Проект "птицы нашего края" для первой младшей группы". Проект занятия по ФГТ познание в первой младшей группе

Ставцева Елена Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: р. п. Юрты, Иркутская область, Тайшетский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Зимующие птицы" в первой младшей группе.
Дата публикации: 26.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казённое

дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок», р. п. Юрты.

Проект: «Зимующие птицы»

в первой младшей группе (2-3года).

Воспитатель: Ставцева Елена

Владимировна

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта:

по продолжительности: краткосрочный

по составу участников: групповой

по направлению деятельности участников проекта: познавательно – исследовательский.

Актуальность проекта:

Многие задумывались над тем как тяжело выжить птицам зимой?

Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия

привычного полноценного питания. Поэтому, для сохранения популяции птиц, многим из

них необходима подкормка.

Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с

наступлением холодов исчезает или значительно сокращается их кормовая база. Для того,

что бы ни замерзнуть им требуется много энергии для согревания, а для этого нужно

постоянно пополнять ее – питаться, причем чаше и больше, чем в летний период времени.

«Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах. Зимний день короток и

время на поиск пищи у птиц немного. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти

корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, поселки, деревни ближе к людям.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам,

желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того,

что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания

о том, чем кормить птиц зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с

окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Проблемы:

Недостаток знаний детей о зимующих птицах.

У дошкольников нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Задачи проекта:

Обучающие:

Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.

Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе

жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних

условиях

Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Укреплять детско-родительские отношения

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в

зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских

отношений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной

активности, коммуникативных навыков.

Участники проекта: воспитанники младшей группы;воспитатель; родители.

Формы работы с детьми:

наблюдение

рассказывание

рассматривание

экология

оформление выставки

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап.

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

Сбор информации по данной теме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Основной этап. Реализация проекта.

Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных

методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их

повадках, особенностях жизни в зимний период.

3. Заключительный этап.

Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной

деятельности.

Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.

Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:

Работа воспитателей с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Совместная деятельность родителей и детей.

1.Работа воспитателей с детьми

1. «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Цель: выявить уровень знания детей о зимующих птицах.

2. «Зимние гости»

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах.

3. «Зачем помогать птицам зимой»

Цель: воспитать бережное отношение к живой природе.

4. «Меню птиц»

Цель: познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях

в книгах и журналах.

Цель: уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас

Рассматривание сюжетных картин и фотографии

Составление рассказов по иллюстрациям

Цель: обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.

Разучивание стихов.

Цель: научить внимательно, слушать литературный текст, развивать память.

Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Разучивание пальчиковых игр

Цель: фазвить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.

Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)

Цель: формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с

различными формами художественной литературы.

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц»,

«Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Где обедал воробей»; А.Барто «Птичка»,

«Кто как кричит?»;

Е.Чарушин «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка»; Е.Авдеенко «Воробей»,

А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках.

Воспитание любви к пернатым друзьям.

Рисование «Ягоды рябины для снегирей»

учить рисовать ватными палочкам, ягоды рябины. Развивать чувство формы и цвета,

мелкую моторику, мышление, формировать осознанное отношение к порядку выполнения

работы, вызывать у детей сочувствие и желание помогать птицам.

Лепка «Маленькие и большие зерна для птиц».

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах; продолжать учить отщипывать

небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями

круговыми движениями, прищипывать кусочки пластилина; активизация словаря по

изучаемой теме. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Дидактические игры

«Назови птицу»; «Кто, где живёт?»; «Когда это бывает»; «Кто, как кричит?»; «Чей

картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто

ближе?», «Кто, где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».

Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно

обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.

Сюжетно-ролевые игры

«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»

Цель: воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

Цель: учить внимательно, слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.

2.Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассматривание сюжетных картин и фотографии.

Цель: уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты

Цель: привлечение детей к самостоятельной деятельности.

Прогулки

Наблюдение за птицами.

Птичьи следы.

Беседы о зимующих птицах.

Подвижные игры

«Воронята»

«Птички»

«Воробышки и кот»

Экскурсия по территории детского сада

Открытие «Птичьей столовой»

Цель: воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания

заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.

Подкормка птиц

Цель: вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.

3. Совместная деятельность родителей и детей

Наблюдение за птицами (дома, на кормушках, в саду, огороде и.д.)

Разучивание стихов и загадок о птицах.

Сбор корма для птиц

Цель: привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление

детско-родительских отношений.

Изготовление кормушек на «Мастер-классе».

Цель: привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских

отношений. Воспитание нравственных чувств.

Проведенные мероприятия расширили представления у детей о птицах, о жизни

птиц зимой, об их особенностях, питании. В ходе проведения проекта дети поняли, что

они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года.

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. Михаил Пришвин говорил: «Охранять природу -

значит охранять свою Родину».

Цели:

Продолжить знакомить детей с домашними птицами.
Обогатить словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Упражнять в звукоподражании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по образцу, разрезать ножницами бумагу.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Учить детей выполнять коллективную постройку и обыгрывать ее.

Оборудование:

Емкость с крупой, в которой зарыты пластиковые яйца с мелкими игрушками-домашними птицами внутри.
Картинка-фон с изображением большого и маленького гнезда, силуэтные изображения яиц.
Плоскостное изображение яйца, разрезанного зигзагом на две половинки.
Пластилин коричневого и белого цвета.
Цветное силуэтное изображение петуха без хвоста с прикрепленным степлером к обратной стороне карманом, в который вставляются разноцветные перья хвоста, вырезанные из цветного картона.
Картинка-заготовка с изображением петушков, зеленые карандаши, ватные палочки, желтая гуашь.
Картинка-фон «курятник» с изображенными в виде линий насестами, счетные палочки.
Картинка-заготовка с изображением курочки и яичных скорлупок, клей, силуэтные картинки разных цыплят.
Фасоль белая и темная.
Картинка-фон с изображением темных силуэтов уточек разного размера, цветные силуэты уточек, шляп, крылышек и мячей соответствующих размеров.
Прищепки, цветные силуэтные картинки уточек без клюва и лап, вырезанные из плотного картона.
Губка, подносы, емкость с водой.
Картинка-фон с изображением водоемов в виде круга, овала и квадрата, мелкие игрушки «Уточки» белого и желтого цвета.
Резиновые уточки с прорезью в клюве.
Горох, ложки, мыльницы.
Картинка-фон с изображением гуся из геометрических фигур, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Картинка-фон с изображением забора, озера, кормушки, цветные силуэтные картинки курицы, петуха, утки, гуся и индюка.
Игрушки из набора «Веселая ферма», соответствующие теме занятия.
Аудиозаписи: «Вышла курочка гулять», «Два веселых гуся», «Птичий двор».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Отыщи яйцо с птенцом»

Дети отыскивают в емкости с крупой пластиковые яйца, затем раскрывают их и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Звукоподражание «Чей голос?»

Кто говорит «Га-гага»? Гуси. Скажите как гуси.
- Кто говорит «Ку-ка-ре-ку»? Петух. Скажите как петух.
- Кто говорит «Кря-кря-кря»? Утка. Скажите как утка.
- Кто говорит «Ко-ко-ко»? Курица. Скажите как курица.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.
В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Лепка «Яйца в гнезде»

Дети лепят шар круговым раскатыванием, затем сплющиванием лепят лепешку- гнездо. После лепят из пластилина белого цвета круговым раскатыванием яйца и складывают в гнездо.

Курица, петух, цыплята

Дидактическая игра «Красивый хвост петуха»

Давайте сделаем петуху красивый хвост. Вставьте ему в хвост синее перышко (красное, желтое, оранжевое, зеленое).

Конструирование «Насест для кур»

Разложите палочки на картинке так, чтобы получился насест для птиц.

Рисование «Травка и зернышки для петушков»

Нарисуйте цыплятам травку зеленым карандашом. Нарисуйте ватными палочками зернышки среди травы.

Аппликация «Цыплята вылупились»

Наклейте вокруг курочки только что вылупившихся цыплят.
- Покажите цыплят, которые еще сидят в скорлупе. Сколько таких цыплят? Два цыпленка.
- Покажите цыпленка без скорлупы. Сколько таких цыплят? Один цыпленок.
- Покажите цыплят, у которых скорлупа на голове. Сколько таких цыплят? Два цыпленка.
- Покажите цыпленка с синим бантиком. Сколько таких цыплят? Один цыпленок.

Игра-инсценировка песни «Вышла курочка гулять»

Дети выполняют движения под музыку по показу воспитателя.

Утка, селезень, утята

Дидактическая игра «Разные уточки»

Сосчитайте, сколько у вас уточек. Три уточки. Они одинаковые или разные? Разные. Покажите самую большую уточку, самую маленькую, среднюю. Найдите тени от этих уточек и положите их сверху. Приложите к уточке их крылышки, подходящие по размеру. Наденьте уточкам шляпки и раздайте мячики.

Дидактическая игра «Уточки плавают»

Перед вами картинка с нарисованными водоемами. Покажите тот, который похож на круг, на овал, на квадрат. Расставьте уточек в середине каждого водоема. В овальном водоеме расставьте уточек друг за другом, чередуя белых и желтых. В круглом водоеме расставьте уточек по кругу. В квадратном водоеме расставьте уточек в углы.

Игра с прищепками «Сделай уточке клюв»

Какого цвета прищепки будем использовать для утиного клюва? Возьмем красные прищепки и сделаем клюв. Вот так. (Показ). Сколько красных прищепок нужно взять? Две красные прищепки.

Упражнение «Накорми уточку»

Положите уточке в клювик три фасолины.

Упражнение «Наполни кормушку крупой»

Насыпьте ложкой горох в кормушку и закройте крышку. А теперь откройте и покормите птиц.

Упражнение «Собери воду губкой»

Дети сначала наливают на тарелочки воду, а затем с помощью губки собирают ее и отжимают в ведерко.

Гусь, гусыня, гусята

Дидактическая игра «Сложи гуся»

Дети выкладывают геометрические фигуры на картинку с изображением гуся. Воспитатель просит назвать используемые фигуры.

Упражнение «Перебери фасоль для гусей»

У вас в тарелочках лежит фасоль. Потрогайте ее. Покажите белую фасолину. Покажите черную фасолину. Переберите фасоль, разложите на разные тарелочки белую и черную фасоль. Сделайте из фасолин бусы - выкладывайте по очереди белые и черные фасолины друг за другом.

Игра-инсценировка песни «Жили у бабуси два веселых гуся»

Дети повторяют движения под музыку по показу воспитателя.

Дидактическая игра «На птичьем дворе»

Давайте расставим фигурки птиц на птичьем дворе.
- Посадите уточку в воду.
- Посадите петушка на забор.
- Посадите курочку под забор.
- Посадите гуся возле кормушки.
- Посадите индюка между забором и кормушкой.

Коллективное конструирование «Птичий двор»

Дети выставляют фигурки из набора «Веселая ферма», строят насесты и заборчики из строительного материала. Затем обыгрывают постройку.

Музыкально-динамическая пауза «Птичий двор»

Дети двигаются под песню «Птичий двор». Бегают по коррегирующей дорожке, прыгают через «лужи», «плавают» в «пруду», стоят на пеньках, ходят по скамейке.

Конспект НОД во второй группе раннего возраста


Автор : Гончарова Марина Михайловна, воспитатель МДОУ детский сад №1 «Берёзка», г. Верхнеуральск, Челябинская область.
Описание материала : Предлагаю вам конспект занятия для детей от 1,5 до 2,5 лет по теме «Птичка прилетела к нам». Данный материал будет полезен воспитателям раннего и младшего дошкольного возраста. Это конспект занятия, направленного на ознакомление с игрушкой птичкой.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель : Ознакомление с игрушкой птичкой.
Задачи:
Познакомить детей с игрушкой птичкой. Вызвать эмоциональный отклик. Учить звукоподражанию. Расширять словарный запас. Способствовать развитию движений. Развивать мелкую моторику. Развивать интерес к работе с пластилином. Воспитывать доброту, заботливое отношение к игрушке птичке.
Демонстрационный материал: игрушка птичка, прозрачный платок.
Раздаточный материал : пластилин, дощечки, картонные тарелочки.
Ход НОД :
Воспитатель подходит к окну. На подоконнике сидит игрушка птичка, накрытая прозрачным платком, из-под него раздается звук «Чик-чирик». (Повторить несколько раз)
- Кто это? (воспитатель достает из-под платка игрушку птичку)
- Это птичка! (воспитатель произносит ласково)
- Давайте вместе скажем: птичка.
- Здравствуй, птичка.
Воспитатель напевает песню «Маленькая птичка», можно воспользоваться фонограммой (музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.)
Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.
- Птичка добрая, хорошая, приветливая, ласковая.
- Подставьте свои ладошки, и птичка сядет к вам. (Воспитатель показывает действие своей рукой и подносит птичку к каждому ребенку, называя при этом имя каждого ребенка) .
- Наша птичка умеет летать. У нее есть крылья. Своими крыльями она машет вот так. (Воспитатель показывает взмахи руками) . Покажите, как птичка машет крыльями.
- Наша птичка умеет клевать зернышки. У нее есть клюв. Птичка клюет зернышки, вот так. (Воспитатель собирает пальцы одной руки в щепоть в виде клюва, слегка ударяя по другой ладони.) Покажите, как птичка клюет зернышки.
- Птичка любит петь песенку «Чик-чирик, чик-чирик!» Повторяйте за мной (совместное проговаривание)
- Птички живут в гнездышке. Гнездышко – это птичий дом. Там тепло и сухо. Сделайте свои ладошки вот так. (Воспитатель соединяет ладони вместе в виде «чашечки», подносит птичку в каждое детское гнездышко)
- Сейчас мы с вами полетаем, как птички. Игровое упражнение «Полетаем как птички».
Птички весело летали,
Птички крыльями махали.
Вот так весело летали,
Вот так крыльями махали.
Птички прыгали, скакали,
Птички зернышки клевали.
Вот так прыгали, скакали,
Вот так зернышки клевали.
Птички зернышки поели,
Птички дружно полетели.
Вот так зернышки поели,
Вот так дружно полетели.
- Наша птичка хочет кушать. Давайте накормим птичку зернышками. Зернышки будем делать из пластилина. Отщипывать надо небольшие комочки и складывать на тарелочки. (Показ способа действия.) Птичка маленькая и зернышки-комочки тоже маленькие.
Дети садятся за столы, свои зернышки складывают на тарелочки, вырезанные из бумаги или картона. К каждому ребенку воспитатель подносит птичку «поклевать » угощение.
-Молодцы ребята, постарались! Сколько много зернышек сделали из пластилина!
Птичка благодарит детей и прощается: «Спасибо за зернышки, накормили меня. До свидания!»
-До свидания птичка, прилетай к нам еще!

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа Югры. «Урайский специализированный Дом ребенка»

Подготовила воспитатель: Белозёрова Ирина Анатольевна. Г. Урай.

Программные задачи:

Формирующие задачи:

  • Закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы.
  • Воспринимать несложный рассказ о птицах в зимнем лесу;
  • Формировать активный и пассивный словарь детей;
  • Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;
  • Развивать эстетическое восприятие; творческие способности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание трудиться;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Практические задачи:

  • Установления причинно-следственных связей.
  • Экспериментирование.
  • Использование ИКТ.
  • Предварительная работа:
  • Создание предметно – развивающей среды.
  • Просмотр мультипликационного фильма: «Воробушек- хвастунишка»
  • Чтение художественной литературы: «Страшная птица» А. Барто, «Птичка» В. Жуковский.
  • Рассматривание иллюстрации «Птицы»
  • Целевая прогулка в парк: «наблюдения за птицами» .
  • Работа над развитием артикуляционного аппарата.
  • Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль» .

Словарная работа:

  • предметы: ворона, воробей, снегирь, синица, голова, крылья, хвост, лапки, перья, снежинки, вьюга;
  • действия предметов: кормить, любить, ухаживать, согревать, летают, дует.
  • Признаки предметов: красивые, легкие, пушистые, белоснежные, красный, желтый.

Ход занятия.

Организационный момент (звучит аудио запись Вивальди «Зима» ) .

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети. Зима.

Воспитатель: Правильно, зима. Ребята, послушайте красивую музыку. Слышите, наступают холода, морозы. С неба падают красивые, пушистые, лёгкие белоснежные снежинки. И зимняя вьюга кружит их. Ребята, давайте превратимся в красивые снежинки, и покажем, как снежная вьюга нас кружит.

Метод эмпатии.

(Дети под музыку вживаются в образ снежинки.) В момент наилучшего вживания в образ ребенку задается вопрос.

Воспитатель: Соня, какая твоя снежинка?

Дети: Красивая.

Воспитатель: Милаша, какая твоя снежинка?

Дети: Снежная, пушистая.

Воспитатель: Ксюша, какая твоя снежинка?

Дети: Лёгкая.

Воспитатель: Ваши снежинки пушистые, лёгкие, красивые. Вы, снежинки, покружитесь и в ребяток превратитесь. Ребята, посмотрите, мы приземлились в зимнем лесу, давайте присядем на пенечки и посмотрим, кто же живёт в этом лесу.

Основная часть.

Рассматривание изображений птиц.

(Использование ИКТ. изображения птиц.)

Воспитатель показывает слайды с изображением птиц.

Воспитатель: Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Какая грудка у снегиря?

Дети: Красная.

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.

Дети: Синичка.

Воспитатель: Какая грудка у синички?

Дети: Жёлтая

Воспитатель. А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона?

Дети: Кар-кар-рр

Воспитатель: Какая ворона?

Дети: Большая, черная, сердитая.

Воспитатель: Покажите мне, как ворона сердится.

Дети изображают ворону, передавая её грозный вид.

Воспитатель: Ребята, на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная!!! Поэтому она так сердится.

Метод «если бы» (предлагаем детям пофантазировать) .

Воспитатель: Ребята, если бы ворона умела говорить, что бы она нам сказала?

Дети: Кар-кар! Холодно, дайте крошек.

Воспитатель: Правильно, ребята, ворона голодная и мы с вами обязательно покормим птиц.

Воспитатель: А кто это маленький, серенький?

Дети: Воробей.

Воспитатель: Как чирикает воробей?

Дети «Чик-чирик!

Воспитатель: Что же с ним случилось?

Дети. Он замёрз, хочет кушать.

(аудиозапись: звуки зимней вьюги)

Воспитатель: Да ребята он замёрз, потому что зимой дует холодный ветер. Слышите, как вьюга завывает. Как дует зимний холодный ветер? У-У-У…

Дети: У-у-у.

Воспитатель: Как холодно воробушку зимой на веточке? А-а-а!!!

Дети: А-а-а!!!

Пластический этюд (метод эмпатии - образно - пластическое творчество детей) .

(Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой.)

«Воробушек»

У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка

Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!

Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки) .

Воспитатель: Вот мы и узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Вьюга все дороги замела, нужно птичек найти и согреть. Вы, ребята, посмотрите, под елочкой что лежит?

Дети: Снежные комочки.

Воспитатель: Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.

Упражнение: «волшебный комочек» . Развитие мелкой моторики.

(Дети разворачивают сомкнутый лист бумаги и называют птиц)

Ответы детей: У меня снегирь. У меня воробей. У меня ворона. У меня синичка.

Развитие плавного длительного ротового выдоха.

Воспитатель: Давайте согреем птичку. (Предлагает детям согреть птичку своим дыханием) . Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.

Воспитатель: Мы посадим птиц на веточку, они будут слушать наш рассказ.

Работа с алгоритмом. Схема: «части тела птицы» (голова, крылья, хвост, лапки, перо.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что вы видите на схеме?

Дети: Голова, крыло, хвост, лапки, перо.

Воспитатель: Кому они принадлежат?

Дети: Птичкам.

Воспитатель: Правильно, это части тела птицы. Я вам предлагаю поиграть в игру: «Что у человека, что у птицы?» Будьте внимательными.

Сравнение строения человека со строением птицы.

Воспитатель: У человека голова, а у птицы?

Дети: голова.

Воспитатель: У человека руки, а у пиццы?

Дети: крылья.

Воспитатель: У человека ноги, а у птицы?

Дети: лапки

Воспитатель: У человека волосы, а у птицы?

Дети: перья

Воспитатель: У птицы хвост, а у человека?

Дети: Нет хвоста.

Продуктивный вид деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в волшебников. (Воспитатель предлагает детям надеть волшебные колпачки и стать волшебниками)

Воспитатель: Вы, ребята, покружитесь, в волшебников превратитесь и создайте сказочную птицу.

Метод - агглютинация.

На подносе у каждого ребенка из пластилина детали птицы, но одной не хватает: крыла, хвоста и т д., на втором подносе - детали заместители. Дети подбирают себе нужные детали, фантазируют и создают сказочную птицу.

Результат: сказочные птицы.

Воспитатель предлагает детям отнести своих сказочных птиц в лес и посадить их на кормушку.

Воспитатель: Дети, в нашем лесу будут жить ваши сказочные птицы.

Вы, волшебники, молодцы, а сейчас вы покружитесь и в ребяток превратитесь.

–--Физминутка: «Сказочные птицы» .

Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по

Сказочные птицы (Показывают грудку руками)

Распустили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)

Греются на солнышке,

Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо)

Улететь хотят.

Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что птицы улетели с веточки.

(Во время творчества детей воспитатель убрал птиц.)

Воспитатель: Ой, ребята, а где же наши птички? Что- то не видно...

Воспитатель: Наши птички улетели. Нет снегиря, синички, вороны, воробья. Где они спрятались? Посмотрите под столом. Посмотрите на стуле. Посмотрите за елкой.

Дети выполняют указание. Находит птиц за елкой (картинки с изображением птиц на кормушке, под ёлкой, на ветке) .

Закрепление предлогов: ЗА, ПОД, НА.

Дети проговаривают, что изображено на картинке.

– Воробей сидит под елочкой

– Ворона сидит за кустом

– Синичка сидит на кормушке.

Снегирь сидит на ветке.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, нашли птичек. Давайте составим про птичек рассказ.

Заключительная часть. Игровая деятельность детей.

Рассказ о птицах по мнемокарте (алгоритм)

Воспитатель: Дети, рассмотрите картинки. Что вы видите на этой картинке?

Дети: зима, снег.

Воспитатель: Какая зима?

Дети: Холодная.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый.

Воспитатель: А на этой картинке?

Дети: Прилетели снегири.

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Семечки.

Воспитатель: Кому нужны семечки?

Дети: Птицы любят семечки.

Воспитатель показывает картинку с изображением детей, которые кормят зимой птиц. Дети рассматривают внимательно.

Воспитатель предлагает составить рассказ, используя свои предложения.

Воспитатель: Ребята, составьте рассказ по этой картине.

Дети составляют рассказ по алгоритму.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы составили хороший рассказ, и мы его назовем «Мы любим птиц» . Мы тоже пойдём кормить наших птичек.

Детям предлагаются мешочки с кормом. Дети кормят птиц.

Воспитатель: Вы, ребята, очень добрые, заботливые, любите птиц. Молодцы!!

Использованная литература:

  1. «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова ООО Издательство «Детство-Пресс» 2011.
  2. «Развитие речи в детском саду» Н. В. Рыжева. ООО Издательство АСТ и ООО Издательство Арстель 2007г

Конспект

НОД по развитию речи

для детей первой группы раннего возраста на тему

«Домашние птицы»

Программное содержание: познакомить с домашними птицами, их повадками, внешними признаками; развивать навыки связной речи; обогащать словарный запас детей; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материалы: макет «Птичий двор», игрушка утка.

Методические приемы: вопросы, игра «играем с птицами», художественное слово, показ.

игра «Угадай, кто, как кричит», дидактическая игра «Кто как разговаривает».

Взаимодействие с родителями

Ход

Организационный момент:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в природу, где живут птицы, вспомним названия уже знакомых нам птиц, узнаем, что они любят, что едят, и где живут. А где у нас в группе есть птицы? (дети подходят к макету «Птичий двор»). В уголке природы установлен макет «Птичий двор».

Воспитатель рассказывает о птицах, побуждая детей к совместному проговариванию текста: «Это птичий двор. Кто-кто здесь живет? Кто песенки поет? Здесь живут домашние птицы. Вот курочка с цыплятами. Курочка большая, а цыплятки маленькие. Курочка с цыплятками клюют зернышки. Курочка кричит цыпляткам: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко». Вот утка с утятами. Утка большая, а утята маленькие. Утка с утятами плавают в воде. Утка кричит утятам: «Кря-кря-кря, Кря-кря-кря, я купаю вас не зря».

Вот гусыня с гусятыми. Гусыня большая, а гусята маленькие. Гусыня с гусятами щиплют травку. Гусыня кричит гусятам: «Га-га-га, га-га-га, не ходите никуда».

Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Домашние птицы.)

Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

А теперь давайте поиграем:

Игра «играем с птицами»

Педагог читает стихотворение, сопровождая чтение соответствующими действиями и побуждая детей к повторению.

Утка шла-шла-шла

И к детишкам подошла.

Утка крылышками машет,

Утка лапочками пляшет,

Клювом зернышки клюет

И поет, поет, поет:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

К деткам я пришла не зря»

Последующая работа в группе по закреплению материала:

Игра «Угадай, кто, кричит»

(из-за ширмы по порядку звучат голоса домашних птиц. После того как дети отгадают, чей звучит голос на ширме появляется игрушка-отгадка)

Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

(упражнение в словообразовании) : утка (кря-кря) - крякает; гусь (га-га) - гогочет, петух (.) -. , курица (.) -. .

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

Показывая пальчики, играя с ними.

    Побеседовать с детьми о домашних птицах, что они едят, о строении (есть голова, хвост, лапки, крылья) ;

    Упражнение для пальчиков «Утята» .

Первый, второй - шли утята. (Поочередно сгибать пальцы рук)

Третий, четвертый - за водой. (начиная с большого)

А за ними плелся пятый, позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

а десятый испугался.

    Почитайте детям: «Добрая утка» В. Сутеев, «Курочка» Е. Чарушин.

    Дидактическая игра «Собери семью»

Цель: закрепление представлений у детей о домашних птицах и птенцах.

Задачи:

    систематизировать представление детей о домашних птицах, членах птичьих семей;

    учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа,

    развивать мелкую моторику;

    закреплять знания детей о характерных признаках домашних птиц.

    воспитывать доброе отношение, интерес к домашним птицам.

Ход игры :

Расположите перед ребёнком таблицы и карточки с изображением членов птичьей семьи. Попросите ребёнка объединить птиц в семьи. При этом ребёнок называет домашних птиц и птенцов. Например: Петух, курица, цыплёнок.