Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши знакомые — это насекомые. «Насекомые» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе)
Татьяна Кирилина
Занятие обзорное по теме: «Насекомые» в подготовительной группе
Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, отдохнуть на полянке (дети представляют как они очутились на полянке) .
Кого здесь мы можем встретить? (зверей. птиц) .Но звери чаще всего бояться человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т. д.
Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько ребят.
Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду : на деревьях, на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые ) .
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылёк,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты , у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Давайте познакомим с ними поближе. Приготовьте пальчики : (пальчиковая гимнастика) НАСЕКОМЫЕ
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем
(сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом
(поочередно сгибают пальцы в кулачок начиная с большого)
Это кто же здесь звенит?
Ой сюда комар летит (вращают мизинцем)
Прячьтесь! (прячут руки за спину
А теперь посмотрите на картинки и скажите :
Что есть у насекомых общего и чем отличаются?
(ответы детей)
У летающих насекомых есть крылья , лапы, жало.
У бабочек, стрекоз, жуков и пчел по четыре крыла, у мух и комаров по два. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, цвету. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк
Гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев : чем чаще взмахи, тем тоньше звук.
Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду. Шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно делая всего лишь пять-девять взмахов.
Ребята, а вы слышали какие звуки издают насекомые ?
Давайте послушаем и определим по звучанию насекомых (звуки природы) .
Скажите, а чем питаются насекомые ?
Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром. Который они вытягивают хоботком из цветка. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед. Комары - кровососущие насекомые летают в основном с наступлением темноты. Мухи – ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, что бы они садились на продукты питания.
Есть и не летающие насекомые : кузнечики прыгают в травке, муравьи образуют муравейники. Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях
А какую пользу приносят насекомые ?
Насекомые принося большую пользу от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств, от пчел-мед. Который содержит множество полезных веществ.
Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.
Давайте с вами вспомним как передвигаются насекомые
«Кто как передвигается?»
Муравей ползает, а бабочка порхает
Гусеница ползает, а кузнечик прыгает
Оса летает а червяк ползает
Кузнечик прыгает а комар летает
Таракан ползает а стрекоза летает
Муха летает а муравей ползает
Бабочка порхает а пчела летает
Скажите ребята,а вы знаете кто самый сильный на земле (самый сильный на земле- муравей) . Он переносит тяжести в 10раз больше своего веса. А слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5тонны.
Игра «Насекомые » употребление слов, а назовите мне слова с увеличительным оттенком
Это не паук, а паучище
Это не жук, а жучище
Это не муравей а муравьище
Это не комар а комарище
Это не червяк, а червячище
Это не шмель, а шмелище
Это не клоп, а клопище
Это не таракан а тараканище.
А теперь поиграем игра называется «отгадай кого я хочу назвать»
Мель-мель-мель называю я шмель
Сас-са-с называю я оса
Мар-мар-мар- называю я комар
Ла-ла-ла называю я пчела
Много загадок сочинил народ о насекомых
Мы сегодня с вами много говорили о насекомых и сейчас я проверю как вы запомнили :
Кто над нами вверх ногами (Муха)
Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)
Кто его убивает, тот свою кровь проливает (Комар)
Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет (Паук)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Летит-говорит,
А сядет – молчит (Жук)
Как много интересного можно узнать о жизни насекомых .
Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе
Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам (ответы детей)
Все насекомые очень маленькие , поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
А сейчас мы с вами пройдем за столы и разукрасим красками бабочек не только кисточками но салфетками только с одной стороны а другую сложим и увидим что у нас получилось. (дети рисуют нетрадиционными методами)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Аленушка»
Обзорное занятие по теме : «НАСЕКОМЫЕ »
Воспитатель : Кирилина Т. А.
Публикации по теме:
Интегрированное занятие в старшей группе «Насекомые» Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Задачи: Образовательные: Расширять представления.
I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.
МБДОУ «Межозёрный детский сад» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе
Материал для знакомства детей с насекомыми, в процессе которого будут решены образовательные задачи: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе, расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Презентация совместной деятельности воспитателя и детей, созданная самостоятельно с использованием электронного образовательного ресурса.
Презентация создана воспитателем логопедической группы Скориченко Ольгой Михайловной
Санкт-Петербург, 2014г.
Конспект занятия (подготовительная группа).
Тема: «Насекомые – какие они?»
Цели:
- Образовательные: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе. Расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).
- Воспитательные: воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, поле, у открытых водоемов и рек, не разрушать условия жизни насекомых.
- Развивающие: развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развить связную и образную речь. Активизировать внимание детей, развить логическое мышление. Научить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Продолжаем учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Оборудование: телевизор, ноутбук, иллюстрации больших размеров с видами реки, леса, цветущего луга, расположенные в группе, конспект занятия с образовательным материалом.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительными обитателями нашей планеты – с насекомыми. Подойдите ко мне и посмотрите на лесную полянку.
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?»
Посмотрите – на поляне никого нет. Присядем.
«Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь вдруг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!»
Ребята, послушайте внимательно и попробуйте догадаться, кто это.
«Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.»
«На лужайке росла большая сосна,
А под сосной кипела работа:
Без работы, хоть убей,
Жить не может…»
Дети: Муравей!
Воспитатель: Посмотрите на экран, вот какие они труженики, эти удивительные муравьи. А кто знает, как называется их дом?
Дети: Муравейник!
(Приложение 1, 2)
Воспитатель: Слышите, кто-то пищит у самого уха?
«Ни зверь, ни птица,
носок, как спица.
Летит – пищит.
Сядет – молчит».
«Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит».
«Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь».
Догадались, ребята?
Дети: это комар!
(Приложение 3)
Воспитатель: посмотрите, кто это ползет на листочке земляники?
«Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки».
Дети: Божья коровка!
(Приложение 4)
Воспитатель:
«Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!»
Они в огромном количестве поедают тлей, щитовок, паутинных клещей, личинок жуков-листоедов. Эти милые и беззащитные насекомые – хищники, но они наши помощники. Они уничтожают вредителей сельского хозяйства.
Обратите внимание на тонкие серебристые между травинок сети.
«Одежды не шью,
А ткань везде тку.»
«Растянул он свои сети,
Даже муха не заметит -
Попадётся " на крючок",
А поймает...»
Кто это?
Дети: Паучок!
(приложение 5)
Воспитатель: Паучка, конечно, видел каждый. В наших краях наиболее распространены пауки-крестовики. У паука-крестовика гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху отчетливо виден светлый узор в виде крестика. Тело разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Пауки относятся к классу паукообразных. Этот класс очень близок к классу насекомых.
«На кусты туман набросил,
Золотистые шелка,
На опушке возле сосен
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядет, сплетая сеть,
Чтоб под стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
Хорошо видна окрестность,
Кочки высохших болот.
В долгий солнечный полет!
Не беда, что паутинка
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети паучок».
Паутинка для паука – словно маленький парашют, держась за нее, паучок переносится по воздуху с места на место. Посмотрите, у кого так много ног!
Дети: это сороконожка!
(Приложение 6)
Воспитатель: Она является хищником в мире насекомых. На передних лапках у нее есть ядовитые когти, она питается другими насекомыми.
Что-то на лесной опушке стало прохладно. Давайте выйдем из леса и отправимся на цветущий луг. Посмотрите, как красиво! Я вам открою секрет. Здесь живет наш давний знакомый. Попробуйте догадаться, кто это.
«На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь».
«Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он».
«Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки».
Дети: это кузнечик!
(Приложение 7)
Физминутка :
«Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок». (Дети поднимают и опускают плечи и прыгают высоко на месте).
«Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем». (Дети садятся на корточки, приставляя пальчик к губам).
«Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко». (Дети встают и снова выполняют прыжки).
Воспитатель: посмотрите вокруг. Ой, что это? Цветы летают?
«На цветок пахучий сел цветок летучий,
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел!»
«Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок».
Ребята, вы уже, наверное, догадались, кто это?
Дети: бабочка!
Физминутка :
«Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела». (Движения повторяются за воспитателем).
Воспитатель: Дети, а бабочки, которые летают ночью, как называются, кто знает?
Дети: Мотыльки!
(Приложение 8)
Воспитатель: Верно. Посмотрите на наш цветущий луг! А это кто?
«Над цветком я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.»
«Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком».
«Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее…»
Дети: пчела!
(Приложение 9)
Воспитатель: ребята, вы знаете о том, что особенно хорошо пчелы видят синий, фиолетовый, белый и желтый цвета? Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые, у пчелки большие глаза, сильные челюсти называют жвалами, они помогают насекомому размягчать воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Им она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Пчелка может больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Пчелки – наши друзья. Рабочие пчелы собирают мед, вылетая из улья. Они летят за пчелами-разведчицами. Самая крупная пчела – царица не покидает улья, ее называют маткой, она откладывает яички в восковые ячейки улья. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы.
Ребята, пойдемте за мной через луг. Впереди нас река, и рядом с ней живет много наших знакомых.
«Посмотрите, что за девчонка:
В поясе тонка, огромные очи,
Летит – стрекочет».
«У реки над камышами,
Вот с такущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер, и глаза,
Да ведь это…»
Дети: стрекоза!
(Приложение 10)
Воспитатель: Молодцы! Обратите внимание, по воде бегают жуки-плавунцы. Они – хищники и могут нападать даже на головастиков и мальков рыб.
А вот водомерка. Тело и кончики ее ног покрыты жёсткими не смачиваемыми в воде волосками, благодаря чему она приспособлена к скольжению по воде. А теперь давайте посмотрим: на берегу реки тоже много представителей насекомых. И сейчас я хочу вам рассказать о тех из них, кого вы чаще всего можете встретить повсюду. Они живут и в лесу, и в парке, и на лугу, и на этом берегу, и в огороде, и даже в нашем доме.
«Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый…»
Дети: Жук!
(Приложение 11)
Воспитатель: В этот отряд насекомых входит самый маленький жук – жук-перокрылка (его размер меньше миллиметра), и самый крупный – палочник (его размер почти полметра). А жук-голиаф - самый тяжелый жук весит почти сто граммов. Представляете, жук-геркулес может поднять вес в 850 раз больше собственного тела!
А пение такого маленького сверчка за печкой в пригородном доме очень хорошо слышно уху человека.
И не чудо ли природы жук светляк, маленький фонарик в ночи?
(Приложение 12)
Мир насекомых разнообразен. Называются они так, потому что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Появились они очень давно – 250 млн. лет назад. Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми из них. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Наша знакомая всем муха способна ползать вниз головой. Помните загадку про муху?
Дыхательная гимнастика «Комарик»
Встаём прямо, делаем глубокий вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З». (3 раза)
Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.
Ребята, кто это?
Правильно, это комар. А среди насекомых, которые спрятались под цветами, есть комар?
Первого насекомого мы нашли.
Я хочу загадать вам загадку о насекомом, которое спряталось под моим цветком.
Это насекомое небольшого размера. Длина тела может быть разной: от 5 до 8 мм. Надкрылья у насекомого ярко-красные с черными пятнами. У этого насекомого есть голова, усы, туловище, шесть лап и крылья с надкрыльями. Это хищное насекомое: питается насекомыми-вредителями, чем и приносит пользу людям. Осенью эти насекомые перелетают с полей и лугов на опушки леса, к заросшим травой берегам рек и оврагам. Здесь в укромных местах, под корой, во мху, под опавшими листьями они проводят зиму, чтобы весной, когда начнёт пригревать солнышко, появиться среди цветущих растений.
Что это за насекомое, ребята?
Правильно, у меня под цветком спряталась божья коровка.
А сейчас мы с вами найдём ещё двух насекомых. (Вызвать двух детей: пчела, паук, - для составления описательного рассказа-загадки по образцу)
Мы знаем, что в паутинах паука легко запутаться. Вот и слова попались в паутину и запутались там. Давайте их распутаем.
(На доске слова: стрекоза, мотылёк, шмель)
Вот мы и нашли ещё трёх насекомых.
А сейчас я предлагаю вам размяться. (физминутка «Богомол»)
(маршируем)
У тропинки, возле мола,
(приседаем, смотрим по сторонам)
Я увидел Богомола:
(руки по туловищу опускаем вниз, присаживаемся на корточки)
Весь салатовый в траве
(встаём, поднимаем руки вверх)
И усы на голове,
(маршируем)
Как лошадка цирковая –
(киваем головой)
Головой кивал, шагая…
Ребята, о каком насекомом говорилось в стихотворении?
У кого под цветком спрятался богомол?
Присаживаемся на места.
Мы продолжаем искать насекомых под цветами. Послушайте, пожалуйста, загадку:
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)
Есть у нас под каким-нибудь цветочком муравей?
Звуко-слоговой анализ слова «муравей»:
Количество звуков;
Количество согласных звуков;
Количество гласных звуков;
Количество слогов; правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
Выкладывание звуко-слоговой схемы в кассах;
Выкладывание под схемой букв; правило: «Если после мягкого согласного звука слышим звук [Э], то пишем букву Е».
Убираем схемы.
Чтобы наши глаза отдохнули, выполняем глазами движения из стихотворения:
Залетела к нам в окошко
Очень маленькая мошка.
Посидела на стене,
А потом на потолке,
На другую стенку села,
Над полом низко пролетела.
И обратно: пол, стена,
Потолок, ещё одна…
Со стены ко мне на руку,
А потом на руку друга.
До картины добралась
И куда-то подевалась.
Посмотрел туда, сюда,
А потом закрыл глаза.
Глаза открываем.
Куда же делась мошка?
Может быть, она за стулом?
Встаньте, посмотрите.
А может быть, она под стулом?
Под стульчик загляните.
И на стуле её нет?
Ну тогда присаживаемся на свои места.
А ни у кого под цветочком мошка не спряталась?
Ребята, у вас на столах лежат листочки. Посмотрите на них внимательно. В каждой строке простым карандашом обведите одну правильно написанную букву.
Сложите из найденных букв слово.
Что получилось?
Правильно, получилось слово «жук». У кого из вас под цветочком спрятался жук?
Мы всех насекомых нашли? Никто под цветочком не остался забытым?
Составьте предложение о том насекомом, которое пряталось под вашим цветочком.
Обратить внимание на предлог
Выполнить на листочках схему предложения, взаимопроверка
Вспомнить правила:
1) Первое слово в предложении пишем с большой буквы.
2) Между словами — расстояние.
3) В конце предложения ставим точку.)
А сейчас я снова приглашаю всех вас поиграть на сказочную полянку. (Игра с мячом «Назови ласково»)
Всем нам нравится, когда нас называют ласково. Давайте и мы назовём насекомых, которых нашли, ласково:
муравей –
стрекоза –
жук –
пчела –
шмель –
комар –
богомол –
паук –
мотылёк –
мошка –
татьяна животовская
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши знакомые - это насекомые»
Цель : Формирование представлений о разнообразном мире насекомых .
Задачи :
Образовательные : Обобщить представления детей о разнообразии насекомых , выделить их отличительные признаки (характерные особенности : внешний вид, повадки, среда обитания) ; совершенствовать навыки творческого рассказывания, речь, мышление; закрепить представление о равновесии в мире.
Развивающие : Развивать творческие способности.
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к насекомым .
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с насекомыми , наблюдения за насекомыми во время прогулок , чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, загадки) о насекомых ; знакомство с творчеством К . И. Чуковского.
Словарная работа : Пчела, муравей, стрекоза, муравейник, улей, санитары леса.
Материал и оборудование : шапочки на голову; аудиозапись, изображение жука, пчелы, муравья, муравейника, улья; фигурка паука; дидактический материал для игры «Четвертый лишний?» ; материал (трава, сосновые иголки, маленькие веточки) для постройки муравейника; нити для паутины; фигурки для фланелеграфа (персонажи сказки «Муха-Цокотуха» ).
Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :
Тараканище придумал,
И про муху сочинил.
Мойдодыра, Айболита
В своих сказках не забыл.
И про горюшко Федоры
Всем ребятам рассказал.
Это не Чайковский.
Дети : Корней Чуковский!
Воспитатель : Правильно! Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника К. И. Чуковского. Вспомните и назовите сказки
К. И, Чуковского.
Ответы детей :
Сказка «Тараканище» ;
Сказка «Краденое солнце» ;
Сказка «Мойдодыр» ;
Сказка «Федорино горе» .
Сказка "Муха-Цокотуха"
Воспитатель. Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар,
И купила самовар…
Дети : Сказка «Муха-цокотуха» .
Воспитатель : А вы любите путешествия и приключения?
Дети : Мы очень любим путешествовать.
А я с мамой и папой ездили в лес.
А мы с бабушкой ходили в парк.
Воспитатель :
В царство Мухи-Цокотухи
Мы сегодня попадем,
Если нужную тропинку
В сказочном лесу найдем.
Воспитатель. На всякий случай возьмите с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится.
Сейчас мы с вами произнесем волшебные слова, которые помогут нам уменьшиться до размера комара.
Воспитатель и дети. Произносят волшебные слова с закрытыми глазами.
Шапки-невидимки, помогите
И размеры наши измените .
1,2,3-начнись, игра!
Сделай нас скорее
Размером с комара!
Воспитатель : Открывайте глаза. Ребята, мы с вами очутились в сказочной стране, где живут сказочные персонажи. Попали мы в мир насекомых- знакомых и незнакомых .
По дорожке мы пойдем,
Посмотрите - чей-то дом.
Шапки-невидимки надевайте,
Чей же домик, угадайте?
Ах, как я люблю цветы,
Просто обожаю!
Вокруг цветка жужжанье
Как важно расписанье
От цветка к цветку весь день
Без устали летаю.
Весь день нектар качаю,
А ночью отдыхаю.
Ответы детей : Это пчела.
Воспитатель : Ребята, а что мы знаем о пчеле.
Дети :-Пчела любит трудиться, она собирает нектар с цветов.
Воспитатель : Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела!А что получается из нектара?
Дети : Вкусный, душистый,полезный, лечебный мед.
Воспитатель : А для того, кто заболел, мед-первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни?
Лена : Мне мама давала теплое молоко с медом, когда я простыла, у меня был сильный кашель.
Воспитатель. Давайте рассмотрим пчелу. Какая окраска у пчелы?
Дети : Пчелы полосатые, полоска черная, полоска желтая.
Воспитатель. На кого похожа пчела?
Дети : На осу, шмеля.
Воспитатель : Как называется домик пчелы?
Дети : Домик пчелы называется улей.
Воспитатель. Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Как вы думаете почему?
Дети : Пчелам не нравиться когда их отвлекают от работы, они могут ужалить.
Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.
(ходьба друг за другом змейкой)
По тропинке мы пойдем,
Посмотрите - снова дом.
Шапки надевайте,
Кто живет там, угадайте?
Он жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят :
От тебя жужжит весь дом!
А ему жужжать не лень,
Он так развлекается ,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
Дети : - Это жук.
Воспитатель показывает изображение жука.
Воспитатель : Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с жуком.
Дети приветствуют жука.
Жук : Я виж-ж-жу, вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?
Дети : Мы любим путешествовать, хотим увидеть новые места и познакомиться с их обитателями .
Жук : Пропущу, если выполните мое задание, повторите скороговорку.
Жук упал и втать не может,
Ждет кто ж ему поможет.
Дети повторяют скороговорку в разном темпе, несколько раз.
Жук : Ребята, мне очень, поиграйте со мной пожалуйста.
Проводится игра «На лужайке»
На лужайке по ромашке, жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, низко, низко наклоняюсь.
(Дети имитируют движения жука) .
Жук : Молодцы! А ответьте на вопрос, что я люблю кушать?
Дети : Жуки как пчелы едят нектар цветов, любят зеленые, сочные листики.
Жук : Какие вы умные. Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе, только берегитесь злодея!
Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение к следующему домику. (ходьба друг за другом, чередуя обычную ходьбу с перешагиванием через предметы)
Воспитатель. Ребята посмотрите то слева, то справа нас обгоняют насекомые . Они несут тяжелую ношу и их очень много.
Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы.
Дети : муравьи.
Воспитатель. Что можно рассказать о муравье?
Дети : Муравей очень маленький, живут большой семьей, домик свой строят сами. Они очень сильные.
Воспитатель : Хорошо, а давайте подумаем, что переносят муравьи на себе?
Дети : Соломинку, листик, кусочки коры от дерева, хвойные иглы.
Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес.
А как называется домик муравьев?
Дети : Муравейник.
Воспитатель : Скоро мы увидим его. Ребята случилась большая беда для муравьев, кто-то разрушил муравейник. Они остались без дома. Давайте поможем построить муравейник.
Дети строят горку-муравейник из травы, веточек, сосновых иголок.
Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас за помощь, и советуют нам поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи, но нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в ловушку к злодею.
Дети прощаются с муравьями и продолжают свой путь.
Воспитатель. Смотрите, похоже, мы с вами во владениях разбойника, везде висят паутины. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.
Дети находят фигурку паука, спрятанную в цветах.
Воспитатель : А вот и он! Кто это?
Дети : Паук.
Воспитатель : Попробуйте с ним договориться, чтобы он пропустил вас.
Дети :Здравствуйте дядя Паук, пропусти нас, пожалуйста, не задерживайте нас.
Паук : Мне, нравится быть вредным. На вашем пути я расставил две паутины, которые подниму, только если вы выполните мои задания, а не выполните – накину на вас свою паутину, и станете вы моими пленниками.
Воспитатель : Не боятся ребята твоих заданий, они с ними справятся.
Паук : Поиграйте со мной в игру.
Игра «Назови насекомое » – игра с мячом.
Описание : Паук бросает ребенку мяч, каждый играющий называет насекомое .
Дети : Муравей, стрекоза, сверчок, кузнечик, пчела….
(в группе находятся подсказки изображения и фигуры насекомых )
Воспитатель : Какие вы молодцы, паук как ребята хорошо справились с твоим заданием.
Паук : Не радуйтесь, с первым заданием вы справились, впереди еще испытание. Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают , но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными , мы поиграем в игру «Четвертый лишний» .
Детям предлагаются задания :
1. Заяц, еж, лиса, шмель;
2. Бабочка, стрекоза, медведь, пчела;
3. Таракан, муха, пчела, майский жук;
4. Лягушка, комар, жук, бабочка;
5. Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Дети выполняют задание, находят лишнее изображение.
Паук : Какие вы молодцы, хорошо и правильно выполнили задание. Я решил, что больше не буду вредным и плохим, хочу быть как вы хорошим, умным и добрым. Проходите ребята.
Дети прощаются с пауком и продолжают свой путь.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на цветочной полянке, здесь много разных насекомых , вы их узнали?
Дети : Да, мы их узнали.
Воспитатель : Как вы думаете, к кому они все прилетели?
Дети : Насекомые прилетели на праздник к Мухе – Цокотухе.
Она именинница.
Муха-цокотуха : Ребята, я, приглашаю вас в наш веселый хоровод, повеселиться.
Хороводная игра «Карусель» .
Муха – Цокотуха : Спасибо что вы пришли в гости, мы - насекомые хотим с вами дружить.
Дети : Мы тоже будим с вами дружить, будем вас защищать.
Воспитатель :
Подошла к концу прогулка.
Возвращаться нам пора.
Шапки-невидимки, помогите,
Прежние размеры нам верните.
Воспитатель : Понравилось вам путешествовать?
Дети : - Мне было немножко страшно, но интересно.
Мне все понравилось.
Мне понравилось выполнять разные задания.
Я много узнал интересного, знаю что насекомых обижать нельзя .
Воспитатель : Ребята вы все молодцы, я рада за вас. Теперь мы с вами будем бережно относиться к природе. Ведь природа - наше богатство, а насекомые - наши хорошие знакомые .
Елена Петрова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Насекомые»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ .
ТЕМА : «Насекомые »
ЦЕЛЬ : Продолжать расширять знание о многообразии насекомых . Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ : познавательное развитие , речевое развитие, художественно –эстетическое, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Предметные картинки по теме : «Насекомые » (Бабочка, жук, комар, муха, игрушки «Насекомые » , карточки с недорисованными насекомыми , карандаши.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг , кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых )
Дети : (называют) Бабочка, кузнечик, жук.
Воспитатель : А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?
Дети : Насекомые .
Воспитатель : Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые » произошло от слова насечки . Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки . Вот от этих слов «Насечки » , «насекать » и произошло название «Насекомые » У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате) . На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые ?
Дети : Выдвигают свои предположения.
Воспитатель : Пища насекомых разнообразна . Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые , которые поедают других насекомых- это стрекозы , кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
2 Пальчиковая игра «Насекомые »
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем :
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом
(поочерёдно сжимают пальцы в кулак)
Кто же это тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
3 Воспитатель : А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,-
Он вспорхнул и улетел!
Что это за насекомое ?
Дети : Бабочка.
Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки .
Воспитатель : С чем в загадке сравнили крылья бабочки?
Дети : с цветком.
Воспитатель : Какие крылья у бабочки?
Дети : Яркие, воздушные, лёгкие, большие.
Воспитатель : Сколько крыльев у бабочки?
Дети : Четыре.
Воспитатель : А как вы думаете, чем питаются бабочки?
Дети : Нектаром цветов.
Воспитатель : Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
А теперь следующая загадка :
Если ты увидишь на цветах и листочках
На красной спинке чёрные точки,
Летает и бегает ловко
Скажи ка скорее кто это?
Дети : Божья коровка.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое , она питается тлями. Тля –это вредное насекомое , которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков . Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)
Воспитатель : А теперь, ответьте мне на вопрос : «Сколько ножек у жука?» ,
Дети : Шесть.
Воспитатель : А есть ли крылышки?
Дети : Да!
Воспитатель : А теперь давайте превратимся в божьих коровок!
4 Физкультминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками )
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладят животик)
Домой скорее полетим (летят на свои места)
Воспитатель : А теперь послушайте следующую загадку :
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
Дети : Пчела.
Воспитатель : Ребята, рассмотрите изображение пчелы . А есть ли у неё крылышки?
Дети : Да!
Воспитатель : А ножки? Сколько их?
Дети : Шесть.
Воспитатель : Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника )
В лесу у пня беготня, суетня
Народ рабочий весь день хлопочет
Без работы хоть убей
Жить не может
Дети : Муравей.
Воспитатель : А как называется дом муравьёв?
Дети : Муравейник.
Воспитатель : А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
Дети : Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)
Воспитатель : Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно : они поедают вредных насекомых , незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
А вот ещё одна загадка :
Среди травы живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
Дети : Кузнечик.
Воспитатель : (показывает изображение кузнечика ) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?
Дети : Длинные, три пары.
Воспитатель : Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями . «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали , отгадайте загадку и вы узнаете какое :
Охотницей быстрой слывёт,
Стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой
Летает она над водой
Большие имеет глаза
Кто это скажи –
Дети : Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы )
Воспитатель : Сколько пар крыльев у стрекозы?
Дети : Две.
Воспитатель : А ног?
Дети : Три.
Воспитатель : Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых , и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых ?
Дети : Потому что у неё две пары крыльев.
Воспитатель : А теперь ребята, давайте поиграем!
5 Дидактическая игра :«Чего не хватает?»
Дорисуйте на карточках части тела насекомых , с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают) . Как передвигается кузнечик? (прыгает) . Дети выполняют задания.
6 Дидактическая игра «Назови правильно»
Под зелёным листком спрятались насекомые . Дети достают насекомых и называют .
Воспитатель : Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли ! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.
О, ком мы сегодня разговаривали?
Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили ?
Чем питаются насекомые ?
С какими насекомыми мы сегодня познакомились ?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель : Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.