История возникновения обоев. Виды и типы обоев

Известно, что основателями такого строительного материала как обои, являются китайцы. Именно они в 200 году до нашей эры оклеивали стены своих жилищ. Ими было налажено производство рисовой бумаги, предназначением которой являлось оклеивание стен помещений. Долгое время они хранили свой секрет, и только в 6 веке тайну узнали японцы, которые быстро сумели наладить производство подобной бумаги. После произошедшего сражения в 751 году при Самарканде китайскими пленниками был выдан секрет производства бумажных листов арабам.

Кстати, рисовые обои, которые были изготовлены в Китае, имели особую ценность. Это происходило даже независимо от направления моды. По сей день стенды лучших музеев мира украшают образцы старинных обоев. Где-то уже в начале 8 века технологические процессы производства нашли свое распространение. До России и до других стран эта технология дошла лишь в 10-11 веках, а применяться они стали несколько позже, с 11 по 15 век обои относились к предметам роскоши и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома.

Во Франции в 1599 году образовалась гильдия «обойщиков». Несколько лет ушло на то, чтобы наладить технологический процесс производства обоев с самым простым рисунком. Изначально полотна обоев выпускались небольших размеров. В 1675 году французским гравером Джоном Папиллоном была выявлена возможность изготовления матриц, с помощью которых осуществлялось печатание непрерывного рисунка на обоях. Это позволило ускорить развитие производства обоев.

В странах Западной Европы в 17-18 веках стали обретать популярность «фальшивые» шелка. Технология изготовления такого шелка заключалась в том, что на обрезки шелковых нитей насыпали на грунтованную поверхность бумажного полотна. Вместе с высыханием грунта шелк приклеивался и полученный эффект создавал иллюзию ткани.

Особая популярность обоев приходится на вторую половину 18 века. Интересным остается тот момент, что бумажные обои наклеивались не на стены или бумажный слой, как делается это в настоящее время, а на холст, который натянут на деревянный подрамник, который, в свою очередь, прикреплен к стене.

Об обойных рисунках можно сказать следующее. В 17 и начале 18 века каждый рисунок подражал фактуре кирпича или штукатурки, некоторые имитировали некоторые детали архитектуры. Уже в конце 18 века было налажено производство обоев с аллегорическими сюжетами, с изображением пастушек и пастушков, пейзажами. И уже чуть позже особую популярность приобрели обои, выполненные с цветочными рисунками, также это были рисунки, которые имитировала мрамор, лазурит, малахит.

Введение

Обои - наиболее традиционный и широко известный отделочный материал.

Обои заменяют покраску стен, украшают и утепляют их. Служат фоном для мебели и поэтому являются существенным элементом интерьера. Обои можно менять чаще, чем перекрашивать стены. Оклеивать стены обоями следует после окончания всех малярных работ, кроме окраски пола. Приемы оклейки квартир обоями различны. Но цвет и рисунок обоев должен гармонировать с общим убранством комнаты, с окраской полов, дверей и пр. На качество обойных работ влияет много факторов, которые следует учитывать и соблюдать все рекомендации.

Качество обоев после их изготовления проверяется по многим показателям. По качеству используемой бумаги, например, по ее весу; по качеству применяемой краски, например, ее устойчивости к выцветанию и истиранию; по количеству нанесенных оттенков и используемых форм печати. Для производства недорогих обоев используется легкая бумага в сочетании с простыми красками, для дорогих обоев - тяжелая бумага и самые лучшие краски.

Большой популярностью пользуются обойные канты или бордюры, которые выпускаются различной ширины и расцветок.

Использование бордюров позволяет создавать оригинальные сочетания, которые оживляют даже самые скучные интерьеры. Ими обрамляют окна, двери или разделяют стены посередине, позволяя использовать разные расцветки обоев на одной стене, сочетающиеся только благодаря одинаковым тонам.

Целью данной контрольной работы является раскрытие темы обои в интерьере, рассмотреть виды обоев и увидеть как с помощью настенных покрытий, которые в нашем веке так разнообразны не только внешне, но и структурно, можно изменить пространство, в котором мы живем.

История создания обоев

В наше время существует огромный выбор видов и типов обоев на любой вкус. Но как каждый вид имеют свою историю происхождения, корнями, уходящую глубоко в древность. По мнению историков, существует несколько гипотез свидетельствующих о появлении первых обоев. Вот некоторые из них…

Если верить первой версии происхождения обоев, то родиной возникновения обоев считается Китай. История создания обоев тесно связана с историей возникновения бумаги. Такое важное для последующих поколений событие произошло во II веке до н.э.

Технологический процесс изготовления бумажных обоев передавался из поколения в поколение, от мастера к мастеру на протяжении 6 веков. Лишь в VI веке секрет был раскрыт японцами, а чуть позже им завладели и арабы, которые усовершенствовали процесс создания полотна не из рисовой бумаги а из льняного и пенькового материала. Этот метод изготовления бумаги, и как следствие обоев, распространился на Дальний Восток, в Персию а в дальнейшем попал в Северную Америку, а потом и в Европу.

Позже, пару веков спустя, Китай стал родиной обоев, произведенных из рисовой бумаги. Отличающихся изысканной росписью, которая ценится до сих пор и является ценными экспонатами во многих мировых музеях. В Японии первые обои выглядели как плотные бумажные листы с нанесенным на них рисунком. А что касается Европы, то там долгое время создавали обои, беря за основу китайские метод производства, внося в них свои изменения цвета и рисунка. Рисунок наносился ручным способом с помощью специальных трафаретов и символов, тоже заимствованных в Китае.

XVII-XVIII века Западная Европа славилась изобретением обоев из искусственного шелка. Данный способ производства заключался в нанесении на бумажное полотно шелковых нитей. В результате получалась имитация тканевого полотна пользовавшийся огромной популярностью у знатных господ. Такими же полотнами был украшен и Лувр, являвшейся резиденцией королей и их подданных.

В Россию изобретение Луи Робера было привезено лишь в 1630, что сформировало огромный спрос на бумажные обои как у знати так и у зажиточного крепостного люда. Это послужило сильным всплеском развитию бумажного и обойного производства на территории России и в частности в Москве. Музейным экспонатов в котором сохранились виды бумажных обоев того времени является дворец графа Шереметьева в усадьбе Останкино.

По данным некоторых исторических исследований считается, что первые обои появились более трех тысяч лет назад. Конечно, в то время бумаги еще не было, поэтому первые обои были тканными. До VI века Китай считался главным производителем бумажных обоев и хранил тайну производства в строжайшем секрете, но в VI веке секрет с начала узнали в Японии, потом в Европе. А сто лет спустя и в России. Таким образом, с XII и XIV, произошли вещественные изменения в производстве тканных и бумажных обоев.

Обои, как и много веков назад, не поменяли своего предназначения, и остаются средством украшения и облагораживания помещения. Обои позволяют создать уют, комфорт и неповторимый стиль подчеркивающий интерьер и вкус хозяев. На протяжении веков особой популярностью пользовались бумажные обои, эта традиция дошла и до наших дней. Современные бумажные обои отличаются буйством красок, расцветок, а так же являются экологически безопасными и обладают хорошими качествами, которые так ценит современный потребитель.

Говоря сегодня о том, какие бывают обои, мы вспоминаем роскошные дизайнерские покрытия или бумажные материалы с простым принтом. И совершенно не думаем о том, какими были самые первые обои и кто их придумал. Стоит восполнить пробел в знаниях и немного отмотать назад пленку истории.
Вот пещерные люди - конечно, они не знали обоев, но стремились украшать стены своего жилища, используя шкуру и наскальную живопись. Несколько тысяч лет именно эти «интерьерные идеи» считались самыми лучшими - до тех пор, пока не возникли первые обои.

Как появились обои на тканой основе

За тысячу лет до наступления нашей эры появились первые обои из ткани . Считается, что родина этого материала - Ассирия и Вавилон. Покрытия того времени можно было назвать обоями лишь условно - это были холсты из грубых нитей с примитивными черно-белыми узорами.
И только в 11 веке нашей эры уже придумали декорировать стены цветными полотнами, украшенными вычурными орнаментами и библейскими сценами. Технологии производства обоев развивались крайне медленно - только через два века после появления первых образцов текстильных покрытий решили организовать фабричное производство. И то - обои буквально ткались по определенным художественным полотнам и изготавливались только под заказ.

Текстильные обои в современном интерьере

Например, в начале 16 века во Фландрии ткались обои по полотнам Рафаэля, которые он специально подготовил для украшения Сикстинской капеллы. За «производственный процесс» отвечал нидердандский художники Бернгард Ван Олей. Тканевые настенные декорации были баснословно дороги, и вскоре нашли альтернативный способ производства - художник фламандской школы живописи Ван Эйк предложит не ткать узорное полотно, а расписывать уже готовую материю. Именно это изобретение положило начало процессу выпуска «печатных» обоев.
Вскоре рынок Европы был завоеван, а еще через 100 лет на обои обратил внимание Петр Первый и приказал срочно внедрять «новшество». В 1716 году основали «Российскую шпалерную мануфактуру», куда вначале пригласили мастеров из Франции. Но всего за 6 лет производство обоев в России было полностью налажено, причем курировали его уже местные мастера.

История появления бумажных обоев

История бумажных обоев началась в Китае, в период правления императора Хоти. В это время китайцы изобрели бумагу (ее делали из ниток и коры). Бумажными листами оклеивались стены, а на них рисовали картины и иероглифы. Секрет изготовления бумаги охранялся китайцами на протяжении шести веков - ни купить, ни узнать его хитростью было нельзя.
О том, как делать бумагу, мир узнал только в седьмом веке - несколько военных поражений китайцев вынудили их раскрыть секрет вначале японцам, а потом - арабам. А арабы продали технологию в Андалузию, и на территории Испании заработали первые бумажные мельницы.
Что же касается «оригинальных» китайских обоев, то они были впервые ввезены англичанами. И предприимчивые производители обоев с Туманного Альбиона долго никому не уступали первенства. Но покрытия все еще оставались слишком дорогими - все дело было в том, как делают обои: вначале печатали бумагу, а потом ее раскрашивали вручную по специально изготовленным трафаретам.
А в 17 веке подданный английской короны Цанер придумал новые виды обоев на стены - бумажные, имитирующие ткань. Это был так называемый «фальшивый шелк». Для его получения бумага грунтовалась и поверхность обсыпалась обрезками шелковых нитей. Получалась «благородная материя» - подобные образцы украшали Лувр и замок Ришелье.

Бумажные обои в интерьере французского замка

Также Цанер предложил печатать рисунок на поверхности, используя деревянный штамп, покрытый краской. Впрочем, его личным изобретением это сложно назвать - рисунки на обоях китайцы научились штамповать еще в 10 веке.
Первая гильдия обойщиков появилась во Франции в начале 17 века. Но о массовом выпуске рулонов тогда еще и не думали - материал производился кусками и не приклеивался на стену, а крепился на деревянный каркас. Популярными рисунками в те времена являлись фактуры штукатурки и кирпича, имитация архитектурных элементов. А в 18 веке пальму первенства отвоевали пасторальные мотивы с пастушками и пейзажами. После этого наступила эра флоры и природного камня - самыми востребованными орнаментами стали цветочные, а среди имитаций особой популярностью пользовался малахит, лазурит, мрамор.

Современные технологии, винил и флизелин

Технические возможности для выпуска обоев в рулонах появились только в 17 веке - вначале гравер из Франции Папильон придумал матрицы для непрерывной печати рисунка, потом (снова во Франции) появилась машина для изготовления рулонов. И только в 1839 печатник из Англии Престон установил в машину для печати цилиндрические валики - поучился прообраз современных печатных станков.
А история виниловых и флизелиновых покрытий принадлежит уже 20 веку. Так, коммерческое использование винила началось после 1933 года, когда продукт был запатентован компанией B. F. Goodrich Company. А первые виниловые обои появились в США в 1947 - изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила - микропористый.

Флизелиновые обои в современном интерьере

А флизелин или полотно из целлюлозных волокон начали выпускать в Германии - здесь даже была торговая марка Vliseline компании Freudenberg Vliesstoffe KG, которая вначале специализировалась на выпуске нетканого материала для спецодежды.

История обоев началась в Китае 200 лет до нашей эры. Именно в то время в Китае изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ею стены жилищ.

Из Китая бумажные обои были вывезены англичанами. Они первыми в Европе и освоили их производство. В Европе в течение многих веков копировали китайские обои, правда, нередко привнося в роспись "стенных бумаг" родные сюжеты. Известно, например, что в 1481 г. Людовик ХI приказал заплатить придворному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями. В дальнейшем лавры первенства в массовом промышленном изготовлении обоев достались извечной сопернице Франции - Англии.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIIIвека. В России предпочтение "бумажкам" отдавали в Москве, что было связано с особой московской модой на сравнительно недорогие имитационные материалы в отделке частных особняков и усадеб.

Люди того времени, успевшие привыкнуть к красоте исполнения тканых обоев, хотели, чтобы бумажные обои были такого же высокого качества. Но технология этого не позволяла - качество изображения сильно уступало тканым обоям, да и раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало слишком много времени. Расписывать же бумагу вручную - слишком дорогое удовольствие.

Еще одним шагом на пути к современным обоям стало изобретение ручного способа печати с помощью выпуклой деревянной печатной формы. Выступающие части формы покрывались краской, на них клали лист бумаги и сверху прокатывали ручным валиком или прижимали прессом. Этот способ китайцы использовали еще в X веке, но только в XIV он появился в Европе. А самым важным открытием в промышленном производстве бумажных обоев стало изобретение в 1799 году французом Луи Робером бумагоделательной машины, которая наконец-то стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. В Англии, считавшейся лидером в производстве бумаги, производители платили налог с каждого листа, соответственно выпуск бумажных обоев рулонами был государству совсем не выгоден. И гениальному изобретению хода не дали...

И лишь спустя 40 лет англичанин У. Престон, работавший мастером-печатником, решил, что на машине для печати на коленкоре (переплетный материал) можно печатать и обои. Он же впервые применил цилиндрические валики для печатного рисунка - так получилась машина, ставшая прообразом современных обойных станков. В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века. Уже в 1632 году в домах знати были бумажные обои, но они покупались за границей или в богатых поместьях производились кустарным способом своими же крепостными. В последней трети XVIII столетия дворянскую Россию захлестнула строительная мания. Возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои бешено возрос! Стало модно кроме традиционных в то время отделочных материалов - художественных тканей, искусственного и натурального мрамора, золоченой деревянной резьбы, бронзы и хрусталя - использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. Бумагоделательное и обойное производство сильно активизировалось, в 1795 году стали широко продаваться московские фабричные обои.

Обои с орнаментом, то есть ритмически упорядоченным рисунком, получили преобладание со второй половины ХIХ века. Орнамент неожиданно усилил свойство обоев не только украшать, но и исправлять жилище: поднимать его потолок, раздвигать стены, изменять пропорции помещения.

Машины же сделали обои дешевыми и доступными. Обои нашли, наконец, массового потребителя. Теперь имело смысл тратиться на усовершенствование в технике и технологии. Обои стали печатать металлическими валами, были механизированы проклейка бумаги, ее грунтовка, сушка, отделка и т. д. Приводившиеся раньше в движение силой пара обойные машины в конце ХIХ века стали электрическими.

Знаменитая постройка того времени, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, -дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино. Бумажные обои использовались здесь для отделки и жилых комнат, и парадных помещений дворца - Картинной галереи, театра, Итальянского павильона и примыкающих к нему кабинетов. Количество рисунков поражает своим богатством: цветочные композиции, арабески, персонажи античной мифологии, меандровые узоры, бордюры и фризы с растительными и геометрическими орнаментами. Есть здесь обои, имитирующие мрамор разных цветов и рисунков, гранит, порфир, малахит, лепнину потолков и фризов, золоченую деревянную резьбу. Их наклеивают на стены в виде шпалер, из отдельных фрагментов компонуют разнообразные панно, облицовывают поверхности деревянных колонн и постаментов под скульптуру, украшают створки дверей.

Современные технологии позволили использовать сотни текстур и расцветок, которые смогут удовлетворить вкус любого покупателя. Наверное, именно поэтому на сегодняшний день обои являются самым популярным материалом для декорирования стен. Компания «Элизиум» рада предложить Вам качественные , которые представлены у нас во всем своем многообразии дизайна и фактуры.

Обои, которые есть почти в любой квартире - совершенно обыденная ныне вещь. Но всё имеет своё начало, есть оно и у производства обоев в России. Об этом и пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома".

Сначала обои делались тканевые, обычно - шелковые, хотя известны полотняные и хлопчатобумажные. В первой половине XVIII века в Петербурге во дворцах знати были обычны шелковые китайские обои с росписью. Такие же обои покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов.
Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обиты полотном и выбелены. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
Во второй половине XVIII века широко распространились штофные обои. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» в доме у дяди «В гостиной штофные обои» (глава II).
Д. Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. - Е. Ю.), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». К началу XIX века штофные обои и печи, украшенные пестрыми изразцами, уже вышли из моды.
Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».
Позже появились бумажные обои. Первое упоминание об их использовании относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

Производство бумажных обоев на мануфактурах появилось во второй половине XVIII века. Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений.
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике.


Изобретенная в Англии Пальмером в 1823 году обойнопечатная машина появилась в России в начале 1850-х годах.
Самые простые и дешевые обои изготавливались одноцветными - бумажная основа просто грунтовалась, вот обои и готовы. На более дорогие обои наносился узор вручную при помощи деревянных печатных досок, их количество равнялось числу использованных цветов и оттенков, доходившему до нескольких сотен. 
С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до 30, обычно же применялось 4-6 красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.
Обои, предназначенные для парадных помещений, еще золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. При помощи пресса делались тисненные или рельефные обои.
Самыми дорогими считались «насыпные» обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками. Получался выпуклый бархатистый узор.

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые
обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски.
Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.
Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге чаще всего 11-12 аршин.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы».


К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам - обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры - от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.
К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.
Приведу суть рекомендаций по применению обоев из старинных книг по домоводству. Кое-какие из них не устарели и по сию пору.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета - такие, как желтый и синий, зеленый и красный.
При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.
Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра - с крупным цветочным рисунком.
Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет его должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра можно применить деревянный багет - узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) - с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель - с зеленоватыми и голубыми; белая - с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева - с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.