Презентация во второй младшей группе лекарственные растения. Конспект занятия с презентацией «Путешествие в мир лекарственных растений Кузбасса»

Лекарственные растения
Подготовительная группа №6 ГБОУ Лицей №1586 СП 2 Д/с№640
Воспитатель:
Горбатова Светлана Владимировна
Люди обычно не обращают внимание на многое, например, на растения. Растениям грустно, им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Но в трудную минуту мы часто обращаемся к растениям. Люди разных поколений лечат свои недуги и снимают усталость с помощью растений. О таких растениях, которые называются лекарственными, дети узнают при работе над проектом.

Темы исследований:
Сбор лекарственных растений

Результаты представления:
Презентация«Лекарственные растения»

К проекту разработаны:
Дидактические материалы (загадки о лекарственных растениях, занятие «Где можно встретить это растение?»)
Коллективная работа,
Подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
Подборка иллюстраций лекарственных растений;

Цель проекта: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки.Задачи: воспитывать у детей любознательность, собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений; загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.

Ожидаемые результаты
После завершения проекта воспитанники смогут: иметь представление о значении лекарственных растений для жизни человека, знать правила их сбора и хранения, использовать растения для сохранения и укрепления здоровья»

Знакомство с лекарственными растениями
Ромашка аптечная
Ромашка аптечная отличается от ромашки непахучей сильным ароматическим запахом Растение широко применяют в народной медицине. Водный настой - как болеутоляющее, успокаивающее, болях в желудке. Настой - для полоскания горла и промывания гнойных ран, язв и нарывов. При мытье светлых волос настой ромашки придает им красивый золотистый цвет.
Применяемая часть. Цветочные корзинки (цветы).

Зверобой
На Руси считалось «травой от девяносто девяти болезней». Царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, напрасно – много её и у нас в лесу. Народ наделил её «страшной силой», говорили, что косит она зверьё направо и налево. Отсюда и название.
Применяют: трава (стебли, листья, цветки) и листья.

Тысячелистник
В народе называют солдатской травой. И действительно: оно выносливое, смелое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Другое его название «Ахиллесова трава».
Применяемая часть. Трава (стебли, листья, цветы).

Подорожник
Многолетнее лекарственное травянистое растение. Относится к семейству подорожниковых. Листья растения собраны в прикорневую розетку, с выраженными рельефными жилками, на длинных черешках. В лекарственных целях заготавливают листья растения. Лекарственные препараты подорожника большого оказывают противовоспалительное, отхаркивающее, бактерицидное, болеутоляющее, спазмолитическое и ранозаживляющее действия.Применяемая часть- листья

Петрушка
Петрушка очень необходимый продукт. Ее лечебные и полезные свойства неограничны. Петрушка часто применяется в народной и традиционной медицине, и помогает избавиться от многих недугов. Петрушка чрезвычайно богата полезными веществами и минералами. Благодаря своим полезным и целебным свойствам, петрушка нашла широкое применение в косметической области.
Применяемая часть: корнеплод, семена,листья.
Уход за растениями
Лекарственные растения, выращиваемые в домашних условиях, нуждаются в регулярном поливе и уходе.
Изобразительная деятельность
Цель: учить детей передавать в рисунки характерные особенностирастения. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах
Познавательная деятельность
Цель:
упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения.

А. Онегов «Тропинка полевая»; Н. Павлова «Загадки цветов»; А. Плешаков «Зелёные страницы» А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа); Заучивание загадок и стихов о растениях
Достигнутые результаты:

Дети научились различать лекарственные растения по виду, запаху и другим свойствам
Дети изучили полезные свойства растений, применение различных частей растения в медицине
Пополнили свой словарный запас и расширили кругозор
Закрепили умение ухаживать за лекарственными растениями и бережно относиться к природе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Растения распространены по всему земному шару. На огромных пространствах они образовывают леса, степи, луга. Растут даже на скалах и в сыпучих песках.

Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания людям и животным, делают его чище и свежее. Поэтому растения называют Зелёными лёгкими Земли.

Где бы они не росли, им всегда нужен солнечный свет, тепло, воздух, вода и почва.


Наука, изучающая растения, называется БОТАНИКОЙ.

На земле существует огромное множество растений.

Но есть и похожие по строению растения.

Чтобы удобнее было изучать растения ученые-ботаники разделили их на группы по определенным признакам:

  • строение растений (наличие корня, стебля, листьев, цветов, плодов)
  • особенности жизнедеятельности (среда обитания)


У большинства растений есть корень – эта та часть растения, которая находится в земле. Корнем растения держатся, чтобы не упасть. Ещё корень впитывает воду из земли. Это похоже на то, как мы пьём сок через соломинку.


Растения бывают самые разные. Например, деревья : у них есть одна общая черта – это ствол дерева (или несколько стволов), на котором держится крона, то есть ветки и листва. Деревья живут долго и вырастают очень высокими – даже выше многоэтажного дома.


Ещё есть кусты . У кустов нет ствола, а есть несколько веток, которые отходят от корня. Кусты обычно вырастают не выше 2-го этажа и живут не так долго, как деревья.


Ещё есть трава . У травы нет ни стволов, ни веток. Вместо них у травы есть стебли, от которых отходят листья. Почти у всех трав стебли каждый год бывают новые. Трава меньше по размеру, чем кусты.


Кроме деревьев, кустов и травы ещё бывает мох . Мхи растут во влажных местах. Мхи низкорослы, у них отсутствуют корни и цветы, а стебли и листья слабо различимы.


Растения есть не только на земле, но и под водой. Растения, которые живут под водой, называются водорослями- это низшие растения. Их тело не разделено на стебель, корень и листья.




СПАСИБО

Екатерина Бубнова
Проект «Лекарственные растения»

1. Организационный этап

1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подбор методической и художественной литературы.

3. Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

4. Изготовление пособий.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка бесед, викторины.

7. Составление перспективного плана мероприятий.

2. Реализация проекта

Работа с детьми

Познавательная деятельность

1. Беседа «Лекарственные растения».

2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

3. Презентация «Лекарственные растения»

4. Занятие «Путешествие в мир лекарственных растений»

5. Беседа «Друг или враг»

6. Наблюдение «Наши верные друзья»

7. Викторина «Лесная аптека»

8. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

9. Разгадывание кроссворда «Наши помощники - лекарственные растения»

Продуктивная деятельность

1. Рисование «Волшебница пижма»

2. Аппликация коллективная «Друг или враг»

3. Рисование «Чудо – растения»

4. Аппликаця «Одуванчик»

5. Составление гербария из лекарственных растений

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».

Игры: «Цветы и ветерок», «Цветок-имя», «Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов».

Поисково – исследовательская деятельность

1. Составление рассказа «Путешествие семечка» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Экскурсия на поле «Сбор лекарственных растений»

5. Создание гербария из лекарственных трав.

Работа с родителями

1. Папка-передвижка «Расскажите детям о лекарственных растениях»

2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

3. Буклет «Ядовитые растения»

4. Оформление альбома «Зеленая аптека»

5. Экскурсия в аптеку.

3. Обобщающий этап

Презентация проекта

1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»

2. Выставка рисунков «Чудо – растения»

3. Альбом «Зеленая аптека»

4. Консультации для родителей

5. Дидактическая игра «Фитодоктор»

6. Загадки о лекарственных растениях

7. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

П резентацию подготовила воспитатель: Федотова О.П. МАДОУ ЦРР д /с-14. г.Кропоткин.

Травам нужно поклониться И навечно в них влюбиться, Трав лекарственных запас Помогает в трудный час.

У Ромашки, у аптечной, Появился друг сердечный: Рысь лечила тонзиллит – Горло больше не болит.

Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой... (зверобой)

Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)

На опушке у пеньков Много красных огоньков. Ах, ты только погляди-ка: Да ведь это … (Земляника)

Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)

Знает Лось – Лопух лечебный Снимет боль, как маг, волшебно. От подагры крокодил Впрок в аптеке накупил.

На солнечной опушке Душица расцвела, Алешке и Валюшке Цветов своих дала. "Здоровья набирайтесь,- Сказала им она, - Простуде не сдвайтесь, Когда придет весна".

Стоматиты и ангины Лечат лисы и пингвины: Ноготками чудными Боль снимают нудную.

Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... (одуванчик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация предназначена для общего ознакомления детей с лекакрственными растениями Краснодарского края (крапива, сирень, черёмуха, цветы липы, мать - и - мачеха, зверобой, малина, чёрная бузина, под...

Данную презентацию необходимо использовать при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями. В данном случае предлагаемый наглядный материал в сочетании с художественны...

Шибанова Ирина
Конспект занятия с презентацией «Путешествие в мир лекарственных растений Кузбасса». Старший дошкольный возраст

Конспек занятия

Старший дошкольный возраст

«Путешествие в мир

лекарственных растений Кузбасса"

Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения] Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения.

Цель : Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Зада чи:

«Познание»

развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;

обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Кузбасса;

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

«Коммуникация»

развивать монологическую речь детей;

развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.

"Социализация и труд"

развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

привлекать детей к посеву семян лекарственных цветов;

воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим;

«Чтение художественной литературы и музыка»

поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

способствовать выразительному чтению стихов,

продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.

Оборудование: Карта Кемеровской области, иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал Д/и "Разрезные картинки", карточки-задания с цифрами и буквами, музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса", семена лекарственных растений (календула, контейнеры с землей для посадка, лейка с водой, мультимедиа для просмотра презентаций "Лекарственные растения Кузбасса".

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Айболита и дальше ведет диалог с детьми от его лица. (Можно самому педагогу принять образ доктора, надев халат, колпак и очки.)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел добрый доктор Айболит, поздоровайтесь с ним.

Айболит: Здравствуйте, дорогие друзья! Я тоже очень рад нашей встрече. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие - по Экологической тропе нашего края. Давайте вспомним как называются край (место, область, город где мы с вами живем?

(Ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание на карту Кемеровской области, уточняя у детей названия (Кузбасс, Кемеровская область, г. Новокузнецк).

Вы уже много знаете о разнообразных растениях нашего края. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Вы согласны со мной? Тогда скажите какую пользу приносят растения?

(Ответы детей.)

Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(Ответы детей.)

Маршрут нашего путешествия называется «Лекарственные растения Кузбасса». Во время путешествия вы узнавать много нового и интересного. Вы готовы? Тогда в путь!

Дети под музыку идут за воспитателем и выполняют ритмические движения.

Остановка. Лесная поляна. На ковре разложены листья деревьев вырезанные из картона под ними задания для детей.

Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только они от вас спрятались под этими листьями. Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.

Дети делятся на подгруппы(2-3 человека) и проводится Д/игра "Собери картинку". (На альбомные листы наклеиваются изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник, мята, одуванчик, календула; потом разрезаются на 8 разных частей.)

Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Это все лекарственные растения. Вам они знакомы? (Ответы детей.) Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет. Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений.

Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Воспитатель вместе с детьми находит изображение ромашки и знакомит с гербарием.

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

А кто угадает следующее растение?

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Найдите это растение среди других.

Дети самостоятельно находят нужную картинку, а воспитатель показывает гербарий.

Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).

В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

Чтобы узнать следующее лекарственное растение, о котором мы будем говорить, вам нужно выполнить следующее задание.

Детям раздаются карточки на одной стороне с цифрой, а с другой с буквой и предлагается встать по порядку от 1 до 9 (1-о, 2-д, 3-у, 4-в, 5-а, 6-н, 7-ч, 8-и, 9-к). Затем все вместе читают что получилось - одуванчик.

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.

А кто из вас помнит стихотворений про одуванчик?

(Дети читают по желанию, заранее разученные стихи.)

К. Костин " Знаю я, знаешь ты"

1-й ребенок:

Знаю я, знаешь ты

На лугу растут цветы.

Но один из них чудак,

Что-то у него не так.

Стильный и кудрявый мальчик.

Кто же это? Одуванчик!

2-й ребенок:

Одуванчик, одуванчик

Ты такой один обманщик.

То ты желтый и душистый,

То кудрявый и пушистый.

Знает белка, знает зайчик

Любит ветер одуванчик

На глазах у всех ребят

Парашутики летят!

3-й ребенок:

Он кудрявый, стильный мальчик

Догадались? Одуванчик.

Знаешь ты, знаю я,

Знают все мои друзья

Если дать ему расческу

Может он сменить прическу

Стильный и кудрявый мальчик

Самый модный одуванчик.

Т. Андреева "Одуванчик"

4-й ребенок:

Я – одуванчик - солнечный мальчик

К солнцу тянусь

золотой головой.

С ветром попутным

на парашюте

Даже могу облететь шар земной!

Следующее растение о котором мы поговорим называется мята.

Воспитатель показывает изображение или слайды мяты и гербарий.

Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты. Хотите попробовать такой чай? Тогда присаживайтесь на поляне, Приятного аппетита!

Включается музыкальное сопровождение, дети рассаживаются на ковре. Детям раздаются маленькие стаканчики с теплым чаем. Воспитатель предлагает сначала понюхать потом попробовать чай из мяты, отметить вкусовые качества.

Отдохнули, набрались сил можно продолжит наше путешествие-знакомство. Вот следующее лекарственное растение. Попробуйте отгадать какое:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (календула)

Воспитатель показывает изображение разных сортов календулы и его семена.

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Это растение не прихотливое и не требует особого ухода, у него красивые яркие соцветие. Предлагаю вам посадить семена разных сортов календулы, а в дальнейшем понаблюдать за их ростом и цветением.

Включается музыкальное сопровождение. Проводится посадка семян с показом и объяснениями в специальные контейнеры с землей.

Посте посадки дети снова приглашаются на полянку.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними, а поможет нам мой помощник Филин.

Детям демонстрируются презентация "Сбор и заготовка лекарственных растений" и объясняются правила и лица птицы Филина.

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

(Ответы детей).