Что такое стиль графического изображения. Взаимодействие с пользователем - центральная точка для принятия решений в дизайне

Интернациональный типографический стиль или швейцарский стиль появился и развивался в Швейцарии с 1927 г.

Безусловным и безоговорочным основателем швейцарской школы графического дизайна считается Ян Чихольд (1902-1974). Неординарная для своего времени личность, Ян родился в Германии, в семье художника и по совместительству - оформителя вывесок. Именно в семье он получил первые навыки ремесла и каллиграфии, впоследствии поступив в Лейпцигскую Академию графики.

Веяние модернизма в искусстве оказало сильное влияние на молодого Чихольда - уже в 1925 году в свет вышла его статья «Элементарная типографика», в которой описаны основные концепции нового стиля – простота, лаконичность и легкость восприятия. Весь арсенал графики оказался направлен на взаимодействие со зрителем, для этого использовались контрастные цвета, насыщенные рубленые шрифты, асимметричные блоки.

В своих работах представители швейцарской школы типографики используются гарнитуры без засечек. Так Ян Чихольд разработал шрифты - простые и удобные для чтения.

Transit (1931) Saskia (1931/1932) Zeus (1931) Uhertype Grotesk (1933-1936) Sabon (1966/1967)

В 1935 году швейцарский стиль графического дизайна был подробно описан в очередной книге Чихольда «Полиграфическое оформление». Принципы, описанные более 80 лет назад, не потеряли актуальность и сегодня:

Простота и функциональность Наличие свободного пространства Асимметричная расстановка блоков Читаемость (гарнитуры без засечек)

Не менее ценный подарок швейцарской школы - модульная сетка, которой сегодня пользуются абсолютно все графики.

Йозеф Мюллер-Брокманн, также основатель швейцарского стиля в своей книге «Grid Systems in Graphic Design» («Модульные сетки в графическом дизайне») изложил теорию об одном из наиболее популярных методов конструирования полиграфической продукции - модульной сетке.

Плакаты Йозефа Мюллера-Брокманна

До 50-х годов швейцарская школа графики попеременно набирала и теряла сторонников. Немалый вклад в популяризацию направления внес В. Хердег, главный редактор журнала «Graphis».

На пик расцвета швейцарская графика вышла уже в послевоенные годы - когда европейская промышленность оправилась от ущерба и начала предлагать свою продукцию за границей. Швейцарский стиль идеально подходил для того, чтобы привлечь внимание многонационального потребителя. Одна из сфер, где международный стиль получил наибольшее развитие, стала фармацевтическая отрасль.




Крупнейшие швейцарские производители лекарственных препаратов для создания своего фирменного стиля и упаковок обращались к выдающимся графическим дизайнерам, таким как Йозеф Мюллер-Брокманн, Карл Герстнер, Армин Хофманн, Жерар Ифер, Нелли Рудин, Йорг Хамбургер, Андреас Хис, Штефан Гайсбюхлер, Макс Шмид.

Для того, чтобы понять, что такое интернациональный стиль, необходимо определить понятие стиля в графическом дизайне вообще. Американский исследователь и теоретик графического дизайна Стивен Хеллер называет стиль манерой проектирования, соотносящейся с временем и местом. Также это слово используется, чтобы определить манеру какого-нибудь отдельного автора или группы авторов. В более узком смысле стилем иногда называют устоявшуюся совокупность требований к дизайну какого либо вида изделий или документов, например «сделать в стиле газетных заголовков». Один стиль вырастает из другого, они разветвляются, существуют параллельно друг другу, умирают и снова.

Интернациональный стиль был вызван потребностями крупных корпораций в системах идентификации.

Понятие «стиль» в графическом дизайне тесно связанно с понятием «графический язык», и часто с ним отождествляется. Графический язык - это некий набор визуальных приемов, характерных для данного стиля. В него могут входить принципы композиции (статичная или динамичная, упорядоченная или хаотичная), характер колористических и тоновых отношений, пластические приемы (использование плашек, линеек и пр.), арсенал используемых шрифтов.

В графическом дизайне стиля модерн наряду с динамичной, использовалась и статичная, иногда даже симметричная композиция, тяготеющая к равномерному заполнению плоскости листа, почти всегда применялись поля и рамки, делящие лист на зоны. Цветовые гаммы стиля богаты и нюансированы, пастельные цвета соседствуют с открытыми, часто использовались орнаменты, характерные для художественного стиля в целом, применялись, в основном, рисованные акцидентные шрифты. Все вышеперечисленное составляет графический язык стиля модерн. У «модернистской» графики Баухауза он совершенно иной, несмотря на сравнительно небольшой временной интервал между ними. Композиции обретают центр и периферию, в ряде случаев становятся динамичными, с ярко выраженной диагональю. Цветовые гаммы у дизайнеров Баухауза становятся скудней и минималистичней, исчезает орнаментация, главенствуют прямые и циркульные линии, прихотливые извивающиеся шрифты стиля модерн уступают место строгим геометрическим. Графический язык в отличие от стиля не связан со временем, местом, и ситуацией, что не позволяет полностью отождествить эти понятия.



Сложение модернизма

Старые стили и старые методы работы не могли обслужить производство, продвинувшееся далеко вперед. Индивидуальные вещи, созданные художниками-прикладниками несли на себе печать высокого эстетического вкуса, но изделия, выходившие из стен фабрик, не имели ничего общего с эстетикой.

В своей книге «Графические стили. От викторианского до постмодернизма» Стивен Хеллер называет модерн, или «Ар Нуво», как он обычно именуется в англоязычной литературе, первым международным стилем. Это действительно первое направление, претендующее на создание всей предметной среды, и не связанное с историческими прототипами.

Заслуга архитекторов и дизайнеров модерна в том, что они почти что с нуля создали новый пластический язык, доказали что возможно создать эстетически совершенную вещь не на основе классических элементов, придуманных греками на заре цивилизации, таких как, например, архитектурный ордер. Они пытались создать новую эстетическую среду, проектируя все элементы предметного быта в едином стилистическом ключе. Однако принципы работы остались теми же. Художники сосредотачивались на том, чтобы сделать вещь максимально красивой и изящной, забывая о том, тиражировать.

Основной составляющей графического языка стиля модерн стала авторская иллюстрация, включающая в себя сложные орнаменты и индивидуальные рисованные шрифты. Это предполагало большие временные затраты на создание оригинал-макета, и как правило, большие материальные затраты на производство (цветная печать в то время была роскошью). Модерн оказался слишком дорогим, и его повсеместная, но недолгая популярность в Европе так и не успела пересечь океан.

Новые художественные течения начала двадцатого века, такие как кубизм, футуризм, супрематизм, дали жизнь такому глобальному явлению в прикладном искусстве, как модернизм. Полный или частичный отказ от принципа изобразительности старых стилей искусства, поиски новых визуальных приемов, революционная направленность и радикализм являются наиболее характерными чертами этих течений. Казимир Малевич, его опыты супрематизма фактически были направлены на создание пластического языка будущего, свободного от какого либо украшательства, состоящего из простых форм, и где основным фактором является композиция, плоскостная или объемно-пространственная. Родственный супрематизму графический дизайн всегда заимствовал образы и подходы из других областей художественной и популярной культуры. Визуальные цитаты, ссылки всех видов, мимикрия стилей – это существенная особенность пути графического дизайна, его метаморфозы в 20-м столетии. Результатом этого стал постмодернизм, как завершающий аккорд современной культуры.

«Неудачи нового, заключены в прошлом» Фредерик Джеймсон, литературный критик.

Постмодернизм в конце XX века. Ранние признаки «постмодернизм», стали появляться в середине 1970-х. В графическом дизайне, это особенно проявилось в оформлении обложек к музыкальной продукции - пластинках, кассетах, компакт-дисках. Высокая степень мобильности, ориентирование на активные группы потребителей - все это стало широким полем для экспериментирования, хотя тенденция ни в коем случае не была ограничена только этой областью. Английский критик Рик Пойнор приводит в пример обложку пластинки немецкой группы электронной музыки Kraftwerk. В 1978 вышел альбом, содержавший строгие синтетические мелодии и пульсирующие робототехнические ритмы, которые оказали длительное влияние на развитие танцевальных мелодий в 1980-х и резко отличались от музыки того времени. Пластинка получила название «Die AlenschMaschine» (Человеко-машина).

Дизайн обложки альбома напоминал типографику советского конструктивизма 1920-ых. Историческая ссылка была усилена при помощи использовании, в качестве главных, красного, черного и белого цвета. Та же самая композиция с диктующей диагональю и типографская манера набора использовались на обратной стороне конверта, на фоне различных геометрических фигур. Дизайн Карла Клефиша был вдохновлен работами авангардистского «конструктора» Л. Лиссицкого и был фактически его цитатой (читай заимствованием, но, ни в коем случае не пародией). Дизайнер и музыканты хотели подчеркнуть, что музыка должна быть понята как «авангардистская».

После 70 или 80 лет классического модернизма наступил результат – истощение интеллектуальных ресурсов. «В мире, в котором стилистическое новшество больше невозможно, все что остается – подражать мертвым стилям, говорить через маски и с голосами стилей в воображаемом музее».

Использование «ретро-стилей» стало определяющим графический облик конца XX века. Пример – работы Поли Шер. Ее хорошее знание и понимание исторических форм футуризма, конструктивизма, дадаизма, голландского De Stijl, немецкого Bauhaus, Арт Деко и Арт Нуво, ее эклектичная способность повторно изобретать это и использовать в интересах своих клиентов сделала ее влиятельной фигурой в дизайне.

Поля Шер и Терри Коппель. Брошюра «Великие Начинания», разворот, 1984

В нашей стране выбор более простого пути копирования стилей, заимствования идей был определен во многом отсутствием преемственности в графическом дизайне. Нельзя сказать, что это стало следствием низкого уровня дизайна в целом. Многие известные дизайнеры и художники с удовольствием погружались в стили давно минувших эпох.

Викторианский стиль

Викторианский стиль (viktorian): британский, американский, французский, arts and crafts: британский, американский. Арт-нуво (Art Nouveau): французский/бельгийский, Югенд-стиль, Глазго-стиль, Vienna Secession, американский, итальянский. Ранний модерн (early modern): plakatstil, wiener werkstatte. Экспрессионизм (expressionism): немецкий. Модерн (modern): футуризм, vorticizm (супрематизм?), конструктивизм, De Stijl, Баухаус, «Новая типографика». Арт Деко (Art Deco): французский, немецкий, швейцарский, восточноевропейский, итальянский, английский, американский, streamline, датский. Дада (Dada) «Героический реализм» (heroic realism) Поздний модерн (late modern): швейцарский, английский, американский, швейцарский международный стиль, корпоративный стиль, revival, эклектика, польский, психоделический (psychedelic), японский. Пост-модерн (postmodern): Мемфис/Базель/Цюрих, американская «новая волна», американский панк, американский пост-модернизм, европейская «новая волна».

Китч

Одна из ярких тенденций последних лет, граничащая с экзотикой. Природа китча, его зарождение связаны с повторением и переосмыслением уже сложившихся классических образцов. Но в процессе повтора происходит некий перебор: другой материал, масштаб, среда и т. Грань между классикой и китчем почти совсем не видна, так как нынешний китч «самой высокой и лучшей марки». Самые дорогие материалы и признанные производители, не скрывающие достижения технического прогресса, а также демонстрирующие их. Возвращение к природе и подчеркнутая экологичность. Смесь реального ретро и фантазий о нем.

Цветовая гамма: среди кричащей гаммы от розовых до ядовито зеленых и фиолетовых, лидирует агрессивный красный цвет. Также золотой, белый и черный.

Эклектика

Знаете ли вы, что мы с вами живем в эпоху эклектики? Эклектика попросту – это смешение. Так называют эпоху внестилевого развития архитектуры и дизайна. Эклектика наступает, когда очередной господствующий стиль уже «выработал себя», а новый еще не создан, это переход, переосмысление. При этом архитекторы и дизайнеры настоящего времени очень часто обращаются ко всему предыдущему архитектурному наследию и историческим стилям, заново перебирая различные стилеобразующие элементы того или иного времени и переосмысливая накопленный опыт. Соединение разнородных художественных элементов заметны уже в позднем древнеримском интерьере. Полностью копируя старые стили (интерес к достоверности), эклектика позволяет формально сосуществовать элементам нескольких стилей в одном интерьере. Современный стиль может являть в себе «смесь несмешиваемого», от тонкого намека до гротеска. Определить стиль того или иного интерьера можно скорей интуитивно, он часто не укладывается в какие-либо конкретно заданные классические определения. Формируясь в ходе совместной работы дизайнера и заказчика, он может принимать те или иные стилистические направления. Эклектика становится самостоятельным стилем со своими собственными чертами, присущими только ему.

Хай-тек

Новые возможности материалов и конструкций, стремительное развитие различных отраслей науки породили новый стиль – яркий, не похожий ни на какой предыдущий и поначалу немного шокирующий.. Ультрасовременный стиль высоких технологий, пропагандирует эстетику новейших технологий. Полное отсутствие декора компенсируется «работой» материала. Техно – одна из разновидностей hi-tech. Основные принципы стиля хай-тек: подчеркнутая графичность и лаконизм линий, обилие ясных и четких геометрических форм, минимум деталей, обилие стекла, металла и пластика, яркие открытые цвета. От предшествующих этапов хай-тек отличает демонстративный супер-техницизм, Все практично, функционально.

Излюбленные цвета : металик, серебро, белый, черный; материалы: металл, стекло. Хай-тек идеален для почитателей минимализма.

Цвет: металик, серебро, белый, черный. Хай-тек по-прежнему остается одним из актуальных стилей. Этот стиль, оформившийся в последней трети XX в. Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы. Хай-тек – стиль, пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людей молодых душой.

Функционализм

После окончания первой мировой войны потребовалось некоторое время для стабилизации экономики и осуществления крупных строительных мероприятий. В условиях вынужденной «бездеятельности», ведущие специалисты направляют свою творческую энергию на экспериментальную и теоретическую работу; они разрабатывают проекты и модели, содержащие в себе основные принципы архитектуры предстоящего периода.

Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера и функции вещей было характерно для некоторых моделей, изготовленных в 30-е годы в Баухаузе (экспериментальной школе-мастерской) для массового фабричного производства.

Цветовая гамма чрезвычайно разнообразна и подразумевает изысканные сочетания цветов. Минимализм. Прямолинейность, простота, отсутствие узоров, рисунков, аксессуаров. Это поиск абсолютной формы, стремление к совершенству, лаконичность и сдержанность.

Дальнейшее формирование стиля связано с деятельностью экспериментальной школы-мастерской «Баухауз». Размещение небольшого количества предметов. В 50-е годы 20 века минимализм был очень популярен, как рациональный стиль. Сдержанная графическая гамма Минимализм - современная интерпретация древне-восточного стиля. Для него характерны: предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов, ясность композиции, монохромность, подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями, графичность. В минималистском стиле никогда не употребляются рисунки, узоры; предпочтение отдается черному, белому, кремовому и серому цветам.

Арт-деко

Сегодня Арт-Деко (фр.art deco букв, «декоративное искусство») всемирно признается синонимом эффектности. Зародился он как стиль в 1908 – 1912 годы, достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Сам термин происходит от названия международной выставки декоративных искусств и ремесел 1925 года Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modemes, но как термин, обозначающий художественный стиль, возник в 1966-м году, после возрождения выставки в Париже. До этого его называли «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн».

Очень популярный и распространенный в свое время арт-деко, и в наши дни остается эффективным средством воссоздания элегантности и роскоши. Своему возникновению арт-деко обязан влиянию таких различных источников как Арт-Нуво, кубизм и Баухауз с одной стороны, древнего искусства Египта, Востока, Африки, Америки с другой. Арт-деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделийиспользовались ценные и дорогие материалы – змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьми угольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из египетской, африканской и других экзотических культур.

Таким образом, в Арт-Деко можно выделить множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистские варианты. Арт-Деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил напрвление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Арт-Деко. В 1930 – 1940 годах США охватила мода на «модерн» в стиле Арт-Деко. «Арт-Деко. Стиль художественной фантазии», Сюзанна А.Стерно Последний шикарный стиль европейских столиц.

Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, американской индейской экзотики и африканского примитивного искусства, автомобильного и авиационного дизайна.. Период арт-деко – это передышка Европы между двумя войнами, эпоха, характеризующаяся с одной стороны стремлением забыть об ужасах войны и стремлением эстетизировать мир, с другой стороны – это «пир до и после чумы», в котором чувствуется жажда и наслаждение жизнью вместе с пониманием ее непрочности и скоротечности. Стиль арт-деко вновь обретает широкую популярность. Как направление он сложился в середине 20-х гг. XX в. и сочетал в себе ретростили всех эпох и стран. В наше время ар-деко привлекает соединением искусства и технологии, открытой апелляцией к роскоши. Формы и линии В отличие от растительных тем модерна, ар-деко предпочитал геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Один из самых распространенных орнаментов 1930-х годов – египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Очень характерно изображение обнаженных женских фигур с развитой мускулатурой и в экспрессивных «изломанных» позах.

Цветовая гамма. Причудливая игра цветов: цвета слоновой кости, насыщенные коричневые тона, все оттенки золотого.

Модерн

Модерн – стиль конца XIX – начало XX в., ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными.

В России и Англии современный стиль называли модерном, в Бельгии и Франции – арт-нуво («новое искусство»), в Германии – югент стиль («молодой стиль»), в Австрии – сецессион «(отделение, уход»). Отказ от старых стилевых форм, поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона.

Лозунг «назад к природе». Сложная система линейного орнамента: основа мотивов – сильно стилизованные цветы и растения, лебеди. Символ стиля – изощренная форма цветка цикламена.

Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.

Новая волна»

Первое десятилетие нового века, казалось, несколько растерялось после безумных колебаний прошлых лет замерло в ожидании новой волны. Воистину говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Но сколько реально времени нам потребуется, для того чтобы вспомнить это старое? Огромный задел девяностых буквально растворился на безрыбье и жалком шатании начала 21 го века. Свежо предание, да верится с трудом. Этот застой отражался последние шесть лет буквально во всем. Стоит посмотреть, к примеру, ассортимент нашего телевидения и СМИ. Жалкие попытки сыграть на интересах к скандалам и жизни «поднебесных» celebrity, выступающих якобы примером для подражания, часто ничего не вызывает кроме культурной тошноты. Полный набор без информативного мусора предлагается нам под видом бутерброда с икрой. Что говорить о моде. Куда же делись, спрашивается, былые альтернативщики? Аллилуйя, они все-таки начали присылать небольшие весточки из своей самовольной ссылки. Спустя шесть лет, наконец-то, на горизонте стали подниматься редкие креативные головы. Мировые fashion дизайнеры зашептались о приходе новой волны. Уже сейчас звучат прогнозы о реанимации ярких цветов грядущей весной. Эхо веяний диско этики девяностых, наконец-то, дало знать о себе. Похоже, отголоски старой доброй рейв культуры прибавляют свой звук. Дизайнеры Лондонского East-Enda открыто декларируют о пришествии нового поколения, которое жаждет нечто большее, чем просто забавные и красивые вещи. Дизайнеры считают, что это реакция на индустрию однотипной моды, пропагандирующую лже причастность к пафосному образу жизни. Ответом становится возвращение к подчеркиванию индивидуальности личности и желание смелых экспериментов своего имиджа. В новомодных ночных клубах Лондона, таких как Anti Social и BoomBox уже повсеместно можно встретить ярких молодых людей, зарождающих образ новой волны. Яркие золотистые тона, неоновые майки, грубые джинсы, перекрашенная обувь - все это новое облачение современных челленджеров. Экспериментальные макияжи, мини юбки, прически в стиле панк -новый образ современных модниц. Некоторые уже поспешили присвоить название зарождающему движению – «ню рейв». Как бы это не обзывалось, хочется надеяться, что это является новым импульсом для выхода из коматозного состояния casual и порождения различных совершенно отличающихся друг от друга креативных направлений, способных обогатить культуру нового века.

10.2 Мода и стиль: отличия и взаимосвязь

Мода проходит, а стиль остается...

Мода (фр. mode, от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание) –раскрытие красоты во времени. Древние философы, начиная с Платона, считали, что красота не может быть выражена адекватно раз и навсегда. Поэтому красота может быть выражена только противоречивым образом. А противоречия, согласно Канту, могут сосуществовать только во времени. Со временем мода выкристаллизовывается в стиль, который часто противопоставляется моде, хотя и на стиль бывает мода.

Мода в человеческом обществе – ещё и средство для создания социальных границ, и для создания суммы социальных признаков «свой–чужой».

«Модное» привлекает общественное внимание, и потому для лиц с низким социальным статусом, или же для «социально обделенных», часто неважно, положительное оно или отрицательное. В этом смысле слова в определенных условиях модным может стать даже неофашизм, сатанизм или гомосексуализм.

В изменении и изменчивости моды каждый раз снова и снова возникает обещание окончательного идеала «красоты» (которого нет). Человек каждый раз с готовностью верит этому обещанию, и каждый раз вынужден покориться велениям новой моды. Человеческое тело является основополагающим предметом модной стилизации.

Категория «красота» связана со зрительным восприятием предмета потребления и используется для выражения общественной ценности в чувственно воспринимаемых признаках формы. Для обозначения превосходной степени красоты (очень красивого изделия) используется термин «прекрасное». Особенность эстетической оценки того или иного товара состоит в том, что понятие красоты относят не только к привлекательности внешнего вида (его геометрической формы, цвета, рисунка), оно связано с возможностью наиболее полно удовлетворять потребность людей. Иными словами, красота товара как потенциального предмета потребления тесно связана с его целесообразностью. Так как форма товара является необходимой частью его содержания, а следовательно, его полезности, то потребителю нравится (или, наоборот, не нравится) и сам товар, и его форма.

Категория «приятное» неоднозначна понятию «красота». При потреблении красивых и удобных изделий человек испытывает чувство приятного. Однако отдельные потребительские свойства, связанные с понятием приятного, лишь условно можно отнести к эстетическим. Например, свойство туше у тканей. Туше – чувственное восприятие ткани в результате ее осязания. Оно может быть приятное или неприятное в зависимости от мягкости, плотности, ворсистости, упругости, сухости, жесткости и других показателей ткани. Свойство туше не может быть определено как красивое и некрасивое, т е не является с общепринятой точки зрения эстетическим свойством. В то же время туше –чувственная характеристика и поэтому может быть показателем эстетической ценности.

Номенклатура эстетических свойств материалов и готовых изделий неоднозначна. Эстетическую ценность большинства материалов (бумага, пленка, кожа и др.) можно оценить по единичным свойствам – форме, цвету, фактуре и рисунку. Эстетические свойства готовых изделий являются комплексными и включают четыре подгруппы свойств информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения.

Информационная выразительность – способность товара отражать посредством средств художественного конструирования отличие изделия от аналогов и его соответствие сложившимся в обществе эстетическим представлениям и требованиям. Единичными свойствами, определяющими информационную выразительность, являются оригинальность, соответствие стилю и моде, знаковость.

Оригинальность – отражение новизны товара, его отличия от других товаров одного и того же функционального назначения. Стилевое

соответствие показывает, насколько товар по внешнему виду отвечает требованиям современного стиля. Под стилем понимают устойчивую (в течение длительного времени) систему художественных принципов, приемов и средств выражения содержания вещей. Различают стили эпохи, национальные, отрасли, фирмы (объединения), конкретного функционального комплекса предметов потребления.

Облик одежды, мебели и других изделий предметной среды, так же как здания и сооружения, в каждом стиле эпохи отражает уровень общественного и культурного развития. Стиль прошедших эпох – это своего рода отпечаток неповторимого образа жизни. Поэтому попытки возродить в современных условиях облик предметов старины, т е. давно ушедших стилей (оформление «ретро»), обычно приводят к формализму, стилизации.

Современный стиль характерен относительной простотой и завершенностью форм (преимущественно прямоугольного сечения для стационарных изделий и обтекаемой поверхности для движущихся предметов), ясностью и логичностью структуры, отсутствием вычурности и сложных украшений. Национальный стиль отражает традиционные особенности форм и отделок, характерных для наций и народностей (например, традиционная вышивка одежды на Украине, своеобразная форма и отделка головных уборов в Средней Азии и т. д).

Стиль отрасли и фирмы отражает характерные особенности художественного конструирования, в результате которого создается оригинальное, единственное в своем роде оформление продукции, продающее фирме (предприятию) или отрасли особое «лицо».

Мода в отличие от стиля представляет собой временную общность приемов и средств выражения содержания вещей. Другими словами, мода – это господствующие в данное время вкусы людей (общества). Влиянию моды более всего подвержены предметы потребления, особенно одежда, обувь, предметы туалета. Изменение моды – естественное стремление людей обновлять предметную среду, улучшать изделия, срок службы которых относительно мал.

Рациональность формы – групповое свойство, показатели которого характеризуют, насколько форма товара соответствует назначению, конструкции, материалу, удобна ли она, подсказывает ли форма характер обращения с товаром. Красивая форма не должна быть приложением к конструкции изделия, она должна соответствовать ей. Неудобное в употреблении, технически устаревшее, функционально не совершенное изделие не будет красивым, если ему будет придана даже формально совершенная форма.

Целостность композиции – характеризует степень согласованности всех частей и целого в товаре, объединенных единым замыслом и оформлением. Само слово «композиция» означает взаимосвязь важнейших элементов произведения (продукции), раскрывающая ее содержание. Товар

может иметь оптимальную массу, размеры, конструкцию, цвет, рисунок, но эти составляющие еще не представляют целостной композиции, если они не объединены и не оформлены в единое целое с учетом их функциональной, конструкторской и эстетической целостности. Оценивая целостность композиции, учитывают степень организованности объемно–пространственной структуры изделия, т. е. имеет ли место соподчиненность частей и целого, второстепенных главному (например, хлястик и клапан кармана у пиджака должны соответствовать общему замыслу модели). Целостность композиции предусматривает также гармонию формы – соразмерность и взаимосвязь частей, их пропорциональность (соотношение частей между собой и целым) и масштабность – соотношение величин частей товара и размера самого товара по отношению к человеку и другим изделиям предметной среды. Все предметы потребления должны иметь размеры, соответствующие размерам человеческого тела или другим предметам среды функционирования. Для каждого товара должна быть найдена верная масштабность, так как нарушение масштаба приводит к потере целостности композиции и ансамбля предметной среды, затрудняет пользование такими изделиями (например, стул с высотой сиденья больше привычных).

Целостность композиции означает также упорядоченность графических и изобразительных элементов изделия, цветовую гармонию, сочетание фактуры и рисунка (орнамента) с общим замыслом композиции. Следует иметь в виду, что с помощью цвета, фактуры и рисунка можно достичь не только общей композиционной целостности, но и возможности зрительных иллюзий, используемых дизайнерами для корректива формы (кажущегося увеличения или удаления предмета, изменения пропорций и т. д.). Так, вертикальная форма представляется длиннее горизонтальной, члененная форма кажется больше нечлененной, голубой и другие холодные цвета удаляют и уменьшают изделия, теплые, и темные, наоборот, приближают и, следовательно, увеличивают их, усиливают впечатление тяжести и прочности предмета.

Раздел 11. Фирменный стиль. Бренд

11.1 Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля

11.1.1 Логотип

Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества. Такое положение обусловлено тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).

При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60–е годы дизайнерский подход в прикладную графику начал входить через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60–х – начало 70–х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально–коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально–технического контекста.

Елена Черневич искусствовед писала: «графический дизайн, превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно»; «в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает не визуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи приемник текста»; «складывается новый тип профессионала – дизайнер–график становится визуальным коммуникатором».

Концепция графического дизайна, основанная на концепции функционализма, во многом остается привлекательной и сегодня, особенно с методологических позиций. Правда, при условий понимания необходимости усиления художественного начала, стилевых тенденций и модных веяний.

Фирменный стиль проектируется на базе методологического подхода, сложившегося в процессе многолетней международной практики, и с учетом особенностей конкретной фирмы, концепции ее деятельности.

Объекты творческого внимания дизайн–графиков многочисленны и многоплановы. Рассмотрев визуально-составную рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев:

9. Первый слой , с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т. д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.

10. Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации.

11. Третий слой – наиболее специфический, связан с эксплуатацией сферы жилищно–коммунального хозяйства, больших мероприятий государственного или даже международного масштаба, в том числе олимпиады, фестивали и пр.

Графический фирменный стиль – термин, обычно обозначающий и систему визуально–коммуникативных средств, спропроектированную в целях создания определенного постоянного зрительного образа. Она включает в себя основные элементы: знак, логотип, цвет, шрифт, а также все многообразие визуальной информации: от документации, упаковки, сувениров, рекламы до элементов визуальной коммуникации, графики на одежде, транс–портных средствах, зданиях и пр.

Фирменный блок включает в себя товарный знак, название предприятия, почтовые и банковские реквизиты, перечень товаров и услуг, рекламный символ фирмы, слоган. В фирменный блок могут входить все перечисленные элементы или только некоторые из них. Фирменный блок удобно использовать во многих случаях: от оформления фирменных бланков до оформления упаковки продуктов.

Разрабатывая фирменные цвета , необходимо учитывать возможности типографий при печати: газеты, например передают только основные цвета, либо использовать два варианта - цветной (со сложной гаммой цветов) и черно-белый.

Формат изданий может быль любым, он должен быть оригинальным, это поспособствует лучшей узнаваемости информационно-рекламных материалов.

Слоган - короткая фраза, девиз фирмы или товара. Это словесный рекламный символ фирмы. В отличии от изобразительного рекламного символа фирмы, слоган представляет собой и визуальный и аудио- образ, что придает ему исключительную значимость как элемента имиджа или рекламного средства.

Аудиообраз - музыкальная фраза, композиция, несколько нот для голоса или музыкальных инструментов, сочетание определенных шумов, служащих как-бы опознавательным знаком фирмы в радио- и телероликах. Главная функция аудиознака - та же, что и у графического знака фирмы - идентификационная. Аудио образ должен обладать всеми критериями фирменного знака и может быть, зарегистрирован в качестве такового.

Зачастую в качестве аудиообраза используется аудио-слоган: специфическое, постановочное решение аудио средствами слогана фирмы., придающее ему привлекательность, запоминаемость. Разница между аудиообразом и аудио-слоганом в том, что слоган это аудиоинтерпритация словестного выражения, а аудиообраз это самостоятельный звуковой образ, ассоциированный с фирмой.

Вершина большой пирамиды фирменного стиля и рекламы – товарный знак.

Товарный знак (знак обслуживания) – официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленном порядке обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных родов и услуг других лиц. Синонимами термина товарный знак являются – фирменная марка, просто марка, фирменный знак, эмблема. Словесную часть знака или словесный знак называют также марочным названием, фирменным названием, логотипом.

Товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом – фирменным наименованием. Фирменное наименование – это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, не отчуждённый характер, особо не регистрируется (металлургический завод, ткацкая фабрика, банно–прачечный комбинат и пр.).

Товарный знак должен быть обязательно зарегистрирован до его использования. Охрана товарного знака осуществляется государством в течение пяти лет с момента его регистрации в комитете России по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).

· Основной функцией знака является отличие, т.е. знак должен способствовать различию сходных или идентичных товаров, услуг, изготовленных, оказываемых различными производителями.

Незаконченная статья. Из архива - частично не актуально. Но здесь много примеров с рисунками в векторе!
Так уж случилось, что когда-то давным-давно я начала писать статью о стилях в графическом дизайне сайтов. И на столько увлеклась созданием наглядных примеров, что саму статью так и не закончила. Да и в связи с тем, что постоянно создаются новые варианты дизайна сайтов, закончить статью не удастся:)

Собственно, статья:
Начинаю это необъятное дело - описывать стили в таком жанре, как рисованный дизайн (дизайн сайтов). Необъятное - потому что стилей множество и порой они переплетаются и классификация становится невозможной, но все-таки попробуем! Естественно, статья будет постоянно редактироваться, а в качестве примеров я буду использовать только свои изображения. Поэтому - прошу уважать чужой труд! Использование любого материала с этого сайта законно только после его покупки или с разрешения автора. Есть вопросы - пишите [email protected]
Так как рисунки на этом сайте исключительно мной нарисованные, то дело предстоит долгое. Наберемся терпения:)
Все же классификация необходима, хотя бы для того, чтобы облегчить понимание между исполнителем и заказчиком. Каждый из стилей имеет «право на жизнь», у каждого человека - свои представления об идеальном дизайне. Ведь стиль дизайна очень редко вытекает из контента, одно и тоже содержание можно выразить разными стилями. Тут важно понимание с клиентом - чего именно он хочет. А это зависит от его личного восприятия «нравится-не нравится».
В своих дизайн-проектах я не использую фотографии, очень редко - если фотография хорошего качества. Поэтому использую рисованные элементы, если это уместно. Как это выглядит - смотрите ниже.
Классифицировать стили можно по содержимому, по способу компановки материала, по цвету, по количеству графики, в зависимости от того в каком стиле нарисованы сами декоративные элементы и прочее. В конце концов, каждый дизайнер может иметь свой индивидуальный стиль или придумать его именно для вашего сайта, возможно, используя мотивы разных стилей.
Но в целом, можно разделить стили по способу компановки и по стилю самого рисунка (декоративных элементов).

Классификация стилей графического дизайна по способу компоновки материала.
Классика. Классический дизайн сайта отличается простой структурой, схожей с наиболее крупными и известными интернет-ресурсами. Здесь мало или совсем нет декоративных элементов. Все лаконично, четко, логично. Классика собрала все самое лучшее, оптимальное, совершенное, то, чем пользуется многие. Зрелое - в том плане, что проверенное временем. Цвета - яркие, насыщенные (соответственно логотипу или фирменному стилю). Понятная для большинства навигация, четкий шрифт, крупные заголовки, знакомый формат.

Обязательно присутствует «шапка» с названием компании, логотипом и слоганом в верхней части страницы. Над шапкой порой есть небольшая строка с ссылками на поиск по сайту, помощь, контакты. Прямо под шапкой - ссылки, рубрики. Справа или слева колонка с меню и отрывками из наиболее интересных или новых статей. Очень часто есть так называемый «подвал», где могут дублироваться названия рубрик, контакты и другая важная информация.



Очень многим нравится строгий, выдержанный классический дизайн. Этот стиль часто используют для бизнес-проектов, сайтов-визиток.

Деловой стиль (бизнес стиль). Близкий к классическому - деловой стиль. Структура сайта может быть только немного иная, в зависимости от количества информации (рекламные проекты, баннеры, ссылки на важную информацию). Будь это сайт-визитка или интернет магазин. Но, в целом, все тоже самое - стандартное расположение элементов, лаконичность, привычные образы.
Так как место на таком сайте очень «ценное» - во всех смыслах - то тут скорее всего в «шапке» проекта не будет картинки или она будет значительно меньшего размера. Сам логотип тоже не будет занимать много места. Преимущество отдается рекламной информации, продающей и предлагающей товары и услуги. Тут следует сразу наметить точки размещения рекламы.
Самые «лакомые кусочки» - левый верхний угол, верхняя часть сайта, правая полоса. Так же эффективно вставлять рекламу внутри контекста или между статьями.
Баннеры бывают разные - ведущие на внутренние страницы сайта, так и на другие сайты. Но чаще всего они размещены вперемешку.

Не всегда эти сайты выглядят презентабельно. Владельцы сайтов, гонясь за выгодой, превращают их в пестрые, мигающие, навязчивые гирлянды. Тут важно соблюдать баланс. Баннеры не должны мешать восприятию самого сайта, а так же должны быть актуальны. Лучше всего размещать их в один блок.




Как правило, если делается сайт «с нуля», то изначально никаких баннеров на нем не размещается. Сайт прежде всего должен будет зарекомендовать себя и приобрести «друзей» (например, достаточное количество посетителей). Но думать о размещении рекламной информации нужно на стадии планирования макета страницы.

Официальный стиль. Тут все понятно. Просто отметим, что он есть! Сайтов-примеров очень много. Нам с рисованным дизайном тут делать практически нечего. Это официальные сайты государственных учреждений (пенсионный фонд, госавтоинспекция, налоговая служба). Из декоративных элементов - только логотип, ровные линии, привычный шрифт, символика. Все очень строго.
Компоновка страницы - классическая, возможна лишь только баннерная реклама на внутренние страницы сайта, которая исполнена в том же стиле и не сильно выделяется из общей концепции сайта.
Хотя стоит заметить, что все чаще появляются и на этих официальных сайтах рисованные элементы. Что в некоторых случаях делает информацию более доступной, простой, интересной и привлекательной для посетителей. Например, статья на сайте госавтоинспекции «ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕМ АВТОКРЕСЛО» на главной странице сайта как раз обозначена картинкой - малыш сидит в машине.

Одностраничный проект . Если информации на сайте мало, то логичнее сделать одностраничный проект. Это когда вся информация загружается на одной странице.
Когда контент «немногословен», свободную часть страницы можно наполнить рисунками, фотографиями, цветом.






Газетный стиль. Страницы сайта внешне напоминают страницы обычных газет. Чаще всего такой стиль может быть использован для новостных сайтов, онлайн-изданий, но бывают и исключения. Больше места отдается тексту.

Журнальный стиль. Этот стиль похож на печатную версию журналов, в нем используются большие заголовки, и больше места отдается крупным фотографиям. Чаще всего такой стиль можно встретить на сайтах посвященных моде, одежде, косметике, товарам для дома и семьи и прочее.

Большая шапка-картинка - практически во всю страницу. Привлекает внимание, при необходимости, посетитель сайта ее может свернуть (делается кнопка, ссылка, стрелка «скрыть диалог»).

Промо стиль - презентация какого-либо товара, новой услуги. Дизайн такого сайта должен быть ярким и запоминающимся, действенным и эффективным. Страниц у такого сайта не много - от 1 до 3. Здесь большое значение отдается графике и качественному контенту (объем текста по отношению к изображениям примерно 1:1), дабы вызывать у посетителей сайта положительные эмоции для покупки товара или услуги. Здесь не должно быть ничего лишнего - никакой посторонней информации, никаких банеров и тому подобного. Крупные, яркие образы, опросники, анкеты, уникальный дизайн, простой, понятный текст…

Страница в виде чего-либо. Выделила данное оформление страницы в отдельный стиль. Я думаю, что тут все ясно. Например, страница выглядит как стол, на котором лежат предметы, листы, стоит чашка с чаем, карандаши; или как разделочная доска, где есть нож, продукты, сковорода; или как офис с сотрудниками и оборудованием; салон красоты, аптека…

Сложная структура. Сайт со сложной структурой не поддается описанию:) Это самое разнообразное размещение статей, меню, разделов, фотографий, тем и других элементов сайта. Здесь возможно большое количество ссылок как на внутренние страницы сайта, так и на другие ресурсы, сайт может пестрить банерами, фотографиями, графическими элементами. При создании такого сайта используются современные технологии. Каждая новая страница сайта может отличаться стилистически от другой, а может и абсолютно совпадать. Как-то описать такую структуру очень сложно.
Лучше перейти сразу к примерам.
Сайт посвящен кафе - пестрый дизайн с разными элементами. Оформлен по типу "лоскутного одеяла". Словно разные лоскутки - логотип, новости, приветственное слово, меню, фотографии и прочее - сшиты в одно полотно.

Каждый элемент оформлен в своем стиле, и, тем не менее, не вываливается из общей концепции.
Второй пример сложной структуры сайта - сайт аптеки:

Здесь вперемешку размещены статьи, объявления, новости, рекламные блоки. Сайт может быть сколь угодно большим, информации размещено очень много и, пожалуй, без поиска не обойтись. У заголовка каждой рубрики - свое оформление, много текста. Иногда такие сайта выглядят очень запутанными и совершенно непрезентабельными. Сориентироваться здесь порой сложно.
Третий вариант - сайт организаторов праздников:


Вверху сайта - меню, которое появляется на каждой странице, если курсор подвести наверх экрана. Каждая картинка - во весь экран, выполнена в своем стиле, в своей цветовой гамме. Перемещаться по сайту можно как вертикально, так и горизонтально при помощи меню, курсора и стрелок (вправо-влево). Кратинкам можно добавить интерактивности: падающие шары, летящие птицы, звуки музыки и т.п.
Существуют и другие варианты компоновки страниц сайта, охватить и описать все невозможно. И это многообразие только радует!
Не все примеры в данном разделе отрисованы на 100% (такой цели не было изначально), но все же, надеюсь, что они достаточно понятны.

Второй раздел классификации стилей посвящен стилям декоративных элементов сайта , то есть - в каком стиле отрисованы картинки, используемые на сайте.

Минимализм. Основной принцип стиля - простота, лаконичность, акцент на одном образе-объекте. Минимализм может проявляться во многом - в цветах, в графике, в тексте. Порой сайт в таком стиле выглядит приятнее и запоминается больше. На страницах сайта все просто, понятно, выделена только суть, главное. В таком стиле может быть оформлен весь сайт или только главная страница. Страницы могут быть интерактивными и при определенных манипуляциях (нажать на кнопку, перейти по ссылке) трансформироваться. Это очень интересный стиль и здесь (несмотря на название) большой простор для творчества.
Создавая такой сайт - нужно помнить, что функционал должен быть максимально простым и понятным.
Первый пример - сайт-шутка "Фанаты буквы Ш" - минимум цвета, простой понятный небольшой по объему текст:

Второй - сайт магазина по продаже люстр, светильников и бра:


Это всего лишь первая страница исполненная в минимализме. Необходимо нажать на "выключатель" - включить свет, чтобы открылась полная страница с меню и более красочным дизайном:


Третий вариан - сайт магазина товаров для творчества:

Здесь использованы простые, почти схематичные рисунки, понятные посетителям сайта. Каждый рисунок - сочетание всего лишь двух цветов.

Плоский дизайн
Плоский или flat-дизайн - стиль близкий к минимализму. Здесь нет теней, текстур, градиентов и прочего. Предпочтение отдается четкому чистому цвету и типографике, простоте и удобной навигации.

Типографика

Малополигональный стиль (low poly style). Этот стиль похож на мозаику. Благодаря строгим угловатым формам и цвету создаются объемные картинки. Конечно, его рисуют в 3Д, но я вот попробовала в векторе.

Реалистичный стиль. Реалистичный стиль дизайна сайта подразумевает под собой реалистичное отображение информации - для этого используется цвет, 3Д-эфекты, тени, прозрачность и другое. Таким образом создается материальность, которая делает восприятие страницы более естественным для человека. Так же качественная графика тоже в свою очередь является элементом реалистичного стиля.

Натурализм. Или природная тематика - листья, цветы, птици, животные, насекомые и так далее. Природные графические элементы, фон, витиеватые лиственные орнаменты, древесные фактуры, разнообразная цветовая гамма.

Гранж. Данный стиль представляет собой композицию словно выполненную небрежно, хаотично. Здесь используются приглушенные цвета, размытые обрывчатые текстуры, заношенность, потертость, соответствующие шрифты и фон. Элементы словно запачканы грязью или намеренно состарены. Страница будто выглядит неопрятно. Часто в качестве эелементов используются мятые фотографии, кусочки бумаги, стальная арматура, обрывки картона, ткань и т.п.

Карандаш, акварель, апликация. Страница сайта словно отрисована «от руки» карандашом или красками.

Типографика. Основной элемент в данном стиле - текст, основная задача - информирование. Из слов могут создаваться картины, объекты, здесь важен цвет, шрифт, размер.

Мультяшный стиль. Страницы дизайна в данном случае похожи на картинку из мультфильма или комикса. Такой дизайн чаще может подойти для сайта магазина детских товаров, детского клуба и т.п.

Винтаж. В данном случае в дизайне используются хорошо знакомые образы, элементы декора, предметы интерьера или другие атрибуты прошлых времен.

Темный, нежный, яркий стили. В зависимости от цели сайта страницы могут быть темными, светлыми, яркими (при этом использутся соответствующие цвета).




Этнос. Этнический стиль подразумевает под собой использование этнических стилистических элементов, которые отражают культурные и исторические особенности какой-либо нации или государства. Этно стиль еще называют экзотическим. Чаще всего используются индейские, индийские, арабские, африканские мотивы. Всевозможные орнаметы, шкуры животных, косички, бусы, кожа и т.п.

Насыщенный графикой стиль. В этом случае графика является основным, доминирующим элементом дизайна.

Микс. Микс стиль - сочетание нескольких стилей. Так как четкой границы между стилями нет, то порой несколько направлений стилей переплетаются.

И др.. Все стили не охватить (абстракция, футуристический стиль, модерн, поп-арт и пр.), а потому статью можно считать не законченной. Надеюсь, здесь будут появляться новые стили и новые примеры работ в той или иной тематике.

P.S. Использование любого материала с этого поста законно только после его покупки или с разрешения автора.



Стиль «конструктивизм» в дизайне

Конструктивизм - направление, которое связывают в первую очередь с архитектурой. Однако такое видение можно назвать однобоким или даже в корне неверным, потому что прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне и полиграфии. В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.




Стиль «Классика» в дизайне

Графический дизайн в классическом стиле основан на строгих канонах: четкость, лаконичность, стройность и логичность. Используются только типологические черты образа. Классика всегда вне времени и сегодня также популярна, как и несколько десятилетий назад. В этом стиле исполняются визитки, календари и прочая офисная полиграфия. Элементы классического стиля: строгие рамки, «лоснящиеся», блестящие градиенты, различные декоративные элементы. Что касается цветовых решений классического стиля, то, как правило, это насыщенные и яркие оттенки в сочетании с серебряным или золотым цветом.




Викторианский стиль в дизайне

Главная особенность викторианского стиля - насыщенность деталями. Здесь снова вошло в обиход понятие «боязнь пустоты», но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления. Это заметно в оформлении и жилых интерьеров, и характерных для этого периода рекламных постерах.



Стиль «Авангард» в дизайне

Авангард - это обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, а также подчёркнутым символизмом художественных образов.



Американский дизайн середины 20-го века

В 40-50-е годы по всей Европе утверждается концепция «хорошего дизайна». В Италии она получила название "bell design", в Германии - "хорошая форма", на севере Европы - "скандинавский дизайн". Основной потребностью людей в послевоенные годы стало налаживание нормальной мирной жизни. Дизайн, отвечающий данному социальному запросу, должен был быть качественным, «спокойным», экономичным, приятным глазу. Ни вызова, ни протеста, ни элитарности от вещей общество не хотело.


Стиль «Ампир» в дизайне

Ампир у многих ассоциируется с Петербургом, так как основной темой стиля считается монархическая и героическая направленность. Этот стиль часто ориентирован на античные образы Греции, Рима, Египта. Мощь, величие, монументальность характеризуют ампир. В качестве декора могут использоваться различные военные мотивы: доспехи, лавровые венки, орлы, часто встречается египетский орнамент. В современной рекламе чаще всего этот стиль используют производители алкогольной продукции, чтобы подчеркнуть солидность и мужественность марки. Ампир способен создать эффект царственности, величавости.




Стиль «Модерн» в дизайне

Модерн или арт-нуво - полная противоположность классике и ампиру. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» рисунков, нестандартность пропорций, асимметрия, растительный орнамент. Эта легкость и романтика обычно выражается в использовании пастельных тонов. Модерн отрицает каноничность и четкость элементов композиции. Обычно он используется для привлечения женской аудитории.



Стиль «Ар-деко» в дизайне

Ар-деко (арт-деко) произошел из авангардизма. Основные черты: закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь. Экзотичность этого стиля выражается в использовании элементов культуры и традиций разных стран и народов. Это и древняя Месопотамия, и народы Майя, и египетская культура эпохи фараонов. Часто используются отсылки к культуре древних Греции, Рима, Китая и Японии, и что немаловажно - России. Можно встретить повторяющиеся геометрические фигуры: круги, квадраты, стрелы – это результат влияния Америки 20-х годов, когда источниками вдохновения для дизайнеров становились механические и промышленные формы. Ярким примером стиля ар-деко считается дизайн пачки сигарет Lucky Strike.




Стиль «Минимализм» в дизайне

В основе этого стиля – простота и лаконичность. Монохромность, простые формы, нейтральные цвета – это та цена, которую стоит заплатить, если хочется сделать акцент на главном объекте или образе. Хорошие примеры минимализма можно найти у японских дизайнеров. Изящность и простота. Порой это все, что нужно, чтобы возбудить интерес к образу.


Стиль «Поп-арт» в дизайне

Поп-арт (или популярное искусство) преследует цель отображать именно массовые образы - от потребительских товаров до знаменитостей. Наиболее запоминающимися образами этого стиля стали изображения Эрнесто Че Гевары и Мерилин Монро от основоположника стиля Энди Уорхола. Основные характеристики стиля: яркие, насыщенные цвета и резкие контрасты. Этот стиль направлен на привлечение массовой аудитории, в большей степени на молодежь.


Стиль «Типографика» в дизайне

Типографику можно считать основой современного графического дизайна в рекламе. Главная ее задача – это информирование. В типографике один элемент – текст. Дальнейшие манипуляции дизайнера могут производиться со шрифтами, цветом, расположением самого текста. Классический пример этого стиля – различные этикетки, информационные листовки.




Стиль «Гранж» в дизайне

В свое время стиль гранж возник как альтернатива причесанному гламуру и неестественной фальшивой красоте, идеализированной до приторности. К гранжу можно применить такие определения, как грязный, нарочито неопрятный, иногда даже уродливый. Сейчас гранж – это мощный устойчивый тренд веб-дизайна, дающий большой простор для самовыражения.

Современный гранж не стремится тотально использовать все "примочки" из своего арсенала, дабы походить на свалку или кучу мусора. Достаточно нескольких визуальных элементов - и дизайн приобретает совершенно иное звучание. Визуальная составляющая гранжа скорее трансформируется в форму легкой небрежности или потертости временем от долгого и частого использования.

Гранж – один из самых креативных и забавных стилей в веб-дизайне. Он дает широкие возможности для эксперимента, позволяет пробовать различные графические элементы. И при этом нет необходимости придерживаться строгих форм и правил.

Дизайнеры из Yourinspirationweb рассмотрели 4 основных составляющих стиля гранж. Именно наличие одного или нескольких таких элементов и определяет принадлежность к этому стилю.

  1. Гранжевая палитра цветов
    В гранжевом дизайне живые и динамичные цвета, как правило, заменяются на более приглушенные и матовые. Типичные цвета – это бежевый, коричневый, черный и серый. Гранж избегает пастельных тонов, а также типичных цветов стиля Web 2.0.
  2. Текстуры и узоры
    Можно сказать, что это основополагающий элемент для стиля гранж. Для бэкграунда используются различные «неопрятные» визуальные элементы, как-то: изображения стальной арматуры, разорванные джинсы, деревянные поверхности, а также поверхности с различными шумами и потертостями. Здесь - огромное поле для экспериментов. Главное, чтобы это было уместно.
  3. Реалистичные детали
    Гранж, как и стиль hand made, имеет слабость ко всякого рода рукотворным штучкам. Это могут быть стикеры, полароидные снимки, обрывки бумаги, кусочки канцелярского скотча, скрепки. А также такие элементы, как кляксы, пятна, брызги и разводы на поверхности.
  4. Гранжевые шрифты
    Гранжевый шрифт может иметь потертости, шероховатости, заломы. Он может состоять из неровных и неправильных линий и выглядеть так, как будто с ним совершали какие то манипуляции. Или, как вариант, это может быть шрифт, написанный от руки.

Основа классического стиля это лаконичность, чёткость и стройность.. Используются по большей части типологические черты образа. Классика это строгие рамки из золота и серебра, богатые декоративные элементы. Колористика в рамках классического стиля предполагает использование насыщенных оттенков и контрастных сочетаний: густо-коричневый, малиновый.

Классический стиль следует лучшим традициям античной архитектуры и итальянского Высокого Возрождения. Классический стиль в графическом дизайне как правило выбирают государственные структуры, крупные банки и некоторые художественные учреждения.

Классический стиль

Простота и лаконичность это основа минимализма. Этот стиль зародился в искусстве в 1960-х годах в Америке и был на тот момент противопоставлен экспрессионизму. Минимализм это освобождение композиции от всех незначительных, второстепенных деталей и акцент на самом главном.

Освобождаемое при этом пространство работает как линза высвечивая всё самое важное. Колористика минимализма скупа как впрочем и образы. Чаще всего используют 2-3 цвета.



Поп-арт (сокращение от popular art — популярное искусство) — направление в изобразительном искусстве возникшее в 1950-1960 годах. Основоположник этого графического стиля Энди Уорхол заставил нас запомнить наиболее яркие образы поп-арта: Эрнесто Че Гевара, Мерилин Монро. Характерные черты поп-арта это:

  • яркие цвета
  • выразительные, мягкие силуэты
  • неожиданные и динамичные композиционные решения
  • используется техника коллажа и осознанная китчевость
  • неотъемлемая черта поп-арта это использование ярких образов звёзд политики, шоу-бизнеса и кино.

Поп-арт ориентирован на молодёжь отсюда берётся его несерьёзность и пропагандируемое потребительское отношение.



Винтаж это направление которое было популярно в 50-х годах 20-го века. Само слова «Винтаж» подразумевает под собой определённый предмет, типичную вещь своего времени, несущую особые стилевые тенденции. Винтаж добавляет атмосферу ностальгии и заставляет нас обратиться к прошлому. Типичный приём данного стиля это «состаривание» фотографий и образов.

Что касается колористики то это либо серые монохромные композиции, либо мягкие разбелённые цвета словно выцветшие со временем. Часто используются специфические ретро-шрифты. Винтажный графический стиль несёт в себе ценность прошлого через настоящее.

Использование текста как основного элемента в композиции — вот отличительные черты типографики как стиля в графическом дизайне. Использование шрифтовых гарнитур для создания форм и образов усиливает смысловую нагрузку и глубину визуального сообщения.

На данный момент это один из самых действенных инструментов воздействия в рекламе. Верстая буклет, плакат или вывеску мы работаем с различными гарнитурами и шрифтами, и то как мы это делаем имеет первостепенное значение. Размещая текстовую информацию как основной элемент нам приходится пристальнее посмотреть на целесообразность использования тех или иных гарнитур и особенности восприятия шрифтов.

(от фр. empire style - «имперский стиль») Ампир возник во Франции во второй половине XIII века, завершая своим началом последний этап классицизма. Этот имперский стиль характеризуется величием, мощностью, монументальностью.

Ампир это богатое декорирование с содержанием элементов военной символики. Художественные формы заимствованы прежде всего у культуры древнего Рима, Греции и Египта. Ампир был призван чтобы подчёркивать идею могущества власти и государства, наличие сильной армии. Отсюда и соответствующий декор — это лавровые венки, щиты, доспехи, орлы и т.д. Этот графический стиль чаще всего используется производителями алкогольной продукции подчёркивая мужественность и солидность марки.

Модерн или арт-нуво (от фр. moderne - современный), ар-нуво (фр. art nouveau , «новое искусство»), художественное направление в искусстве, которое получило широкое распространение в конце XIX, начале XX века. Основные отличительные особенности это уход от прямых линий и углов, в пользу более естественных форм.

Противопоставляется классике и ампиру. Художественные особенности стиля это асимметрия, нестандартность пропорций, растительный орнамент. Колористика модерна это сдержанные пастельные тона. Часто используется для привлечения женской аудитории.

Ар-деко (арт-деко) (фр. art déco — «декоративное искусство»). Течение в изобразительном искусстве первой половины XX века, зародившееся во Франции в 1920-х годах. Ар-деко это след в архитектуре, живописи, моде. Эклектичный стиль сочетающий в себе модерн и неоклассицизм. Произошёл от авангардизма.

Отличительные черты стиля это смелые геометрические формы, строгая закономерность, щедрые орнаменты и этнические геометрические узоры, богатство цветов. Стилю свойственна экзотичность выражаемая при помощи элементов культуры разных стран и народов.

Гранж

(англ. Grunge – грязь, мерзость) – стиль возникший в музыке в середине 1980-х годов как поджанр альтернативного рока. Этот стиль быстро перекинулся из музыки во все остальные сферы творческой деятельности. Гранж перерос в новую молодёжную субкультуру, став противоположностью гламуру и «глянцевости».

Сейчас мы можем наблюдать гранж в дизайне одежды, в веб дизайне, графическом дизайне и т.д. Гранж характеризуется нарочитой небрежностью и отказом от театральности. Основные отличительные черты стиля гранжэто небрежные мазки, грязь, кляксы, потёртости, помятости, грубые обшарпанные фактуры и прочая неряшливость. Цветовая гамма приглушённая, спокойная: чёрный, коричневый, бежевый и серый цвета.

Швейцарский стиль.

Швейцарский международный стиль (1945-1985) назван так по месту его зарождения. Это одно из главных направлений модернистского течения периода второй половины ХIХ века. Основой визуальной коммуникации швейцарского стиля послужили простые геометрические и абстрактные формы. Дизайн становиться научно обоснованным, с чёткой структурой и порядком.

Благодаря использованию модульной сетки структура дизайна легко усваивается и считывается потребителями, что делает этот стиль популярным и сейчас. Отличительные черты — это отказ от национальных особенностей и декора, что и делает этот стиль интернациональным.

Психоделика.

Психоделик (psyche — душа, delicious — расширять). Название возникло от психоделических наркотиков популярных в то время среди молодёжи (1960-1975гг). Этот стиль старательно пытается передать нам настроение и ощущения после употребления наркотических средств.

Отсюда яркие, кричащие цвета, неразборчивость и хаос в дизайн-макетах. Плавные линии заимствованы у арт-нуво, но добавлены контрастные формы и цвета, неразборчивые и кривые шрифты. Психоделический дизайн чаще не притягивает, а отталкивает.

Китч.

Американский китч или «искусство 50-х» как его ещё называют был популярен в соединённых штатах в 1940-1960гг. Для американского китча характерна чрезмерная эмоциональность, как правило это вульгарность, сентиментальность, претенциозность. С немецкого языка китч переводится как «дурной тон».

Произведения в стиле китч выполнены на высоком профессиональном уровне иногда чересчур драматичны и экспрессивны, но не несут в себе истинной культурной ценности подобно настоящим произведениям искусства. Шрифты этого стиля незамысловаты, иногда рукописны, они акцентируют наше внимание на захватывающем сюжете и эмоциональных персонажах.

Цифровой стиль (Digital).

Цифровой стиль (1985 — настоящее время). Компьютер позволяет современным дизайнерам гораздо больше, чем когда-либо ещё. В современном дизайне мы можем увидеть графику из вебдизайна (web 2.0) и компьютерных игр, несуществующие 3D формы и перспективы.

Цифровой стиль сложно классифицировать по каким бы то ни было критериям, основная особенность это использование компьютера как основного инструмента, без которого создание композиции стало бы невозможным, либо труднодоступным.
Викторианский стиль.

Викторианский стиль (Victorian age) зародился в Англии в 1840-1900гг на фоне бурного промышленного роста тех лет. Правление королевы Виктории оказало сильное прямое влияние на изобразительное искусство той эпохи. Главенствующими оказались такие мотивы как: ностальгия, романтизм, сентиментальность и детализированная красота.

Для викторианского стиля свойственна насыщенность деталями и утончённость. Объекты размещённые на плакатах викторианской эпохи имеют овальные либо искривлённые формы, шрифты с засечками, правильное симметричное расположение на холсте, обрамления. Высокая информационная насыщенность дизайн-макетов является визитной карточкой той эпохи.

Хипстер (Hypster style).

Хипстеры (инди-киды) появились в 40-х годах ХХ-го века Соединённых штатах Америки. Понятие возникло от английского выражения «tobehip» — «быть в теме». Отсюда возникло родственное «хиппи». На данный момент это актуальная молодёжная субкультура, которую объединяет одежда, аксессуары, потребительский образ жизни, желание быть в тренде.

Стилю свойственны тренды графического дизайна. Как однотонные контрастные иллюстрации с отсылкой в винтажный стиль, так и яркие, контрастные аляпистые цветовые сочетания. Подобная цветовая контрастность перекладывается и на шрифтовую составляющую этого направления.

В одном знаке в «стиле хипстер» могут использоваться от 3 до 5 различных гарнитур, от рукописных до акцидентных. Активно используются фотографии, как правило они служат «подложкой» для оригинальных шрифтовых решений. Логотипы в стиле «хипстер» однотонны и насыщенны ленточками, линиями, крестиками и прочими несложными элементами.

Инфографика.

Инфографика представляет информацию с помощью графики. Этот способ донесения информации зародился во второй половине XX века, но стал особеннно популярен в последние годы из-за чего я решил выделить его в этой статье.

Инфографику возможно пока нельзя выделить в отдельный стиль, но не узнать её трудно. Это всегда графики, цифры и сухие факты. Инфографика способна доносить максимальное количество информации в минимальные сроки, что делает её крайне эффективной.
Обсуждение: 11 комментариев

    Здравствуйте меня зовут Роман, я в данное время занимаюсь разработкой методических стендов по использованию стилей в графическом дизайне, и у меня всего один вапрос по данной статье, почему именно эти стили а не все остальные используются в графическом дизайне, если вы мне ответите буду очень рад и премного благодарен, можно писать на почту [email protected]

    Здравствуйте Роман!
    Графический дизайн лишь инструмент, с помощью которого мы можем наладить связь с потребителем. К примеру в середине ХХ века, когда народ отдыхал от войны и восстанавливал свою экономику, к нам пришёл так называемый «Хороший дизайн». В эпоху «Хорошего дизайна» на плакатах и обложках можно было видеть спокойные и уравновешенные цветовые сочетания, чистоту и порядок воплощённые в образах скромных домохозяек.
    У каждого стиля есть своё предназначение, он всегда несёт в себе какой-нибудь подтекст, а какой именно зависит от положения вещей и ценностей в обществе. Кроме того использование того или иного стиля иногда связано с целевой аудиторией. К примеру, если нам нужно внимание молодёжи то мы берём гранж и т.д.

    благодарю за ответ и внимание которое вы мне уделили, но ведь стилей великое множество, множество стилей появились до определения графический дизайн, и все их представить будет очень трудоемко, и наверно даже не возможно т.к. многие из них не имеют конкретных каннонов по визуальному использованию, а только лишь умо-настроенческие духовные методы, просто суть вапроса в том — по каким критериям были избраны именно эти стили для данной статьи. Просто это мой дипломный проект) и я ищу ответ на этот вапрос по всем возможным каналам.
    Заранее спосибо.

    спосибо большое, этого ответа я ждал!

    Здравствуйте, Александр. Ну во-первых благодарю за описание, действительно помогло разложить по полочкам. Не могли бы вы порекомендовать по-настоящему хорошую литературу, касающуюся данных стилей.