Перекрестное опыление ветром. Задания

1) Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д2 Е1

1А) Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

2. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
А) образование плодов и семян
Б) появление вегетативных органов
В) появление цветков, опыление
Г) оплодотворение и формирование зародыша
Д) прорастание семени

Ответ

3. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
А) образованием цветка
Б) слиянием спермия с центральной клеткой
В) формированием пыльцевого зерна
Г) слиянием спермия и яйцеклетки
Д) образованием зиготы в зародышевом мешке
Е) делением зиготы путем мейоза

Ответ

3а. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
А) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
Б) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
В) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
Г) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
Д) процесс может происходить вне организма
Е) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

Ответ

3Б. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений
А) образование зиготы
Б) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
В) перемещение спермиев к пыльцевходу
Г) соединение спермия с яйцеклеткой

Ответ

4. Грибы образуют микоризу с корнями
А) моховидных
Б) хвощевидных
В) голосеменных
Г) плауновидных
Д) однодольных
Е) двудольных

Ответ

5) Папоротники, как и мхи
А) являются высшими споровыми растениями
Б) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
В) являются многолетними растениями
Г) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
Д) не нуждаются в воде при размножении и развитии
Е) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ

6. Какую функцию выполняет цветок растения?
А) опыление
Б) поглощение веществ
В) оплодотворение
Г) вегетативное размножение
Д) отложение запасных веществ
Е) формирование семян и плодов

Ответ

7. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1-двудольные, 2-однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

Ответ

А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

8. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1-покрытосеменные, 2-голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д1

8а. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1-Папоротниковидные, 2-Голосеменные
А) из споры развивается пыльцевое зерно
Б) споры развиваются в спорангиях на листьях
В) жизненная форма – кустарник или дерево
Г) яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек
Д) в цикле развития имеется гаплоидный заросток
Е) придаточные корни развиваются от корневища

Ответ

А2 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

9. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения: 1-вегетативное, 2-половое
А) осуществляется видоизмененными побегами
Б) осуществляется с участием гамет
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

10. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные

Ответ

10+. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) Псилофиты
Б) Голосеменные
В) Семенные папоротники
Г) Одноклеточные водоросли
Д) Многоклеточные водоросли

Ответ

10++. Установите, в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле
А) псилофиты
Б) покрытосеменные
В) папоротникообразные
Г) одноклеточные водоросли
Д) многоклеточные водоросли

Ответ

10+++. Установите, в какой последовательности происходило развитие растительного мира на Земле
А) возникновение и господство покрытосеменных
Б) возникновение водорослей
В) возникновение и господство голосеменных
Г) выход растений на сушу
Д) возникновение и господство папоротникообразных

Ответ

11. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1-зеленые водоросли, 2-моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Г2 Д1

11+. Мхи, как и покрытосеменные растения
А) имеют клеточное строение
Б) содержат в зародыше две семядоли
В) образуют плоды и семена
Г) содержат в клетках хлорофилл
Д) способны к фотосинтезу
Е) имеют мелкие невзрачные цветки

Ответ

11++. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
А) образуют половые клетки
Б) не имеют тканей
В) имеют ризоиды
Г) являются фототрофами
Д) размножаются спорами
Е) не имеют цветка

Ответ

12. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1-насекомыми, 2-ветром
А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д2 Е1

12+. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1-насекомыми, 2-ветром
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

13. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм
А) дифференциация клеток и появление тканей
Б) появление семени
В) образование цветка и плода
Г) появление фотосинтеза
Д) формирование корневой системы и листьев

Ответ

14. Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1-образовательная, 2-запасающая
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д1 Е2

А2 Б1 В1 Г1 Д2 Е2

21. Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна: 1-корень, 2-лист
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е2

23. Из каких тканей состоит организм высших растений?
А) эпителиальной
Б) покровной
В) соединительной
Г) нервной
Д) запасающей
Е) проводящей

Ответ

24. Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя
А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

А. Выберите один правильный вариант ответа.

1.
Одна из причин приспособленности бактерий к выживанию состоит в том, что они

А)
в неблагоприятных условиях превращаются в споры

Б)
питаются готовыми органическими веществами

В)
используют в процессе дыхания кислород

Г) живут в
кислородной среде

2.
Наличие полого прямого стебля – соломины – характерный признак семейства

а)
сложноцветных б) крестоцветных в) пасленовых г)
злаков

3.
О более высокой организации папоротников по сравнению с водорослями
свидетельствует наличие у них

а)
хлоропластов в клетках б) тканей и
органов в) полового размножения г) процесса фотосинтеза

4.
Хлоропласты в растительной клетке

А)
выполняют защитную функцию

Б)
осуществляют связь между частями клетки

В)
обеспечивают накопление воды

Г) осуществляют
синтез органических веществ из неорганических

5.
Клубеньковые бактерии обогащают почву соединениями

а)
фосфора б) азота в) калия г) натрия

6.
Почему цветковые относят к высшим растениям?

А)
они обитают в наземно-воздушной среде

Б)
их организм – скопление клеток – слоевище

В)
их организм состоит из тканей и органов

Г) в их цикле
развития бесполое поколение сменяется половым

7.
Споры мхов и папоротников служат для

А)
размножения и расселения

Б)
перенесения неблагоприятных условий

В)
хранения в них запасных питательных веществ

Г) образования
зиготы в результате оплодотворения

8.
Почему окучивание способствует повышению урожая картофеля?

А)
усиливается образование придаточных корней и столонов

Б)
увеличивается образование листостебельных побегов

В)
уменьшается вероятность заболеваний растений

Г) ускоряется
цветение и плодоношение

9.
Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

а)
моховидные б) папоротниковидные в) цветковые г) древние водоросли

10.
Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

а)
корень б) лист в) стебель г) цветок

11.
У цветковых растений пыльцевые зёрна образуются в

а)
тычинках б) семязачатке в) завязи пестика г) околоцветнике

12.
Камбий древесного растения

А)
обеспечивает рост стебля в длину

Б)
способствует росту стебля в толщину

В)
защищает стебель от повреждений

Г) придаёт стеблю
прочность и упругость

13.
Одуванчик относят к растениям семейства

А)
розоцветных б) крестоцветных в) пасленовых г) сложноцветных

14.
К зачаточному побегу относят

а)
почку б) цветок в) семя г) зиготу

Выберите три верных варианта ответов.

1.
Какую функцию выполняет цветок растения?

а)
опыление
б) поглощение веществ в) оплодотворение

г)
вегетативное размножение д)
отложение запасных веществ е) формирование
семян и плодов

2.
Мхи, как и покрытосеменные растения,

а)
имеют клеточное строение б)
содержат в зародыше две семядоли в)
образуют плоды и семена

г)
содержат в клетках хлорофилл д)
способны к фотосинтезу
е) имеют мелкие невзрачные цветки

Установите соответствие

3.
Между приспособлением растения к опылению и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
К ОПЫЛЕНИЮ
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А)
наличие в цветках нектара
1) насекомыми

Б)
заметная окраска венчика
2) ветром

В)
длинные висячие тычинки

Г)
цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д)
цветки имеют запах

Е)
крупные одиночные цветки

4.
Между признаком жизнедеятельности растений и процессом дыхания или фотосинтеза.

ПРИЗНАК
ПРОЦЕСС

А)
осуществляется в клетках с хлоропластами
1) дыхание

Б)
происходит во всех клетках 2)
фотосинтез

В)
поглощается кислород

Г)
усваивается углекислый газ

Д)
образуются органические вещества из неорганических на свету

Е)
распадаются органические вещества

Установите верную
последовательность

5.
Систематических категорий, начиная с наибольшей:

А.
класс Двудольные
Г. семейство Розоцветные

Б.
царство растения
Д. вид Рябина обыкновенная

В.
отдел Покрытосеменные
Е. род Рябина

6.
Появления на Земле основных групп растений:

А.
зеленые водоросли Б. мхи В. папоротники Г. риниофиты Д. голосеменные Е. цветковые

С1.
Каковы строение и функции семян у цветковых растений?

Помогите пожалуйста!


Ветроопыляемые растения – растения, опыляемые с помощью ветра, однако, при различных обстоятельствах, они также могут быть опыляемы насекомыми. У ветроопыляемых растений очень мелкие и многочисленные цветки. Такие растения вырабатывают много пыльцы: одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зёрен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.
Ветроопыляемые растения. Растения, цветки которых опыляются ветром, так и называются ветроопыляемыми. Обычно их невзрачные цветки собраны в компактные соцветия, например, в сложный колос, или в метёлки. В них образуется огромное количество мелкой, лёгкой пыльцы. Ветроопыляемые растения чаще всего растут большими группами. Среди них есть и травы (тимофеевка, мятлик, осока), и кустарники, и деревья (орешник, ольха, дуб, тополь, берёза). Причём эти деревья и кустарники цветут одновременно с распусканием листьев (или даже раньше).

У ветроопыляемых растений тычинки обычно имеют длинную тычиночную нить и выносят пыльник за пределы цветка. Рыльца пестиков также длинные, «лохматые» – чтобы уловить летающие в воздухе пылинки. У этих растений есть некоторые приспособления и к тому, чтобы пыльца не расходовалась зря, а попадала предпочтительно на рыльца цветков своего же вида. Многие из них цветут по часам: одни распускаются рано утром, другие днём.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.

К ветроопыляемым растениям принадлежат дубы и буки, ольха и береза, тополя и платаны, грецкий орех и лещина. Кроме деревьев, ветром опыляются многие травы, живущие обычно большими сообществами: злаки, ситники, осоки, конопля, хмель, крапива и подорожник. В этом списке – лишь примеры, он вовсе не претендует на полноту перечня названий ветроопыляемых растений.

Первая бросающаяся в глаза особенность цветков, опыляемых ветром, – это отсутствие яркой окраски и аромата, отсутствие нектара. Напротив, пыльцевые зерна развиваются в большом изобилии. При этом они чрезвычайно мелкие: у ветроопыляемых растений отдельная пылинка имеет массу 0,000001 мг. Для сравнения можно вспомнить, что у опыляемой пчелами тыквы пылинка в тысячу раз тяжелее: ее масса 0,001 мг. Одно соцветие ржи способно произвести 4 млн. 200 тыс. пыльцевых зерен, а соцветие конского каштана даже вдесятеро больше – 42 млн. Характерная особенность пыльцевых зерен ветроопыляемых цветков заключается в том, что они совершенно лишены склеивающих веществ и в большинстве случаев имеют гладкую поверхность.

Несмотря на то, что ветроопыляемые цветки лишены нектара, они достаточно часто посещаются насекомыми, которые питаются пыльцой. Однако как переносчики пыльцы эти насекомые почти не играют роли.

Распространение пыльцы, которую растение «бросает на ветер», – процесс, конечно, неуправляемый. И вероятность того, что пыльцевые зерна упадут на рыльце собственного цветка, очень велика. Но, как мы знаем, самоопыление для растения нежелательно. Поэтому у ветроопыляемых цветков широко развиты приспособления, препятствующие ему. Особенно частым является неодновременное созревание пыльников и рыльца. У многих ветроопыляемых растений по той же, наверное, причине цветки раздельнополы, а подчас и двудомпы.

Большинство ветроопыляемых древесных растений зацветает ранней весной, еще до распускания листьев. Особенно ярко это видно у березы, у орешника. Ведь понятно, что густая летняя листва была бы очень труднопреодолимым препятствием для летящей по ветру пыльцы.

Можно назвать и некоторые другие приспособления к опылению ветром. У многих злаков тычинки при раскрывании цветка начинают необыкновенно быстро расти, удлиняясь ежеминутно на 1–1,5 мм. За короткое время их длина в 3–4 раза превосходит первоначальную, они вырастают за пределы цветка и свешиваются вниз. И только когда пыльники окажутся внизу, они начинают растрескиваться, причем пыльник здесь несколько изгибается и образует своеобразный лоток или чашу, куда ссыпается пыльца. Она таким образом не падает вниз, на почву, а дожидается очередного порыва ветра, чтобы полететь на его крыльях.

Интересно, что цветоножки в колосках некоторых злаков к началу цветения как бы растопыриваются, образуя между собой угол в 45–80°. Это тоже способствует выдуванию пыльцы ветром. Лишь только цветение кончится, опыленные цветки возвращаются на место.

Изменяется во время цветения положение всего соцветия и у берез, тополей, граба. Сначала соцветия бывают направлены вверх. Но перед тем, как начнут лопаться пыльники, стержень сережки вытягивается н соцветие свешивается вниз. Каждый цветок при этом становится отделенным от другого и доступным ветру. Пыльца падает из пыльников вниз на чешуйку нижнего цветка и уже отсюда сдувается ветром.

Есть у ветроопыляемых растений и «взрывчатый» тип цветка, сходный с таковым у насекомоопыляемых. Так созревающие в бутоне тычинки цветка одного из видов крапивы напряжены настолько, что при раскрывании его резко расправляются и разбрасывают пыльцу из лопнувших пыльников. В этот момент над цветком можно увидеть густое облачко пыльцы.

Пыльца ветроопыляемых цветков рассыпается ими отнюдь не в любое время дня и ночи, а только в благоприятную погоду, обычно относительно сухую, при слабом или среднем ветре. Чаще всего наиболее подходящими для опыления оказываются утренние часы.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Признаки цветка

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

Невзрачный или отсутствует

2. Расположение тычинок

Внутри цветка

Открыто, пыльники на длинных нитях

3. Рыльца пестиков

Небольшие

Большие, часто перистые

Не очень много, липкая, крупная Очень много, сухая, мелкая

Есть у многих

Есть у многих



1. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и ее видом.

Характеристика Вид изменчивости

А) возникает при случайной встрече гамет 1. Цитоплазматическая

Б) происходит в результате мутаций в ДНК митохондрий 2. Комбинативная

В) проявляется в результате мутаций в ДНК пластид

Г) возникает в результате перекреста хромосом

Д) происходит при независимом расхождении хромосом в мейозе

Объяснение: цитоплазматическая изменчивость - это изменения органелл, содержащих ДНК (митохондрии и пластиды). Наследуется по материнской линии, потому что все содержимое цитоплазмы в зиготе от матери. Комбинативная изменчивость - это изменчивость, возникающая вследствие рекомбинации генов во время слияния гамет. Поэтому, цитоплазматическая изменчивость: происходит в результате мутаций в ДНК митохондрий и пластид, а комбинативная изменчивость: возникает при случайной встрече гамет; в результате перекреста хромосом, происходит при независимом расхождении хромосом в мейозе. Правильный ответ - 21122.

2. Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом.

Характеристика Тип клетки

А) отсутствие мембранных органоидов 1. Бактериальная

Б) запасающее вещество - крахмал 2. Грибная

В) способность к хемосинтезу 3. Растительная

Г) наличие нуклеоида

Д) наличие хитина в клеточной стенке

Объяснение: разберем каждую характеристику:

А) отсутствие мембранных органоидов - характерно для прокариот (среди бактерий, грибов и растений, прокариоты - только бактерии)

Б) запасающее вещество - крахмал - признак, характерный для растений (у грибов - гликоген)

В) способность к хемосинтезу - признак бактерий (растения фотосинтезируют, а грибы - редуценты)

Г) наличие нуклеоида - у прокариот ДНК с белками называется нуклеоидом, у эукариот - ДНК окружено ядерной оболочкой и называется ядром

Д) наличие хитина в клеточной стенке - признак грибов.

Правильный ответ - 13112.

3. Установите соответствие между характеристикой и классом животных.

Характеристика Класс животных

А) имеют постоянную температуру тела 1. Пресмыкающиеся

Б) на задних конечностях развита цевка 2. Птицы

В) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

Г) клетки тела снабжаются смешанной кровью

Д) на грудине хорошо развит киль

Объяснение: рассмотрим каждую характеристику.

А) имеют постоянную температуру тела - среди всех организмов - только птицы и млекопитающие

Б) на задних конечностях развивается цевка - характерна для птиц

В) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке - характерно для всех пресмыкающихся, кроме крокодилов

Г) клетки тела снабжаются смешанной кровью - из-за неполной перегородки в сердце, которая характерна для пресмыкающихся

Д) на грудине хорошо развит киль - признак птиц

Правильный ответ - 22112.

4. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.

Признак Класс животных

А) теплокровность 1. Птицы

Б) температура тела зависит от температуры 2. Пресмыкающиеся

окружающей среды

В) сердце трехкамерное, два круга кровообращения

Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землей

Д) характерно двойное дыхание

Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются

Объяснение: рассмотрим каждый признак:

А) теплокровность - характерна только птицам и млекопитающим

Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды - значит животные - холоднокровные, то есть не птицы

В) сердце трехкамерное, два круга кровообращения - характерно для рептилий

Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землей - в эволюционной лестнице от рыб к млекопитающим у организмов меняется центр тяжести и конечности (вытягиваются, выпрямляются) сдвигаются к центру тела. Поэтому если у крокодила тело еще соприкасается с землей (змей не рассматриваем, это частный случай - исчезновение ног у них вторично), то птицы стоят на ровных ногах

Д) характерно двойное дыхание - для птиц характерно наличие воздушных мешков - воздух проходит через легкие в воздушные мешки, таким образом кислород захватывается на вдохе и на выдохе, потребляется больше кислорода и расходуется меньше энергии, чем у человека или млекопитающих

Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются - значит перегородка в сердце полная, что характерно для птиц.

Правильный ответ - 122211.

5. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен.

Признак организма Царство

А) ДНК замкнута в виде кольца 1. Грибы

Б) по способу питания - автотрофы или гетеротрофы 2. Бактерии

В) клетки имеют оформленное ядро

Г) ДНК имеет линейное строение

Д) в клеточной стенке имеется хитин

Е) ядерное вещество расположено в цитоплазме

Объяснение: бактерии - прокариоты, значит их ДНК замкнута в кольцо, им характерны все виды питания: среди них есть как автотрофы, так и гетеротрофы и даже миксотрофы, а так же они не имеют ядерной мембраны - их ядерное вещество расположено в цитоплазме. Грибам, в свою очередь, характерно оформленное ядро, линейное строение ДНК и содержание хитина в клеточной стенке. Правильный ответ - 221112.

6. Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен.

Признак Класс животных

А) сердце заполнено венозной кровью 1. Костные рыбы

Б) наличие трехкамерного сердца 2. Земноводные

В) в желудочке сердца кровь смешивается

Г) один круг кровообращения

Д) наличие одного предсердия

Объяснение: у раб один круг кровообращения и двухкамерное сердце, кровь у них только венозная: одно предсердия и один желудочек. У земноводных трехкамерное сердце с неполной перегородкой между желудочками - кровь смешивается, два круга кровообращения. Правильный ответ: 12211.

7. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

Признак Царство

А) по способу питания автотрофы 1. Растения

Б) имеют вакуоли с клеточным соком 2. Животные

В) клеточная стенка отсутствует

Г) в клетках имеются пластиды

Д) большинство способно передвигаться

Е) по способу питания гетеротрофы

Объяснение: растения поглощают солнечный свет (при помощи пластид) и перерабатывают его в энергию химических связей ⇒ они автотрофы, имеют вакуоли с клеточным соком. В клетках животных отсутствует клеточная стенка, животные способны передвигаться и питаются органическими веществами, то есть гетеротрофы. Правильный ответ - 112122.

8. Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

Признаки организмов Группы организмов

А) выделяют в особое царство 1. Грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2. Лишайники

В) имеют плодовое тело

Г) относят к комплексным организмам

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Объяснение: грибы - отдельной царство организмов, имеют плодовое тело, могут образовывать микоризу - симбиоз гриба и корней деревьев, лишайники - автономное сообщество организмов - симбиоз гриба и водоросли, тело представляет слоевище, не имеют плодового тела, состоят из гриба и водоросли.Правильный ответ - 121212.

Задания для самостоятельного решения

1. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен.

Признак Класс

А) оплодотворение внутреннее 1. Земноводные

Б) оплодотворение у большинства видов наружное 2. Пресмыкающиеся

В) непрямое развитие

Г) размножение и развитие происходят на суше

Д) тонкая кожа, покрытая слизью

Е) яйца с большим запасом питательных веществ

Правильный ответ - 211212.

2. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому его относят.

Признак растений Отдел

А) половое поколение - заросток 1. Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники 2. Голосеменные

В) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) для полового размножения необходима вода

Правильный ответ - 12221.

3. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

Особенность строения и функций Ткани

А) состоят из плотно прилегающих 1. Покровные

друг к другу клеток 2. Проводящие

Б) имеют устьица, чечевички

В) образованы клетками удлиненной формы,

сообщающимися между собой

Г) обеспечивают защиту органов растения от

неблагоприятных воздействий среды

Д) осуществляют газообмен и испарение воды

Е) включают в себя сосуды и ситовидные трубки

Правильный ответ - 112112.

4. Установите соответствие между клетками организмов и набором хромосом в этих клетках.

Клетки организмов Набор хромосом

А) клетки листа сфагнума 1. Гаплоидный

Б) зигота цветковых растений 2. Диплоидный

В) Споры кукушкина льна

Г) клубень картофеля

Д) ядра восьмиядерного зародышевого мешка вишни

Ответ: 12121

5. Установите соответствие между характеристикой и группой растений.

Характеристика Группа растений

А) не имеют тканей 1. Зеленые водоросли

Б) не имеют органов 2. Моховидные

В) имеют коробочки со спорами

Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки

Д) спорофит развивается на гаметофите

Е) содержит одноклеточные и многоклеточные организмы

Правильный ответ: 112221

6. Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.

Функция Орган растения

А) осуществление минерального питания 1. Корень

Б) поглощение воды 2. Лист

В) синтез органических веществ из неорганические

Г) транспирация

Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растения

Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Правильный ответ - 112212.

7. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна.

Особенность размножения Отдел растений

Б) в цикле развития доминирует 2. Папоротникообразные

бесполое поколение

В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)

Г) спорофит не способен к образованию

органических веществ из неорганических

Д) гаметофит представлен заростком

Е) спора прорастает в предросток

Правильный ответ - 121121.

8. Установите соответствие между функцией и растительной тканью, которая ее выполняет.

Функция Растительная ткань

А) усвоение углекислого газа и 1. Основная

образование кислорода при фотосинтезе 2. Покровная

Б) синтез органических веществ из 3. Механическая

неорганических на свету

В) защита от перегрева и высыхания

Г) опора для мягких тканей листа

Д) поддержание вертикального положения стебля

Правильный ответ - 11233.

9. Установите соответствие между особенностью развития растений и отделом, для которого она характерна.

Особенность развития Отдел растений

А) в цикле развития преобладает гаметофит 1. Моховидные

Б) в цикле развития доминирует гаметофит 2. Папоротниковидные

В) образование спор происходит в коробочках

Г) споры формируются на нижней стороне листьев

Д) из опоры развивается заросток

Е) споры прорастают в зеленую нить

Правильный ответ - 121221.

10. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и способом, для которого оно характерно.

Приспособление к опылению Способ опыления

А) наличие в цветках нектара 1. Насекомыми

Б) заметная окраска венчика 2. Ветром

В) длинный висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

Правильный ответ - 112211.

11. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения.

Характеристика Способ размножения

А) осуществляется видоизмененными побегами 1. Вегетативное

Б) осуществляется с участием гамет 2. Половое

В) дочерние растения сохраняют большое

сходство с материнскими

Г) используется человеком для сохранения у

потомства ценных признаков материнских растений

Д) новый организм развивается из зиготы

Е) потомство сочетает в себе признаки

материнского и отцовского организмов

Правильный ответ - 121122.

12. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого он характерен.

Признак животных Тип животных

А) рост и развитие сопровождаются линькой 1. Кольчатые черви

Б) членики тела примерно одинаковые, не образуют отделов 2. Членистоногие

В) отделы тела отличаются по строению и размерам

Г) есть кожно-мускульный мешок

Д) дыхание с помощью трахей

Е) покровы плотные, состоят из хитина

Правильный ответ - 212122.

13. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

Вид животного Особенность строения сердца

А) прыткая ящерица 1. Трехкамерное без перегородки в желудочке

Б) обыкновенный тритон 2. Трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

В) озерная лягушка 3. Четырехкамерное

Г) синий кит

Д) серая крыса

Е) сокол сапсан

Правильный ответ - 211333.

14. Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят.

Признак животного Класс

А) кожа тонкая, слизистая 1. Земноводные

Б) дышит при помощи легких и влажной кожи 2. Пресмыкающиеся

В) кожа сухая, органы дыхания - легкие

Г) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

Д) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке

Е) размножаются в воде

Правильный ответ: 112211.

15. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания.

Моллюск Среда обитания

А) обыкновенная беззубка 1. Водная

Б) большой прудовик 2. Наземно-воздушная

В) голый слизень

Г) осьминог

Д) виноградная улитка

Е) мидия

Правильный ответ - 112121.

16. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она характерна.

Особенность строения Класс членистоногих

А) отделы тела: голова, грудь, брюшко 1. Паукообразные

Б) 3 пары ходильных ног 2. Насекомые

В) наличие паутинных желез

Г) 4 пары ходильных ног

Д) отделы тела: головогрудь, брюшко

Е) наличие усиков

Правильный ответ - 221112.

17. Установите соответствие между грибом и характером его питания.

Гриб Характер питания

В) спорынья

Г) дрожжи

Д) головня

Е) шампиньон

Правильный ответ - 122121.

18. Установите соответствие между животным и типом симметрии его тела.

Животное Тип симметрии

А) актиния 1. Лучевая

Б) речной окунь 2. Двусторонняя

В) кальмар

Г) медуза аурелия

Д) прыткая ящерица

Е) европейский ёж

Правильный ответ - 122122.

19. Установите соответствие между функцией клеток гидры и их типом.

Функции клеток Тип клеток

А) поражение жертвы 1. Кожно-мускульные

Б) защита организма от врагов 2. Нервные

В) ответ организма на раздражения 3. Стрекательные

Г) образование покрова

Д) передвижение

Правильный ответ - 33211.

20. Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных и группой животных этого типа.

Образ жизни и строение Группа кишечнополостных

А) обитание в толще морской воды 1. Медузы

Б) обитание в полосе прибоя 2. Коралловые полипы

В) образуют колонии

Г) не образуют колоний

Д) имеют известковый скелет

Е) не имеют известкового скелета

Правильный ответ - 122121.

21. Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна.

Особенность Группа организмов

А) развитие из трех зародышевых листков 1. Кишечнополостные

Б) нервные клетки образуют нервную сеть 2. Кольчатые черви

В) размножение путем почкования

Г) развитие организма из двухслойного зародыша

Д) наличие систем органов

Правильный ответ - 21112.

22. Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

Признак Вид изменчивости

А) появление в отдельных соцветиях 1. Мутационная

цветков с пятью лепестками вместо четырех 2. Модификационная

Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях

В) появление единичных листьев,

лишенных хлорофилла

Г) угнетение роста и развития побегов

при сильном затенении

Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта

Правильный ответ - 12121.

23. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом.

Характеристика Вид органоида

А) состоит из двух перпендикулярно 1. Клеточный центр

расположенных цилиндров 2. Рибосома

Б) состоит из двух субъединиц

В) образован микротрубочками

Г) обеспечивает деление клетки

Д) обеспечивает синтез белков

Правильный ответ - 12112.

24. Установите соответствие между характеристикой особи и ее генотипом.

Характеристика особи Генотип

А) не дает расщепления в потомстве 1. Гомозиготный

Б) имеет оба доминантных аллельных гена 2. Гетерозиготный

В) в потомстве происходит расщепление признаков

Г) генотип содержит альтернативные гены

Д) имеет оба рецессивных аллельных гена

Е) образует разные типы гамет

Правильный ответ - 112212.

25. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

Структура организма Зародышевый листок

А) болевые рецепторы 1. Эктодерма

Б) волосяной покров 2. Мезодерма

В) лимфа и кровь

Г) жировая ткань

Д) ногтевые пластинки

Правильный ответ - 11221.

26. Установите соответствие между характеристикой и типом обмена веществ в клетке, к которому ее относят.

Характеристика Тип обмена веществ

А) осуществляется в рибосомах 1. Пластический

Б) обеспечивает синтез органических веществ 2. Энергетический

В) осуществляется в митохондриях

Г) связан с расщеплением органических веществ

Д) в ходе обмена веществ используется энергия,

запасенная в молекулах АТФ

Е) в ходе обмена веществ освобождается

энергия и запасается в молекулах АТФ

Правильный ответ - 112212.

27. Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.

Особенность процесса Вид процесса

Б) состоит из световой и темновой фаз 2. Гликолиз

В) образуется пировиноградная кислота

Г) происходит в цитоплазме

Д) конечный продукт - глюкоза

Е) расщепление глюкозы

Правильный ответ - 112212.

28. Установите соответствие между особенностью молекул углеводов и их видом.

Особенность молекул Вид углеводов

А) мономер 1. Целлюлоза

Б) полимер 2. Глюкоза

В) растворима в воде

Г) не растворима в воде

Д) входит в состав клеточных стенок растений

Е) входит в состав клеточного сока растений

Правильный ответ - 212112.

29. Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.

Характеристика органоида Органоид клетки

А) система канальцев, пронизывающих цитоплазму 1. Комплекс Гольджи

Б) система уплощенных мембранных 2. Эндоплазматическая сеть

цилиндров и пузырьков

В) накапливает продукты биосинтеза белков

Г) на мембранах могут размещаться рибосомы

Д) участвует в формировании лизосом

Е) обеспечивает выведение органических веществ из клетки

Правильный ответ - 211211.

30. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна.

Признак Органоид

А) накапливает воду 1. Вакуоль

Б) содержит кольцевую ДНК 2. Хлоропласт

В) обеспечивает синтез органических

веществ из неорганических

Г) содержит клеточный сок

Д) поглощает энергию солнечного света

Е) Синтезирует молекулы АТФ

Правильный ответ - 122122.

31. Установите соответствие между строением, функцией органоидов и их видом.

Строение и функции Органоиды

В) участвуют в образовании кислорода

Г) обеспечивают окисление органических веществ

Правильный ответ - 21212.

32. Установите соответствие между признаком и этапом энергетического обмена, для которого этот признак характерен.

Признак Этап энергетического обмена

А) осуществляется в митохондриях 1. Гликолиз

Б) осуществляется в цитоплазме 2. Кислородное расщепление

В) происходит синтез 2 молекул АТФ

Г) происходит синтез 36 молекул АТФ

Д) продукты обмена - углекислый газ и вода

Е) образование пировиноградной кислоты из глюкозы

Правильный ответ - 211221.

33. Установите соответствие между характеристикой и процессом, к которому ее относят.

Характеристика Процесс жизнедеятельности

А) происходит в хлоропластах 1. Фотосинтез

Б) состоит из световой и темновой фаз 2. Дыхание

В) органические вещества окисляются

под действием кислорода

Г) органические вещества образуются

Д) Конечные продукты - вода и углекислый газ

Е) конечный продукт - глюкоза

Правильный ответ - 112121.

34. Установите соответствие между особенностью строения клетки и видом клеток, для которого она характерна.

Особенность строения клетки Вид клеток

А) наличие оформленного ядра 1. Бактериальная

Б) наличие одной кольцевой хромосомы 2. Растительная

В) клеточная стенка образована

молекулами целлюлозы

Г) имеются мембранные органоиды

Д) имеется много мелких рибосом

Е) наличие нуклеоида

Правильный ответ - 212211.

35. Установите соответствие между растением и видом его вегетативного размножения.

Растение Вид вегетативного размножения

А) тюльпан 1. Корневищем

Б) ландыш 2. Луковицей

В) картофель 3. Клубнем

Г) чеснок

Д) пырей

Е) лук

Правильный ответ - 213212.

36. Установите соответствие между характеристикой и группой органических веществ, к которой ее относят.

Характеристика Группа органических веществ

А) состоят из остатков молекул 1. Жиры

глицерина и жирных кислот 2. Белки

Б) состоят из остатков молекул аминокислот

В) защищают организм от переохлаждения

Г) защищают организм от чужеродных веществ

Д) относятся к полимерам

Е) не являются полимерами

Правильный ответ - 121221.

37. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.

Особенность питания Группа организмов

А) захватывают пищу путем фагоцитоза 1. Автотрофы

Б) используют энергию, освобождающуюся 2. Гетеротрофы

при окислении неорганических веществ

В) получают пищу путем фильтрации воды

Г) синтезируют органические вещества из неорганических

Д) используют энергию солнечного света

Е) используют энергию, заключенную в пище

Правильный ответ - 212112.

38. Установите соответствие между характером мутации и ее видом.

Характер мутации Вид мутации

А) замена одного триплета нуклеотидов другим 1. Генная

Б) увеличение числа хромосом в ядре 2. Геномная

В) нарушение последовательности

нуклеотидов ы процессе транскрипции

Г) исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне

Д) увеличение числа гаплоидных

наборов хромосом в несколько раз

Правильный ответ - 12112.

39. Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой ее относят.

Организм Трофическая группа

В) туберкулезная палочка

Г) столбнячная палочка

Д) сенная палочка

Е) клубеньковая бактерия

Правильный ответ - 212211.

40. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

Признак объекта Форма жизни

А) наличие рибосом 1. Неклеточная (вирусы)

Б) отсутствие плазматической мембраны 2. Клеточная (бактерии)

В) нет собственного обмена веществ

Г) в большинстве своем гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина

Е) размножение делением клетки

Правильный ответ - 211212.

41. Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.

Характеристика размножения Способ размножения

А) происходит без образования гамет 1. Бесполое

Б) участвует лишь один организм 2. Половое

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство, идентичное

исходной особи

Д) у потомства проявляется

комбинативная изменчивость

Е) происходит с образованием гамет

Правильный ответ - 112122.

42. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития.

Животное Тип развития

А) серая жаба 1. Прямое

Б) озерная лягушка 2. Непрямое

В) жук-плавунец

Г) средиземноморская черепаха

Д) живородящая ящерица

Е) исполинский кенгуру

Правильный ответ - 222111.

Контрольная работа № 1

«ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»

Часть 1. Задания с выбором одного ответа (1 балл).

А1. Эндосперм семени - это

1) часть зародыша у однодольных растений

2) часть семядолей у двудольных растений

3) особая ткань с запасом питательных веществ

4) запасающая ткань, находящаяся вне семени

А2. Зародыш семени цветкового растения состоит из

    семенной кожуры, зародышевого стебелька, по­чечки и корешка

    семядоли, зародышевого корешка и эндосперма

    кожуры, семязачатка и эндосперма

4) зародышевого стебелька, корешка, почечки, од­ной или двух семядолей

А3. К двудольным растениям относится:

1) фасоль

2) кукуруза

3) ирис

4) лук

А4. Генеративным органом цветкового растения является:

1) корень

2) цветок

3) лист

4) стебель

А5. Семена петуньи сеют:

1) на глубину 4-5 см

2) на глубину 2-3 см

3) по поверхности почвы

4) на глубину1,5-2 мм и присыпают слегка землей

А6. Корень, развивающийся из зародышевого корешка называется

1) боковым

2) основным

3) главным

4) придаточным

А7. Боковые корни у растений развиваются

    только на главном корне

    только на придаточных корнях

3) как на главном, так и на придаточных корнях

4) на корнях всех видов

А8. Рост корня в длину обеспечивают клетки

1) корневого чехлика и зоны роста

2) зоны деления и зоны роста

3) корневого чехлика и зоны деления

4) зоны всасывания и зоны проведения

А9. Угол между листом и стеблем называют

    пазуха листа

    междоузлие

    узел

    почка

А10. Ситовидные трубки относятся к ткани

    основной

    покровной

    проводящей

    выделительной

А11. Испарение воды листьями обеспечивает растению

    охлаждение и дыхание

    удаление избытка воды и фотосинтез

    дыхание и передвижение воды

    охлаждение и поддержание непрерывного водно­го тока

А12. Рост стебля в толщину обеспечивается за счет деления клеток

    древесины

    сердцевины

    луба

    камбия

А13. Видоизмененным побегом является

    корнеплод

    микориза

    чешуйки

    луковица

А14. Структура цветка, частями которой являются венчик и чашечка

    цветоложе

    околоплодник

    околоцветник

    тычинка

А15. Процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика называется

    перемещение

    питание

    опыление

    оплодотворение

А16. Листья состоят из

    листовой пластинки и прилистников

    листовой пластинки и черешка

3) основания и черешка

4) листовой пластинки, черешка, основания

А17 . Плод состоит из

    околоцветника и околоплодника

    семян и завязи

    внеплодника и семян

    околоплодника и семян

А18. Плоды по содержимому околоплодника можно разделить на

    вскрывающиеся и невскрывающиеся

    односемянные и многосемянные

    сухие и сочные

    большие и мелкие

В1. Установите соответствие между приспособлениями растения к опылению и способом, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара

Б) яркая окраска венчика

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

1) насекомыми

2) ветром

А

Б

В

Г

Д

Е

В2. Распределите на две группы листья, приведенные на рисунке. Данные запишите в таблицу (А – простые листья, Б – сложные листья)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель работы: оценить уровень предметных достижений по теме «Органы цветковых растений»

Структура работы: работа состоит из двух частей.

Часть 1 включает 18 заданий базового уровня (А1-А18) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть 2 включает 2 задания повышенного уровня (В1-В2): задание В1 - задание на установление соответствия (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 3 балла), В2 – задание на распределение по группам (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 4,5 балла).

Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

Задание

Ответ

В1

112211

В2

АААВАВВВВ

Оценивание

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Количество баллов

8 и ниже

9-14

15-19

20-25,5