Занятие на тему посуда в старшей группе. Дидактическая игра «Сервируем стол»

Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла.

Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.

Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

1.Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

А зовут её…

Дети: кастрюля.

(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на доске).

2.На плите – кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый…

Дети: чайник.

(Воспитатель достаёт из сундучка картинку-отгадку с изображением чайника и тоже выставляет её на доске).

3.Суп, салат, пюре и гренки

Подают всегда…

Дети: в тарелке.

(Воспитатель достаёт из сундучка соответствующую картинку-отгадку и помещает её вместе с остальными на доске).

Воспитатель: молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Кастрюля,

чайник, тарелка,- что это? Каким, одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети: это посуда.

Воспитатель: перечислите, какую посуду вы ещё знаете.

Дети: сковорода, ковш, кофейник, половник, чашка, блюдце, сахарница.

Ребята, в сундучке записка. Послушайте.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю.

(Самовар-Самоварыч).

— Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»).

— Давайте отправимся в гости к бабушке Федоре.

— Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

Воспитатель:

Снова горе у Федоры,
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету,
Снова здесь опять переполох.

Разбежалась вся посуда,
Нет тарелок, а еда:
Фрукты, овощи, продукты,
Разбежались кто куда!

— Давайте поднимем то, что разбросано. Возьмите каждый по одному предмету посуды и поставьте на полку, назвав его.

Игра «Чего не стало?»

— Посмотрите на посудную полку. Назовите, дети, что на полке стоит?

Ответы детей: На полке стоит чайник (тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, сахарница, ковшик).

— Запомните, а теперь закройте глаза. Я уберу один из предметов посуды, а вы, открыв глаза, назовёте, чего не стало.

Ответы детей: Не стало тарелки, сковороды.

— А знаете ли вы, дети, из каких материалов изготавливают посуду?

Дети: из пластмассы, из металла, из дерева, стекла, из глины.

— Воспитатель: Правильно ответили, молодцы. Посуда сделана из разных материалов.

А теперь вставайте в круг и поиграем все вместе в игру с мячом

«Угадай, из чего сделано?»

Кастрюля из металла какая?

Дети: металлическая.

Воспитатель: бокал из стекла какой?

Дети: стеклянный.

Воспитатель: ложка из дерева какая?

Дети: деревянная.

Воспитатель: кувшин из глины какой?

Дети: глиняный.

Воспитатель: поднос из пластмассы какой?

Дети: пластмассовый.

Воспитатель: половник из металла какой?

Дети: металлический.

Воспитатель: вазочка из стекла какая?

Дети: стеклянная.

Воспитатель: хлебница из дерева какая?

Дети: деревянная.

Воспитатель: горшочек из глины какой?

Дети: глиняный.

Воспитатель: тарелка из пластмассы какая?

Дети: пластмассовая.

Воспитатель: салатница из стекла какая?

Дети: стеклянная.

Пальчиковая игра «Вот тарелка для Федоры»

Вот тарелка для Федоры – Большой круг правой рукой.

Жёлтое колечко. Маленький круг правой рукой.

Для котлет и для пюре, Загибать пальцы, начиная

Для блинов и гречки. с большого.

— Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

Ответы детей:

От Федоры убежал чайник. Чайник без крышки.
От Федоры убежала чашка. Чашка без ручки… и т.д.

«Помоем посуду»

На столе – посуда горкой,
Рядом есть с водою таз.
Генеральная уборка
Начинается у нас.

Игра «Разбитая посуда»

Пока мы посуду мыли

Некоторые предметы разбили,

Но исправимся сейчас –

Склеим мы её сейчас!

Игра «Собери картинку»

— Как много хорошего вы сегодня сделали: посуду на полку поставили. А что ещё? (ответы детей)

Появляется Федора

Ах, вы чистые сиротки мой,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком,
Окатили кипяточком.
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять!

Федора: Да у меня гости. Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы все прибрали. Вы так мне помогли. Спасибо вам!

Федора: А знаете, что я вам хочу пообещать?

Буду всем я помогать,
Чисто мыть посуду,
А поставить все на место
Я не позабуду!

Воспитатель: Поверим тебе, бабушка Федора. Спасибо тебе за чай. А нам пора возвращаться обратно. До свидания.

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

« Посуда бывает разной »

Цель :

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире посуде )

Задачи :

Образовательные :

Сформировать и углубить представления детей о посуде ;

Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду ) ;

Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе антонимов.

Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;

Развивающие :

Развивать связную речь , умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды , характеризовать свойства и качества, классифицировать их;

Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы : память, слуховое внимание, воображение и восприятие;

Расширять кругозор;

Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Воспитательные :

Формировать субъективные проявления : навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать бережное отношение к посуде , трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи;

Здоровье сберегающие задачи :

Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Предварительная работа :

Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе» , рассматривание иллюстраций.

Методы и приёмы :

Наглядные : использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный) ;

Словесные : загадываюние загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок) ;

Практические : планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.

Активизация словаря по теме « Посуда » :

Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз» , названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная) .

Оборудование педагогического процесса : Диск с записью, ноутбук, мяч, иллюстрации с изображением посуды , разрезные картинки « Посуда » , плакат «Назови лишнее» , предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.

Ход совместной деятельности с детьми :

Воспитатель вносит в группу коробку , объясняет, что обнаружила её рано утром в приёмной.

Давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт диск и предлагает посмотреть, что там.

(На записи бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой ).

Дети, а вам знакома эта сказка? Как она называется?

Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский

Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр» , «Телефон» , «Доктор Айболит» , «Краденное солнце» , «Муха-Цокотуха» ).

Что же произошло?

«… Бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой,горе Федоре!

Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.

Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла . Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдаёт поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут её….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почёт

Она и жарит и печёт,

Не приготовить нам еды

На кухне без…

Сковороды

5. Её за ручку мы берём

Чай, кофе из неё мы пьём.

6. Сама не ем,

А людей кормлю.

7. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

8. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

9. Новая посуда , а вся в дырках

Молодцы, все загадки отгадали, - хвалит детей Федора.

Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде ! По своему назначению посуда бывает разной , на какие группы её можно разделить ? (Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда , столовая, чайная?

Чайная – посуда , из которой мы пьём чай.

Столовая – посуда , из которой мы едим.

Кухонная – посуда , в которой готовят еду.

Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной) , рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.

Люди очень бережно относятся к посуде , поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой ? Посуду моют , чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

Игра «Скажи наоборот»

Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.

Глубокая – мелкая.

Чистая - …

Сухая - …

Твёрдая - …

Широкая - …

Горячая -…

Сладкая-…

Острая-…

(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая , целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, прозрачная- матовая, чистая- грязная, взять- положить, налить- вылить, уронить- поднять, аккуратно- небрежно)

Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды ? (Ответы детей) _ТРИЗ

А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда

Если б не было посуды ,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей :

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда :

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты :

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница – посуда !

Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда . А вообще, где хранится посуда ? (на кухне) .

И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду » . Показывает иллюстрации.

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальём …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Салат положим в …

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

Почему вся посуда убежала от Федоры ? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой , не мыла её. И пока посуда Федоры , обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду . У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды . А вы нам потом о нём расскажете.

Проводится игра «Собери посуду » (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.

Я собрал чашку (чайник)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали .

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка

«Я чайник-ворчун»

Я чайник- ворчун, хлопотун, сумасброд

Шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

Руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу : хлопки в ладоши

Хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.

Прыжки на месте

Давайте с вами ещё поиграем, выходите ко мне на ковёр, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры ? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда , из чего её делают.

Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Маслёнка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

Ну а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки . Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет.

Игра «Назови лишнее»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу) .

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья) .

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор) .

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда ) .

Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая посуда ) .

Пластмассовые : тарелка, ложка, стаканчик и металлическая вилка (вилка не пластмассовая посуда ) .

Керамика… и стекло

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили всё по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что в коробке от Федоры есть ещё что-то… Воспитатель по очереди приглашает 3-4 человек. Они достают содержимое посылки и рассказывают о нём, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начитает воспитатель (дает образец описания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это – чашка, она небольшого размера, красного цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе.

2. Тарелка

3. Молочник

4. Перечница

Ну, ребята, помогли вы Федоре с посудой . А чем закончилось «Федорино горе» ? Да, она исправилась. Послушает Федору :

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать ,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать! – говорит Федора и предлагает детям оформить чайную чашку с блюдцем аппликацией из различных круп. Благодарит детей за содействие и прощается.

Вот какой сюрприз, ребята, приготовила для нас Федора (достаёт всё необходимое из коробки) . Давайте все присядем за столы на свои места. Посмотрите, это чайные чашки с блюдцами, они останутся вам на память от бабушки Федоры. Только сначала сделаем их красивыми, украсим посуду различными крупами (кукурузная, гречневая, рисовая и соль) . Готовые работы выставляются на доске.

Проект по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Надыма»

(МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)

Проект по формированию лексико-грамматических категорий

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Разработчик: учитель-логопед Л.М. Большакова Надым

Тип проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта:
групповой.
Продолжительность
: краткосрочный. (8.04.2015-12.04.2015г)
Возраст:
5-6 лет Актуальность Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Подьяков также справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Наблюдая за детьми и беседуя с ними, я увидела, что дети  в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;  не достаточно хорошо сравнивают предметы посуды;  не называют их составные части, не достаточно хорошо описывают предмет.
Цель
: создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Посуда».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о посуде. 2. Пополнить развивающую среду по теме проекта. 3. Воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.
Подготовительный этап
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов. - Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап

Работа с детьми.

Понедельник -
беседа «Из чего мы едим и пьем?» Рассматривание иллюстраций посуды в книгах и журналах;
Вторник –
обогащение и активация словаря в рамках темы, подвижные игры – «Летающие слова
»,
«Чайная, столовая, кухонная», «Рывок за мячом». Загадывание загадок о посуде.
Среда –
оформление книжного и логопедического уголка детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме. Дидактические игры по теме «Посуда»: «Назови ласково», «Чего не стало?», «Подбери предмет», «Назови, какая посуда».
Четверг –
Конспект организованной деятельности «Речевое развитие». Тема «Описание посуды», «Познавательная деятельность» (конструктивная деятельность). Тема «Стаканчик»
Пятница
- Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
Работа с родителями.
- Беседы родителей с детьми о разнообразной посуде, рассматривание ее; -предоставление интересных предметов посуды (старинные, декоративные) для выставки «Кухонные диковинки».
Заключительный этап

Работа с родителями
Выставка «Кухонные диковинки»
Работа с детьми
Викторина «Кто больше знает о посуде?» Цель: закрепить знания детей о посуде, умение ее различать.
Ожидаемый результат:
 Знать и называть предметы посуды, их части;  Владеть обобщающими понятиями;  Узнавать по описанию и назначению;  Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;  Знать: из какого материала сделаны предметы посуды.  Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.
Участники проекта:
дети старшей группы, учитель-логопед, воспитатель, родители.

Список используемой литературы.
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. 2. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Старшая группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2010 3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников; Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008. 4. Гомзяк О.С. Говори правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной группе. Москва, 2007. 5. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. Москва 2012. 6. Журналы «Дошкольное воспитание» 7. Журналы «Логопед»
Приложение

Беседа «Из чего мы едим и пьем?»
Цель: Познакомить, детей с историей различных видов посуды. Обобщить знания детей о назначении различных видов посуды,
материалах и способах ее производства. Развивать познавательные способности, память, мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Организационный момент
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Что случилось с героиней этой сказки? Дети. От нее убежала вся посуда. Воспитатель. Правильно, от нее убежала вся посуда. А вы помните, почему это произошло? Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила, не хранила в должном порядке. Как вы думаете, достойна, ли посуда уважительного к себе отношения? Дети. (Ответы детей.) Воспитатель. Как вы думаете, когда появилась первая посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро они поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? Дети. (Ответы детей) Воспитатель. Еда с огня очень горячая, и нужно съесть сразу все, ведь положить остатки приготовленной еды было некуда. Но у разных видов посуды своя история. И перед тем как познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие предметы относятся к посуде. Итак, мы уже знаем, что посуда - это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. (Вазы, тарелки, блюда и др.) Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) Воспитатель. Какая посуда используется в момент приёма пищи? Дети. (Тарелки, миски, блюда, салатницы.)
Воспитатель. Что мы применяем для питья и напитков? Дети. (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) Какая посуда используется для хранения пищи (сырницы, масленки, хлебницы и др.) Что относят к столовым приборам? (Ложки, вилки, ножи и т.п.) Есть еще вспомогательные предметы сервировки, кто знает, что к ним относится? (Подносы, блюдца, конфетницы, вазы и др.) Вот как много разной посуды в доме. И вся она может быть изготовлена из различных материалов. Из каких? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) Как вы думаете, какая посуда появилась первой? История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в Древнем Египте Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. Нельзя обойти вниманием и Китай, где был придуман и долгое время хранился в тайне рецепт фарфора Давняя история у деревянной посуды. Горшки и миски - первая посуда в Древней Руси. Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок - прямой предшественник современной кастрюли Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Интересно, что чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уделялось внешней отделке горшков. Однако, несмотря на свою универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды. Много вы узнали о посуде, много еще предстоит узнать, поэтому предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физминутка Стояла корзинка на полке без дела. (Присесть, округлить руки - изобразить корзину.) Скучала, наверно, все лето она. (Наклоны головы, вправо-влево.) Вот осень пришла, и листва пожелтела. (Встать, изобразить ветви деревьев.) Собрать урожай наступила пора. (Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев.) Корзинка довольна. (Руки округлить перед собой, кивать головой.) она удивилась, (Развести руки.), Что так много фруктов в саду уродилось! (Подняться на носочки, показать руками большой круг.) Воспитатель. Интересная история и у столовых приборов. Например обыкновенный столовый нож. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в 16 веке, но и Они имели острый, как у кинжала, копен. Говорят, что закруглить концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор, будто бы велел Наполеон. Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапог. Вилка -самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в 19 веке. Воспитатель. Придумай рассказ, в котором будет использовано как можно больше названий различной посуды.
Загадки о посуде
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
Самовар Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я … Фарфор Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник Носит воду Хозяину в угоду; При нем живет, Пока не упадет. Чашка Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю Термос Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. Ложка Новая посуда,
А вся в дырках. Решето На головке пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. Чайник Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякае, стучит. -Эй, сними меня! - кричит. Чайник Чистопородный Боярин дородный Всему народу Отпускает воду. Самовар На огне ворчу-бурчу Потом чихаю И пар испускаю. Чайник Она бывает глубока. Она бывает мелка. Однако, это не река. Тарелка В земле я родился, В огне закалился. Горшок Среди воды огонь пылает, Вода его не заливает. Самовар
Сделана для жидкости, а жидкость в ней не держится. Воронка Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… Кастрюлей Всех кормлю с охотой я, А сама безротая. Ложка На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… Чайник Как начнет Говорить-разговаривать, Надо чай Поскорее заваривать. Чайник У него большой живот, А совсем не бегемот. Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон. И пыхтит он через нос На плите как паровоз. Чайник Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет – убедится. Чайник По моей тарелке Лодочка плывёт.
Лодочку с едою Отправляю в рот. Ложка Каким инструментом можно щи хлебать? Ложка Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот – Открывай пошире рот. Ложка Кто такая? Каши зачерпнет И отправит в рот. Ложка Если хорошо заточен, Все легко он режет очень – Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. Нож Вся макушка в дырках мелких – Горечь-горькая в тарелках. Перечница Среди ложек я полковник. И зовут меня… Половник Новая посудина вся в дырах. Решето Купили новенькое, такое кругленькое, качают в руках,
а оно все в дырках. Сито Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. Терка Он округлый, но не шар, Медный - не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди… Самоваром!
Литературный материал, рекомендуемый для использования
Чтение с последующим обсуждением:
русская народная сказка «Лиса и журавль»
Лиса с журавлем подружилась. Решила однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости. - Приходи, кум, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу! Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, мой голубчик-кум! Сама стряпала. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена, лисица говорит: - Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем. - Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. - Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»
Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар, трехведёрный самовар. В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъярённый кипяток, лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран. Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел. Дядя Петя говорит: "Дай-ка выпью,-- говорит,-- выпью чаю",-- говорит. К самовару подошла, тетя Катя подошла, со стаканом подошла. Тетя Катя говорит: "Я, конечно,-- говорит,-- выпью тоже",-- говорит.
Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел. Он зевнул и говорит: "Выпить разве,-- говорит,-- чаю разве",-- говорит. Тут и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла. И, подумав, говорит: "Что ли, выпить,-- говорит,-- что ли, чаю",-- говорит. Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала -- это внучка прибежала. "Наливайте!-- говорит,-- чашку чая,-- говорит,-- мне послаще",-- говорит. Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала, к самовару прибежала, чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком. Вдруг Сережа приходил, неумытый приходил, всех он позже приходил. "Подавайте!-- говорит,-- чашку чая,-- говорит,-- мне побольше",-- говорит. Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап, но оттуда выходило только кап, кап, кап. Самовар Иван Иваныч! На столе Иван Иваныч! Золотой Иван Иваныч! Кипяточку не дает, опоздавшим не дает лежебокам не дает.
Русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К. Ушинского)
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: - Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно! Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: - Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
А. Кушнер «Кто разбил большую вазу».
Кто разбил большую вазу? Я признался, но не сразу. Пусть подумают немножко, Пусть на кошку поглядят: Может быть, разбила кошка? Может, я не виноват? Кошка, ты разбила вазу? Жалко серую пролазу. Кошка жмурится на свет, А сказать не может "нет".
Я ещё поколебался С полминуты - и признался.
Подвижные игры.

Летающие слова.
Стоя в кругу играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, играющий громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел-…). Ловящий мяч должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова. 
Чайная, столовая, кухонная.
Играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому- нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «чайная», «столовая», «кухонная». Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет, который относится к этой посуде. Кто ошибся, выходит из игры. 
Рывок за мячом.
Играющие делятся на две команды, каждая выстраивается в шеренгу у лицевой линии площадки. У игроков в руках карточка с изображением посуды. У обеих команд карточки одинаковые. Ведущий с мячом называет посуду, бросает вперед мяч. Игроки, у которых карточки с изображением произнесенной посуды, бросаются наперегонки вслед за мячом. Тому, кому удастся коснуться мяча первым, дается очко. Потом подсчитываются результаты команд.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. (загибать пальчики по одному, начиная с большого) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (разгибать пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Дидактические игры по теме «Посуда»

«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Чашка-… тарелка -… Вилка -… блюдце -… Кастрюля – … ложка -…
«Назови, какая посуда»
Цель: образование относительных прилагательных Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - … Если ложка из металла, она - … Если чашка из фарфора, она - … Если чайник из глины, он - … Если стакан из стекла, он - … Если сахарница из стекла, она - … Если половник из металла, он - …
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимание, памяти Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют. Какой посуды не стало.
«Подбери предмет».
Цель: образование существительных в форме творительного, родительного, винительного и предложного падежей. Режут чем? (Ножом.) Суп в тарелку наливают чем? (Поварешкой.) Картофельное пюре едят чем? (Вилкой.) Суп едят чем? (Ложкой.) Сок пьют из чего? (Из стакана.)
Чай пьют из чего? (Из чашки.) Кашу едят из чего? (Из тарелки.) Жарят в чем? (В сковороде.) Суп варят в чем? (В кастрюле.) Чай заваривают в чем? (В чайнике.) Трут морковь на чем? (На терке.) Сахар кладут куда? (В сахарницу.) Кофе наливают из чего? (Из кофейника.) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Сказка» г.Надыма» (МДОУ «Детский сад «Сказка»)

Конспект

НОД «Речевое развитие».

Тема «Описание посуды», «Познание»

(конструктивная деятельность).

Тема «Стаканчик»

Разработчик:

учитель-логопед

Большакова Л.М.

Надым

Интеграция образовательных областей
: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности
: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели
: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; учить сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, вырезать фигуры.
Планируемые результаты
: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; способен конструировать по собственному замыслу стаканчик для карандашей из бумаги; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал и оборудование
: картинки с изображением посуды; цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, кисточки.
Содержание организованной деятельности детей.

1. Организованный момент. Повторение названий посуды.
Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.
2. Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Вся макушка в дырках мелких, Больше греться не хочу. Перец сыплется в тарелки. (Перечница) Крышка громко зазвенела: «Пей чай, вода вскипела!» (Чайник) Новая посуда, Зубами накалываю А вся в дырах. (Сито) И в рот накладываю. (Вилка) Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку. А сама безрогая. (Ложка) Все ровнехонько и ловко. (Нож)
3. Игры.
 Чего не стало? Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют. Какой посуды не стало.  Угадай, какая посуда.
Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар(соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай.
4. Описание посуды.
Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушает описание, должны отгадать, какую посуду описывают.
5. Сравнение.
Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?
6. Конструирование из бумаги «Стаканчик».
Для изготовления стаканчика надо на изнаночной стороне плотной цветной бумаги начертить выкройку стаканчика-цилиндра, увеличив ее по желанию. Вырезать, склеить его. Приклеить донышко, подогнув зубчики и намазав их клеем. Украсить стаканчик узором – аппликацией. Воспитатель готовит выкройку стаканчика и раздает детям. Остальную работу они выполняют сами.
7. Рефлексия.
Вопросы: - Что мы делали сегодня на занятии? - Расскажите по порядку, как нужно изготавливать стаканчик. - Чем вам понравилось на занятии?

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
Цели: Коррекционнообразовательные: учить детей подробно пересказывать художественный текст; формировать навык построения связных монологических высказываний. Коррекционно-развивающие: закреплять знания детей о предназначении различной посуды; развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей; развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие. Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Ход занятия 2. Организационный момент. Игра «Что куда положим, нальем?». В сахарницу кладут (что?)... (Сахар.) В супницу наливают... (Суп.) В хлебницу кладут... (Хлеб.) В конфетницу кладут... (Конфеты.) В солонку насыпают... (Соль.) В селедочницу кладут... (Селедку.) В перечницу насыпают... (Перец.) В молочник наливают... (Молоко.) В чайник наливают... (Чай.) В кофейник наливают... (Кофе.) Объявление темы.
Логопед: Сегодня на занятии мы узнаем, что может сделать взрослым маленького ребенка. Чтение рассказа «Как Маша стала большой» с последующим обсуждением 1 . О ком этот рассказ? Чего больше всего хотела Маша? Что она для этого делала? Помогали ли ей эти поступки стать взрослой? Что говорили Маше взрослые? Что задумала сделать Маша? Почему удивилась мама? А какому поступку Маши удивился папа? Каким именем он назвал Машу? Почему все стали называть Машу большой? - Помогли ли Маше стать большой бусы, прическа, часы? - Как надо поступать, чтобы о тебе говорили, как о взрослом? 2. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают. 3. Пересказ рассказа детьми. Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения. К самовару гости прибежали, Дети стоят в кругу, один ребенок посередине. Дружно чашки наполняли: Идут к середине круга, здо - роваются. Вкусный чай у самовара, Расходятся. Он с ромашковым Идут по кругу друг за 1
отваром. другом. 6. Продолжение пересказов детей. После физкультминутки логопед предлагает де тям составить еще несколько пересказов. 7. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия):
Как назы вался рассказ, который мы пересказывали на за нятии? О ком этот рассказ? Какие поступки Маши не помогали ей стать большой? А какие помогли?
Викторина «Кто больше знает о посуде?»
1. Какая посуда используется для хранения пищи? (Банки, сырницы, масленки, хлебницы, бочки, кадки и др.) 2. Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) 3. Какая посуда используется в момент приёма пищи? (Тарелки мелкие, глубокие, миски, блюда круглые, овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, компота, подливочники, салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы и др.) 4. Что мы применяем для питья и размещения напитков? (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) 5. Что относят к столовым приборам. (Ложки, вилки, ножи и т.п.)
6. Как называются предметы посуды для специй? (Солонки, горчичницы, перечницы, уксусницы.) 7. Назовите примеры декоративной посуды. (Вазы, тарелки, подносы и др.) 8. Из каких материалов производят посуду? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) 9. В посуде из каких материалов можно готовить пищу горячим способом. (В посуде из металлов, глины и жаропрочного стекла.) 10. Какой формы могут быть тарелки? (Круглые, овальные, квадратные, треугольные.) 11. Назовите чайную и кофейную посуду. (Чайные чашки с блюдцами, кофейные чашки, кружки, стаканы, пиалы, чайники заварные, кофейники, масленки, супники, сухарницы, вазы для варенья, блюдца для варенья.) 12. Назовите русские народные промыслы, изготавливающие посуду. (Гжель, хохлома, жостово, городец, мезенская роспись, урало- сибирская роспись.)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Из чего делают

посуду?»
Цели: активизировать словарь по теме «Посуда»; познакомить с работай гончара; закреплять навыки словообразования. Оборудование: глиняная посуда. Организационный момент Воспитатель просит детей вспомнить, из чего может быть сделана посуда. Дидактическая игра «Какая это посуда?» По ходу названия предметов детьми педагог выставляет картинки: Графин из стекла - стеклянный графин;
Стаканчик из картона – картонный стаканчик; Кружка из пластмассы – пластмассовая кружка; Блюдце из фарфора – фарфоровое блюдце; Ложка из дерева – деревянная ложка; Нож из металла – металлический нож; Самовар из меди – медный самовар; Кувшин из глины – глинный кувшин. Дидактическое упражнение «Вспомни и назови» Воспитатель предлагает детям вспомнить, из чего была сделана посуда в предыдущей игре. Динамическая пауза «Самовар» (с имитацией действий) Аты-баты, шли солдаты, Аты –баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубл. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это.
Беседа о работе гончара и рассматривание глинной посуды.

Итог
Воспитатель
(
читает стихотворение) Когда поет гончарный круг, И Мастер глину разминает,- Никто пока еще не знает, Что выйдет из-под этих рук?
А. Вольнов Воспитатель просит ответить детей на вопросы: -Как называется мастер, который делает глинную посуду? - Какую глинную посуду может изготовить гончар?
Консультация для родителей по лексической теме: «Посуда».
1. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Нарисуйте по несколько предметов чайной, столовой, кухонной посуды, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет картинки. 2. Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребёнок из стихотворения. 3. Потренируйте ребёнка в составлении рассказов – описаний о посуде. Запишите рассказ в тетрадь. Например: Что это? Какого цвета? Какого размера? Из какого материала сделана? Какая по назначению? Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка,
носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду. 4. Подберите и выучите с ребёнком одну-две загадки о посуде. 5. Помогите ребёнку ответить на вопросы: чашка из фарфора (какая?) стакан из стекла (какой?) вилки из металла (какие?) кувшин из глины (какой?) 6. Поиграйте в игру «Назови ласково» Чашка-… тарелка -… Вилка -… блюдце -… Кастрюля – … ложка -… 7. Поиграйте в игру «Куда положим?» Куда положим хлеб? (в хлебницу). Куда положим сахар? (в сахарницу). (масло, соль) Задание 1. Научите ребенка произносить слово посуда. Сначала произнесите это слово сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку произнести слово самостоятельно. Покажите, какая посуда есть у вас дома. Потренируйте малыша в произнесении названий посуды. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна посуда: «Это чашка. Из нее пьют. Это тарелка. Из нее едят» и т. п. Покажите, что посуда бывает металлической, стеклянной, фарфоровой, деревянной. Задание 2. Подберите и приклейте в тетрадь картинки с изображениями чайника, кастрюли, сковородки, тарелки, чашки. Пусть малыш сначала показывает посуду по вашей просьбе, а потом называет ее. Если ему трудно, произнесите слова сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку сделать это самостоятельно. Обратите внимание малыша на материалы, из которых сделана эта посуда, а также на названия посуды: «Это чашка. Она фарфоровая. Здесь написано чашка» и т.п. Задание 3. Помогите малышу ответить на вопросы: В чем мама варит суп? (В кастрюле.) На чем жарят картошку? (На сковороде.) В чем кипятят воду для чая? (В чайнике.) Из чего ты ешь суп? (Из тарелки.) Из чего ты пьешь чай? (Из чашки.) Если ребенок затрудняется с ответом, используйте картинки с изображениями посуды для подсказки. Покажите ребенку картинку, когда задаете вопрос, и малышу будет легче ответить. Задание 4.
Предложите малышу выполнить упражнение «Посуда». Выразительно прочитайте текст упражнения, покажите и расскажите, как нужно выполнять движения. Это упражнение способствует развитию творческого воображения ребенка. Пусть малыш вспомнит, как выглядят чайник, чашка, ложка, поднос, и попробует изобразить их. Помогите малышу, делая упражнение вместе с ним и выразительно читая текст. Поощряйте малыша, если у него возникает желание проговаривать текст вместе с вами. Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Надуть животик, одну руку поставить на пояс, другую изогнуть, как носик чайника. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Присесть, поставить руку на пояс. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. Покружиться на месте. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Потянуться вверх, сомкнуть руки над головой. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. Лечь на пол, вытянуться. Задание 5. Поиграйте с малышом в игру с мячом «Один - много». Вы бросаете ребенку мяч и называете один предмет, ребенок бросает мяч обратно и называет много предметов. Например: чашка - чашки, чайник - чайники, тарелка - тарелки, кастрюля - кастрюли, сковородка - сковородки. Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома. Задание 3. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры словосочетаний: Стакан из стекла. - Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. - Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. - Серебряная ложка. Миска из пластмассы. -
Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. - Эмалированная кастрюля. Задание 4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например: Это чайник. Чайник - это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду. Задание 5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик. И назвать сколько слогов в этих словах. Беседа на тему «Из чего делают посуду» Цель: Познакомить, детей с историей различных видов посуды. Обобщить знания детей о назначении различных видов посуды, материалах и способах ее производства. Развивать познавательные способности, память, мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Ход занятия: - Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Что случилось с героиней этой сказки? Правильно, от нее убежала вся посуда. А вы помните, почему это произошло? Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила, не хранила в должном порядке. Как вы думаете, достойна, ли посуда уважительного к себе отношения? (Ответы детей.) Как вы думаете, когда
появилась первая посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро они поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? (Еда с огня очень горячая, и нужно съесть сразу все, ведь положить остатки приготовленной еды было некуда.) Но у разных видов посуды своя история. И перед тем как познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие предметы относятся к посуде. Итак, мы уже знаем, что посуда - это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. (Вазы, тарелки, блюда и др.) Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) Какая посула используется в момент приёма пищи? (Тарелки, миски, блюда, салатницы.) Что мы применяем для питья и напитков? (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) Какая посула используется для хранения пищи (сырницы, масленки, хлебницы и др.) Что относят к столовым приборам? (Ложки, вилки, ножи и т.п.) Есть еще вспомогательные предметы сервировки, кто знает, что к ним относится? (Подносы, блюдца, конфетницы, вазы и др.) Вот как много разной посуды в доме. И вся она может быть изготовлена из различных материалов. Из каких? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) Как вы думаете, какая посуда появилась первой? История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в Древнем Египте Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. Нельзя обойти вниманием и Китай, где был придуман и долгое время хранился в тайне рецепт фарфора Давняя история у деревянной посуды. Горшки и миски - первая посуда в Древней Руси.
Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок - прямой предшественник современной кастрюли Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Интересно, что чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уделялось внешней отделке горшков. Однако, несмотря на свою универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды Много вы узнали о посуде, много еще предстоит узнать, поэтому предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Физминутка Стояла корзинка на полке без дела. (Присесть. округлить руки - изобразить корзину.) Скучала, наверно, все лето она. (Наклоны головы, вправо-влево.) Вот осень пришла, и листва пожелтела. (Встать, изобразить ветви деревьев.) Собрать урожай наступила пора. (Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев.) Корзинка довольна. (Руки округлить перед собой, кивать головой.) она удивилась, (Развести руки.), Что так много фруктов в саду уродилось! (Подняться на носочки, покачать руками большой крут.) Интересная история и у столовых приборов. Например обыкновенный столовый нож Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в 16 веке, но и Они имели острый, как у кинжала, копен. Говорят, что закруглить концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор, будто бы велел Наполеон. Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапог. Вилка - самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в 19 веке. (Далее можно рассказать детям об истории различной посуды, описанной в пособии.)
Сосчитай, какой посуды больше, чайной иди столовой. Расскажи, из чего сделан каждый предмет, как он используется. Придумай рассказ, в котором будет использовано как можно больше названий различной посуды. Ответы на вопросы карточной викторины 1. Какая посуди используется для хранения пищи? (Банки, сырницы, масленки, хлебницы, бочки, кадки и др.) 2. Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи и напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.) 3. Какая посуда используется в момент приёма пищи? (Тарелки мелкие, глубокие, миски, блюда круглые, овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, компота, подливочники, салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы и др.) 4. Что мы применяем для питья и размещения напитков? (Чашки, кружки, стаканы, рюмки, бокалы, стопки, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) 5. Что относят к столовым приборам. (Ложки, вилки, ножи и т.п.) 6. Как называются предметы посуды для специй? (Солонки, горчичницы, перечницы, уксусницы.) 7. Назовите примеры декоративной посуды. (Вазы, тарелки, подносы и др.) 8. Из каких материалов производят посуду? (Из дерева, глины, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, камня.) 9. В посуде из каких материалов можно готовить пищу горячим способом. (В посуде из металлов, глины и жаропрочною стекла.) 10. Какой формы могут быть тарелки? (Круглые, овальные, квадратные, треугольные.) 11. Назовите чайную и кофейную посуду.
(Чайные чашки с блюдцами, кофейные чашки, кружки, стаканы, пиалы, чайники заварные, кофейники, масленки, супники, сухарницы, вазы для варенья, блюдца для варенья.) 12. Назовите русские народные промыслы, изготавливающие посуду. (Гжель, хохлома, жостово, городец, мезенская роспись, урало-сибирская роспись.)

Задачи:

  1. Расширять и активизировать предметный словарь по теме: «Посуда».
  2. Уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда;
  3. Формировать навык образования относительных прилагательных.
  4. Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, познавательный интерес.
  5. Закрепить у детей знания о народных промыслах: хохломской росписи.

Материал: Набор посуды: стеклянной, фарфоровой, глиняной, металлической, деревянной; 3 таза с водой; магниты.

Ход занятия

1. Игровой момент.

В руках у воспитателя письмо. Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети! Помогите мне вернуть посуду! Вся моя посуда убежала в царство Самовара. Вернуть ее можно только выполнив все задания Самовара». Воспитатель: Дети, как вы думаете, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

Воспитатель: Поможем Федоре Егоровне?

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в царство Самовара. Путь туда не близок, и на нашем пути будет много препятствий. А дорогу в царство Самовара нам покажет вот этот клубочек.

2. Основная часть.

1. «Ты клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Клубочек дальше не катится,

значит нужно выполнять первое задание Самовара". Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится стеклянная посуда:

– Что это? (посуда)

– Назовите ее: (стакан, кувшин, салатник, фужер, бокал, кружка).

– Из какого материала сделана эта посуда? (из стекла).

– Значит, какая она? (стеклянная).

(Указание воспитателя – отвечать полным предложением).

– Что можно сказать о стеклянной посуде? Какая она может быть? (она тонкая, прозрачная, хрупкая, легкая).

Давайте сравним кружку и бокал. Что у них общего, чем они похожи? Чем они отличаются?

– Для чего используют стеклянную посуду? (в нее наливают воду, сок; из нее пьют; в нее кладут салат).

2. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Придется выполнить второе задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится фарфоровая посуда.

  1. Что это за посуда? (сахарница, чайник, чашка, молочник, блюдце).
  2. Из чего она сделана? (из фарфора).
  3. Значит она какая? (фарфоровая).
  4. А как называется набор посуды с одинаковым рисунком? (сервиз).
  5. Какие сервизы вы знаете? (чайный, кофейный, столовый).
  6. А это какой сервиз? (чайный).

– А что можно рассказать о фарфоровой посуде? (она изящная, тонкая, хрупкая, легкая, блестящая).

3. «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи!» А теперь наш Самовар приготовил нам третье задание – загадки.

Загадки:

  • Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
  • Новая посуда, а вся в дырах. (Сито, дуршлаг)
  • Дам есть – скворчит, ворчит
  • Не дам есть – молчит. (Сковорода)
  • 4 ноги, 2 руки, один нос, одно брюхо. (Самовар)

Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится металлическая посуда.

– О какой посуде эти загадки? (о металлической).

– Значит из чего она сделана? (из металла)

– Назовите ее? (сковорода, кастрюля, дуршлаг, самовар).

– Для чего нужна эта посуда? (для того, чтобы жарить, варить, кипятить, сливать воду).

– Какая она по весу? (тяжелая).

– Справились мы и с этим заданием. Молодцы! А наш клубочек катится дальше.

4. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи». Клубочек останавливается. Четвертое задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой находится глиняная посуда.

– Что это за посуда? (горшочек, кофейник, чашка, блюдце).

– Из чего сделана эта посуда? (из глины).

– Значит какая она? (глиняная).

– Что можно еще сказать о глиняной посуде? (она тяжелая, блестящая, хрупкая, гладкая)

5. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Дети, клубок привел нас к «Золотой хохломе». Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится деревянная посуда.

Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

– Почему эту посуду называют «Золотая хохлома»? (потому что она расписана элементами хохломы). Назовите их (лист, ягодка, травка).

– А из какого материала изготовлена эта посуда? (из дерева).

– Значит она какая (деревянная)

– Назовите ее (тарелка, солонка, миска, сахарница).

– Что еще можно сказать о деревянной посуде? (она легкая, расписная, золотая).

– Итак, со всеми заданиями Самовара вы справились!

Физминутка. Мы посуду называем. Вместе, дружно поиграем…

6. За то, что вы выполнили задания Самовара – он хочет с вами поиграть. Дети садятся полукругом.

1) Дидактическая игра. «Узнай, какая посуда звучит?»

Воспитатель ставит ширму, ударяет по посуде, дети угадывают какая посуда «пела».

2) Опыт. «Тонет, не тонет»

Самовар придумал такую интересную игру, он хочет узнать, какая посуда тонет, а какая нет.

Выберете каждый по одному предмету посуды и опустите в тазик. У тебя Катя, почему тарелка плавает? Она легкая, из дерева и т.д. Она не тонет. А теперь давайте посмотрим, утонет ли металлическая посуда. Да, утонет, потому что эта посуда тяжелая, из металла. Давайте расскажем Самовару, какие предметы тонут и какие не тонут? (Вывод: тонет металлическая посуда, не тонет деревянная).

Самовар такой затейник, хочет он в еще одну игру поиграть.

3) Опыт. «Какие предметы притягиваются?»

Дети, что у меня в руке? (магнит).

– Для чего нужен магнит? (чтобы узнать какие предметы притягиваются, а какие нет).

Проведение опыта: Дети берут магниты и подносят к металлической посуде, затем подносят магнит к стеклянной, деревянной посуде. Делают вывод – притягивается к магниту только металлическая посуда.

7. Дети, а теперь давайте вспомним, почему в сказке посуда убежала от Федоры? (потому что она не ухаживала за ней, била ее). Давайте поможем Федоре «отремонтировать» ее посуду.

Игра «Дорисуй». На рисунках у детей чайник, кастрюля, чашка, сковорода, у которых недорисованны детали – крышка, ручка, носик. Им нужно назвать недостающие детали и дорисовать их.

Теперь Самовар разрешает, чтобы мы отправили всю посуду Федоре Егоровне и просит нас о том, чтобы мы написали ей письмо, о том, как надо обращаться с посудой и заботиться о ней. Как за ней ухаживать? Для чего нужна посуда? Ответы детей воспитатель записывает в «письмо».

3. Подведение итогов занятия. Оценка.

– Молодцы ребята. Воспитатель благодарит всех детей за помощь Федоре и предлагает детям угощение, которое передал им Самовар (баранки, печенье, пряники), и приглашает всех попить вкусного чая из самовара.

Интеграция областей:

1. Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

2. Здоровье. Первичные представления о здоровом образе жизни.

3. Физическая культура. Физкультминутка «Я чайник-ворчун».

4. Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

5. Познание. Решение задач, развивающих речь:

  • Игра «Сравни»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Из чего сделана посуда»
  • Игра «Каждый продукт в свою посуду»

6. Чтение художественной литературы. Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

7. Художественно-эстетическое развитие. Штриховка карандашом.

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к столам, встанем около своих мест. А теперь я разрешу сесть на свое место тому, кто отгадает мою загадку. И воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, кто догадался, поднимает руку и говорит отгадку.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

10. Новая посуда, а вся в дырках

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зулбчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.