Скульптура в интерьере – застывшее прекрасное мгновенье. Старт в науке

Металлическая скульптура в интерьере, как и любая другая, используется в качестве декоративного элемента, подчеркивающего выбранное для него стилистическое направление, а также раскрывает внутренний мир и вкус хозяина дома. Данный вид искусства сопровождает человека с древних времен.

По мнению палеонтологов, рисовать он научился позже, чем изготавливать каменные, деревянные и глиняные фигурки для украшения своего жилища. Вот и сейчас, редко можно встретить интерьер, в оформлении которого не задействована хотя бы одна декоративная вещица в виде скульптуры или статуэтки.

Изначально небольшие фигурки изготавливались людьми в качестве ритуального или обрядового атрибута, символизирующего стихию и всевозможные природные явления, непонятные для человека, внушающие страх и благоговение. Например, ритуальная, мистическая суть лежала в основе создания скульптурных форм Древнего Египта.

Со временем статуи и небольшие их копии приобрели эстетичный художественный вид, а в эпоху барокко и вовсе стали неразрывным целым с архитектурой и живописью. С тех пор скульптура и ее более скромные проявления в виде статуэток, сувенирных копий признанных произведений искусства и современных арт-объектов стали одной из составляющих в декорировании интерьеров.

Как выгодно расположить скульптуру в интерьере?

Многое зависит от ее размера. Для крупных форм необходимо предусмотреть свободное пространство, чтобы композиция могла заполнить пустующую площадь.

Интересная закономерность – чем меньше размеры статуэтки, тем больше свободного пространства должно быть вокруг нее. Помимо этого, необходимо обеспечить качественное освещение самой фигуры и подсветку заднего фона.

Важно! Необходимо достичь гармоничного сочетания скульптуры с остальными декоративными элементами в интерьере, отделкой и стилевым направлением. Смешивать предметы разного стиля возможно при создании винтажного, эклектичного или фьюжн-интерьера.

Если массивные статуи и формы редко можно встретить, разве что в просторных домах, то так называемую скульптуру малых форм используют чаще.

Что же это такое? Именно этот вид творчества пришел к нам из глубокой древности. Он богат разнообразием направлений, используемых материалов и техник, но имеет одно общее сходство – высота таких изделий не должна превышать 80 см, а длина 1 метр.

Скульптура малых форм включает в себя понятие «малая пластика», которая является видом искусства ваяния и подчиняется его законам, главный признак которого – психологизм и обобщение. Интерьернaя скульптурa и мелкaя плaстикa граничат с декоративно-прикладным искусством в плане того, что может выпускаться массово.

Когда заходит речь о скульптуре в интерьерах загородных домов, то возникают ассоциации с чем-то монументальным, величественным и габаритным. Однако стоит отметить, что изделия, выполненные в технике «гжель» также являются скульптурой, как и любая статуэтка.

Это тот случай, когда размер не имеет значения, и даже небольшая статуэтка может создать необходимую атмосферу в интерьере. Главное — правильно организовать пространство.

Материал

Почему скульптура один из древнейших видов рукотворного искусства? Потому что изначально для изготовления фигурок использовалось подручное сырье.

И до сих пор, интерьерные статуэтки делают из следующих материалов:

  1. Камня (мрамор);
  1. Глины, фаянса и фарфора;
  1. Металлов и сплавов;
  1. Древесины;
  1. Стекла, хрусталя;
  1. Гипса;
  1. Бетона;
  1. Драгоценных и поделочных минералов;
  1. Из полистоуна;
  1. Пластика, резины и прочей синтетики.

Важно! Перед покупкой понравившейся статуэтки или скульптуры, следует оценить ее соответствие стилю в интерьере. Например, бронза и мрамор являются классическим скульптурным сырьем, не только крупных, но и мелких форм. Этот материал ассоциируется с мужественностью, силой и напором.

Использование бронзового бюста известной личности или конной статуэтки логично в интерьере кабинета, но неуместно в спальне. Мраморная психея, наяда или нимфа, напротив, станет причиной нарушения делового, рационального порядка, из-за того что этот материал передает женское начало, пластичность, нежные формы, наполняет пространство энергией «инь», и даже в какой то степени эротикой.

К универсальным материалам для изготовления статуэток относится натуральная древесина, фарфор, стекло, алебастр, тусклый металл. Декоративные фигурки из этих материалов будут уместны как в «женском», так и в «мужском» интерьере.

При изготовлении статуэток и статуй, в зависимости от вида материала, применяют различную технологию – лепку, чеканку, ковку, литье, высекание. Для изготовления арт-объектов из металла может использоваться сталь, чугун, бронза, латунь и медь.

В интерьерах, оформленных в этно-стиле или в классике, можно встретить изящные статуэтки, для изготовления которых было использовано золото, серебро, драгоценные камни, слоновая кость, бивень мамонта или моржа.

В просторных парадных залах уместен античный стиль, где статуи из гипса могут принимать различные позы – сидеть на стуле, помещаться в нише или на стене.

Скульптура и стиль

Скульптура — это дорогой, броский и характерный аксессуар интерьера, выражающий внутренний мир, подчеркивающий и раскрывающий индивидуальность пространства. Именно поэтому к выбору скульптуры следует подойти внимательно и вдумчиво.

Произведение искусства, которым является каждый арт-объект, должен гармонично сочетаться с окружающей обстановкой. Эффект зависит не от размера, как было сказано выше, а от визуального восприятия объекта – его внешнего вида, характера, отраженных мотивов, и материала, из которого он изготовлен.

Например, можно установить композицию, в которую включены несколько абстрактных объектов или фантастическое животное.

Никакой другой вид искусства не способен передать настолько выразительно красоту человеческого тела, нежели скульптура, но античные статуи подходят не для каждого интерьера.

Поэтому во главе угла – общее стилевое направление интерьера:

  1. В классическом интерьере можно установить бюст выдающегося человека или античную скульптуру. На стене можно повесить гипсовую маску известного человека;
  1. В интерьере, оформленном в деревенском стиле прованс , характерно использование большого количества фарфоровых фигурок и статуэток – ангелочки, романтические пастушки;
  1. Кантри стиль с русским уклоном — это гжель, глиняные фигурки и деревянные матрешки;
  1. Для восточных интерьеров характерно наличие религиозных, мистических и символических существ – бронзовый Будда, Шива, позолоченный дракон, лягушка, слон или черепаха;
  1. В современных интерьерах скульптура должна подчеркивать выбранный стиль, формы, принятые в нем – строгие или плавные, уместные материалы. Допустимо использование абстракции или копии существующего шедевра;
  1. Для индустриальных интерьеров типа лофт скульптура выполняется из металлических элементов и может нести дополнительное функциональное назначение, как и в скандинавском стиле.

Часто в декорировании интерьеров встречаются реалистичные фигурки людей и животных из керамики. Назначение статуэток может быть культовым, утилитарным или исключительно декоративным.

К статуэткам можно отнести:

  1. Монументальные шедевры и памятники в уменьшенном виде;
  2. Сувенирную продукцию;
  3. Этнические изделия прикладного искусства;
  4. Игрушки в виде солдатиков, матрешек, дымковских скоморохов и барынь;
  5. Наградные изделия.

Скульптура и жанр

Статуэтки могут быть выполнены в разном жанре:

  1. Портретном, в виде бюстов, торсов и фигурок людей с хорошо различимой внешностью;
  1. Мифологическом – сказочные и мифические персонажи;
  1. Бытовом , в виде иллюстраций повседневной жизни;
  1. Историческом – отражающий значимые события и ее участников, отдельную эпоху;
  1. Символическом – олицетворение разных явлений, человеческих качеств, грехов, добродетелей;
  1. Аллегорическом – то же, что и символический, но с более явной «расшифровкой»;
  1. Анималистическом – фигурки животных, которые могут выполняться в символическом или аллегорическом жанре.

К скульптуре можно отнести также кинетические объекты в виде мобилей, создающие эффект бесконечного движения.

Как утверждают дизайнеры, получить эффектное размещение скульптурной композиции можно двумя способами. При традиционном варианте, дорогая декоративная вещь подбирается в соответствии с существующим стилем интерьера. Экспериментальный способ предполагает использование «случайного» или экзотического декоративного предмета, который может внести новую «историю» в существующее пространство.

Важно! Выбирая декоративный элемент в виде скульптуры необходимо обратить внимание на ее форму – она может быть круглая, рельефная или барельефная, а также учесть будет ли аксессуар представлять собой одиночный объект, бюст или композиционную группу.

Символизм в скульптуре

Скульптура дает очень мощный энергетический посыл и может обладать как благоприятной, так и отрицательной символикой.

Благоприятные статуэтки, притягивающие удачу, обычно выполняются в виде животных:

  1. Коллекция слоников, выстроенных по росту – символ изобилия, стабильности и успеха;
  2. Фигурки лягушек являются символом крепкого плодовитого брака, а те, что держат на языке монету – притягивают деньги;
  1. Символом карьерного роста являются фигурки самолетов, машин, ракет, яхт и пароходов;
  2. Скульптура в виде кота с приподнятой лапой – символ удачи и успешности;
  1. Бронзовая, медная, керамическая или стеклянная черепаха является мощным оберегом, охраняющим здоровье;
  2. Символом мира и целомудрия является фигурка ящерицы из малахита, сердолика или горного хрусталя;
  3. «Охраняют» дом ангелочки и единороги, уточки мандаринки и лебеди.

А что можно отнести к скульптуре с отрицательной символикой? В первую очередь это культовые предметы, принадлежащие к чуждому вероучению – африканские маски, диковинные божки и другие, с виду безобидные, безделушки.

По мнению психологов, негативной энергией обладают следующие скульптуры:

  1. Хищные звери с оскалом;
  2. Чудовища;
  3. Химеры;
  4. Режущее и колющее оружие.

Все они становятся причиной пробуждения агрессии, подавленности, тревоги, беспричинных вспышек гнева.

Правила расположения арт-объекта в интерьере

Способ расположения скульптуры в интерьере зависит от ее величины. Метровую статую устанавливают на постаменте, те, что имеют величину в пределах 50 см – могут располагаться в нише или на полке камина, а миниатюры и коллекционные фигурки ставят на полки, стеллажи и другие плоскости.

Важно! Статуэтка – это объемный предмет, поэтому необходима качественная подсветка, чтобы она смотрелась выгодно со всех ракурсов.

Существует несколько правил по размещению скульптуры в интерьере. Инструкция заключается в следующем:

  1. Для бюста, статуи большого или среднего размера выбирают место в просторной гостиной, при этом трехмерный арт-объект должен быть представлен в единственном числе. Если помещение небольшое, то достаточно разместить одну или две композиции в виде тематических статуэток небольшого размера, соответствующих стилю интерьера;

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

Скульптура в интерьере

Интерьерная скульптура - это арт-объект, оказывающий довольно сильное влияние на стилистику обстановки. В идеальном интерьере нет случайных вещей или тех, которые из серии «я его слепила из того, что было…». Все единицы, составляющие художественное оформление интерьера, по сути, являются нотами или аккордами, которые вместе должны складываться по аналогии с музыкой - гармоничную полифонию. Наиболее чистым «слухом», а в нашем случае - художественным вкусом, обладают профессиональные дизайнеры и галеристы. Им то и нужно поручать подбор предметов пластического искусства для интерьера, если сами вы чувствуете, что у вас это не получится так же хорошо.

Пластическое искусство в интерьере может быть представлено в виде скульптур как самостоятельных художественных объектов и в виде различных конструкционных элементов предметов с утилитарной функцией. В последнем случае это самые различные скульптурно оформленные вещи - от ручек посуды и до колон в виде изваяний. Предметов, сочетающих в себе практическую и декоративную функцию, очень много. У одних скульптурность более выражена, у других - менее.

Сама же скульптура служит только для украшения, и там, где ее не будет видно, одна соответственно не нужна. В интерьере используют два вида скульптуры: станковую и мелкую пластику. Станковые произведения - это небольшие бюсты, головы, вытянутые статуэтки, групповые композиции, барельефы. К мелкой пластике относятся миниатюрные скульптуры и рельефные композиции, а также различные фольклорные игрушки. В наших жилищах мелкая пластика представлена наиболее широко.

К объемным декоративным предметам также можно отнести и кинетическую скульптуру. Она представлена различными композициями, которые анимируются за счет механизмов и по определенному сценарию. При этом сам механизм открыт и нарочито демонстрирует принцип своего действия.

Материал скульптур

В современной скульптуре не существует общепринятых стандартов и эталона. Материалом для нее может быть все, что угодно. Классическая скульптура выполняется из мрамора, бронзы и других традиционных материалов. Как правило, мраморные скульптуры чаще встречаются выполненными в античном стиле, и поэтому их место в первую очередь в классических и ампирных интерьерах. Бронза же, является визитной карточкой ар-деко, однако в зависимости от сюжета произведения может быть употреблена и в классическом интерьере.

На примере мрамора и бронзы можно рассмотреть одно из основных «материальных» отличий, которое достаточно сильно влияет на характер скульптуры. Легкая просвещаемость мрамора и гладкость обработанных поверхностей придает скульптурам утонченность и в определенном смысле эфемерность. Зритель, созерцая мраморное изваяние, настраивается на лирический лад и восторгается живостью камня. Бронзовая скульптура не просвечивает, но бликует; она более монументальна и способна выражать больший спектр эмоций.

На смену классическому скульптурному металлу - бронзе - пришли другие металлические сплавы, в составе которых медь, алюминий, серебро и даже золото. Металлическая скульптура интересно смотрится и в классической, и в ретро обстановке; само собой, находит она свое место и в модном ныне hi-tech.

Абсолютно универсальными по стилистике скульптурными материалами является дерево, стекло и фарфор. В то же время каждый из них способен передавать особое настроение. Например, скульптура, вырезанная из экзотической древесины отлично смотрится в ориентальных интерьерах, но также может наполнить теплом и холодный hi-tech.

Особое значение имеют стеклянные скульптуры. Из-за своей прозрачности, они способны «мимикрировать» под любую обстановку, при этом смешивают в себе все окружающие краски. Они не нагружают интерьер, а если со стеклянными изделиями осторожно обращаться, то от времени они совсем не теряют вида. Если нужно выделить силуэт бесцветной стеклянной скульптуры, то ее лучше расположить на темном фоне. А вот для цветного стекла придется подбирать подходящее окружение. Скульптуры из темного цветного стекла на ярких фонах (кроме белого) смотрятся почти черными. Наилучшее для них окружение - это пастельные тона или натуральные цвета.

Хрустальные фигурки зачастую пылятся на полках шкафов, однако для них там не самое лучшее место. Не бойтесь украшать ими стол каждый раз, когда празднуете торжество. Хрусталь, как и простое стекло, тем и хорошо, что его всегда можно помыть. Какой бы высокой ни была бы детализация хрустальных скульптур, любая пыль смоется с них при первом же ополаскивании под струей воды. Качественную мелкую хрустальную пластику можно найти в ассортименте таких фирм, как SWAROVSKI, LALIQUE, DAUM.

Для столового декора первыми использовались фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры, датируемые еще XVIII в., но теперь редко их встретишь. На столе они когда-то заменили украшения из теста. Сегодня фарфоровые статуэтки, которые в одно время являлись неотъемлемым атрибутом то королевского стола, то признаком мещанства, стали предметом коллекционирования. Новые, но не менее ценные с точки зрения искусства, фарфоровые статуэтками сегодня выпускают некоторые известные компании (LLADRO, HEREND) в угоду поклонникам китча.

Интерьерная скульптура и стиль

Все виды скульптур, употребляемые в интерьере, можно условно разделить на три группы: классическая, авангардная и абстрактная.

Классическую группу составляют все скульптуры, изготовленные из традиционных материалов и в реалистичной манере.

Авангардная группа - это статуи и статуэтки любых сюжетов, но изготовленные из нетрадиционных материалов. В нее входит абстрактная подгруппа, состоящая из объектов, которые либо не имеют выраженных сюжетов, либо имеют сюжеты, над которыми «надо подумать». В небольшую отдельную группу также можно выделить различные, найденные на свалке вещи и «чердачные раритеты» (found objects), из которых творческие люди любят создавать забавные композиции. Это может быть старый угольный утюг, глиняный кувшин с отбитой ручкой, старинный медный чайник, подстаканники и т.д.

Этническая скульптура представляет третью группу данной номенклатуры. Это все те же статуэтки, которые, так или иначе, связаны с фольклором и этносами, причем не только экзотическими. Типичным примером этнической скульптуры являются нэцкэ и окимоно - миниатюрные произведения японского декоративно-прикладного искусства. Нэцкэ стало сугубо декоративным предметом сравнительно недавно - какой-то век-полтора назад. До этого нэцкэ был брелком, при помощи которого японцы крепили к поясу ящик, служивший подвесным «карманом» в их национальной одежде. Поэтому настоящие нэцкэ обязательно имеют дырочку для шнурка. А вот окимоно всегда несла только декоративную функцию.

Скульптуры, которые приобретаются для дома, должны соответствовать общей концепции обстановки, однако главное не только это. Нужно еще и найти правильное место для изваяния, - то, где оно будет смотреться наиболее удачно. Не стоит в одном интерьере объединять статуэтки слишком контрастирующих культур. Эдакий «интернациональный винегрет» способен привнести свой хаос и в обстановку.

Синхронизация с интерьером

Правильнее всего, когда место скульптуры определяется еще до ее покупки. Здесь работает принцип подобий: большие скульптуры - для просторных помещений, маленькие - для маленьких. При этом важно понимать, что далеко не каждый просторный интерьер способен раскрыть достоинства крупной скульптуры, - ей необходимо нейтральное окружение и постановочный свет.

Крупные и средние по размеру скульптуры играют доминирующую роль в декоративном оформлении интерьера. На них обращают внимание в первую очередь, а это означает, что нужно выбрать наиболее удачный ракурс, открывающийся с основных смотровых позиций. Обнаружить выгодные ракурсы несложно: необходимо обойти скульптуру и, поэксперементиновав с освещением, сравнить эстетические ощущения. Однако есть и некоторые непреклонные правила. Бюсты и головы не зря устанавливают на подиумы - там они намного удачнее смотрятся.

Поклонников мелкой пластики в мире немало, да и самой ее существует огромное количество. Хранить небольшие статуэтки на полках - не самое лучшее решение. Там они создают впечатление беспорядка, а постоянно вытирать их от пыли - рутинная работа. Если таких статуэток много и хочется все их выставить напоказ, то место им в специально изготовленной стеклянной витрине. Там и пыли нет, и фигурки можно рассмотреть со всех сторон.

Иногда скульптуры сами диктуют место своей установки, и порой приходится изменять под них интерьер. Надо заметить, что это стоит того, ведь произведение искусства привносит в дом то самое - красивое, вечное…

Интерьерная скульптура это отражение Вас и вашего уникального мира.

Благодаря интерьерной скульптуре вы можете сделать ваш дом неотразимым, то есть достойным своих владельцев.

Прекрасная патинированная бронза и бархатная матовость полированного камня превратят ваш дом в изысканный дворец. Красивые авторские скульптуры всегда будут радовать глаз, доставляя удовольствие и гордость, а так же восхищение гостей.

Интерьерная скульптура сделает пребывание в доме настоящим событием. Вы окружены плавными линиями скульптурных композиций, любуетесь их изящными силуэтами, наслаждаетесь томным мерцанием драгоценных металлов и ощущаете бессмертное течение жизни. Вы боги в своем мире красоты и гармонии.

Скульптура для интерьера.

Ваш дом выглядит скучно? Так украсьте его. Вот несколько советов.

Лепнина. Не стоит везти ее из Италии. Русские мастера с успехом исполнят любой орнамент и рисунок. Даже могут и разработать что то новенькое специально для вас.

Бронзовые интерьерные аксессуары. Ни что так не придает шарм помещению, как нюансы - дверные ручки, зажимы для штор, вентиляционные решетки. Закажите их в виде любимого животного и оно все время будет рядом охраняя ваш покой.

Скульптурное творчество . Если вы хотите сделать что то своими руками - выберете свободную стену и с помощью гипса и мастерка сотворите свой собственный скульптурный шедевр. Предварительно все же хорошо получить консультацию у скульптора.

Материалы для скульптуры

Попытка выполнить из камня «летящую» фигуру оборачивается физическим ощущением тяжести, а вырезанный из дерева портрет не передает эмоций. Скульптура должна «читаться», вызывать эмоции и соответствовать окружающему ее пространству. Именно для этого существуют особенности различных материалов и работы с ними.

Изготовление скульптур из природных материалов

Пластилин

Рассматривая основные материалы для скульптуры, первое место в этом творческом процессе несомненно нужно отдать пластилину. Помните, как в детстве мы любили лепить из пластилина всякие фигурки. Работать с пластилином легко, но скульпторы чаще всего используют этот материал для создания макетов будущего творения. Сама скульптура из пластилина невелика и недолговечна, поэтому по ее образу создается работа из метала, дерева, камня или пластика.

Глина и гипс

Глина считается более мягки и пластичным материалом, чем пластилин. Из глины, как и из гипса можно сразу сделать готовую скульптуру , которая высохнувбудетрадовать Ваш взгляд. Этот материал способен передать малейшие эмоции и легкие движения, а плавные линии позволяют остановить мгновенье.

Кроме того в глину можно добавить краситель или нанести краски поверх уже готовой высушенной скульптуры. Ее такжеможно покрыть слоем лака, чтобы уберечь от внешнего воздействия. Глина и гипс подойдут в качестве материалов для относительно небольших скульптур. Плюсом работы с этими материалами является то, что конечный результат виден в процессе изготовления скульптуры.

Стекло

Мы привыкли к тому, что стекло используется преимущественно в качестве посуды, ваз или маленьких стеклянных фигурок. Но стекло может быть использовано и в качестве материала для скульптур больших размеров. Стекло - самый долговечный материал. Оно не подвергается никаким химическим или погодным воздействиям. Единственный недостаток - это его хрупкость.

Современные технологии позволяют делать изделия из достаточно толстого стекла, которое выдерживает падение с небольшой высоты. Как и в случае с созданием витражей , здесь стекло также может быть разноцветным.

Этот вид материала позволяет сделать скульптуру в скульптуре. Когда внутри прозрачного дома может находится цветной интерьер, а в большом плюшевом медведе может биться горячее красное сердце. Работа со стеклом требует большого мастерства, но смотрится очень оригинально. Кроме того стеклянные скульптуры заигрывают с источниками света, создавая причудливые тени на стенах и потолке.

Дерево

Дерево менее пластичный материал для изготовления скульптуры. Оно имеет свою особую структуру и текстуру. Вместе с тем дерево достаточно легкий и распространенный материал для работы скульптора. Деревянную скульптуру можно разукрашивать, вскрывать лаком, размещать как внутри, так и снаружи Вашего дома. Такие произведения искусства могут иметь достаточно большие размеры. А широкая разновидность пород дерева дает мастеру практически неограниченные возможности. Но стоит помнить, что дерево требует хорошей сушки, чтобы не растрескаться под воздействием колебания температур.

Камень

Камень ранее был достаточно распространенным материалом для изготовления скульптуры. Сегодня он пользуется не столь большой популярностью из-за высокой цены и сложности работы. Так же как и дерево, разные породы камня имеют разные свойства - структуру, текстуру, пластичность и пр.

Мрамор, к примеру, очень красивый и мягкий камень. Только что добытый мрамор можно резать ножом, поэтому скульптуры из этого материала так хорошо передают тонкие особенности человеческого тела. В то же время мрамор очень прихотлив к внешним воздействиям. Благодаря пористой структуре он, как губка, впитывает влагу, из-за чего меняет цвет. Чтобы избежать этого мраморные садовые скульптуры накрывают чехлами, а уже влагу «вытягивают» с помощью специальных средств.

Гранит - более выносливый камень, но не такой пластичный, как мрамор. Зато более долговечный и крепкий. Работа с гранитом строится преимущественно на прямых линиях и правильных геометрических формах, так как плавность линий плохо передается плотной структурой камня. Но в руках мастера даже из бездушного грубого камня вырастают и распускаются живые цветы.

Металл

Самый простой в работе для скульптора металл. Для того, чтобы отлить скульптуру, нужен ее точный макет, сделанный из пластилина, глины или гипса. Если скульптура большая, макет может быть выполненв меньшем размере.

Метал, как и стекло, очень пластичный и стойкий к механическим повреждениям. В зависимости от типа выбранного металла его можно окислить или покрыть специальным напылением. Для большей выносливости методом гальванопластики тонким слоем металла покрывают даже бетонные скульптуры.

Скульптуру из металла можно отливать частями и собирать на месте. Пустотелую металлическую скульптуру можно прикрепить к стене или потолку, украсить ею легкие архитектурные конструкции. Преимущество металла - его способность передавать легкость движений и разнообразие форм.

Пластик

Пластик сегодня - самый распространенный материл для скульптуры. Работать с ним легко и быстро. Он принимает практически любые формы. И хотя мелкие морщинки на лице пластиковой скульптуры сделать довольно сложно, выносливость и практичность данного материала делают его универсальным для практически любого помещения.

Пластик - легкий материал, поэтому скульптура из него может легко крепиться где угодно: от стен и потолка внутри помещения до фасада снаружи. Он может иметь самые различные цвета и оттенки, пропускать сквозь себя свет. Работу с пластиком облегчают современные технологии - плоттеры и 3D-принтеры. Но сделанную мастером скульптуру отличает ее наполненность и смысл.

От задуманной Вами скульптуры, эмоций и состояния, которые Вы хотите передать, зависит выбор материала. Он может как раскрыть Вашу задумку, так и полностью ее погубить. Также при выборе материалов для скульптуры важно, где и как она будет располагаться. То есть угол зрения, падающий свет и окружающий скульптуру интерьер или пейзаж могут подчеркнуть Вашу оригинальную идею, придать ей наполненность и завершенность. Поэтому перед тем, как приступать к работе, рекомендуем Вам проконсультироваться со специалистами нашей студии художественной росписи и Вы гарантировано получите превосходный результат.

Скульптор

Скульптор - это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых.

Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.Сократ

Скульптор (от лат. sculpo вырезаю, высекаю) - это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых.

Профессия скульптора является одной из самых интересных и древних. Первые ее проявления относятся еще к доисторическим временам. История искусства скульптуры и ваяния начинается примерно за тридцать веков до н.э., со старейшего культурного народа древнего мира, египтян.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого выполняются из пластических или твердых материалов (глины, камня, металла, дерева, воска, кости и др.) и имеют объёмную форму. Скульптура обычно изображает людей, животных или иные объекты природы. Художника, работающего в этой области искусства, и называют скульптором или ваятелем. Главной его задачей является изображение человека, животного в реальном или идеализированном мире.

Создание скульптуры - долгий и кропотливый процесс. Сначала скульптор получает заказ или сам выдумывает будущее произведение. Далее мастер проводит подготовительные работы (собирает необходимый материал по исторической личности или событию, решает в какой форме будет выполнена скульптура, из каких материалов и в какой технике). Следующий этап работы - создание эскиза из пластичного материала. После окончания необходимых приготовлений, мастер приступает к изготовлению самой авторской скульптуры из конечных материалов. Эти творческие люди могут быть “свободными художниками”, не приписанными к какой-либо организации, и творить в собственной студии. Либо работать в скульптурных мастерских, в организациях, занимающихся ритуальными услугами и пр. Большинство - выполняют конкретные заказы от клиентов (например, на садово-парковую скульптуру или надгробные плиты). Редкие мастера могут позволить себе работать для себя.

Скульпторы работают с различными материалами и в различных техниках.Например, можно вылепить фигуру из пластилина, а затем с ее помощью изготовить форму для отливки этой фигуры из металла. Можно создавать скульптуры из глины, гипса, высекать их из камня, из дерева и даже изо льда. Скульптор может применять чеканку, сварку, литье. А помимо традиционных материалов использовать достижения современных технологий (например, полимеры), старые, отработавшие свое механизмы и пр. Все зависит от творческих задач.

Скульптура бывает круглой, т.е. обозримой со всех сторон, и рельефной, т.е. расположенной на плоскости и видимой лишь с одной стороны.По назначению скульптуры можно разделить на несколько видов: монументальная скульптура, монументально-декоративная (парковая скульптура, фонтаны, урны и т.д.), станковая (предназначается для выставок, музейных экспозиций и домашнего интерьер) и мелкая пластика (статуэтки, модели, медали и пр.).

Жанры, в которых работает скульптор, также разнообразны: это портреты людей, изображения бытовых, исторических сюжетов, животных. Реже встречаются скульптурные фрагменты ландшафтов, натюрморты.

Необходимые профессиональные навыки и знания

    знание техники скульптуры и технологии скульптурных материалов;

    знание основ изобразительного искусства;

    знание истории зарубежного, отечественного искусства и культуры;

    знания в области культуры и искусства по вопросам монументальных ансамблей и произведений скульптуры;

    способности к образному представлению предметов, процессов и явлений;

    способности к созданию образа по словесному описанию;

    художественные способности;

    чувство вкуса, чувство гармонии, чувство симметрии;

    развитый эстетический и художественный вкус.

Личные качества

    физическая выносливость;

    внимательность;

    терпеливость;

    аккуратность;

    хорошая память;

    целеустремленность;

    хороший глазомер (линейный, угловой, объемный);

    абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления;

    интуитивное мышление, творческое мышление;

    хорошая координация движений обеих рук;

    умение импровизировать;

    зрительная память;

    умение предвидеть результат.

Место работы

    скульптурные мастерские и студии;

    организации, занимающиеся ритуальными услугами;

    частная практика.

Зарплата и карьера

Самый большой спрос на услуги мастеров по граниту и мрамору наблюдается в сфере ритуальных услуг. Сюда можно устроиться штатным скульптором. Также ритуальные центры или гранитные мастерские периодически привлекают специалистов под конкретные заказы, чаще всего нестандартные. Зарплата скульптора в этом случае сдельная. Другой вариант трудоустройства - студии или дизайн-бюро.

Скульпторы могут участвовать в различных фестивалях скульптуры. Фестиваль российской скульптуры в “Доме Нащокина” в Москве проходил с 18 октября по 15 декабря 2012 года. Но в известных выставках принимают участие уже именитые, популярные скульпторы современности. А вот, например, в Сибирском фестивале снежной скульптуры могут принимать участие практически все желающие, обладающие талантом и опытом.

Обучение

Образование скульптор получает в высших учебных заведениях по специальности “Скульптура”.

Ведущие ВУЗы Москвы:

    Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова (МГАХИ);

    Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

    Скульптура - что такое? Знаменитые скульптуры Искусство и развлечения Искусство Ав. Антон Савчук November 8, 2014 Стремление к прекрасному, выраженному в искусстве, - это едва ли не единственное, что отличает человека от животного. С самых древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, в перерывах между охотой и выживанием выводя узоры на стенах своей пещеры. С развитием человечества развивалось и искусство, которое принимало все новые и новые формы. Одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура. Что такое скульптура и какие её виды существуют - об этом расскажет данная статья. Главный объект скульптуры - человек, хотя она может изображать также животных или какие-либо другие предметы. В зависимости от того, какой материал используется, выбираются и соответственные методы их обработки. Это может быть лепка, ковка, чеканка или литье. Прежде чем начать рассмотрение любого понятия, следует дать ему конкретное определение. Что такое скульптура и каковы её характерные особенности? Сложность состоит в том, что ответить однозначно на этот вопрос не так уж и легко. Однако мы попробуем разобраться в нем. Определение: «Что такое скульптура?» Многообразие вариантов Любое понятие или феномен трактуются по-разному. Причина этого в том, что каждый искусствовед смотрит на проблему под своим углом. Поэтому каждый вырабатывает свое значение понятия «скульптура». Что такое скульптура, можно узнать из различных толковых словарей. Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура - это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья. скульптура что такое В толковом словаре Ушакова можно отыскать следующее определение: «Скульптура - это искусство изготовления объемных или выпуклых изображения - статуй, барельефов и прочее». Однако нужно отметить, что все источники сходятся в том, что скульптура - это особый вид изобразительного искусства. И в этом сомневаться уж точно не приходится. Скульптура. Что такое скульптура? Сам термин происходит от латинского слова «sculptura», что дословно переводится как «ваяние», или «резьба». Кстати, термин «ваяние» очень часто используется в качестве синонима слова «скульптура». Очень удачно охарактеризовал ее Сергей Соболев, талантливый молодой художник: «это область чувств, связанная с формой». Основой любой скульптуры должна быть именно форма, древний язык которой доступен и понятен любому человеку. История скульптуры Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе - яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше. Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека - гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура. Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров древнегреческой скульптуры можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других. Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени - Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы. Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура. определение что такое скульптура В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре. Основные виды скульптур К основным видам скульптуры относятся: круглая скульптура (собственно, статуи и бюсты); рельефная скульптура (барельефы и горельефы); станковая скульптура; монументальная скульптура. Также выделяются некоторые специфические виды этого искусства: миниатюрная скульптура, кинетическая, ледяная, парковая и другие. По жанру скульптура бывает портретной, бытовой, исторической, символической. изготовление скульптур Процесс изготовления скульптур Изготовление скульптур - занятие нелегкое, требующее определенных навыков и кропотливого труда. Как только у скульптора появляется идея произведения, он начинает её воплощение с изготовления макета уменьшенного размера. Только когда макет будет полностью готов, можно переходить к самой скульптуре. Для ваяния статуи нужны фундамент и стальной каркас. Затем художник начинает покрывать этот каркас глиной до тех пор, пока не получит скульптуру, близкую к своему макету по внешнему виду. При этом он использует специальные инструменты для лепки - стеки, а также свои собственные руки. Важно обеспечивать постоянное увлажнение материала при лепке, чтобы он не начал трескаться. Когда лепка закончена, скульптор делает точный слепок своего творения из материала, который крепче глины. После этого, на основе слепка, скульптуру можно будет изготовить из любого другого материала - камня, стали или бронзы. Стоит отметить, что ни одно великое скульптурное произведение не обходится без предварительной лепки и изготовления слепка. Хотя в истории скульптуры были мастера, которые работали сразу с исходным материалом. Одним из таких был и великий творец Микеланджело. Скульптура как украшение парков Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов. парковая скульптура В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село. Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура - это создание настоящих шедевров из живых растений - деревьев или кустов.

Самые известные мировые скульптуры

Знаменитые скульптуры мира завоевали популярность благодаря своим особенностям. Предлагаем вашему вниманию пятерку самых известных мировых скульптур. 1. Самая знаменитая из древних скульптур - это статуя богини Афродиты, известная также как Венера Милосская. Культовое изваяние из мрамора было изготовлено еще во втором веке до нашей эры и сохранилось до наших дней. Сегодня эту двухметровую скульптуру можно увидеть в специальной галерее Лувра. 2. Самая высокая скульптура - это статуя Будды Вайрочана в Китае (провинция Хэнань). Общая высота памятника - 158 метров, работы по его возведению были закончены в 2002 году. Скульптура выполнена из литой меди, а общая стоимость этого проекта составила около 55 миллионов долларов. 3. Самая загадочная скульптура - это изваяния Моаи на острове Пасхи. Ученые предполагают, что статуи - дело рук мастеров древней Полинезии и размыто датируют их первым тысячелетием нашей эры. произведения скульптуры 4. Самая патриотическая скульптура - это всемирно известная статуя Свободы - своеобразный символ американского народа. Она также является второй по высоте на планете. знаменитые скульптуры 5. Самая золотая скульптура - это статуя Будды, находящаяся в Таиланде, в храме Ват Траймит.

С давних времен люди украшали свои жилища фигурками, вырезанными из кости, дерева или камня. Некоторые из них становились первыми игрушками, а другие – оберегами, защитниками дома. Шли века, а скульптура в интерьере домов оставалась, только разнилась качеством да материалами. В крестьянских домах жили раскрашенные деревянные и глиняные собачки, птички и человечки, а в аристократических – за порядком в доме следили каменные львы, да гипсовые античные статуи. Скульптура больших и малых форм прекрасно вписывалась в классический и этнический стили. Однако развитие современного искусства предложило дизайнерам достойные образцы и для апартаментов в стиле модерн, минимализм, хай-тек. Но как правильно выбрать скульптуру для дома?

Скульптура выполняет чисто декоративные функции, ею даже дырку на обоях не закроешь, как картиной. Хотя некоторые умудряются использовать античные статуи в качестве вешалок. Но тем самым только подтверждая, что скульптура способна раскрыть внутренний мир хозяев, а также подчеркнуть вкус и индивидуальность, или их отсутствие.

Для того чтобы правильно выбрать это украшение для дома, задайте себе следующие вопросы:

1. Какого вида нужна:

  • круглая (статуи различного размера, бюсты, скульптурные группы);
  • рельеф: горельеф (если более, чем на половину выглядывает из стены) и барельеф (если менее).

2. Какой жанр больше нравится:

  • портрет (бюст и фигурки людей);
  • изображения представителей животного и растительного мира;
  • изображения исторических сцен, мифологических сюжетов, богов и святых;
  • символические изображения (змея, кусающая свой хвост, три обезьянки и т.д.).

3. Материал статуи:

  • керамика и фарфор;
  • гипс;
  • дерево (дуб и липа);
  • камень (гранит, мрамор, оникс, малахит, известняк и пр.), в том числе искусственный;
  • поделочные и полудрагоценные камни;
  • хрусталь и стекло (прозрачное, матовое и цветное);
  • металл (сталь, чугун) и сплавы (бронза, латунь, медь);
  • драгоценные изделия (золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни);
  • прочие (лед, песок, бумага).

Исходя из перечисленных материалов видно, что такие украшения можно получить с помощью лепки, литья, высекания, ковки и чеканки.

4. Какого размера предполагаемая статуя:

  • большая (максимум до 1 метра, устанавливается на постамент);
  • средняя (до полуметра, ставится на каминную полку, стеллаж, стол и т.д.);
  • миниатюрная (часто является предметом коллекционирования, поэтому требует отдельных выставочных шкафов с подсветкой, иначе можно поставить на полку, комод или консоль, журнальный столик).


Для расположения скульптуры требуется больше свободного пространства, эффективного освещения и хорошего заднего фона. Она – декоративный элемент, чье место должно быть идеально продумано. Маленьким статуэткам особенно нужно свободное пространство, чтобы не потеряться среди других вещей.

4. Где вы хотите ее поставить:

  • в гостиной уместны большие и средние статуи или бюсты, но только в больших комнатах. Иначе лучше обратить внимание на миниатюрные статуэтки. Не нужно делать из комнаты музейное помещение: достаточно одной большой или нескольких маленьких скульптур;
  • в спальне можно поставить статуэтки среднего размера у изножья кровати, а миниатюрные – на туалетном столике;
  • в детской лучше обойтись без дорогих, хрупких и металлических изделий, которые могут пострадать при общении с ребенком или причинить ему вред;
  • в рабочем кабинете скульптуру лучше поставить на полку или письменный стол, поэтому нужно выбрать небольшую и солидную статую, которая будет уместна в этой комнате (гипсовых хрюшек тут обычно не ставят).

5. В каком стиле оформлено помещение:

  • классический – гипсовые и мраморные реплики античных скульптур, гипсовые маски, бюсты выдающихся людей и т.д;
  • прованс и рококо – фарфоровые ангелочки, пастушки, смешные зверюшки, пасторальные сценки;
  • русский – деревянные и глиняные фигурки, созданные в технике гжель, матрешки и т.д.;
  • стиль Юго-Восточной Азии – бронзовые и костяные фигурки Будды, драконы и прочие мифические существа;
  • минимализм – строгие, плавные и лаконичные формы изделий из бронзы, металла, некрашеных дерева и керамики. В минималистском интерьере достаточно одной-двух статуэток людей, животных или абстракции. Кстати, при оформлении интерьера скульптурой разрешается пользоваться копиями музейных шедевров, чего нельзя позволить при выборе картины.

6. Какие прочие элементы декора вы намерены использовать?

Скульптура в интерьере комнаты должна соответствовать отделочным материалам, вазам, светильникам, коврам, обивке и т.д. Смешивать предметы, принадлежащие к различным стилям, позволительно лишь при оформлении комнаты в стиле эклектика, фьюжн или винтаж.

А в вашем доме есть статуи или статуэтки? Как вы вписали их в интерьер? Поделитесь с нами на странице группы в социальных сетях.

Скульптура может изменить облик практически любого интерьера, придать ему более величественный и торжественный вид, органично дополнить и подчеркнуть существующую концепцию интерьера. Скульптура может быть как исключительно декоративной, так и утилитарной. Современная скульптура очень разнообразна по материалу, стилю, назначению, однако во всех случаях нужно подбирать скульптуру так, чтобы она гармонировала с предметами интерьера и соответствовала общему стилю помещения.


Немного истории

Украшать скульптурой интерьер стали еще во времена античности. Древнегреческие мраморные статуи олимпийских богов, барельефы на мифологические сюжеты украшали многочисленные храмы, дворцы и площади. В повседневной жизни декором жилищ греков становились небольшие по размеру скульптуры (чаще всего копии известных произведений).
Скульптура превратилась в предмет роскоши в Древнем Риме. Мрамор, слоновая кость, полудрагоценные камни, золото делали скульптуры того времени главным элементом интерьера.

Скульптура с тех времен претерпела множество различных изменений, прочно закрепившись в интерьерах жилых домов (интерьерная скульптура), административных зданий, в парках, скверах и на площадях городов (монументальная скульптура).
Меняются времена, и с ними вместе меняется представление о форме, размере и назначении скульптуры. Традиционные бюсты и фигуры соседствуют с абстракционистскими, модернистскими и концептуальными инсталляциями и арт-объектами.

Стиль, место и размеры

Скульптура - очень эмоционально выразительный элемент интерьера, поэтому она может как украсить комнату, так и внести диссонанс в ее убранство. Как скульптура будет смотреться в интерьере, зависит от многих факторов. В первую очередь, это стилевое решение и назначение помещения. Так, в антикварный интерьер кабинета с дорогой мебелью не впишется матрешка, а классическая скульптура будет чужеродным пятном в кантри-интерьере. Только поменяв их местами, можно достичь желанной гармонии.

Скульптура чаще всего становится элементом интерьера кабинетов, гостиных, спален. Так, респектабельный кабинет украсит классическая скульптура из черного мрамора. В антикварный интерьер она внесет законченность, а традиционные бюсты и фигуры будут идеально смотреться в классическом интерьере гостиной.

Нельзя не сказать про абстрактные формы, выполненные из стекла, керамики, металла или дерева, которые отлично вписываются и задают определенную динамику интерьерам в стиле минимализма или хай-тек. Для минималистских интерьеров подойдут лаконичные работы, без излишнего декора, с четкими и простыми формами, а для высокотехнологичных интерьеров понадобятся изделия из новых, необычных по фактуре или свойствам материалов, желательно фантастических, космических форм и сложной конструкции. Современное искусство осваивает новые техники и часто создается из нестандартных материалов. Например, популярный ныне треш-арт - это вещи и композиции (от скульптур до настенных панно), материалом для которых становятся обычный мусор и старые вещи. В чутких руках художника гнутые ложки, рваные чемоданы, неработающие телефоны, замки, потерянные ключи и другой хлам обретает новую жизнь, становясь настоящим произведением искусства. Такие чудо-скульптуры - выбор очень неординарных личностей и принадлежность нестандартных интерьеров.

Располагая скульптуру в интерьере, не менее важно отвести ей нужное место сообразно с ее размерами и стилем. Так, для большой классической скульптуры нужно пространство, в тесной комнате она будет смотреться чужеродно. Важно также определить ракурс, с которого фигура будет рассматриваться, необходимо учитывать цвет фона и совместимость скульптуры с другими элементами интерьера.

Материалы

Для изготовления скульптур используют различные материалы. Традиционно это мрамор, дерево, гипс, бронза и чугун, керамика. В последнее время возрос интерес именно к керамическим изваяниям. Они обладают целым рядом достоинств. Во-первых, керамическая скульптура может быть выполнена в любом стиле - от классики до кантри и модерна, а значит, впишется в любой уже готовый интерьер. Во-вторых, керамика способна принимать в умелых руках художника любую форму - от барельефа до статуи или бюста, позволяя воплощать любые идеи не только скульптора, но и ваши личные. Керамическая скульптура может быть не только украшением интерьера, но и нести функциональную нагрузку. Благодаря возможности создавать различные формы, керамика может стать украшением даже небольшой квартиры.

В-третьих, керамические вещи очень функциональны: краски на них не выцветают, они не собирают пыль, не подвержены воздействию воды, прекрасная фактура материала не надоедает и всегда привлекает внимание. В отличие от мрамора, гипса, бронзы, чугуна, камня, глина - это материал теплый, уютный, а именно это бывает так необходимо городскому человеку. Единственный недостаток керамики - ее хрупкость, с которой вполне можно мириться, учитывая перечисленные достоинства.

Мастерство побеждает

Если вы решились украсить свой дом скульптурой, то лучше, если к мастеру вы обратитесь на начальном этапе, когда интерьер еще только задумывается. В этом случае вы можете быть уверены, что скульптура впишется в любой интерьер и будет смотреться в нем вполне естественно.

И еще, скульптура - удовольствие довольно дорогое. Дешевый ширпотреб способен лишь испортить впечатление от вашего интерьера. Настоящее же произведение искусства может создать лишь хороший мастер. Лишь в этом случае ваша скульптура будет радовать вас и, возможно, станет настоящей семейной реликвией, синонимом домашнего уюта и тепла.

Материал подготовила Анна Разумовская
Использованы фотографии работ
художественной мастерской
«Керамика Красновой»

Инсталляция Тани Колпаковой "Искусство в вашем доме"







Современный интерьер отличается плюрализмом невероятного размаха – в нем прекрасно уживается система «умный дом» и текстиль ручной выделки, брендовый диван всемирно известного дизайнера и бабушкин буфет со стеклянными вставочками, бытовая техника почти космического уровня и авторские произведения искусства.

Фото на заставке: работа скульптора Олега Киевского (Москва)


После всякого рода революций – социальных, технических и эстетических – искусство вернулось в нашу повседневную среду обитания. Десятилетия вынужденной аскезы не уничтожили в человеке тягу к прекрасному, и как только 12 квадратных метров на душу населения перестали быть жилищной нормой, в современном доме появилось искусство.

Однако, если живопись так или иначе находит путь к сердцам и жилищам людей, то скульптура в интерьере встречается нечасто. Сразу отметим, что речь не идет о декоративной пластике и предметах под общим именем « интерьерные аксессуары»: разножанровые декоративные статуэтки и эффектные трехмерные объекты легко входят в наше предметное окружение.

А вот станковая скульптура – скорее исключение, чем тренд. Хотя какие-нибудь сто лет назад скульптурные произведения украшали не только дворцы, но и более скромные интерьеры. Мраморные или бронзовые бюсты и фигуры, скульптурная анималистика, символические и аллегорические изображения находили место как в парадных, так и приватных зонах жилища: в кабинетах и гостиных, каминных и бильярдных комнатах, столовых, холлах и спальнях.

Но сегодня традиция скульптурного убранства дома не спешит возвращаться, а почетные места в интерьере занимают живописные и прикладные работы. Возможно, это объясняется тем, что живописи достаточно плоскости стены, а скульптура требует пространства. И не всегда в современной квартире или доме найдется место, где хозяева готовы «поселить» скульптурное изображение.

Чтобы приобрести станковую скульптуру, недостаточно желания и денег: нужно пересмотреть возможности существующего пространства, создать для нее новое или заложить присутствие скульптуры на стадии проектирования интерьера.

И вообще, насколько и в каких случаях скульптура уместна и даже необходима в современном жилом интерьере? Как она взаимодействует с ним? Какова ее роль и место? Каких особых условий она требует – или не требует? Кто и зачем покупает скульптуру? Или не покупает и почему?

А может, время станковой скульптуры ушло безвозвратно?

Мы решили выяснить все эти вопросы у людей, которые связаны со скульптурой. В числе наших экспертов – известные скульпторы, дизайнеры, искусствоведы и галеристы Екатеринбурга.

Ответы мы получили разные, иногда прямо противоположные, но в каждом случае – искренние, заинтересованные и очень профессиональные.

Андрей Чернышов , скульптор

Юрий Крылов , скульптор, профессор УГАХА

Ольга Арапова , дизайнер

Елена Крутских , дизайнер

Мария Койра , дизайнер

Таня Колпакова , дизайнер

Игорь Аболин , Открытый аукцион «Татьянин день»

Анатолий Михуля-Морозов , «Белая Галерея»

Скульптура в жилом пространстве: обстоятельства места

Ольга Арапова, дизайнер

– Мне кажется, в современном мире мы не можем позволить себе скульптуру в интерьере. Даже богатые люди сегодня строят маленькие дома, никто не строит дворцов, в которых исторически обитала станковая пластика.

Ведь мало купить и установить скульптурное произведение – нужно еще заложить десяток или, пожалуй, несколько десятков квадратных метров для его полноценного восприятия. Круглая скульптура требует пространства, в котором она могла бы явить всю свою красоту. А кроме того, нужна свобода безопасного передвижения людей, если мы говорим о жилом интерьере.

Андрей Чернышов, скульптор

– Если говорить о скульптурных произведениях в современном жилом пространстве, то по большому счету для создания интерьера скульптура не нужна. Дизайнер реализует проект, выполняет свою задачу и не хочет нажить себе дополнительных трудностей, связываясь с художественным произведением.

Единицы дизайнеров хотят создать интерьер, которым можно блеснуть, в основном же проекты похожи друг на друга, потому что укомплектованы более или менее одинаковыми материалами. И это пока всех устраивает.

Мария Койра, дизайнер

– Совершенно согласна с тем, что в современных квартирах зачастую нет места для скульптуры, в отличие от живописи, для которой стена всегда найдется. Объемная пластика может существовать в жилом интерьере, если это дома и коттеджи большой площади.

Скульптура в частном интерьере возможна, но при этом и клиент должен иметь потребность в ней. Ведь созерцать прекрасное хочется тогда, когда все остальное в порядке.

Таня Колпакова, дизайнер

– Как и любой другой вид искусства, скульптура для меня не является чем-то особенным и требующим специальных условий. В восприятии любого искусства важно одно – любить его, хотеть его, чувствовать и понимать.

Да, скульптура требует немного больше места, но она дает другие ощущения и возможности. Она может жить в вашем доме: на комоде и на полу, на камине и книжной полке, на специальном постаменте и просто на письменном столе. Сопровождая вас повсюду, она не требует стены и гвоздя.

Как ввести скульптуру в интерьер: обстоятельства действия

Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»

– Скульптуру сегодня покупают редко, и с чем это связано – можно попытаться выяснить или предположить. И дело не только в том, что скульптуре необходимо пространство, которое все стараются экономить в любом интерьере, будь то квартира или особняк. Ее можно экспонировать на любой площади, если делать это грамотно.

За время моей работы у нас было продано очень немного скульптуры. В нашей постоянной экспозиции есть разные произведения пластики: небольшие бронзовые фигурки, несколько торсов из дерева, коллекция латунных собак. Вот, пожалуй, и все. А на торги мы выставляем только живопись и графику.

Елена Крутских, дизайнер

– Скульптура всегда интересна в любом интерьере. Даже в небольшой квартире можно поставить бюст на пьедестале или абстрактную форму, ведь она – тоже скульптура. Само собой разумеется, что нужно большое пространство.

В своей дизайнерской практике нам приходилось использовать различные скульптуры в проектах. Так, в классический интерьер домашней библиотеки хорошо вписалась двухметровая абстрактная фигура.

Мария Койра, дизайнер

– К вопросу, в какой интерьер – какая скульптура? Да в любой интерьер можно подобрать соответствующую. Я неравнодушна к современным минималистичным интерьерам, где много воздуха, и в такое пространство я бы подобрала какую-нибудь странную скульптуру, возможно, абстрактную.

В моей практике еще не было ситуации подбора скульптуры, но как-то заказчик спрашивал, что поставить в кабинете. Думаю, не обязательно закладывать конкретную скульптуру на стадии дизайн-проекта, если ей отводится второстепенная роль. Если же это немаловажная или даже ключевая деталь интерьера, хоть и с декоративной функцией, то в таком сценарии нужно все продумать заранее.

Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»

– На мой взгляд, приобретение и размещение в интерьере любого объема – скульптуры, вазы, рельефа, авторской куклы – дело очень интимное. Зритель и произведение искусства должны слиться в душевное единство... Особенно это относится к станковой скульптуре. Ибо зрители – возможные владельцы – имеют свойство ее одушевлять.

И если смогут «договориться», то скульптурное произведение обретет владельца надолго, оно станет частью того пространства, где будет жить вместе с домочадцами. Расстаться со скульптурой потом будет очень трудно – она становится частью быта и бытия.

Знаю это по своему опыту и опыту других собирателей: картины имеют свойство кочевать по стенам, а скульптура, однажды заняв «свое» место, уже его не меняет.

Скульптура как вид искусства: обстоятельства времени

Юрий Крылов, скульптор

– Если сделать беглый исторический обзор, то в частном интерьере скульптура появилась еще в эпоху Рима. В Средневековье произошел провал по религиозным причинам и новый взлет скульптуры – это уже Возрождение. Скульптура стала частью европейской дворцовой жизни, а затем появилась и в жилищах горожан.

В Европе эта традиция не прерывалась никогда, у нас же в силу общеизвестных причин скульптура выродилась в идеологическую: памятники по всей стране и бюсты вождей в каждом советском доме. Скульптура как вид искусства не могла развиваться, постоянно находясь под давлением разного рода обстоятельств.

И вдруг произошло нечто такое, что могло бы «оживить» скульптуру! Когда пришли «малиновые» 90-е и художники остались без работы, вдруг потребовались какие-то необыкновенные горшки, чтобы не такие, как у соседа, садовые гномики, фонтаны, портреты.

И вроде бы – ура! Но началось приспосабливание искусства к обстоятельствам, что не могло не отразиться на качестве скульптурных произведений.

Елена Крутских, дизайнер

Да, в Европе традиционно скульптура – часть интерьера, придающая пространству особое значение и элегантность. В европейских интерьерах присутствует много абстрактных форм больших размеров. Чаще, конечно, в общественных, но и в частных домах можно увидеть скульптуру, иногда отдельные части пластичных форм.

Если говорить о присутствии скульптуры в современном интерьере, то, на мой взгляд, здесь более уместна абстрактная пластика. Она органично впишется в минималистский интерьер, а классический смягчит и добавит в него особый штрих.

Таня Колпакова, дизайнер

– Скульптурой можно любоваться со всех сторон, ее можно поворачивать, трогать, держать в руках, если она небольшого размера, носить или возить с собой. Она почти живая! Иногда с ней можно поговорить или послушать музыку, почитать, а еще просто жить рядом с ней. И восхищаться.

Сделанная из шамота, гипса или бронзы, настоящая скульптура вызывает огромное количество чувств. Сначала поражает форма, потом детали, пластика, мастерство и идея мастера… Хотя, у всех по-разному получается влюбиться в скульптуру. А без любви в нашем доме не будет жить искусство. НИКАКОЕ!

Вопрос «цена-качество»: что почем и почему?

Ольга Арапова, дизайнер

– Хочу заметить, что площадь – не единственное препятствие для введения скульптуры в повседневную среду человека. Мне кажется, у нас в городе трудно найти скульптуру, которую безоговорочно хотелось бы иметь в доме.

Есть несколько авторов, чьи работы – при всем моем уважении к ним – я не могу взять ни в один свой в проект. Одни слишком брутальны для интерьера, другие чрезмерно гламурны, что-то не подходит по масштабу, а что-то просто находится для меня вне зоны эстетических характеристик.

И еще один немаловажный аспект – цена. Я понимаю, что труд скульптора дорогого стоит, но когда, например, с одной формы делают серию отливок и все продают по одной, очень высокой цене уникального произведения – это уже тираж. Тогда и стоить работа должна соответственно.

Юрий Крылов, скульптор

– Как же определить ценность и цену скульптуры? Кто оценит? Сколько это стоит и нужно ли это вообще? Как делать оценку для покупателя? Кого можно считать авторитетным специалистом в этом вопросе?

На Западе богатые люди покупают у известных галеристов, которые дорожат своей репутацией на рынке. У нас такого нет. Если даже человек захочет купить скульптуру, он абсолютно не защищен. Нет ориентира, по которому можно определить, что хорошо, а что плохо.

Анатолий Михуля-Морозов, «Белая Галерея»

– Сегодня у нас очень востребована антикварная камерная пластика, и все, что предлагает рынок, практически раскуплено: скульптура ар нуво с ее тончайшей проработкой, этническая скульптура разной географии из дерева, кости, камня. Все эти вещи приобретают люди, которые понимают скульптуру, чувствуют материал и ценят мастерство обработки.

Ведь скульптура – это, в первую очередь, материал. Мрамор, бронза, которые прошли проверку временем и остаются классическими материалами для создания станковой скульптуры.

В Екатеринбурге ситуация с покупкой скульптуры, я бы сказал, невнятная. За время моей галерейной практики удалось продать одну объемную вещь – это была скульптура из металла, трансформирующаяся в мангал.

О льга Арапова, дизайнер

– Если скульпторы хотят «продаваться», им самим придется изменить свой подход к скульптуре и ее судьбе, пойти « в народ» и сделать что-то, чтобы их искусство было востребовано.

И не обязательно это должна быть станковая скульптура в энциклопедическом смысле, пусть это будет вещь с неким прикладным смыслом. Как это делают, например, Бранд и ван Эгмонт в своих уникальных скульптурах-светильниках, всякий раз предлагая новую версию даже на базе существующей модели.

Скульптура в исторической перспективе: вчера, сегодня – а завтра?

Андрей Чернышов, скульптор

– Почему станковая скульптура так плохо востребована? Сегодня, кроме малой пластики, существует огромное разнообразие видов и форм искусства. Современный человек интересуется больше какими-то визуальными эффектами. К сожалению или к счастью, но классическая скульптура себя просто исчерпала в тех темах, сюжетах и материалах, в которых она традиционно существовала.

Она должна стать иной, откликаться на требования времени, а художник должен чувствовать, что нужно обществу. Надо создавать современные формы, использовать новую тематику, экспериментировать с материалом. И в этом смысле малая пластика дает широчайшие возможности.

Юрий Крылов, скульптор

– Опять же, так исторически сложилось, что в Екатеринбурге очень хорошо развита живопись, графика, ювелирка, и об этом много и хорошо писали искусствоведы.

У нас часто скульптуру путают с Каслинским литьем, однако, этот художественный феномен имеет мало отношения к скульптуре – это, прежде всего, мастерство литейщиков, мужиков с хорошими руками.

А скульптуры как таковой на Урале не знают. Единственная сохранившаяся у нас настоящая скульптура – это памятник Свердлову, нравится вам это или нет. Не будем касаться идеологической стороны, но если говорить о скульптуре как искусстве, то ее автором был академик, настоящий мастер из Петербурга.

И как произведение искусства эта работа – самая лучшая, качественно отлитая, идеально вписанная в городскую среду.

Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»

– На мой взгляд, причина невостребованности скульптуры скорее психологическая. В эпоху тотальной «гаджетизации» люди привыкли к плоскому изображению мира, они живут в виртуальной реальности и, похоже, уже просто боятся пространства и объема, не умеют с ними взаимодействовать.

Станковая скульптура исторически – это, прежде всего, изображение человека, пусть даже и стилизованное. Она всегда воспевала красоту человеческого тела в мраморе и бронзе.

Сегодня люди, выросшие на фильмах ужасов, относятся к антропоморфной пластике в своем доме с опаской. И если уж решаются ввести в интерьер скульптурное произведение, то это чаще какая-то абстрактная вещь.

Андрей Чернышов, скульптор

– Осмелюсь предположить, что скульптура будет развиваться все же по неким проектам. К примеру, я предлагал в коттедж бронзовую пластику, что называется, в комплекте: от звонка на входной двери и элементов с темой в интерьере до круглой скульптуры и мельчайших декоративных деталей.

Это уже было в эпоху ар нуво – идеальный пример того, как органично пластика может быть связана с интерьером. Такой же проектный подход я использую, когда работаю над скульптурным оформлением различных зон в интерьере – холлов, гостиных, ванных комнат.

Авторскую скульптуру – в дизайнерские интерьеры!

Мария Койра, дизайнер

– Мне кажется, сегодня у нас не налажены отношения между скульптором и заказчиком, и необходимы иные варианты этой связи. Может быть, делать выставки в торговых центрах, создать фотобанк или единую интернет-площадку с описанием произведений скульптуры для дизайнеров, и не только.

Анатолий Михуля-Морозов, « Белая Галерея»

– Если говорить о введении скульптуры в современный интерьер, то это могли бы делать проектирующие дизайнеры. Они работают с пространством, цветом, светом – им и карты в руки!

Но, к сожалению, нежелание или недостаточная информированность дизайнеров пока не делает скульптуру важным предметом интерьера.

Мария Койра, дизайнер

– Одно время я считала, что в моих проектах пространство огранизовано так, что заказчик может смело вводить сюда любую скульптуру, живопись – и все будет хорошо. Оказалось, что нет! В дизайнерские интерьеры лучше подбирать эти объекты самому дизайнеру.

Андрей Чернышов, скульптор

– Как правило, скульптура в интерьер попадает случайно: ее приобретает сам хозяин после того, как дизайнер сдает ему объект, или вводит художник-декоратор по своему усмотрению. И чаще это бывает далеко не авторское произведение, а какой-нибудь китайский ширпотреб: при сегодняшней глобализации можно купить все в любом стиле по доступной цене.

Анатолий Михуля-Морозов, « Белая Галерея»

– А может, в этом виновата сама современная скульптура? Она не находит места в жилом пространстве, потому что зачастую груба, лишена изящества и выполнена в промежуточных материалах? Как галерист я мечтаю о том, чтобы появился скульптор и принес нам работы, в которых была бы интересная идея и ее достойное пластическое решение в бронзе или мраморе, с проработанными деталями, размером 30-40 см.

Я уверен, такие вещи нашли бы своего покупателя и украсили его дом. А пока, увы…