., Трапезникова, Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии.- 1985. - № 5.- С.110-116.

3. Гозман, Л.Я., Шлягина, Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С.186-187.

4. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000.

5. Нартова-Бочавер, С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001.

6. Курбаткина, Ю.В. Исследование психологической дистанции в браке // Журнал прикладной психологии. М., 2006. № 6-2. С. 40-48.

7. Курбаткина, Ю.В. Исследование психологической дистанции в супружеских отношениях // Научный поиск молодых ученых обществу 21 века: Сборник научных трудов студентов и аспирантов. - М.,2001, С. 35-44.

Человеческие взаимоотношения, их характер, особенности, роль в развитии личности и социальных групп всегда находятся в центре внимания ученых – психологов, философов, социологов, педагогов и т.д. Дистанция в отношениях между людьми нередко оказывалась в поле внимания при изучении проблем личности, социальной перцепции, межличностных отношений. Но, несмотря на большое число исследований в этой области, остается малоизученной проблема социально-психологической дистанции в межличностных отношениях.

Определение понятия. Дистанция выступает одним из условий, с помощью которого можно определить различия в отношении человека к другим людям. Как отмечает А.Б.Купрейченко (2003), психологическая дистанция является понятием, с помощью которого сначала качественно, а затем количественно можно оценить различия в этих отношениях. Автор выделяет три возможных подхода к ее определению и пониманию.

Первый – характерен для изучения межличностных отношений, он не рассматривает принадлежность к социальным группам. Дистанция между людьми определяется, в основном, их симпатиями и взаимопониманием.

Второй – характерен для изучения межгрупповых отношений. Дистанция определяется объективными социальными, экономическими, национальными и другими различиями.

Третий – характерен для психологии общения, где под дистанцией понимается физическое расстояние, которое человек стремится сохранить между собой и другим человеком .

В качестве факторов, влияющих на категоризацию на межличностном уровне, А.А.Кроник и Е.А.Кроник выделяют такие как, «близость-удаленность», «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение». Они показали, что основные типы значимых отношений, располагаются в трех координатах:

1. Дистанция определяется степенью ролевой и психологической близости между участниками отношения.



2. Позиция – уровень, занимаемый в иерархии каждым участником отношений: позиция подчинения, равенства или доминирования.

3. Валентность – знак отношений, в соответствии с которым они могут быть позитивными, негативными и нейтральными.

Эти типы соответствуют крайним точкам пространства отношений.

А.В.Петровский в рамках психологической теории коллектива, ввел индекс психологической дистанции в межличностных отношениях. Коэффициент этого индекса показывает степень сближения ценностей и позиций членов коллектива, отсутствие противостояния и отдаленности друг от друга. Наибольшая психологическая дистанция свидетельствует о психологической отдаленности и отчужденности людей, не понимающих и не принимающих друг друга .

О.И.Калмыкова под психологической дистанцией понимает личностное образование, отражающее параметры личностной суверенности как баланса открытости / закрытости по отношению к окружающему миру, обеспечивающее возможность становления индивидуального стиля осознанного саморазвития. Степень развития этого образования характеризует уровень развития субъектности личности, является её системообразующим качеством. Психологическую дистанцию она трактует как двусторонний, социально-психологический феномен, выступающий в качестве регулятора взаимодействия, основной функцией которого является структурирование пространства общения в зависимости от степени психологической близости. Кроме того, она считает возможным рассматривать данный феномен двояко: с одной стороны, как защитный механизм, обеспечивающий неприкосновенность личностного пространства, а с другой – как механизм совладающего поведения, обеспечивающего социальную поддержку .

Таким образом, понятие психологическая дистанция является сопряженным с такими понятиями как: психологическое пространство, психологическая безопасность личности, психологическая защищенность, свобода личности.

Кроме этого, психологическую дистанцию характеризуют как «степень открытости другим людям и степень защищенности от них» (В.А.Петровский), как «способ сохранения целостности образа «Я»» (Б.Д.Парыгин), как «необходимое условие личностного роста» (Е.И.Кузьмина).

Рассматривая дистанцию как проявление личностной свободы Е.И.Кузьмина, дифференцирует свободу от себя и от других . Дистанция как проявление свободы от себя, находит свое отражение в самоотречении, самоограничении, дистанцировании от себя. Дистанция как свобода от других, проявляется в стремлении дистанцироваться от общения, необходимости находиться в контакте, транслировать эмоции, не совпадающие с истинным отношением, от внешних и условий и условностей жизни, от стереотипов, оценок и ожиданий других людей и т.п.

Таким образом, дистанция определяет меру свободы, автономности, своего рода независимости человека. Дистанция может быть охарактеризована как специфическая социально-психологическая форма единства человека с другими людьми, определяя своего рода баланс обращенности личности в собственный мир и мир других.

Как предполагают А.Л.Журавлев и А.Б.Купрейченко, психологическая дистанция – явление, охватывающее весь континуум взаимоотношений, поэтому факторы, выступающие критериями психологической дистанции, идентичны как для межличностного, так и межгруппового уровней. Различной может быть степень их значимости, уровень и знак .

Согласно А.Б.Купрейченко социально-психологическая дистанция - отношение к социальным объектам, частный случай психологической дистанции. Психологическую и социальную дистанции следует разделять. Социальная дистанция – объективно существующее различие в положении индивидов в социальной системе (различие в статусах, ролях и т.д.) .

Итак, с нашей точки зрения , социально-психологическая дистанция – это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, регулирующаяся внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов. Изменение дистанции отражается на характере межличностных отношений. Так, чрезмерное сокращение или увеличение дистанции может приводить к неудовлетворенности межличностными отношениями.

Благоприятная социально-психологическая дистанция представляет собой соразмерную степень близости – отдаленности субъектов отношений друг от друга, предполагающую независимость и автономию психологического пространства; небольшое расхождение в представлениях о реальных и желаемых отношениях; соответствие ситуации межличностного взаимодействия; переживание благополучия и удовлетворенность отношениями.

Динамическая природа социально-психологической дистанции. В большинстве случаев межсубъектного взаимодействия обе стороны проявляют активность или могут проявлять активность. Эта активность проявляется в различных аспектах, в том числе она направлена и на межличностную дистанцию. Безразличное отношение к дистанции можно обнаружить в ситуациях взаимодействия с незначимым человеком, или когда взаимодействие предельно формализовано и собственно межличностный контакт отсутствует или предельно редуцирован. Очевидно, что та или иная межличностная дистанция зависит от обеих сторон. В каких ситуациях люди склонны увеличивать, а в каких уменьшать дистанцию? Как проявляется индивидуальность субъекта в предпочтении определенной дистанции. Этот выбор зависит не только от его индивидуальности, но и от особенностей другой стороны .

Межличностная дистанция выполняет инструментальную функцию в том плане, что позволяет субъекту удовлетворять свои потребности, достигать цели, решать задачи. Близкая или дальняя дистанция не выступает самостоятельной ценностью. Достижению разных целей могут благоприятствовать разные по величине дистанции. Например, близкая дистанция позволяет человеку быть более откровенным, открыто выражать широкий спектр чувств, ожидать большего к себе доверия и т.п. Дальняя дистанция может выступать понятным основанием большей закрытости, сдержанности в чувственных проявлениях, меньшего доверия и т.п. .

Понятие дистанции, расстояния между людьми имеет не только физический, но и глубокий социально-психологический смысл. Знание и понимание его прямо связано с личной безопасностью человека.

Психологическая дистанция определяется многими факторами, но главные - это представления людей о себе, с позиций которых они и взаимодействуют друг с другом.

Определение дистанции, на которой целесообразно оставаться, входя в общение с конкретным лицом, требует определенного времени и навыков. В любом случае лучшей тактикой для этого является внешне доброжелательное, но внутренне нейтральное отношение к любому человеку. При этих условиях другой человек быстрее проявит признаки того социально-психологического статуса, к которому он себя причисляет, и тем самым даст возможность определить дистанцию, на которой целесообразно держаться в общении с ним.

Существует определенный предел, барьер, за которым начинается личное пространство человека и в которое он не хотел бы пускать никого. Это пространство строго охраняется каждым человеком как от обнаружения его другими людьми, так и от вторжения в него. Бесцеремонность, отсутствие чувства такта - это и есть нарушение дистанции и системы внутренних, личных ценностей человека.

Современная массовая культура, насаждаемая средствами информации, предпринимает все усилия не только для сокращения дистанции между людьми, но и для ее уничтожения. Исключение из речевого общения отчеств людей и обращение со всеми только по именам, навязывание формы обращения на «ты», независимо от возраста и положения, обнародование подробностей личной жизни людей, навязывание нецензурной лексики и т.п. - все это способы снятия дистанции, нивелирования людей «под одну гребенку», пренебрежительного отношения к такой психологической реальности, как чувство собственного достоинства.

Например, люди, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, в обыденном общении очень конфликтны, они сами привыкли управлять ситуацией и решать, кого пустить в свое личное пространство, а кого не пускать. Сложность взаимоотношений с ними состоит в том, что они очень чувствительны к малейшим признакам нарушения дистанции и реагируют на это очень остро. Другой человек «по простоте своей» и в мыслях не имел что-то нарушить, но когда его решительно «отодвигают» физически или психологически, то вполне может быть, что он преступил дозволенную границу сближения.

Сформулированные правила хорошего тона требуют: не приближайтесь к человеку слишком близко. Хотя условия жизни, в которые поставлено большинство людей, ежедневно сталкивают их друг с другом и притупляют чувство дистанции, они не уничтожают его полностью. Большинство людей стремятся по возможности занять в пространстве позицию вне непосредственного соприкосновения с другими.

Еще по теме Психологическая дистанция.:

  1. Психологические действия - действия, направленные на решение психологических задач и осуществляемые психологическими средствами и приемами.
  2. 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
  3. Основные психологические условия установления психологического контакта
  4. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
  5. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  6. 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
  7. Теоретические основания разработки психологического портрета преступника (аналитико-психологический подход).
  8. Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения.