Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром. Банк игр по ознакомлению с окружающим миром

«Где спрятался зайчик?»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и их связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает) . Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы) , 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы) . И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода) . Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Дети делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети раскладывают овощи и фрукты по соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту их произрастания.

Материал: Вывеска «Семена» . На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью» , рассадой) .

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых) , закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды) .

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке) . Игра проводится желательно осенью (когда уже есть семена и плоды) , можно летом (только по форме листьев) . Дети гуляют по лесу (парку) , по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!» , дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

ЛУКОШКО «Наша аптека»

Цель: сформировать представления детей о целебных свойствах растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций целебных растений (лимон, герань, фиалка, кислица, алоэ, каланхоэ и др.) .

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о целебных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором» .

Угадай растение по описанию

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Материал: несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками.

Ход игры: У воспитателя на столе стоят комнатные растения, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми) . Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель) .

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы воспитателя. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Одной из форм организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются дидактические игры . В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами - соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. В играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.). Примеры: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?».

Настольно - печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Примеры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Примеры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно», «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?»,

Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
  • Игры на ознакомление с явлениями природы;
  • Игры на формирование нравственного отношения к природе.

Дидактические игры на сравнение

«Найди, что покажу»

Цель: найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание.

«Что изменилось?»

Цель: формировать у дошкольников наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.

Материал: одинаковые сюжетные картинки с несколькими отличиями, на которых изображены луг с животными, лес с животными, сад и огород.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку, описать, что на ней изображено. Затем дети закрывают глаза, и воспитатель меняет картинку на похожую, но с отличиями. Дети должны рассмотреть новую картинку и сказать, что на ней изменилось.

«Похож – не похож»

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Материал: картинки (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза)

Ход игры: детям предлагается рассмотреть различные предметы и сказать, чем они похожи, а чем различаются (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза).

«Найди такую же»

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; сопровождая свою речь четкими высказываниями.

Материал: набор пар картинок (животные, грибы, насекомые, рыбы, птицы, др.)

Ход игры: детям раздается по одной картинке, а на столе раскладываются пары картинок. Дети по очереди должны выбрать пару к своей картинке.

«Кто больше?»

Цель: назвать как можно больше предметы, относящихся к какой-либо группе, например, животные (птицы, рыбы, насекомые, цветы, др).

Ход игры: дети делятся на две группы, строятся в линии, по одному они должны назвать предметы, относящиеся к определенной группе. За каждый правильный ответ засчитывается балл. Если ребенок какой-либо группы затрудняется или называет неправильно, то балл не засчитывается. Побеждает команда, набравшая больше правильных ответов.

«Дидактическое лото»

Цель: закреплять знания детей о животных (птицах, растениях, насекомых, цветах, др), умения различать и находить нужную картинку;

Материал: набор карточек с изображенным на них набором предметов, наборы маленьких карточек.

Ход игры: выбирается ведущий, детям раздаются большие карточки с набором картинок, ведущий по одной вытаскивает из коробки маленькую карточку, называет что на ней изображено. Ребенок, у которого на большой карточке есть данное изображение, должен поднять руку и сказать «У меня». Затем он должен правильно соотнести данную карточку с таким же изображением на большой. Игра заканчивается, когда закончились все маленькие карточки.

«Что сначала - что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются картинки с изображением: яйца, цыпленка, курицы; утенка, утки; котенка, кошки; щенка, собаки; гусеницы, куколки, бабочки; теленка, коровы; лисенка, лисы; семечка, подсолнуха. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Дидактические игры на а нализ и синтез

«Чей хвост?»

Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Затем попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

«Собери мозаику»

Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов соответствующие изображением на карточках.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание:выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребёнок который, первый справился с полученным заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок который он собрал.

«Найди, о чем расскажу»

Цель: найти предметы по перечисленным признакам.
Материал: картинки овощей, фруктов, животных, птиц, насекомых раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям их отличительные признаки.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из предметов, изображенных на лежащих на столе картинках (называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус, описывает внешний вид животного, насекомого. Что они умеют делать, чем питаются). Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Игры на обобщение

«Что это такое?»

Цель: развивать знания детей о растениях и животных, закреплять умение обобщать предметы в общие группы.

Ход игры: взрослый называет растение или животное, а ребенка просит назвать общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица, -мухомор…гриб.

«Что третье?»

Цель: закрепить знания детей о птицах, растениях и животных; закреплять умение обобщать предметы и называть еще один предмет из данной группы.

Ход игры: взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

Ворона, воробей…сорока

Крыжовник, земляника….малина

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Материалы: картинки листьев различных деревьев, снега, воды, грибов, сосулек, почек на деревьях, др.

Ход игры. Детям предлагают картинки с изображениями. Детям надо назвать время года, соответствующее этим картинкам.

«Четыре картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Материал: 24 картинки с изображением птиц, бабочек, животных.

Ход игры. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры на классификацию

«Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Материал: макеты моркови, капусты, малины, шишек, зерна, и т.п.

Ход игры. Дети достают из мешочка: морковь, капусту, малину, шишки, зерно. Называют, что это, и вспоминают, какое животное питается этой едой.

«Вершки – корешки»

Цель: закреплять знания детей о растениях (корнеплодах, др.), совершенствовать умение детей классифицировать предметы по принципу: что съедобно – корень или плоды на стебле.

Материал: картинки с изображениями растений (морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры, свекла, редис).

Ход игры: детям предлагается распределить картинки на две группы: растения, у которых съедобен корень и растения, у которых плоды на стебле. Перед детьми кладутся картинки с изображениями моркови, редиса, огурцов и др., а дети должны разложить их по соответствующему признаку да два стола.

«Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

«Что где растет? »

Цель: Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания; активизировать в речи детей слова, обозначающие растения.

Материал: картинки с изображением сада, огорода, клумбы; маленькие картинки с изображениями фруктов (яблоко, груша); овощей (картофеля, огурцов); цветов (роза, лилия, мальва).

Ход игры: перед детьми раскладывают изображения сада, огорода и клумбы, затем раздают маленькие картинки с различными изображениями и дают задание, назвать, что изображено на картинке и где растет, отнести к правильной картинке.

«Чей след»

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Ход игры: Детям необходимо нимательно рассмотреть картину зимнего леса. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами). Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

«Давайте поселим зверей в наш лес»

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

Ход игры: детям предлагается выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).

«Съедобное – несъедобное»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.

Игры на выделение признаков предметов

Найди лишний предмет»

Цель: развивать умение детей выделять лишний предмет из группы, сходных по определенному признаку, предметов.

Материал: наборы картинок (кошка, собака, попугай, лиса; роза, лилия, орхидея, береза; оса, муха, сова, стрекоза; корова, коза, свинья, олень; окунь, золотая рыбка, судак, лягушка, др.)

Ход игры: детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

«“Отгадай-ка”»

Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Материал: фишки.

Ход игры: по сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета на заданную тему (животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке) .

«Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.

Материалы : предметные картинки.

Ход игры : на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.


Игры подобрала воспитатель МДОУ "ЦРР - детский сад № 247" г. Саратова Черницова Мария Геннадьевна

Перечень дидактических игр
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста
с окружающим миром
1. «Угадай по описанию» - развивать умение определять по названным признакам насекомых, цветы; закрепить знания о лете
2. «Разноцветные поляны» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 11) – закреплять знания цветов
3. «Кто где живёт» - формировать представление об образе жизни диких животных зимой (медведь спит в берлоге). Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей названия диких животных, названия жилища животных (медведь - берлога, лиса – нора белка – дупло, заяц – куст). Учить отвечать на вопросы предложением. Методические указания. 1 уровень. Дети находят животных по просьбе воспитателя, называют их. Воспитатель рассказывает, что все животные зимуют по разному, и распределяет животных по их жилищам, называя их, просит детей повторить. 2 уровень. Дети используют вместо изображений животных кружки разного цвета и размера: большой коричневый – медведь, средний оранжевый – лиса, маленький оранжевый – белка, белый маленький – заяц. 3 уровень. Дети отгадывают загадки о животных и отвечают, кто из них где зимует
4. «Спрячь мышку» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 10) – закреплять название цветов
5. «Воздушные шары» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 10) –закреплять умение различать форму и цвет
6. «Такой листок, лети ко мне» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 33) – упражнять в нахождении листьев по сходству
7. «Найди такой же цветок» - учить детей находить одинаковые цветы
8. «Знаешь ли ты овощи» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 161) – учить зрительно узнавать овощи
9. «Кто мы» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 248) – воспитывать интерес к собственной личности
10. «Мы разные» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 247) – развивать умение различать индивидуальные особенности других детей
11. «Покажи правильно» - ввести в активный словарь детей существительные – названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова, глаголы - лакает, грызёт, жуёт. Учить отвечать на вопросы о внешнем виде животных, их образе жизни (живёт в конуре, на конюшне, в сарае, питание - существительные молоко, трава, сено, косточка, рыба. Методические указания. 1 уровень. Воспитатель показывает детям игрушку собаки и беседует о ней с детьми. Активизирует речь детей вопросами: кто это? Какие части тела есть у собаки? Чем она питается? как лает собака? Что умеет делать? Где живёт, сочетая показ игрушки с рассматриванием сюжетной картинки. 2 уровень. Игра «Накорми животное», 3 уровень. Игра «Помоги маме найти своих детей». Цель: ввести в активный словарь названия детёнышей домашних животных
12. «Разноцветные поляны» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 11) – закреплять знания цветов
13. «Подбери по цвету» - учить детей видеть не только основные цвета, но и их оттенки
14. «Найди такую же снежинку» - развивать внимание, наблюдательность
15. «Покажи правильно» - дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) . Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных. Учить отвечать на вопросы двусловным предложением. Развивать внимание, память. Методические рекомендации. 1 уровень. Взрослый показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнали дети. просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют. 2 уровень. Воспитатель убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Дети отвечают: «Нет воробья» и т. д. 3 уровень. Дети отгадывают загадки о птицах, выбирают изображения угаданной птицы и показывают его другим детям.
16. «Кто где живет» (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с. 49) – закрепить умение систематизировать животных по среде обитания
17. «Подбери посуду для куклы» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 36) –закрепить знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению
18. «Кукла Катя обедает» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 29) –закрепить знания о столовой посуде
19. «В гостях у куклы Кати» - закрепить в активном словаре детей названия предметов мебели (стол, стул, диван, кровать, шкаф, кресло, детали мебели: спинка, ножки, сидение, дверца. Внести в словарь детей предложные конструкции: за, на, под, около, формировать навык понимания предложных конструкций. Учить отвечать на вопросы предложением. Дать обобщающее понятие: мебель, объяснить назначение. Методические указания. 1 уровень. Воспитатель предлагает детям пойти в кости к кукле Кате. У куклы дома есть разная мебель. Воспитатель вместе с ребёнком рассматривают мебель, уточняют название мебели, детали, назначение. 2. уровень. Ребёнку предлагают выполнить действия с малым мячом по указанию воспитателя: положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула. 3 уровень. Ребёнок ищет потерянную куклой рукавичку и отвечает на вопрос: «Где перчатка? » «Рукавичка на стуле, под стулом и т. д. ».
20. «Найди и покажи» - учить называть предметы одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь. Методические указания. 1 уровень. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения – шубка, рукавички, валеночки, свитерок. 2 уровень. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. 3 уровень. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя
21. «Найди и покажи» - учить называть предметы одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь. Методические указания. 1 уровень. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения – шубка, рукавички, валеночки, свитерок. 2 уровень. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. 3 уровень. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя
22. «Где это можно купить» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 226) –закрепить знания о том, что разные товары продаются в различных магазинах
23. «Угадай, что бывает весной» - закрепить признаки, характерные для весны
24. «Угадай, что бывает летом» - закрепить признаки, характерные для лета
25. «Сварим щи и компот» - продолжать учить детей различать овощи и фрукты
26. «Назови дерево» - закрепить знании детей о деревьях
27. «Когда это бывает» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 45) – закрепить знания детей о временах года и их характерных признаках
28. «Когда это бывает» - учить детей различать части суток

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.


Дулина Кристина Андреевна

Александра Куянова
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)

«Назови насекомое»

(средняя, старшая )

Дидактическая задача

Игровые правила

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры

(пчела) .

(стрекоза) .

(кузнечик) .

«Путаница»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок) . Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

Словарь : герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило : не ошибиться в выборе.

Игровое действие : поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы :

Расположи растение правильно.

Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.

Итог игры : Выигрывает тот , кто раньше других сложил цветок.

«Все по домам»

(старшая )

Дидактическая задача : Найти целое по его части. Развивать внимание, быстроту реакции.

Игровое правило : Действовать после сигнала.

Игровое действие : поиски «своего» дома по определенному признаку.

Словарь : вяз, калина, глядичия, чинара, акация, пышная, могучий, стройная.

Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки с изображением листьев деревьев.

Говорит : «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваша палатка. Мы гуляем, но вдруг пошел дождь. Все по домам! Дети по сигналу бегут к своему домику. Становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

Итог игры : кто быстрее найдет дерево по листу, тот и победил.

«Летает, прыгает, плавает…»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Материал : карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Игровое правило : отвечать после того, как получишь камешек.

Игровые действия : передача камешка.

Ход игры : Воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят : «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры . Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…

Итог игры : Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка) .

«Ищи и найдешь»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

Игровое правило : Отвечать друг за другом.

Игровое действие : описание карточки, соотнесение ее к определенному времени года.

Словарь : снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя, летняя, зимняя, весенняя.

Ход игры : Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

Итог игры : Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.

«Опиши, я отгадаю!»

(старшая )

Дидактическая задача : Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь : черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило : нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия : загадывание загадок.

Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

Итог игры : за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.

«Вершки и корешки»

(старшая )

Дидактическая задача : Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь : вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила : искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

Игровые действия : поиск своей пары.

Ход игры : Воспитатель делит детей на две группы . Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

Итог игры : Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.

Магазин «Цветы»

(старшая )

Дидактическая задача : Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Развивать память, быстроту мышления, речь.

Словарь : одуванчик, львиный зев, роза, гвоздика, тюльпан, луговое, полевое, комнатное, садовое.

Игровые правила : Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Игровые действия : поиск нужной карточки.

Ход игры : Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит, затем он выдает покупку.

Итог игры : Если ребенок дал точное описание растению, то он получает фишку.

«Найди дерево по описанию»

(старшая )

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья : форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.

Словарь : ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.

Игровое правило : внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.

Игровые действия : загадывать загадки.

Ход игры : Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.

Итог игры : За правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игры наберется большее количество фишек, тот считается победителем.

«Садовник»

(старшая )

Дидактическая задача : определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов. Развивать связную речь. Развивать слуховое внимание.

Словарь : вкусное, сладкое, спелое, стебель, лепестки, наливное, вытянутая.

Игровое правило : карточку берет тот ребенок, которого назвал воспитатель.

Игровое действие : описание предмета.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола , на котором разложены карточки рисунком вниз. Один ребенок садовник. С лейкой он обходит детей и говорит : «У меня большой сад. Пойди, Аня, что-нибудь сорви» . Аня выбирает себе картинку. Рассматривает ее и затем описывает то, что на ней изображено, но не называет. Дети отгадывают.

Итог игры : Тот, кто отгадал становится садовником.

«Что сначала? Что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.

Словарь : копают, поливают, ухаживают, собирают, очищают.

Игровые правила : Начинать по команде ведущего.

Игровые действия : раскладывать картинки по порядку или по заданию воспитателя.

Ход игры : Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за правильностью выполнения задания.

Итог игры : Тот, кто выполнит задание правильно и быстро – побеждает.

«Знаешь ли ты, как растет картофель?»

(старшая )

Дидактическая задача : Познакомить детей с посадкой , выращиванием, сбором картофеля. Познакомить с историей происхождения. Учить раскладывать карточки в последовательности развития клубней картофеля в земле. Развивать мышление, зрительную память.

Словарь : картофель, клубни, сорт, крахмал, сажать, корни, ростки, цветет, урожай, варить, жарить, поливать, пропалывать, взрыхлять, окучивать.

Игровые правила : внимательно слушать рассказ воспитателя, раскладывать карточки в правильной последовательности, помогать затрудняющимся товарищам.

Игровые действия : раскладывание карточек.

Ход игры : Воспитатель рассказывает детям историю происхождения картофеля.

«Ещё две тысячи лет назад жители «Южной Америки в предгорьях Перу выращивали картофель. В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы. Кавалеры дарили цветы картофеля знатным дамам, которые прикалывали их к своим бальным платьям. Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде. В наше время картофель сажают и выкапывают при помощи машин. Эти же машины сортируют его. Отдельные сорта картофеля идут на приготовление крахмала, из которого мы потом варим кисели и соусы».

После этого рассказа, воспитатель знакомит детей с этапами развития картофеля (показывает картинки) . Затем смешивает картинки на столе и предлагает детям выставить цепочку на доске, объясняя выбор карточки.

Итог игры

«Узнай и назови»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.

Словарь : дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.

Игровые правила

Игровые действия : поиск одинаковых картинок.

Ход игры : Воспитатель дает группе детей задание , найти среди карточек лежащих на столе определенное животное. Ответить на вопросы : «Кто это? Где живет? Чем питается?»

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишки.

«Цветочный магазин»

(старшая )

Дидактическая задача : Совершенствовать умения описывать комнатные растения, находить их существенные признаки, узнавать растение по описанию. Развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления. Закрепить знания о правилах поведения в магазине.

Словарь : резные, полосатые, разноцветные, яркие, душистые, ароматные, гроздья, лепестки, цветущие.

Игровые правила : Продавец продает цветок, если о нем хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия : Считалочкой выбирают продавца; описание растения, отгадывание.

Ход игры : Воспитатель говорит, что открылся новый магазин. Сколько здесь много цветов. Что их купить, нужно выполнить одно условие : не называть цветок, а описывать его. По описанию, продавец догадывается, какой цветок вы хотите купить и продает его вам. Продавец выбирается считалкой.

Итог игры : Побеждает тот, кто купил больше цветов.

«Отгадай, о ком расскажу»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.

Игровые правила : Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.

Игровые действия : отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.

Ход игры : Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

«Узнай рыбку по хвосту»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор. Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.

Игровые правила : вертушка передается участникам игры по очереди . Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!» .

Игровые действия : Произнесение слов, вращение стрелки.

Ход игры : На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку, чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все вместе хором говорят : «Стрелка, стрелка, покружись . Всем карточкам покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку, на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.

Итог игры : За правильный ответ дети получают фишки.

«Кто живет в аквариуме?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

Игровое правило : внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

Игровое действие : составление описательного рассказа о рыбке.

Ход игры : Воспитатель загадывает загадку : «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.

Итог игры : За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.

«С чьей ветки детка»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить внешний вид комнатных растений. Учить узнавать растение по его листьям, цветам. Развивать внимательность, зрительные анализаторы. Воспитывать усидчивость.

Словарь : круглые, овальные, вытянутые, гладкие, шероховатые, резные.

Игровые правила : высказывать свои отгадки может только тот, кого назвал ведущий. Подсказывать друг другу не разрешается.

Игровые действия : ответы детей.

Ход игры : Воспитатель вместе с детьми рассматривает комнатные растения, называет их. Затем достает карточки с изображением листьев комнатных растений. Предлагает узнать, с какого комнатного растения этот лист или цветок.

Итог игры : тот, кто правильно назвал растение, получает фишку.

«Что растет в аквариуме?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать водоросли, находить их существенные признаки, узнавать водоросли по описанию. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Воспитывать умение радоваться успехам товарища.

Словарь : ричия, валиснерия, роголистник, людвигия болотная, ряска, кабомба,

плоская, пушистая, игольчатая, длинные, узкие, вьющиеся, кудрявая.

Игровые правила : дать точное подробное описание водорослям, внимательно слушать.

Игровое действие : описание водорослей, отгадывание.

Ход игры : Воспитатель выставляет карточки с изображением водорослей. Говорит о том, что эти растения растут в воде, в аквариуме. Дает описание одному из них, предлагает найти его изображение и назвать.

Итог игры : Правильно ответивший получает фишку

«Узнай животное по описанию»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания о животных содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Словарь : пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.

Игровые правила : Соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.

Игровые действия : Описание животного, отгадывание.

Ход игры : Один из детей выбранных воспитателем описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные отгадывают.

Итог игры : Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.

«Что где растет?»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять в классификации растений по месту их произрастания. На основе развития представлений детей о деффиринцированных условиях произрастания развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез) . Воспитывать дружеские отношения в игре, радоваться успехам товарищей.

Словарь : полевой, садовый, комнатное растение, луговой.

Игровые правила : брать по одной карточке слева на право.

Игровые действия : брать карточку, называть изображенное растение, среда обитания.

Ход игры : Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением растений обратной стороной. Ребенок подходит, берет одну карточку по очереди и называет, что на ней изображено, где растет тот или иной цветок.

Итог игры : За правильный ответ получает фишку.

«Узнай животное по его части» .

(старшая )

Дидактическая задача : закрепить знания детей о животных уголка природы. Воспитывать умение сравнивать части тела. Определять, кому они принадлежат, опираясь на характерные особенности строения. Развивать зрительные анализаторы, мышление, сообразительность. Воспитывать доброе отношение к животным.

Игровое правило : брать по одной карточке, называть животное четко, громко.

Игровые действия : отгадывание животных.

Ход игры : на столе воспитатель выкладывает карточки обратной стороной. Вызванный ребенок подходит и берет карточку, рассматривает ее и называет животное, чья часть тела изображена на ней.

Итог игры : за правильный ответ ребенок получает фишку.

«Назови насекомое»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила : отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела) .

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза) .

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик) .

«Загадай загадку, а мы отгадаем!»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать насекомых по их характерным признакам, узнавать по описанию. Формировать наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Воспитывать умение соблюдать определенные правила, учить контролировать свое поведение.

Игровые правила : внимательно слушать товарищей.

Игровые действия : загадывание загадки, имитация движений.

Ход игры : «Давайте представим, что мы находимся с вами на поляне, а вы все насекомые. Задумайте, каким насекомым вы будете, но не говорите вслух. Тот, кого вызовет воспитатель, рассказывает о насекомом, которое задумал, не называя его. Остальные должны угадать, кем он является. Если ответ правильный, дети имитируют движения отгаданного насекомого.

Итог игры : Ребенок, удачно загадавший загадку, получает фишку с изображением этого насекомого.

«Что сначала? Что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи. Развивать мыслительные операции, воображение, наблюдательность, связную речь, самоконтроль. Воспитывать интерес к природе.

Словарь : дружба, подружиться, навсегда, крошечный.

Игровое правило : слушать воспитателя.

Игровые действия : Разместить картинки по порядку.

Ход игры : Воспитатель хаотично раскладывает перед детьми серию картин и читает стихотворение : «Малыши»

Один небольшой мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок,

Пока не встречались нигде.

Поскольку в норке мышонок,

Возле реки лягушонок,

И высоко кукушонок

Сидит у себя в гнезде.

Но выйдет гулять мышонок,

Припрыгает лягушонок,

И крошечный кукушонок

Спустится к ним из гнезда.

И с этой поры мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок

Подружатся на всегда.

Детям предлагается разместить картинки по порядку, объясняя свои действия.

Итог игры : Активные дети поощряются воспитателем.

«Когда это бывает?»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.

Словарь : цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

Игровое действие : слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое правило : не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос : «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишку.

«Что раньше, что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить и уяснить последовательность развития отдельных растений, а также последовательность сезонов. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. Воспитывать умение соблюдать правила игры .

Словарь : зернышко, луковица, могучий, усатый, горький, желудь, золотистый.

Игровые правила : действовать по сигналу воспитателя.

Игровые действия : раскладывание карточек.

Ход игры : воспитатель выкладывает карточки на столе, предлагает детям посмотреть их. По сигналу, карточки выкладывают в определенной последовательности. Объяснить, почему выложили именно так, связывая это со временем года.

Итог игры : кто первым выполнил задание, считается победителем.