Мыться редко или часто, и вообще, вредно ли мыться каждый день: мнение ученых и рядовых людей. Гигиена рук у детей: навыки правильной гигиены рук


Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление: биология

Тема «ПОЧЕМУ НУЖНО МЫТЬ РУКИ?»

Моруга Элина Сергеевна

МОУ СОШ № 5, г. Муравленко

4 класс

Руководитель:

Моруга Татьяна Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №5

г. Обнинск, 2011-2012 учебный год

Почему нужно мыть руки?

Моруга Элина,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «Б» класс

Краткая аннотация

Все взрослые часто напоминают детям о необходимости мыть руки, но мы не любим это делать. И часто забываем их мыть, или просто делаем вид, что моем. В своей работе я пытаюсь разобраться: зачем нужно мыть руки, и к каким последствиям может привести человека отсутствие простого гигиенического навыка . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий . Для ребят и родителей я предлагаю рекомендации, памятки. Надеюсь, что смогу убедить ребят в необходимости соблюдения навыков гигиены рук.

Почему нужно мыть руки?

Моруга Элина,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «б» класс

Аннотация

Актуальность.

Ежедневно от «болезней грязных рук» в мире умирает 5 тысяч детей. Эксперты заявляют, что половины этих смертей можно было бы избежать, если бы ребята мыли руки с мылом после посещения туалета и перед едой. В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Но не все ребята моют руки. Получается, у детей нет потребности, мыть руки? А значит, внимание ребят надо привлечь к этой проблеме и приучить их следить за гигиеной рук.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на наших руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования : культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Методы : анкетирование и эксперимент.

Выводы.

гипотезу: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедились в необходимости защиты себя от бактерий. А это оказалось совсем несложно - приучить себя следить за чистотой своих рук.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 5 - 6

I . Теоретическая часть …………………………………………………………… 7 - 9

1.1. Знакомство с терминами.

1.2. Бактерии.

1.3. Болезни «грязных рук».

1.4. Средства защиты от бактерий.

II . Практическая часть ………………………………………………………… 10 - 13

Заключение…………………………………………………………………………… 14

Список литературы ………………………………………………………………… 15

Приложения……………………………………………………………………….16 - 21

Введение

Актуальность.

ООН и ЮНИСЕФ объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень банальной, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Ежедневно от диареи, заболевания, которое ещё называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли с мылом руки перед едой и после посещения уборной. Именно поэтому ООН и, в частности, ЮНИСЕФ призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей к этой простой процедуре.

В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Учитель всегда перед посещением столовой обращается к ребятам: «Мойте руки! Мойте руки чище!». И большинство детей делают это почти беспрекословно. А если ребятам просто напомнить «Скоро обед» или «Идём в столовую» большинство ребят равнодушно проходят мимо умывальника и забывают вымыть руки. Значит, у детей нет потребности, мыть руки перед едой. А может, в этом и нет, необходимости. Меня заинтересовали вопросы:

А зачем нужно мыть руки?

Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла.

Я решила узнать об этом.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека.

Задачи:

1. Изучить литературу: собрать информацию о том, почему нужно мыть руки.

2. Провести опрос учащихся, узнать уровень осведомлённости сверстников по вопросам гигиены рук.

3. Провести эксперимент. Дать сравнительный анализ полученных результатов.

4. Доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

5. Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами.

6. Привить гигиенические навыки: показать, как правильно мыть руки.

Личная задача автора : получение первого опыта исследовательской деятельности.

Новизна : существует специальная литература, посвященная данной проблеме, но она предназначена для взрослых людей. Я предлагаю провести исследование, в котором мои одноклассники будут непосредственными участниками эксперимента, смогут увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий.

Гипотеза: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это мне поможет убедить ребят соблюдать правила гигиены рук.

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Всякое исследование должно быть основано на фактах. Для своей работы я выбрала анкетирование и эксперимент. Анкетирование заключается в том, что испытуемым задаются заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые они письменно отвечают. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Затем мне необходимо было провести эксперимент. Эти методы я считаю более рациональными для своего исследования.

Теоретическая часть

    Знакомство с терминами.

Так как мои познания в этой области недостаточны, я решила начать свою работу с изучения литературы. Для этого использовала разные источники информации. Сначала я решила узнать, что такое гигиена, личная гигиена, бактерии как и отчего защищать организм человека.

Гигиена – это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни, труда влияют на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста. В правилах гигиены много скучных «нельзя» и «надо», но они помогают сохранить здоровье.

Инфекция – микробы, вызывающие болезни и порчу пищевых продуктов.

2. Что известно о бактериях.

Бактерии – это одноклеточные организмы, не видимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Очень простые и примитивные, они, тем не менее, могут выполнять важнейшие функции, свойственные живым существам: питаться и воспроизводить себе подобных. Многие из них похожи на одноклеточные растения, грибы или животных, но отличаются малыми размерами и очень простым строением. Считается, что именно они были первыми живыми существами на Земле. Их много в воздухе, в почве, в воде, в растениях, в животных, они попадают на руки вместе с грязью. Многие из них нужны и полезны человеку. Однако существует много бактерий, вызывающих болезни человека. Учёные открыли этот мир при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект. Сами по себе бактерии не вызывали бы тревогу. Опасность для человеческого организма представляют вырабатываемые ими продукты жизнедеятельности – токсины. В основном токсины образуются в результате разложения бактерий.

Каждая бактерия вырабатывает свои токсины, которые вызывают определенные инфекции. Численность токсинов и их ядовитость в отдельно взятой бактерии, как правило, не повторяются в другой. Бактерии различаются между собой размерами, развитием, строением, условиями размножения и жизнедеятельности. По особенностям строения они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки (стрептококк, менингококк, пневмококк). Бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы (сибирская язва), спирохеты – удлиненные, спиралевидной формы (сифилис, тиф).

3. Болезни «грязных рук»

Ещё в 19 веке люди узнали про микроорганизмы, вызывающие заразные, т.е. инфекционные, заболевания. Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии, холеры или сальмонелл. Их так и называют в народе – «болезни грязных рук».

Острые кишечные инфекции у детей были и остаются одной из актуальных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ими более 1 млрд. человек, из которых 65-70% составляют дети. Острые кишечные инфекции характеризуются не только высокой заболеваемостью, частотой случаев, но и, к сожалению, высокой летальностью. Особенно высока летальность у детей 1-го года жизни.

Болезнетворные микроорганизмы отлично приживаются на дверных ручках, телефонных трубках, поручнях в транспорте, денежных купюрах, клавиатуре компьютера. Мухи способны переносить на своих лапках до 30 тыс. бактерий. Медицине известно более 30 опасных для здоровья инфекций. По мнению медиков, основная причина заражения – антисанитария, несоблюдение личной гигиены. Особенно чувствительны к подобным инфекциям маленькие дети и пожилые люди. Даже небольшое количество возбудителей может вызвать у них тяжелое заболевание желудочно-кишечного тракта, поразить нервную и сердечнососудистую системы, печень, селезенку и другие органы.

Гепатит А (болезнь Боткина) – вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания, водой, предметами обихода. Возбудитель – кишечная палочка. Попадая в кишечник, вирус всасывается оттуда в кровь, током крови попадает в печень и внедряется в ее клетки.

Дизентерия – острое или хронически заразное инфекционное заболевание человека, вызывающее поражение толстого кишечника. Возбудитель – дизентерийная палочка. Заражение происходит при контакте здорового человека с больным или бактерионосителем, употреблении зараженных пищевых продуктов или воды, из-за антисанитарных условий и несоблюдения правил личной гигиены.

Сальмонеллез – острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями сальмонеллами. Источник инфекции – больные животные, иногда человек. Заражение происходит через продукты животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца), нарушение правил хранения и приготовления продуктов, недостаточной термической обработки продуктов перед употреблением.

Диарея - это учащенное опорожнение кишечника с выделением разжиженных, а в части случаев и обильных испражнений. Сразу отметим, что диарея не является самостоятельным заболеванием! Это симптом неполадок в пищеварительной системе!

4. Средство защиты от бактерий.

И сразу же начались поиски средств, способных защитить людей от них. Сейчас человечество знает, как бороться с разными болезнями. Болезни лечат медицинскими препаратами. Однако главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина. Мытье рук с мылом - это самое эффективное воздействие и самый дешевый способ предотвратить смерть от «болезней грязных рук»

II . Практическая часть

Я провела анкетирование среди учащихся 3 классов нашей школы. Опросила 55 ребят. Предложила ответить им на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть?

2. Знаешь ли ты когда нужно мыть руки?

3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут привести

невымытые руки?

4. Выбери вариант ответа:

    перед едой мою руки всегда с мылом;

    перед едой мою руки тёплой водой;

    иногда забываю мыть руки;

    мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;

    не мою руки.

Результаты оказались следующими:

Знают о том, что руки необходимо мыть –54 человека

Не знают – 1 человек. (Приложение 1)

На вопрос о том, знаешь ли ты, когда нужно мыть руки: да – 42 человека, не совсем – 8 человек, нет – 5 человек. (Приложение 2)

На вопрос о том, к каким последствиям для твоего здоровья могут привести невымытые руки, ребята ответили так: знают –15 человек, не совсем –32 человека, не знают – 8 человек. (Приложение 3)

Отвечая на 4 вопрос, ребята выбрали следующие варианты ответов:

Перед едой моют руки всегда с мылом –24 человека;

Перед едой моют руки тёплой водой – 3 человека;

Иногда забывают мыть руки – 20 человек;

Моют руки тогда, когда об этом напоминают –5 человек;

Не моют руки – 3 человека (Приложение 4)

Вывод: большинство ребят знают о том, что мыть руки необходимо, знают, когда следует мыть руки, но не всегда их моют. Не все знакомы с последствиями невымытых рук для своего здоровья.

Я решила проверить, верно, ли то, что на руках человека скапливаются бактерии и что после мыла микробов на руках не остается. Для этого мне нужно провести эксперимент.

Мама моего одноклассника Макеева Данила Эвелина Олеговна работает врачом

Она согласилась помочь провести исследование. Для этого из бактериологической лаборатории Эвелина Олеговна привезла стерильные пробирки с жидкой питательной средой для бактерий. Среда Кода имела зелёный цвет. Ватным тампоном взяли смывы с рук наших одноклассников и поместили их в пробирки. В эксперименте принимали участие 12 ребят. Мы разделили их на группы. Одним ребятам предложили тщательно вымыть руки с мылом, другим – не мыть руки вовсе. Ребята из третьей группы вымыли руки с мылом, а затем их попросили открыть дверь, поработать на клавиатуре компьютера, полистать книги. У ребят этой группы взяли смыв по истечении 15 минут после мытья рук. Ребята из четвёртой группы вымыли руки без мыла.

Таким образом, исследовались:

    тщательно вымытые руки с мылом;

    не вымытые руки;

    тщательно вымытые руки с мылом, которые были повторно загрязнены (открывание дверей, работа на клавиатуре компьютера, посещение туалета), смыв взят по истечении 15 минут после мытья рук;

    вымытые руки без мыла.

Эвелина Олеговна увезла пробирки в бактериологическую лабораторию. Пробирки поместила в термостат – шкаф, в котором поддерживается определённая

температура, на 24 часа (оптимальная температура для роста бактерий 37 С).

На второй день Эвелина Олеговна продемонстрировала мне пробирки со смывами. Появились пробирки, в которых изменился цвет среды (она изменила цвет с зелёного на желтый). Мне пояснили, что в этих пробирках произошло размножение бактерий. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, цвет среды не изменили, значит, роста бактерий в них не наблюдается. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, которые мы специально загрязнили, тоже цвет среды не изменили. Следовательно, роста бактерий в них не наблюдалось. (Приложение 5).

Все пробирки – отдаём на высев (отжимаем тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо). Это питательная среда розового цвета. Чашки Петри отправляем в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук и рук, вымытых без мыла. (Приложение 6, 7)

Я поинтересовались, почему не появились колонии бактерий в тех чашках, где были помещены смывы с рук, которые мы специально загрязнили. Оказывается, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 минут уменьшается на 85%. Их осталось настолько мало, что они не смогли размножиться.

Таким образом, я выяснила, что бактерии размножились в пробирках, где были смывы с грязных рук. Я выяснила, что, пользуясь водой и мылом, мы смываем с рук не только грязь и пыль, но и большую часть микробов, однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, то есть невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины. А так как мы проживаем на Севере и иммунитет у нас ослаблен, нам необходимо заботиться о своём здоровье.

В начале своей работы я выдвигала гипотезу: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук. После представления ребятам моего класса результатов своего исследования, я провела наблюдение за тем, как одноклассники стали мыть руки. Оказалось, что необходимость напоминать им о правилах мытья рук отпала. И теперь каждый старательно моет руки, потому что понимает, что делает он это для себя.

Заключение

Работая над исследовательской работой, я получила первый опыт исследовательской деятельности. Рот человека – очень важный орган: это «дверь» в организм, ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы оседают и размножаются на наших руках и могут во время еды попадать нам в рот. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке. я надеюсь, что мои исследования, рекомендации помогут ребятам выработать в себе необходимый навык гигиены рук.

Список литературы:

1. Большая книга знаний; под ред. В. Бологовой.- М.: Махаон, 2010. – с.360

2. Большая энциклопедия школьника; под ред. Э.Горелик.- М.: Махаон 1999.- с.108- 109

3. Краткая медицинская энциклопедия; под ред. академика РАМН В.И.Покровского.- М.: НПО Премьера, 1999. -с. 6, 105, 215, .285, 323, 327, 415

4. Происхождение жизни на земле. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2006. - с.15

5. Хочешь знать почему. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2008. - с.98

6. Что такое кто такой. Энциклопедия; сост. В. С.Шергин.- М.: АСТ, 2004. - с.342

7. Электронный ресурс « »

8.Электронный ресурс « »

9. Электронный ресурс « » в). иногда забываю мыть руки;

г). мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;

д). не мою руки.

Приложение 5.

Передо мною пробирки, в которых находятся смывы, взятые с чистых и грязных рук. Все смывы были помещены в пробирки с питательной средой для бактерий. Они имела зелёный цвет. После этого пробирки были помещены в термостат и находились там сутки. Разглядывая образцы, я обратила внимание на то, что в некоторых пробирках изменился цвет среды с зелёного на желтый. Я обратились за разъяснениями к Эвелине Олеговне. Оказалось, что изменился цвет питательной среды в тех пробирках, где размножились бактерии. Это пробирки, в которых находились смывы с грязных рук. Роста и размножения бактерий в пробирках, где находились смывы с чистых рук, не наблюдается.

Приложение 6

Смывы с грязных рук, на которых размножились бактерии.

После наблюдения все пробирки мы отдали на высев (отжали тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо для бактерий розового цвета).

Отправляем образцы в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук.

Приложение 7

Смывы с чистых рук.

Роста и размножения бактерий не произошло. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с помощью мыла с рук человека смывается большая часть бактерий. А значит, таким простым способом, человек сможет защитить себя от опасных болезней.

Приложение 8

Правило мытья рук:

Откройте водопроводный кран, смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами - во всех направлениях) не менее чем 2 минуты. Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с помощью нее закройте кран. Салфетку следует выбросить в мусорный бак, не прикасаясь к нему.

1.Откройте кран, смочите руки

2.Нанесите жидкое мыло на ладони.

3. Тщательно намыливайте руки (не менее 2 мин.)


.

6. С помощью салфетки закройте

5. Просушите руки салфеткой

4. Ополосните руки проточной водой

Памятка

    Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись, домой, нужно

тщательно вымыть их с мылом.

    Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом - ещё раз, выйдя из него.

    Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.

    Вымойте руки после игр с домашними животными.

    Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

    Никогда не ешь на улице, потому что там у тебя нет возможности вымыть руки.

Всех нас с детства учили, что перед едой нужно мыть руки, но многие до сих пор не понимают, зачем это нужно. Ребята, ну неужели вы так наивны и думаете, что между приемами пищи вы не успеваете загрязнить поверхность рук и не нацеплять уйму микробов, из-за которых можно заболеть? Давайте мыслить здраво:

Болезни от грязных рук:

Мыть руки нужно дабы не заболеть! Болезни, которые можно подцепить с невымытых рук: Гепатит, Холера, Брюшной Тиф или же обычную Дизентерию, которую в народе называют “болезнью грязных рук”. Неужели вам сложно вымыть руки и не слышать этих страшных названий?

Кроме вероятности заболевания болезнями вы должны понимать, что грязными руками нельзя прикасаться к лицу – очень легко можно получить раздражение или же кожное заболевание. Также увеличивается вероятность появления .

И, вообще, грязные руки и ногти – это просто не эстетично и некрасиво! Нужно понимать самому, что мыть руки нужно вовремя и тщательно и прививать чистоту своим детям.

Как правильно мыть руки:


Для того, чтобы правильно вымыть руки не нужно быть гением просто стоит тщательно вымывать всю поверхность рук.

  • Для начала закатайте рукава, если такие имеются;
  • Потом намочите руки и намыльте их так, чтобы появилась пена. Можно и даже нужно тереть руку об руку;
  • Далее, уделите время на мытье рук, участков между пальцами, ладоней и запястий;
  • Потом хорошенько смойте грязную мыльную пену и протрите руки насухо полотенцем или салфеткой;

Вот и все – у вас чистые руки =)

Почему нужно мыть руки детям?

Опаснее всего, когда болеет ребенок. Заболеть можно очень просто – всего лишь раз не помыв ребенку руки. Последствия могут быть очень сложные. Поэтому родителям не стоит забывать не только о своей гигиене, но и о чистоте рук своего малыша.


Мыть руки ребенку довольно сложно, особенно если он боится воды, поэтому стоит приучать ребенка к мытью рук с самого мала. Нужно объяснить малышу, что эта процедура обязательна и очень полезна. Подавайте пример своему ребенку и всячески поощряйте, когда тот сам начнет мыть руки.

Если начать учить ребенка самостоятельно мыть руки с годовалого возраста, то к 2 годам вы сможете наблюдать, как ваш малыш умело справляется с мылом, водой и грязью на своих руках.

Не торопитесь быстро увидеть результаты своей работы. Старайтесь постоянно проверять как качественно вымыты руки вашего ребенка, ведь детям стоит всего раз поесть с непомытыми руками, не заболеть и тогда ваши сказки о страшных болезнях для них больше не будут иметь веса и они будут забывать о мытье рук все чаще и чаще.

Вот видео о том, как нужно мыть руки:

Отправляя ребенка в детский сад, школу, летний лагерь, проследите, чтобы там соблюдались нормальные гигиенические условия. В противном случае дайте ребенку с собой влажные салфетки и строго прикажите пользоваться ими перед едой и после посещения туалета.

Всем нам нравится красиво одеваться, быть опрятными и аккуратными, чтобы внешний вид ни в коем случае не испортил нашу репутацию. А так ли тщательно Вы подходите к чистоте Вашей кожи? Если Вы подумали, что сейчас речь пойдет о необходимости регулярного мытья тела, то не совсем правы. Хочется обсудить вопрос регулярного мытья рук , потому что от того, насколько тщательно Вы подходите к вопросу гигиены зависит во многом общее состояние Вашего здоровья.

Заболевания от грязных рук

Существует множество заболеваний, которых можно избежать, если вовремя помыть руки (или хотя бы протереть влажной дезинфицирующей салфеткой). Одно из таких заболеваний в простонародье называется «болезнью грязных рук», а в медицине – дизентерией. Брюшной тиф, гепатит, холера – все эти болезни также являются результатом плохого мытья рук. Множество людей попадают в больницы именно из-за своей халатности, забывая вовремя помыть руки перед приемом пищи.

Почему нужно мыть руки

Вопрос гигиены не может быть проблемой одного человека. Помимо его желания он может стать распространителем тяжелых заболеваний в кругу семьи, близкие и родные находятся вблизи «грязнули» в опасности. Кишечные инфекции способны поразить сразу все семейство, а не одного человека. Вопрос гигиены рук стоит особо остро в предприятиях общественного питания, детских учреждениях. К работникам данных заведений применяются повышенные требования, ведь от того насколько сотрудники соблюдают правила мытья рук во многом зависит здоровье сотни детей.

Во время эпидемий множество людей избежали заболеваний именно потому, что вовремя и регулярно мыли руки. Нам известны достоверные сведения относительно того, какое эффект производит на микробов простое действие – мытье рук. Только представьте себе, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А теперь внимание тем, кто не любит мыть руки! Микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев.

Не нужно ставить себе напоминание на мобильном телефоне для того, чтобы не забыть помыть руки. Постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был естественным, без лишних напоминаний. Выработайте у себя и своих близких привычку, навык. Если у Вас в семье растет ребенок, постарайтесь привить ему с малолетства навыки личной гигиены рук и объясните, что перед тем как сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки.

Гигиена рук у детей: навыки правильной гигиены рук

Давайте выясним, как обстоят дела с гигиеной в наших школах. Здесь ребенок проводит большую часть времени, зачастую даже больше чем в кругу семьи. Если посмотреть на возможности, которыми располагают учебные заведения, то картина вырисовывается весьма интересная. Часть школ имеет все необходимые условия для того чтобы дети содержали свои руки в чистоте. В таких учебных заведениях на входе в столовую стоит ряд умывальников и электрических полотенец, здесь каждый учащийся имеет возможность помыть руки перед едой. Но есть и другие учебные заведения, где дети садятся за стол с грязными руками по причине плохого технического обеспечения школы. В таких школах столовая располагает всего 1-2 умывальниками на несколько классов, о мыле и полотенцах здесь и речи не идет.

Если в детском саду детей обучили мыть руки перед едой, то в школе эти навыки будут утеряны безвозвратно. В данном случае государственным учреждениям, а также органам, контролирующим работу учебных учреждений, стоит позаботиться о детях заранее, а не решать проблему тогда, когда будет уже поздно и случится эпидемия кишечных заболеваний.


Точно такая же картина обстоит и с базами отдыха, где дети проводят свои летние каникулы. Плохое техническое обеспечение, безалаберность, а иногда и халатность сотрудников создают все предпосылки для роста числа кишечных заболеваний.

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук ? Следует пошагово объяснить весь процесс, для этого приведем пример того, как правильно вымыть руки. Необходимо сделать следующее:

Как правильно мыть руки

  • Повыше закатать рукава;
  • Подставить руки под струю воды и намочить их;
  • Взять мыло в руки и намылить их до появления пены;
  • Потереть руку об руку;
  • Смыть большим количеством воды пену;
  • Проверить то, насколько качественно вымыты руки;
  • Обмакнуть сухим и чистым полотенцем;
  • Прижать руки к щекам тыльной стороной для проверки сухости ладоней.

Многие дети знают об этих правилах, но часть пунктов все же упускают из вида. Такие процессы, как - намыливание, вытирание рук осуществляется детьми без особой тщательности, наспех.

Процесс обучения гигиене рук

Процесс обучения гигиене рук должен вестись последовательно, начиная с самого раннего детства. Годовалый малыш уже должен иметь сложившееся представление о пользе воды, мыла и чистоте. Умывая малыша, моя ему руки, нужно проговаривать то, что Вы делаете. Ребенок помимо своей воли поймет всю пользу гигиены рук.


По достижении малыша годовалого возраста он сам в состоянии стоять и в этот момент необходимо научить его мыть правильно руки, при этом родители помогают в тех ситуациях, когда ему сложно.

После двух лет ребенок будет уже сам в состоянии помыть себе руки. При мытье рук нужно находиться рядом с малышом и следить за процессом, при необходимости помогая помыть руки мылом в труднодоступных для него местах (тыльная сторона ладони и запястья). Когда ребенку исполнилось три года можно контроль и родительскую бдительность ослабить, пусть малыш самостоятельно занимается мытьем рук. Время от времени достаточно проверять его успехи.

Важно не только научить мыть руки малыша, но и сделать так, чтобы он сам задумался о всей важности процесса гигиены. Не стоит ребенка пугать страшными историями о том, что он может заболеть, если пропустит один раз мытье рук. Дети умнее взрослых и они делают быстро свои собственные выводы. После того как ребенок один раз не сходит помыть руки и не заболеет, он решит, что все эти истории выдуманные и мыть руки вовсе не обязательно.

Мытье рук должно быть также естественно для ребенка, как все то, что он выполняет ежедневно (одевание, причесывание и т.д.). Напоминайте каждый раз после игры, прогулки, посещения туалета, что необходимо зайти в ванную комнату и помыть руки. Помимо всего прочего скажите ребенку, что некрасиво ходить с грязными руками. Показывайте на своем примере, что мыть руки нужно и важно.

Ефремова Алёна.маам.ру (Вимовец)
Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?»

Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки

воспитателя Ефремовой А. А.

Задачи :

1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.

2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой , по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.

3. Разучить потешку.

4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

5. Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе , понятно для слушателей отвечать на вопросы.

6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.

Ход действий:

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть

Надо с мылом и водой дружить

Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки

Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки ? Они же и так чистые! (Ответы детей)

Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»

Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми ,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда.

Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Что же детям пригодиться,

Чтобы начисто умыться ?

Нам нужна водица .

Что с рук грязь смывает?

Мыло детям помогает.

Чисто-чисто умывались.

Чем же дети вытирались? Полотенцем.

В умывальник мы идем,

Мыло и полотенце сейчас найдем!

Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.

Правила правильного мытья рук : (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук » ).

Закатай рукава.

Намочи руки .

Возьми мыло и намыль руки до появления пены .

Потри не только ладони, но тыльную их сторону.

Смой пену.

Проверь, хорошо ли ты вымыл руки .

Вытри руки .

Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук .)

Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.

Торжественное обещание

1. Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться )

Быть хочу я очень чистой,

А не чёрной галкой,

2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)

3. А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить. (зубки)

4. Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень. (аккуратным) .

Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку :

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай,не злись,

Ты зачем опять упало,

Буду мыть тебя сначала .

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию КГН у детей среднего дошкольного возраста «Как мы научили Хрюшу правильно мыть руки» Конспект занятия «Как мы научили Хрюшу правильно мыть руки» (для детей среднего дошкольного возраста) Из опыта работы МБДОУ 79 Воспитатель.

«Какую музыку нужно слушать дома с детьми?» Первая младшая группа Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая.

Занятие-беседа «Почему грустит котенок?» Цель:учить различать эмоциональные переживания на примере животных;поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных;развивать.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы не менялось.

Беседа «Что значат для человека руки и ноги?» в старшей группе Ребята, вы наверное слышали такие выражения как «Без него как без рук», или «У меня руки связаны». Это так, попробуйте посидеть со связанными.

Конспект занятия по валеологии в младшей группе «Учим куклу Машу мыть руки» Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, шею, насухо вытираться.

Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе «Для чего надо мыть руки» Цели: Воспитывать культурно-гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни. Материалы: игрушечный мишка, музыкальное сопровождение.

Казалось бы, такое банальное занятие как мытьё рук не должно вызывать каких-либо сложностей у детей или тем более у взрослых. Но как показывает практика далеко не все из нас правильно выполняют это нехитрое задание. Давайте же внимательнее разберёмся, зачем, а главное как это правильно делать в самых различных жизненных ситуациях.

Зачем мы моем руки

Ответ на этот вопрос наверняка знают даже дети: только так можно удалить с поверхности кожи бактерии. Однако если подойти к этому с психологической точки зрения, то всё окажется ещё интереснее, ведь среди наиболее популярных причин, специалисты выделяют избавление от чувства вины, моральный рост, смыв невезения и т.д. Насколько помогает данный способ для решения различных проблем такого рода судить сложно. Среди основных поводов вымыть руки с мылом стоит выделить следующие причины:


  • контакт с раневыми поверхностями тела;
  • предстоящий контакт с едой;
  • контакт с животными или их испражнениями;
  • уборка мусора;
  • использование контактных линз;
  • поход в туалет;
  • проезд в общественном транспорте;
  • сильные загрязнения ладоней;
  • чиханье или сморкание в руку.
Чистые после мытья руки - залог здоровья, ведь обитающие на коже вредоносные микроорганизмы нейтрализованы и не смогут навредить человеку. Кроме того, если верить психологам, то вы наверняка испытаете и моральное удовлетворение, смывая с кожи всю отрицательную энергию.

Знаете ли вы? В конце XVIII-начале XIX века, на территории России мыло считалось непозволительной роскошью для большинства простого населения. Чтобы вымыть своё тело селяне использовали полусырой картофель и изготовленные из папоротниковой золы шарики.

В это сложно поверить, но среди всех членов большой семьи может найтись только один человек, который правильно моет руки.


Большинство людей совсем не знают о правилах мытья, из-за чего проведённая процедура будет малоэффективной. Если не верите - ознакомьтесь со следующими требованиями.

В обиходе в домашних условиях

Если вы думаете, что находясь дома, вы защищены от нашествия микроб на поверхности своего тела, тогда придётся вас расстроить: это далеко не так. Жить в абсолютно стерильных условиях просто невозможно, поэтому при любом контакте с пищей нужно мыть руки. Для правильного выполнения процедуры важно придерживаться следующей инструкции:


Если вы промоете только пальцы, не уделив должного внимания тыльной стороне ладони, то в дальнейшем микробы быстро распространяться по всей поверхности. Мытьё рук только на первый взгляд кажется элементарной процедурой, но для должного результата важно не спешить и всегда использовать мыло.

В медицине по санитарным нормам

Медицинские работники больше других людей подвержены атакам различных вредоносных микроорганизмов, так как регулярно сталкиваются с очагами их распространения. Более того, в этом случае речь идёт не только о собственной безопасности, но и о безопасности других людей, которых легко можно «наградить» полученной инфекцией.

Важно! В зависимости от профиля врача, помимо мыла может использоваться и специальный антисептик, ведь инструкция по дезинфекции кожи достаточно обширная.

В традиционном варианте (при обычной чистке) никакие дезинфицирующие составы не применяются, а сама процедура мытья выглядит следующим образом:


  • Для начала с рук нужно снять кольца и браслеты, закатать рукава.
  • Затем намылить ладони до образования плотного пенного покрова и смыть его тёплой водой (способствует раскрытию пор).
  • Повторить процедуру ещё раз, чтобы полностью смыть все патогенные микроорганизмы, но теперь, уделяя повышенное внимание пальцам и промежуткам между ними.
  • Смыв остатки мыла большим количеством воды, нужно высушить руки с помощью бумажного полотенца, которым закрываем и сам кран, не прикасаясь к нему (при сушке, кисти должны быть подняты вертикально, пальцами вверх).
Также стоит помнить и о некоторых сопутствующих правилах:


  • слишком горячая вода будет усиливать чистящий эффект, смывая с поверхности кожного покрова важный для него защитный слой;
  • при выполнении обработки перед предстоящими медицинскими манипуляциями, руки моют до локтей;
  • желательно использовать мыльные кусочки среднего размера, так как их проще сжать в ладони.
Медицинские работники обязательно должны мыть руки с мылом перед контактом с больным, после его завершения, а также после работы с личными вещами пациента, либо биологическим материалом (например, кровь, каловые массы и т.д.).

Детям в детском саду

Если в домашних условиях за конкретным малышом уследить проще, то в детском саду источников микробов становиться намного больше. После активных игр со своими сверстниками, малыши должны обязательно хорошо вымыть руки и только после этого садиться за обеденный стол. Обычно воспитатели строго следят за этим, да и сами дети в коллективе охотнее выполняют гигиенические процедуры. Процесс мытья, в этом случае, предусматривает выполнение следующих действий:


  • Закатываем рукава на одежде.
  • Открываем кран.
  • Берём кусок мыла и намыливаем руки.
  • Смываем образовавшуюся пену.
  • Закрываем кран с водой.
  • Отряхиваем ладони и вытираем их полотенцем.
  • Раскатываем рукава.
Дети обязательно должны мыть руки после прогулки на улице, посещения туалета или же перед едой, хотя внеочередным поводом помыться будет и любое случайное загрязнение кожи.

Важно! Малыши проще воспринимают нужную информацию, если она будет подкреплена визуально. Именно поэтому воспитателям лучше распечатать указанную инструкцию в виде картинок и разместить их над умывальниками.

Дети могут не запомнить последовательность выполняемых действий с первого раза, но вместе с плакатами, ролевыми играми и беседами на тему правильного мытья рук, в скором времени успех будет гарантирован.

Как часто надо мыть руки

Частота мытья зависит от профессиональной деятельности и личностных особенностей человека. В обязательном порядке процедуру необходимо выполнять перед приготовлением или употреблением пищи, перед обработкой раневой поверхности, снятием или установкой контактных линз и после того, как вы посетили туалет, контактировали с сырыми продуктами (в особенности мясом), выносили мусор, прикрывали рукой нос во время чиханья, и в ряде других случаев, когда был возможен контакт с микробами. Что касается продолжительности мытья, то этот процесс не должен занимать менее 20 секунд, с полным намыливанием ладоней.


Почему нужно мыть руки после туалета

Независимо от того какой именно туалет вы посещали (домашний или общественный) руки нужно мыть в обязательном порядке. Это одно из наиболее опасных мест, в плане распространения вредоносных микроорганизмов, причём не стоит думать, что они размножаются только под ободком унитаза.


Нажимая кнопку слива или открывая дверь в туалет, вы уже подвергаетесь инфицированию, а в дальнейшем есть все шансы съесть микробы вместе с очередным приёмом пищи или же наградить ими своих близких. Попадая в человеческий организм, они поражают желудок, кишечник и другие органы, вызывая не только расстройство пищеварения, но и куда более серьёзные последствия (например, появление кишечной палочки или глистной инвазии). Неважно, находитесь вы дома, или пользуетесь общественной уборной, руки после туалета нужно мыть обязательно, причём с использованием мыла.

Знаете ли вы? Один из островов в Эгейском море (принадлежит Греции) по праву можно назвать мыльным. Дело в том, что земля на Кимолосе при воздействии осадков покрывается настоящей пеной, потому местные жители используют её для стирки белья и мытья в банях.

Почему надо мыть руки перед едой

«Болезни немытых рук» страшны и взрослым, и детям, но что касается последних, то последствия съеденных микробов могут быть куда страшнее. В отличие от взрослого организма, в детском вырабатывается меньше соляной кислоты, а пищеварительные ферменты не настолько активные, из-за чего вирусы и яйца глистов проще переходят с желудка в кишечник. В дальнейшем, высокая проницаемость слизистой оболочки кишечника способствует переходу вредоносных микроорганизмов в кровь.


Разумеется, что такой исход событий одинаково нежелателен для людей любого возраста, но что касается детей, то даже небольшое количество попавших в желудок микробов, способно вызвать проблемы в работе желудочно-кишечной, сердечно-сосудистой и даже нервной системы. Поэтому намного проще вымыть руки перед едой, чем лечить появившиеся в дальнейшем недуги.

Можно ли мыть руки после гель лака (шеллака)

Вымыть ладони нередко хочется и посетительницам маникюрных салонов, причём сделать это сразу после нанесения гель лака. Одни специалисты говорят о возможности отслаивания покрытия из-за воздействия материала с водой, другие убеждают, что ничего страшного не случится. Наверное, истина находится где-то между этими утверждениями, ведь многое зависит от качества лака и времени его контакта с водой.


Окончательное сцепление шеллака с поверхностью ногтевой пластины происходит только спустя 12 часов после нанесения. Чтобы не повредить свежий маникюр, с мытьём рук нужно повременить хотя бы несколько часов после окончания процедуры.

Можно ли мыть руки средством для мытья посуды

Основными составляющими стандартного средства для мытья посуды выступают ЭДТА, ПАВ, красители, ароматические ингредиенты и, в некоторых случаях, особые компоненты, способные защитить кожу рук. Однако это только примерный список того, что можно прочитать на этикетке, а о некоторых компонентах недобросовестные производители вообще предпочитают умалчивать. Именно поэтому, не стоит в полной мере доверять надписям вроде «заботиться о коже рук», «защищает от пересыхания» и т.д., ведь во многих случаях эти утверждения ничем не подкреплены (в составе просто отсутствуют экстракты всех упомянутых растений).


Моющие средства и правда могут эффективно убирать загрязнения, но часто использовать такой способ всё же не стоит, особенно если речь идёт о дешевых продуктах, с очень сомнительными составом.

Важно! При выборе бытовой химии всегда нужно учитывать возможность индивидуальной чувствительности к отдельному компоненту того или иного средства. Кто-то может месяцами использовать моющее средство для посуды не по назначению, а кому-то достаточно будет нескольких раз, чтобы получить серьёзную аллергию.

Мыть руки во сне: что это значит

Для тех людей, которые отчётливо помнят свои сновидения, их толкование вызывает немалое любопытство, пусть даже во сне вы просто моете руки. На самом деле важно не только само действие, но и отдельные характеристики (например, тип воды или использование другой жидкости), от которых и зависит точная трактовка. Рассмотрим несколько наиболее типичных объяснений таких снов:

  • мыть под струёй чистой воды и с мылом - к скорому участию в торжестве;
  • мыть ладони молоком - к встрече со старыми друзьями и весёлому совместному времяпровождению;
  • мыть снегом - к реализации задуманного, исполнению желаний;
  • если руки очень грязные и вы пытаетесь отмыть их без мыла, при этом сильно надавливая - в скором времени придётся самостоятельно решать важную проблему.
Также стоит рассмотреть и другие возможные толкования, ведь единственного мнения на этот счёт среди сонников нет. Например, желание вымыть руки в своём сновидении или наблюдение за этим процессом со стороны, часто указывает на внутреннее желание спящего очиститься от вины или неловкой ситуации, которую ему довелось недавно пережить. Также такое действие может говорить о сомнительном предложении в реальной жизни, особенно если спящий всё ещё его обдумывает.

Полностью доверять сонникам не стоит, ведь на одну и ту же ситуацию имеется множество разных трактовок, и заранее расстроившись (или обрадовавшись), вы подсознательно настроите себя именно на такой исход событий.


Что же касается самого мытья рук, то это, несомненно, очень важный ритуал, о котором не стоит забывать ни во сне, ни в реальной жизни. Подходите к данному вопросу внимательно, и неприятностей со здоровьем станет в вашей жизни намного меньше.