«Насекомые». Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе

Цель: Закрепить знания по теме «Насекомые»
Задачи
Образовательные:
. Уточнить знания детей о насекомых.
. Активизировать словарь по теме.
. Совершенствовать умение составлять предложение из слов.
. Закреплять умение правильно использовать в речи предлоги (на, в, под, за, между).
. Развивать навык связной речи.
Развивающие:
. Развивать умение обосновывать свои суждения.
. Формировать самоконтроль и самооценку
. Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
. Совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
. Развивать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей.
. Развивать умение подчинять свои действия инструкциям.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание открыток с насекомыми.
Материал: насекомые-игрушки, схемы предлогов, картинки: стол, окно, роза, коробка.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сядет тот, кто скажет, какому насекомому подходит слово.
Слова для предъявления: Муравейник, зеленая, порхает, надоедливая, улей, красная спинка, жужжит, пестрокрылая, мед, стрекочет.
2. Основная часть.
Воспитатель: Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо их найти и выполнить задание. Мы с вами будем следопытами.
Воспитатель выставляет схему предлога «на» и картинку «окно».
Воспитатель: Посмотрите и скажите где спряталось насекомое.
Ребенок находит и называет насекомое (кузнечик).
Воспитатель: Расскажите интересные сведения об этом насекомом.
2.1. Игра «Что лишнее».
Пчела летает, пищит, собирает нектар.
Бабочка порхает, жужжит, летает.
Кузнечик прыгает, стрекочет, ползает.
- Молодцы, справились заданием.
2.2 Где же спряталось следующее насекомое? (схема предлога «в» и картинка «коробка») (пчела)
Дети определяют местонахождение пчелы. Сообщают сведения о ней.

Составить предложение из слов.
Муха, стол, ползет, по. (Муха ползет по столу.)
Стрекочет, ночь, кузнечик. (Кузнечик стрекочет ночью.)
Летит, улей, пчела, в. (Пчела летит в улей.)
Над, порхает, цветок, бабочка. (Бабочка порхает над цветком.)
Молодцы. Пчела тоже составила предложения, послушайте их.
2.3 «Исправь ошибку»
Бабушка летает около цветка.
Пила летит и жужжит.
Лук ползет по веточке.
Воробей залез в муравейник.
Мука села на сыр.
Самовар укусил Машу.
2.4 Ищем следующее насекомое.(схема предлога «под» и картинка «стол») (жук)
Дети определяют местонахождение жука. Сообщают сведения о нем.
Жук предлагает вам поиграть.
Проводится пальчиковая игра «Жук»
Прилетел один жук (вращаем указательным пальцем правой руки). Прилетел второй жук (указательный палец левой руки). Летают два жука (два пальца обеих рук). Жук сел на полянку и побежал по ней (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу). А потом взлетел и полетел (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

Работа в тетрадях.
Жук буквоешка сьел буквы в словах. Прочитайте слова и вставьте пропущенные буквы. (Напомнить детям о правильной осанке)
Стреко.а, .уха, кры.о, ко.ар, му.авей,
- Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ.

2.5. Физкультминутка.

Прилетела к нам вчера (дети бегут по кругу, делая частые взмахи
Полосатая пчела, ладонями)
А за нею шмель-шмелек (взмахи ладонями более редкие)
И веселый мотылек, (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (меняют направление бега)
Как фонарики глаза. (делают кружки из пальцев и подносят их к
глазам)
Пожужжали, полетали, (бегут, жужжат и делают взмахи)
От усталости упали. (падают на ковер)

2.6. Узнаем где же спряталось еще одно насекомое.(схема предлога «за» и картинка «роза») (стрекоза)
Ребусы.
Молодцы, и с этим заданием вы справились! Ищем следующее насекомое (схема предлога «между» и картинка «куклы» (бабочка). Дети определяют местонахождение бабочки. Сообщают сведения о ней.

А сейчас нам надо составить рассказ для Зимы.
Я начну рассказ, а вы продолжайте, шагая по цветным дорожкам.
Наступила весна. На голубом небе светило жёлтое солнышко. Растаял белый снег. Появились красные цветы. Над цветами закружились пестрые БАБОЧКИ (картинка). Они стали рассказывать друг другу сказки. Я тоже хочу рассказать вам сказку о сороконожке, а вы мне помогайте. Воспитатель выставляет опорные картинки (сороконожка, окно, дождик, галоши, солнце, снег, валенки, сороконожка в шапочке). Текст сказки (см. приложение).
Мы освободили всех насекомых из плена Зимы. Молодцы!
3. Итог занятия
Закончите мою фразу:
Вечером я расскажу родителям…

Тамара Фесенко
Конспект итогового мероприятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Насекомые»

Конспект итогового мероприятия по формированию целостной картины мира

в подготовительной к школе группе

на тему «Насекомые »

Выполнил : воспитатель лог. гр.

Фесенко Т. Н.

Цели : - обобщить представления о многообразии насекомых ; - уточнить особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения; - воспитывать интерес к насекомым , бережное отношение к ним;

Средства : картинки с изображением насекомых , изображения мест обитания, карточки с цифрами от 1 до 10.

Структура НОД :

1. решение кроссворда «Насекомые » ;

2. упражнение «Перекрестные шаги»

3. ТРИЗ «Полезные и вредные насекомые » ;

4. игра «Кто где живет» ;

5. лже-загадка «Кто быстрее долетит до цветка гусеница или муравей?»

6. пальчиковая гимнастика «Насекомые » ;

7. лексико-грамматическое упражнение «Кто как передвигается?» 8. игровое упражнение «Ромашка» 9. игра «Сколько насекомых на ромашке

10. гимнастика для глаз «Бабочки» Аутотренинг «В лесу»

11. рефлексия : «Угадайте, про какого человека можно сказать : «трудолюбивый, как пчела» , «назойливый, как муха» .

Ситуация общения : - Для того, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, нужно разгадать кроссворд. Слушайте загадки, отгадывайте их, а я буду записывать в клеточки ваши ответы.

1. Прыгает пружинка - Зеленая спинка С травы на былинку, Светки на тропинку. (кузнечик)

2. Целый день она летает, Всем надоедает. Ночь настанет, Тогда перестанет. (муха) 3. То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый … (светлячок) .

4. На ромашку у ворот

Опустился вертолет - Золотистые глаза. Кто же это?. (стрекоза)

5. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда ползу. Если в воздухе кружусь, То уж вдоволь нажужжусь. (жук) 6. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

7. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи : Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (муравьи) 8. Домовитые хозяйки

Над лужайкой. Похлопочут над цветком - Он поделится медком. (Пчелы)

9. Я – мохнатый червячок, Полосатый бочок, Скоро бабочкою стану, Закружусь я над поляной. (Гусеница)

Получилось слово «насекомые » .

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым .

Подготовимся к путешествию : «Мы к лесной полянке вышли,

поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал,

не споткнулся, не упал?»

Воспитатель : Вот мы и пришли в лес. Посмотрите на картинки и найдите «Кто, где живет?» (Правильно разложили, молодцы) .

Девочки и мальчики, вы знаете, что бывают полезные и вредные насекомые ?

Назовите вредных насекомых (муха, комар, тля, мошки, гусеницы, тараканы.) Назовите полезных насекомых (пчелы, муравьи, кузнечики, пауки.) - А как вы думаете, мальчики и девочки, что может произойти, если исчезнут все насекомые ? (тогда птицам и лягушкам нечего будет кушать, ведь они питаются насекомыми .) Воспитатель : Я приготовила вам еще одну загадку : Как вы думаете? Кто быстрее долетит до цветка гусеница или бабочка? (ответы воспитанников)

Посмотрите кто прилетел, внимательно следите за полетом бабочки только глазами.

Солнечным днем кружатся бабочки над разноцветными душистыми цветами, словно танцуют танец – вальс. (Звучит музыка вальса.) В руках у воспитателя игрушечная бабочка. Она летает повсюду : направо летит, налево летит, порхает по кругу, вверх, вниз … и назад спешит. Каждое насекомое по-своему передвигается, вот сейчас вы смотрите на картинку и покажите как передвигается это насекомое . Муравей (ползает, стрекоза (летает, кузнечик (прыгает, божья коровка (ползает и летает, жук (ползает и летает, оса (летает и ползает, пчела (летает и ползает, гусеница (ползает) . Следующее задание упражнение «Ромашка» Все садимся на коврик. Куда же нам посадить насекомых . Мы посадим на волшебную ромашку, но у нее оторвались лепестки. Чтобы собрать ее, надо придумать как можно близких по значению слов к насекомым . На каждое названное слово прикрепляем лепестки ромашки. (примерные ответы : прекрасная бабочка, красивый шмель и т. д.) А теперь поиграем в игру «Сколько насекомых на ромашке » . Я буду показывать вам по очереди карточку с цифрой и цветную фишку, а вы должны составить предложение. (ответы воспитанников, например, карточка с цифрой 3 и зеленая фишка, ответ : три зеленых гусеницы сидят на ромашке и т. д.)

Представьте, что вы лежите на траве, трава мягкая и шелковистая, вы вдыхаете прекрасный лесной чистый воздух, слушаете стрекот кузнечиков, шуршание жучков, порхание бабочек, вам хорошо и спокойно. Подул теплый ветерок, вы набрались сил, бодрости, открываете глаза, у вас хорошее настроение. Скажите, девочки и мальчики, про какого человека можно сказать «трудолюбивый, как пчела» , «назойливый, как муха» . (ответы воспитанников.)

Публикации по теме:

«Путешествие по жарким странам в поисках песка». Сценарий итогового мероприятия в подготовительной группе "Путешествие по жарким странам в поисках песка"Сценарий итогового мероприятия в подготовительной группе, посвященного закрытию тематической.

Интегрированное занятие по ФЦКМ и аппликации в подготовительной группе «Путешествие в космос. Солнечная система» “ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА” Цель: - дать понятие что такое Солнечная система - актуализировать знания об образе планет и звезд.

Конспект итогового логопедического занятия для детей с ЗПР в старшей группе «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 компенсирующего вида» Орджоникидзевского района городского.

Сценарий итогового мероприятия «Путешествие в страну сказок» с детьми старшей группы Программное содержание: Обобщить знания детей по теме «В гостях у сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных.

Конспект итогового тематического мероприятия «Символика России!» в подготовительной группе Цели и задачи: 1. Обобщить и систематизировать знание детей о России и российской символике (флаге, гербе, гимне, а так же закрепить знания.

Программное содержание: 1. Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые 2. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение.

Лидия Кабанова

Кабанова Лидия Михайловна. Воспитатель.

Тема занятия : «Насекомые » .

Цель : Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего

вида и жизненных проявлений насекомых .

Задачи :

Образовательная :

Учить анализировать, устанавливать простейшие причино-следственные

связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память.

Развивающая :

Развивать творческую активность; воображение; речь.

Воспитательная :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

Картинки с изображением леса, предметные картинки, иллюстрации насекомых ,

цветов, дидактическая игра «четвёртый лишний» , цветная бумага, ниточки,

волшебный обруч

Предварительная работа : наблюдение за насекомыми на прогулке , на клумбе,

рассматривание иллюстраций с насекомыми , знакомство с моделями

существующих признаков насекомых ; динамической моделью «бабочка,

складывающая крылья», экскурсии : на водоём, луг, лес.

План проведения.

1. Организационный момент.

2. Беседа : Что мы видим вокруг?

3. Загадки.

4. Игра «Четвёртый лишний» .

5. Игра в слова.

6. Физкультминутка «Насекомые » .

7. Творческая работа

8. Итог занятия .

Ход занятия.

Организационный момент :

Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать

тайны из жизни насекомых .

Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето. Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч.

Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я Лидия Михайловна, (дети проходят, называя свои имена) тихо звучит музыка. Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит. Музыка звучит громче.

Посмотрите ребята, сколько здесь цветов! Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете?

(одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка) . Ах, какой аромат я чувствую, (прохожу полянку) . Да это же ландыш. А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых ) . Для чего нужны цветам насекомые ? (опылять цветы) .

Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое ? (У насекомых по три пары ног , три части тела : голова, грудь и брюшко.)

Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ . От слов насечка , насекать . На брюшке видны поперечные полоски-насечки . Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми .

Отгадайте загадки :

У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза.

Называем её. .(стрекоза)

Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её. (пчела) .

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук) .

Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет -молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар) .

Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей) . Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. .(Бабочка) .

Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (Божья коровка) . Молодцы ребята!

В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы , но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы. что есть животное, которое летает. Какое это животное. (Летучая мышь)

Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1. Заяц, ёж, лиса, шмель.

2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.

3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами. «Игра в слова» .

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят : Муравью : зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле : спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая. Кузнечику : полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам. Бабочке : улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке , расправили свои крылья и полетели : Летит пчела жужжит : ж- ж -ж. Летит комарик, звенит : з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей)

Для кого хорошо, когда много насекомых ? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые ? (Ответы)

Как нужно вести себя в лесу, на поляне? -Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые , это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы.

Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую (показать образец)

Творческая работа

У вас в конверте лежат два квадратика : один большой, другой поменьше.

Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой (показываю) . Получилось

вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас

получилось два крылышка.

Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе.

У вас получилась бабочка, сложившая крылышки.

Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие ? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (Ответ) А что нового узнали? (Ответ)

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии . Занятие закончено . Всё большое спасибо. До свидание.

Конспект итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Насекомые»

Конспект предназначен для воспитателей, которые проводят итоговые, открытые занятия с детьми для родителей, коллег; включает итог образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по теме насекомые; построено с учетом задач по ознакомлению с окружающим и развитию речи; элементы обучению грамоте, может по –желанию педагога сокращаться и заменяться своими заданиями. Проведено, апробировано, примерная длительность 45 минут.
Интеграция образовательных областей: Познание, Речевое развитие, социально – коммуникативное.
Цель : показать уровень сформированности знаний, умений детей 6-7 лет по теме насекомые.
Задачи:
1.Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о насекомых, об их многообразии и многочисленности; их строении, питании, передвижении; закрепить характерные особенности данного вида живых организмов; узнавать насекомых по внешнему виду, называть части тела, определение; продолжать осмысление зависимости строения насекомых от, среды обитания, способа питания; воспитание экологического отношения ко всему живому. Понимание пользы для человека. Подвести к осознанию взаимосвязи всего живого на Земле. Сообщить (элементарные) интересные факты из жизни разных насекомых: стрекоза, жужелица, хрущ, паук-сенокосец, гусеница – землемерка, жучок - блошачок, Ваня – комарок. Продолжать учить отгадывать загадки. Активизировать словарь: жужелица, хрущ, Ваня – комарок, бабочка, комар, пчела; уточнить отличия паука и насекомого
2.Совершенствовать умения строить предложения разных видов. Отвечать на вопросы полным предложением. Показать способность проводить звукобуквенный анализ в слове «бабочка»; считать слоги в слове, характеризовать звуки гласные, согласные; знать их цветовое обозначение; различать мягкость и твердость согласного, звонкий или он глухой;
закрепить умение строить правильно звукобуквенную схему слова
Закрепить произнесение звуков К-Кь, Ч-Ть в физкультминутке, одновременно координируя речь и движения под музыку.
3.Воспитывать умение не перебивать друг друга, совершенствовать любознательность и внимательность.
Предшествующая работа: чтение сказки В. В. Бианки «Как Муравьишко домой спешил», чтение детской энциклопедии «Насекомые»;
НОД в течении года по ФЭМП, ознакомлению с окружающем;
Материал к занятию:
Картинки насекомых, Кроссворд, перфокарты - с заданиями, предметные картинки насекомых, схема-правило обращения с насекомыми, конверты с заданиями от коротышек из Цветочного города, карандаши простые,задания на моторику «Доведи насекомое до цветка», магнитофон.
Организационный момент:
Приветствие гостей.
Психогимнастика:
Дружно за руки возьмёмся
Повернёмся, улыбнёмся
Мы пожмём друг другу руки
побежит тепло по кругу
дети рассаживаются на стулья полукругом у доски, где картинки разных видов насекомыхВоспитатель: Тает снежок, ожил лужок
Вода прибывает, когда это бывает? (Весной)
- Назовите весенние месяцы
Какие заклички о весне вы знаете?
Перед весной какое время года прошло? –Зима
-Назовите зимние месяцы
- После весны какое время года наступит? (Лето)
-За летом придет? (Осень)
-Назовите осенние месяцы
-Сколько месяцев в году?
-Почему весной прилетают перелётные птицы? (появляется корм -насекомые)
-Кто такие насекомые
-почему так называются – есть насечки
-из каких частей состоит тело насекомого
-Голова, грудь, брюшко
Сколько отделов -3
Раздаётся стук в дверь, вбегает в припрыжку Незнайка под звукозапись
Незнайка: Привет, ребятишки, и девчонки и мальчишки! Я приехал к Вам из Цветочного города по просьбе моих друзей: Знайки, Ромашки, Пончика, Тюбика, Мули, Кнопочки ну и других товарищей. В нашем городе нет цветов, они просто не цветут. Все насекомые перепутались и действуют неправильно. Мы не поймём, что случилось? Помогите, пожалуйста, разобраться. Поможете?
Воспитатель: Ребята, поможем?
Дети: Да! (хором)
Незнайка: Знайка и мои друзья передали Вам конверты, где есть задания, когда Вы их выполните у нас в Цветочном городе жизнь наладится, только я не знаю какое задание нужно выполнить первым.
Конверты перепутались нужно выложить их по – порядку. Выложить ряд из конвертов от 1-10
Воспитатель: Незнайка, правильно ли разложил Ваня по порядку конверты
Незнайка по – моему правильно!
Воспитатель: Вызывает ребенка выбрать 1 конверт, он говорит от кого задание, например, от Тюбика и предполагает содержание задания по эмблеме на конверте.
№1

«Разные насекомые»

Назови насекомое по - цепочке (полукругом у доски) – 2 раза
Незнайка: Ребята как вы знаете много названий насекомых!
Воспитатель: Насекомых огромное количество 80 тыс видов:
-Какие условия нужны для жизни насекомых?
Тепло, свет, вода, питание
Воспитатель: Вызывает другого ребенка выбрать

2 конверт, он говорит от кого задание от Винтика и Шпунтика; предполагает что за задание дали коротышки-схема строения насекомого

№2 Часть и целое

(показ картинки)
Воспитатель: Вызывает ребенка выбрать третий конверт, он говорит от кого задание от Знайки

№3 «Польза и вред»

Польза и вред (+, -)
На доске рисуют два знака + и -
В столбик с "+" записывают пользу, а в столбик с "-" записывают вред, сравнивают чего больше Незнайка ставит + и -
"+" - положительное,польза:
Опыляют растения
Собирают мед
Борятся с вредными насекомыми
Переносят семена трав, цветов
Являются кормом для птиц,
едой для человека в некоторых странах
Дают нитки - тутовый шелкопряд
Радуют глаз мы ими восхищаемся
Рыхлят почву
Являются санитарами леса
"-" - отрицательное, вред:
Одни насекомые поедают других
Распространяют микробы
Есть ядовитые: скорпион, фаланга
Уничтожают посевы и огородные овощи, леса
Кусают и есть кровососущие
Пугают людей
Дети подсчитывают количество + и -. Решают проблемную ситуацию, в ходе которой педагог подводит к выводу, что в природе должно быть всё в равновесии.
Воспитатель - Можно ли истребить всех вредных насекомых?
-Почему? Показ схемы – знака запрещено брать в руки.
Вывод: В природе всё взаимосвязано исчезновение тли приведет к исчезновению Вани - комарков, гусениц – птицы будут голадать, и по цепочке дойдет до человека. Природа погибнет не станет человека.
Незнайка: А я, кажется, понял почему цветы в нашем городе не цветут - Насекомые действуют не правильно.
Вызывает следующего ребенка выбрать
4 конверт, ребёнок говорит от кого задание -от Ромашки;
№ 4 Путаница.
-Бабочка плетёт паутину
-Паук порхает от цветка к цветку;
-Комар собирает мёд;
- Васю ужалила стрекоза;
-Муха тащит ветку в муравейник;
-Таракан жужжит
-Шмель шевелит усами
Незнайка проводит физкультминутку «Кузнечики» 2 раза под музыку.
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгать на носках легко.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
Незнайка: вызывает ребёнка показать конверт и сказать его порядковый номер, на конверте: шляпа Незнайки и подарок После определения ребёнком содержания следующего задания, дети берут стулья и рассаживаются за круглые столы по 7 человек, на которых индивидуальные перфокарты насекомые дарят подарки незнайке нужно выяснить кто, что подарил и запомнить их как можно больше.
№ 5 «Подарок» для Незнайки перфокарты (за столами)
№6 Задание Незнайке . Звукобуквенный анализ
Незнайка: Меня недавно научили читать, я тоже собираюсь в школу, поможете разобраться с моим заданием. Нужно построить схему слова, а какое это слово нужно угадать, прочитав его по первым буквам
На магнитной доске; картинки на магнитах:
банан, автобус, бусы, очки, часы, комар, аист
Внизу - кружки красного и квадратики синего, зелёного цветов для построения схемы
№ 7 Моторика. «Проведи к цветку» Соединить сплошной линией насекомое и цветок. Назвать и то и другое. Самоконтроль, выбор ребёнком самого аккуратного и правильного задания
Гимнастика для глаз «Бабочка»
Воспитатель предлагает встать с карточкой полукругом и выполнить 8 задание, а Незнайке присесть и послушать правильно ли дети выполнят следующее задание.
№ 8 «4 лишний » Перечислить всех на полоске и сказать, что или кто лишний и почему.
Дети садятся на стульчики для выполнения 9 задания, о котором говорит 1 из детей, определяя от кого оно из коротышек
№9 «Это интересно», Ваня – комарок, стрекоза, муравей. Задачки - шутки для Незнайки на смекалку;
№ 10 Кроссворд

Отгадываем загадку, а Незнайка вписывает в клеточки правильно отгаданные слова, после угадывания всех загадок - в центре получится спрятанное искомое слово. Оно выделено красным мелком
1.Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …кузнечик…

2. Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? …муравей.

3.Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я … оса

4.Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? …пчела

5.Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …жук

6.Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
нектар собирает. (Бабочка)

7.Когда летит, громко пищит,
Но сядет тихо и молчит.
Кровь ему, как нам нектар
Скажите кто это? ...комар

8.Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …стрекоза
Воспитатель: Незнайка вписал буквы по – горизонтали – в ряд, если мы правильно отгадали- в центре заполнится выделенное слово. Вот оно. Читаем, что получится!
Н А С Е К О М О Е
Незнайка: Ребята вы молодцы, я рад, что вы выполнили все сложные задания, рассказали много нового о насекомых их строении, жизни, пользе, защите. Я понял, что делать в Цветочном городе, чтобы цвели цветы и насекомые действовали правильно, побегу быстрее -там меня ждут друзья с новостями.
Воспитатель: До свидания Незнайка, дети прощаются. Воспитатель Хвалит детей за знания и смекалку

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63» общеразвивающего вида Центрального района г. Барнаула
Провела: учитель-логопед Шичкова Н. В. г. Барнаул, 2013 г.
Программные задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых;
2. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;
3. Обучать детей приемам сохранения здоровья, применяя здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика Стрельниковой);
4. Учить детей согласовывать числительные с существительными, вести работу над словообразованием;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ромашка с заданиями, листок с божьими коровками, одуванчики, зеленая ткань, игрушки-насекомые, картинки для занавеса (солнце, цветы, бабочки, стрекоза, божья коровка и другие), маски, лупа, обручи, бабочки и пчелы на нитках, карточки с насекомыми, бумажные цветы напольные, запись с музыкой, костюм феи.

Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал. Звучит голос Феи под музыкальное сопровождение.
Фея: Здравствуйте ребята! С вами говорит Фея страны насекомых. Я хочу пригласить Вас в гости. Вас ждут бабочки, стрекозы, муравьи и жуки. Но попасть ко мне нелегко.
Чтобы познакомиться с моим миром, вам нужно превратиться в маленьких человечков.
Для этого нужно повторить волшебные слова:

Логопед: Дети, вы хотите отправиться в страну насекомых? (Дети отвечают.)
Звучит запись стрекотания кузнечика.
Логопед: Вот мы и попали в волшебный мир насекомых. Вы узнали, кто это стрекотал? (кузнечик) Посмотрите как здесь красиво, кругом цветут цветы, порхают бабочки. Фея приготовила для вас много заданий, интересных игр, в которые мы с вами и поиграем. (Дети садятся на стулья)
Вы любите отгадывать загадки? Дети отгадывают загадки, а логопед показывает картинки с отгадками.
1. Шевелились два цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

Я трудилась круглый год
Будет вам душистый мед. (пчела)

Мастера без топоров
Срубили избу без углов. (муравей)

2. Беседа с детьми о насекомых.
Логопед: Ребята! А каких вы еще знаете насекомых? По какими признакам вы определяете насекомое это или нет? (усики, 6 ножек, голова, грудь, брюшко, жало, крылья).

Какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения, являются кормом для птиц, приносят мед, шелк) Каких вредных насекомых вы знаете? (таракан, муха, комар, колорадский жук) Почему у некоторых насекомых яркая окраска, а у других нет? Расскажите что умеют делать насекомые? (летать, прыгать, стрекотать, жалить, порхать…)

3. Логопед: Дети, пойдемте, погуляем и полюбуемся этой красотой. Ой, смотрите, над нами летят бабочки. У них какие крылья? (красивые, разноцветные, пестрые, пестрокрылые). Хотите посмотреть, как они порхают, как будто танцуют вальс. Давайте на них подуем, они и полетят. (дети дуют на бабочек) А кругом растет столько красивых и нежных цветов на поляне. Вы чувствуете, какой от них исходит приятный аромат!
Встаньте все в круг. Мы с вами будем наслаждаться этим запахом. (дети выполняют дыхательное упражнение по Стрельниковой «Повороты»)

4. Кто из вас знает скороговорки о насекомых?

Много ножек у сороконожек.
Муха-горюха села на ухо.
Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет.
На окошке крошку мошку, ловко ловит лапой кошка.
Зеленая жаба жевала жука, а птичка клевала с сучка паучка.

5. Чтение стихов о насекомых. (дети одевают маски насекомых и рассказывают стихи)

Шмель
Я – большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель,
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу, над поляною кружу,
Яркий выберу цветок –
Буду пить душистый сок.

Пчела
Пчелка золотая
Над цветком порхает,
Сок душистый пьет –
Собирает мед.

Стрекоза
На березе стрекоза –
Изумрудные глаза.
Тельце - словно бирюза,
Крылья – светлая слеза.
«Стрекоза, а стрекоза!
Ты с березы-то слезай.
А не то придет гроза, забодает, как коза»

Муравей
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их – сказочный дворец, каждый житель в нем боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядет –
Яйца белые кладет.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.

Комар
Я накрылась одеялом
И тихонько задремала, вдруг услышала сквозь сон
Тонкий комариный звон.
Я зажгла настольный свет –
Комара в помине нет!
Погасила свет. Опять надо мной
Он стал летать.
Так до самого утра
Я ловила комара.

Муха
Жила-была Муха-чистюха
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник в вишневой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и в смоле.
В пятницу – в простокваше, в компоте и в манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах, сказала:
- Я больше не в силах!
Ужасно, ужасно устала,
Но, кажется чище не стала!

Кузнечик
Растет трава густая
В тени больших берез.
На скрипке там играет
Кузнечик-виртуоз.
Волшебные рулады
Выводит он смычком,
И льются серенады
Над садом вечерком.

6. Логопед: Ребята! Посмотрите, мы пришли к нашим маленьким друзьям. Кого вы здесь видите? Давайте мы их рассмотрим под лупой. Они становятся очень большими.
- Это стрекоза. У нее большие глаза – глазище.
- Это не жук, а жучище.
- У бабочки не крыло, а крылище.
- У кузнечика не усы, а усище.
- Это большой таракан – тараканище.
Молодцы ребята!

За дверью слышится жужжание.
7 Вы слышите жужжание? Это пчелы прилетели. Как они жужжат? Ж-ж-ж-ж.
Они хотят поиграть с вами в интересную игру «Пчелы».
Правила игры:
Вы будете пчелами. Пчелы летают по поляне и жужжат. Как только вы услышите звуки дождя, улетайте в свои ульи (обручи) и прячьтесь там. В каждом улье прячется две пчелы. (садятся на корточки)

Звучит музыка и появляется Фея.
Фея: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. У меня в руках волшебная ромашка. На каждом лепестке интересное задание. Давайте с вами сядем на стульчики и поиграем.
Каждый из вас будет срывать лепесток и отвечать на вопрос. За правильный ответ получит божью коровку.

8.Вопросы:
- Паук – это насекомое?
- У какого насекомого большие изумрудные глаза?
- Зачем пчеле жало?
- Кого называют чемпионкой по чутью?
- Как размножаются бабочки?
- Почему мухи к осени звереют?
- У каких насекомых жесткие надкрылья?
- Кто самый сильный на земле?
- Где живут пчелы?
- Как называется сказка, где паук поймал муху в паутину?
А теперь мы посчитаем сколько всего божьих коровок на листочке. (одна божья коровка, две божьи коровки, три божьих коровки, четыре божьих коровки, пять божьих коровок)
Молодцы!!!

9. Фея: Предлагаю вам поиграть в игру «Гусеница». Нужно собрать буквы в нужном порядке.
Логопед: Дорогая Фея! Спасибо тебе за все. Но нам нужно возвращаться в детский сад. Мы не можем вернуться маленькими человечками. Помоги нам.
Фея произносит волшебные слова, прикасаясь своей палочкой к каждому ребенку. (запись музыки), и уходит.

Итог: Дети! Вам понравилось в гостях у насекомых? Что больше всего вам запомнилось? В какие игры мы играли? Молодцы! (дети уходят в группу, звучит песенка В. Шаинского «В траве сидел кузнечик»)