Украшения в смоле своими руками. Эпоксидная смола для творчества: заливка, варианты изделий

Эпоксидная смола является синтетической, её применяют в различной промышленности. Из такого материала можно самостоятельно изготовить разнообразные изделия.

Как сделать смолу для изготовления изделий?

Чтобы сделать эпоксидный состав самостоятельно, необходимо подготовить смолу и отвердитель. Если изготавливать большое количество смолы, то от неё будет исходить значительное тепло, которое создается в результате полимеризации. Некоторые виды смолы могут мгновенно застывать, при добавлении отвердителя. При не соблюдении специальных правил, состав может закипеть, во время этого выделяется дым, и смола портится, иногда она даже может загореться. В таких случаях качественно изготовить изделие не удастся.

При приобретении смолы, необходимо изучить все её технические свойства, и для чего она предназначена. После реакции из состава получается прозрачное изделие в твердом виде.

Изготовление смолы в домашних условиях выполняется с помощью нагревания, это делают перед тем, как добавить отвердитель. Таким образом, можно производить изделия объемных размеров, при этом вязкость состава уменьшается. Нагревание выполняют на водяной бане, затем погружают смолу в подготовленную емкость с водой, и охлаждают до 50 градусов.

Такой способ нагревания помогает продлить время застывания смолы. Во время закипания на поверхности состава образуется пена, цвет которой постепенно становиться мутным. Такую смолу нельзя использовать для изготовления изделий, вначале необходимо уменьшить вязкость путем добавления растворителя. Но при добавлении таких материалов качество состава снижается, изделия становиться менее прочным.

При изготовлении состава, не должно быть воды в самой смоле и отвердителе. В противном случае состав будет мутным и некачественным. В смолу добавляют пластификатор при постепенном нагревании смеси. Для тщательного перемешивания компонентов, используют миксер строительного типа или дрель со специальной насадкой. Пластификатор добавляется в смолу в количестве от 5 до 10 процентов.

После того как был добавлен пластификатор, начинают вводить отвердитель, в это время смола должна иметь температуру 30 градусов, то есть состав не должен подвергаться кипению. Чтобы смола качественно застыла, её хорошо размешивают, отвердителя добавляют до 10 процентов. Для того чтобы состав получился однородным, отвердитель необходимо добавлять медленно и постепенно. Если количество отвердителя превышает норму, то смола закипит, и станет непригодной для изготовления изделий. Для приготовления значительного количества смолы, компоненты перемешивают с помощью дрели. После добавления отвердителя в состав, смола постепенно полностью застывает, и становиться твердой.

Как самостоятельно выполнить изделия из эпоксидной смолы?

Для того чтобы вылить крупное изделие из смолы, необходимо придерживаться определенной технологии, предмет должен иметь прозрачность, без образования пузырей во внутренней части. Смола должна застывать равномерно, во внутренней и наружной части. Если изделие имеет толщину больше 2 миллиметров, то смолу наносят послойно. Каждый последующий слой наносят поверх уже застывшего предыдущего.

Смолу можно заливать в специальные формы, которые вначале смазывают вазелином, для того чтобы готовые изделия легко вынимались.

Чтобы придать изделию необходимый цвет, используют специальный порошковый краситель. После того как формы заполняться, нужно выдержать около трех часов определенную температуру для полной полимеризации. Полная полимеризация проходит около недели, для того чтобы этот процесс был быстрее, изделие помещают в специальный жарочный шкаф.

После застывания, изделие вынимают из формы, обрезают, шлифуют и полируют. Для изготовления изделий из смолы, необходимо подобрать состав с высокой полимеризацией, иначе она будет застывать неравномерно.

Особенности эпоксидной смолы акриловой

Эпоксидная смола является синтетическим материалом, она применяется в различной промышленности. Но чтобы смола стала твердой, необходимо добавление отвердителя. При изготовлении изделий можно комбинировать со смолой и другие материалы, например, дерево или аппликации для украшений. Эпоксидная смола отличается такими преимуществами:

  1. Материал является устойчивым к кислотной среде, химическим веществам, щелочам;
  2. Эпоксидная смола также обладает высокой устойчивостью к влажности и ультрафиолету;
  3. После застывания смола дает незначительную усадку, не выделяются вредные вещества;
  4. Изделия из эпоксидной смолы имеют высокую устойчивость к износу и истиранию.

Эпоксидный состав перемешивают с отвердителем, количество компонентов указывается на упаковках. После этого происходит реакция полимеризации, а затем смесь застывает, и может быть твердой или мягкой, в виде резины. В качестве отвердителей используют фенолы, эти вещества приводят состав к полимеризации. После застывания, эпоксидную смолу невозможно привести в жидкое состояние.

Если добавить в смолу неправильное количество отвердителя, то полученное изделие будет некачественным, не застынет или в дальнейшем на его поверхности будут выделяться капли вещества, она может липнуть. Для определения количества отвердителя, необходимо руководствоваться инструкцией для эпоксидной смолы.

Если добавить очень много отвердителя, для того чтобы процесс происходил быстрее, то можно испортить изделие, так как для застывания понадобиться некоторое время. Чтобы реакция полимеризации проходила быстрее, нужно увеличить температуру путем нагрева до необходимой температуры. При поднятии температуры на 10 единиц, реакция происходит до трех раз быстрее. Некоторые разновидности смолы могут затвердевать в холодном виде, но при повышении температуры процесс происходит быстрее.

Изделия из эпоксидной смолы имеют высокую прочность, незначительное влагопоглощение, хорошую устойчивость к износу и механическому повреждению.

Особенности использования эпоксидной смолы для заливки изделий

Для того чтобы эпоксидная смола застывала, с материалом можно работать при температуре до 180 градусов, в соотношении с отвердителем. Смолы могут быть холодного и горячего застывания. Материал первого вида используют в домашних условиях или когда отсутствует возможность повышения температуры. Чтобы изделия имели высокую прочность, хорошую устойчивость к изменению температуры, и веществам химического рода, необходимо выполнять работу с смолой горячего застывания.

Эпоксидная смола может использоваться в различных сферах:

  1. Эпоксидную смолу используют для пропитывания стеклотканей или нитей, которые применяют в различных отраслях промышленности.
  2. Материал может выполнять функцию гидроизоляции, им обрабатывают помещения подвального вида, бассейны, поверхности пола и стен.
  3. С помощью смолы эпоксидного вида можно выполнять покрытия, которые будут отличаться устойчивостью к химическим веществам. Эпоксидная смола может входить в лакокрасочные материалы, которые применяют для внутренней и внешней отделки. Также эпоксидный материал может входить в состав материалов, которые используют для обработки дерева, бетона, и металла.
  4. Эпоксидную смолу применяют для изготовления крупных изделий, которые применяют в интерьере и домашнем хозяйстве.
  5. Из такого материала можно изготавливать различного вида украшения, которые отличаются высокой прочностью, сувениры, и другие изделия.
  6. Эпоксидная смола способна выполнять функцию клеевого состава. С её помощью можно склеить материалы с различной поверхностью.

Некоторые виды отвердителей, которые имеют холодную полимеризацию, в работе не отличаются сложностью, так как соблюдение специальных пропорций необязательно. На основе смолы эпоксидного вида может изготавливаться специальный клей, который отличается надежностью и прочностью, его используют в различных отраслях.

Чтобы приготовить изделие прозрачного вида, к смоле необходимо добавить отвердитель, и тщательно размешать. А затем приступать к заливке подготовленных и смазанных форм, после полного застывания, изделие является готовым.

Как приготовить эпоксидный состав окрашенного вида для изготовления изделий?

Чтобы приготовить эпоксидный состав окрашенного вида, добавляют специальные красители, которые должны быть равномерно распределены по всему материалу. Иначе изделия окрасится местами, красители должны быть качественными, чтобы исключить помутнение состава.

Чтобы окрасить смолу, применяют красители различного вида: масляные, типографические, акриловые и витражные. Красителя не должно быть больше 5 процентов, его добавляют постепенно, по одной капле, замечая результат. Если краситель масляного вида, то его можно предварительно положить на бумагу, чтобы она впитала излишки масла. С помощью витражных материалов, получается окрашивание прозрачного вида. Но также для эпоксидной смолы можно использовать специальные красители. Такие окрашивающие компоненты добавляются в состав перед отвердителем.

Нельзя допускать попадание влажности в эпоксидную смолу, поэтому красители на водной основе не применяются. Вода может использоваться в том случае, если потребуется выполнить мутность или разводы, таким образом, имитируют янтарь. При этом в состав добавляют всего две капли воды.

Эпоксидную смолу можно смешивать с полиэфирным составом, но эти два компонента не используются без отвердителей.

Перед заливкой состава, формы смазывают техническим жиром для того, чтобы в дальнейшем изделие хорошо вынималось. При застывании вязкость смолы постепенно изменяется, вначале она жидкая, в это время материал заливают в специальные формы простого и сложного вида. Затем смола начинает густеть, при этом можно сделать небольшую выпуклость округлого или продолговатого вида. По такому составу вручную или с помощью шаблона можно выполнить рисунок. Постепенно смола становиться гуще, и выполнение утонченных узоров на поверхности становиться невозможным, но состав в таком виде может применяться в качестве клея.

После этого смола становиться похожей на резину, липкости нет, но изделие можно согнуть в необходимую форму. При этом изделию можно придать оригинальный вид путем деформирования формы, в дальнейшем она застынет и будет твердой. На конечной стадии смола является полностью твердой, а изделие считается готовым.

После полного застывания, все дефекты и края зашлифовывают с помощью наждачной бумаги, при этом блеск изделия потеряется. Чтобы его возобновить, сверху выполняют заключительное покрытие эпоксидной смолой, и окончательную просушку.

При изготовлении украшений, отверстия выполняются с помощью тонкого сверла. Также при заливке материала в формы, в состав вставляют силиконовые палочки, которые не прилипают к эпоксидной смоле, в результате после застывания получаются готовые отверстия.

Из эпоксидной смолы можно изготавливать различные бусы, кулоны, серьги, кольца, сувениры, а также крупные изделия.

Правила безопасности при работе с эпоксидной смолой

Эпоксидная смола в жидком виде имеет повышенную токсичность, поэтому при изготовлении изделий, необходимо соблюдать все правила безопасной работы:

  1. Для состава нельзя применять емкость, которая в дальнейшем используется в питании.
  2. При попадании состава на кожу, можно получить ожоги, поэтому работать рекомендуется в защитной одежде, перчатках, очках. Также необходимо надевать респиратор, чтобы пары не попадали в органы дыхания.
  3. Если состав попал на кожу, то его срочно необходимо смыть мыльной водой.
  4. Если помещение для выполнения работ закрытого типа, то необходимо обеспечить качественную вентиляцию. При шлифовке изделий, всю пыль собирают пылесосом. Смола может храниться всего лишь год, после этого она не годиться для использования.

Приветсвую всех! Всех, кто любит работать со смолой и кто любит "кухню" создания чего-нибудь своими руками!

Итак, я начала с того что выбрала из своих запасов, те цветочки которые хочу залить, и наметила желаемые контуры укрешения на бумаге (растения должны быть полностьюв высушены). Можно этот этап пропустить и заливать без трафарета, но мне хотелось чтобы растения уместились=))

Я выбрала цветочки вереска, незабудки и вероники дубравной.

Теперь нужно подготовить смолу: замешать (по инструкции!) и оставить примерно на 2-3 часа (для набора вязкости). Сразу после замешивания в смоле очень много пузырьков, они сами уйдут через некоторое время и ей можно пользоваться. На этом этапе ее хорошо заливать в формы. Но я жду когда она загустеет.

Пока смола настаивается делаю нужное мне количество трафаретов и вырезаю:

Важный момент - необходимо подготовить поверхность, на которой будут застывать изделия. Она должа быть максимально ровной; пыль если не убирать перед заливками - окажется на будующих брошках-сережках. В моем случае поверхность - стекло, и при помощи строительного уровня можно его положить максимально ровно, подкладывая под него что-либо.

Следующий шаг - положить на ровную поверхность файл или несколько файлов и ПОД них разместить трафаретики.

Готовую немного загустевшую смолу наливаем прямо на файл и распределяем зубочисткой так, чтобы высота была примерно 2-3 мм. Обязательно нужно накрыть куполом-крышкой! Опытным путем я выяснила, что под низким куполом вероятность прилипания пыли меньше, чем если накрывать одним общим и высоким. Спустя 15 - 30 минут смола может отползти от контура, тогда нужно также зубочисткой ее вернуть на место или капнуть еще смолы и распределить.

Теперь забываем про смолу на сутки примерно. Нужно чтобы новоиспечённые основы отвердели полностью и тогда можно отделить их от файлика (можно отделить и раньше, но не отвердевшая смола будет гнуться и оставлять отпечатки пальцев) Края конечно не будут идеально ровными, поэтому наждачной бумагой или пилкой нужно их обработать. Если есть парные элементы например серьги, то нужно сделать их максимально симметричными.

Сами файлы удобно использовать при любой работе со смолой! Тем самым защитить свой стол от прилипшей к нему смолы.


Замешиваем новую порцию смолы, оставляем настаиваться и тем временем примеряем расположение сухоцветов и если все устраивает можно продолжать!

После того, как из смолы вышли пузырики (прошло 30-60 минут) капаем на основу пару капель, распределяем их и располагаем цветочки. Это нужно для того чтобы зафиксировать их на нужном месте. Накрываем крышкой и оставляем сохнуть.

Ну вот прошел еще день)) (или полдня). Опять готовим новую смолу, оставляем для загустения, но не сильно! Иначе при заливании слишком густой смолы образовавшиеся пузырики на растениях будет сложно убрать и можно сломать веточку или листик, выгоняя пызырьки зубочисткой! Лучше использовать среднюю ее консистенцию, которая похожа на свежий мед). Это заливка нужна в первую очередь для того, чтобы смола затекла во все неровности растения. Напомню про ровную рабочую поверхность, потому что если на этом этапе она не будет ровной, то смола просто- напросто стечёт и испортит настроение и работу. Чем выше линзу нужно сформировать, тем ровнее должна быть поверхность!

Дальше по известной схеме: накрыть крышечкой, оставить сохнуть). Спуся сутки нужно развести новую смолу и дождаться ее густой консистенции (густой мед) и залить еще раз для образования объемного покрытия. Опять убрать до ПОЛНОГО высыхания под антипыльное укрытие на ровную поверхность (полное высыхание у разных производетелей смолы разное, но лучше перестраховаться и не трогать изделия несколько дней; если в планы не входило оставлять отпечатки пальцев конечно)

После полного высыхания переворачиваем готовую лицевую сторону и делаем еще одну заливку густой смолой, т.к. растений на ней нет, можно сделать всего одну заливку чтобы не оставлять плоскую заднюю поверхность и убрать фактуру файла! Таким образом растение оказывается внутри формы. Форма при этом становится очень прочная и сломать её не получится, только пилить))) Вся эта работа кажется несложной, но чтобы сделать все аккуратно нужно иметь определенную долю терпения и навыков!

Украшения сделанные с использованием смолы требуют бережного отношения и не любят открытое солнце (растения могут выгореть находясь долго, например на подоконнике)

Когда все заливки завершены и высохли можно делать задуманное украшение (наример сделать отверстие самым тонким сверлом) ну или использовать как душе угодно. Я люблю простые формы и минимум декора, поэтому получились такие украшения и фотографии у меня в новой зиме:

Подвеска с веточкой вереска 20 х 80 мм

Серьги с незабудкой на серебряных швензах 28 х 70 мм

Подвеска с веточкой вероники дубравной 30 х 62 мм

Серьги на серебряных швензах с веточкой вероники дубравной 23 х 64 мм

Спасибо за внимание! Всем желаю вдохновения и реализации своих идей!

Список всего необходимого:

  • Эпоксидная смола, двухкомпонентная
  • Два шприца без иглы (продаются в любой аптеке)
  • Емкость для смешивания смолы и отвердителя (пластиковый стаканчик)
  • Палочка для этого самого смешивания (деревянная)
  • Керамическая плитка или картон (вообще любая ровная твердая поверхность, желательно на ровном же столе)
  • Скотч (широкий односторонний)
  • Фурнитура для украшений (коннекторы, швензы, соединительные кольца, основы)
  • Мини-дрель (продается практически в любом строительном, берите самую дешевую, лично я пользуюсь DREMEL 300)
  • Набор насадок для нее (маленькое сверло и наждачную головку для обточки)
  • Хорошее настроение для себя;) Ну и перчатки с респиратором было бы неплохо

Совет: Прежде чем закупаться, убедитесь, что располагаете подходящим рабочим местом. Если вы живете в однушке с бабушкой и мамой, с изготовлением украшений из смолы придется повременить. Как минимум нужна отдельная комната, где вы сможете вдыхать вреднючие пары смолы (если не озаботитесь вентиляцией) в гордом одиночестве.

Работа эта грязная, шумная и вообще здоровью не способствует, но несколько несложных манипуляций позволят свести негативные влияния творчества к минимуму.

Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой:

  • если вы не токсикоман, откройте хотя бы форточку
  • всегда держите под рукой тряпочку - поверьте, гораздо легче вытирать смолу, чем потом скалывать ее с линолеума
  • не хотите острых ощущений? Тогда уберите все ковры в радиусе видимости
  • пожалейте ваших соседей по жилплощади, не занимайтесь обточкой украшений, пока они дома. Во время сего действа надевайте респиратор

К слову о листиках

Листья (лепестки, цветы) должны быть обязательно хорошо высушены. Это дело не быстрое (4 недели), так что заготовьте их заранее. Я вкладываю свежие лепестки в сложенную белую бумагу, затем в книгу (это чтобы на цветах не отпечатывались буквы). Чем книга толще, тем лучше (отлично подходят старые советские учебники). Для хранения высушенных листиков можно использовать магнитные фотоальбомы.

Если надумаете работать с бутонами (для заливки в шарики) вам потребуется темное сухое пространство, например шкаф. Продеваете нитку в иголку, на конце нитки затягиваете узел потолще и пропускаете иглу через ножки бутонов (именно для этой операции и следует оставлять эти самые ножки). Получившуюся гирлянду привязываем к двум вешалкам и прячем в шкаф. Четыре недели и материал готов.

Стоит иметь в виду, что многие лепестки визуально изменяются во время работы, и совсем перестают напоминать то, что вы сорвали в саду. Некоторые усушиваются до чего-то несуразного, некоторые чернеют или совсем обесцвечиваются. И если дурацкую ромашку совершенно не жалко, то погубленные дорогущие цветки гортензии точно заставят вас грустить.

Фурнитура

Львиную долю удовольствия работы с украшениями составляет именно выбор фурнитуры. Все просто: чем она дороже, тем качественнее. Во всем процессе создания украшений можно сэкономить, но только не на фурнитуре, это именно тот случай, когда скупой платит дважды. Мало того, что сделанные в Китае застежки регулярно ломаются, так еще и смотрятся откровенно убого и, скорее всего, у вас рука не поднимется прилепить что-то подобное на свой с таким трудом выпестованный листик.

Подготовка смолы

Ну что ж, все приготовления завершены, мы можем начинать. Для начала прочитайте инструкцию к вашей смоле - пропорции смешивания разнятся от марки к марке. Лично пользуюсь смолой Crystal, 4 мл смолы на 1,2 мл разбавителя.

И смолу, и отвердитель набираем шприцами без игл, естественно разными. После использования их лучше выбросить, они стоят копейки. Отвердитель лучше аккуратно спускать по стенке стаканчика, чтобы он не брызгал.

После этого начинаем смешивание. Тут ничего феноменального: мешать можно хоть пальцем, 3-4 минуты. Не смущайтесь обилия пузырей в смоле, дайте ей отстояться и они уйдут.

Смолу периодически помешивайте. Готовая к использованию смесь должна по консистенции напоминать мед. Сложно объяснить на пальцах, сколько именно ее намешать, это естественно зависит от количества приготовленных лепестков, их размера и, что примечательно, густоты смолы. Свежая моментально растекается и выходит, что вы больше засмолили сам поднос, нежели лепестки. Так что здесь важно поймать момент.

Пока смола отстаивается - подготовьте рабочее место. Уберите стол, достаньте поднос и цветы. Желательно сделать влажную уборку, ибо нет ничего обиднее, чем потенциально красивое украшение, заляпанное пылью.

Подготовка подноса

Требуется ровный стол, который не жалко заляпать, и поднос. Ключевой же здесь момент - это выбор покрытия, которое должно обладать целым рядом свойств, как например:

  • дешевое
  • доступное
  • не должно прилипать к смоле
  • должно быть глянцевым (матовая поверхность делает матовой и застывшую смолу)

На ум сразу же приходит магазинный полиэтиленовый пакет, но к глубокому сожалению он не удовлетворяет 3 пункту и намертво прилипает. Одно время я использовала пищевые пакеты для запекания, но и они периодически подводили и губили целые подносы украшений.

Совет: Обклейте поднос скотчем и навсегда забудьте о такой проблеме, как прилипание украшений.

Заливка

Итак, смола загустела, лепестки выложены на покрытую скотчем поверхность, начинаем творить. Берем нашу боевую палочку, окунаем кончик в смолу и наносим каплю на лепесток.

В принципе можете ее по нему размазать, придерживая листик пальцем (в латексных перчатках, дабы не осталось жирных следов), но она и сама неплохо растекается. Тут вы и проверите, насколько ровен ваш стол. Покрыв все приготовленные лепестки первым слоем смолы, накрываем наш чудо-поднос крышкой и оставляем все это на 24 часа. Затем наносим еще один слой смолы (пока что оба слоя приходятся на лицевую часть).

Через сутки переворачиваем лепестки и наносим последний слой, но уже на тыльные стороны наших изделий.

Обточка

Теперь эти бесформенные эпоксидные кляксы с лепестками внутри нужно обработать.

Пришло время расчехлить нашу мини-дрель. Прикрепляете к ней наждачную насадку и обтачиваете украшения (с содроганием вспоминаю, как я точила их вручную пилочкой). Грань изделия держите перпендикулярно дрели. После обточки можно покрыть края изделий лаком или сделать еще одну заливку.

Если полученное украшение вас устраивает, делаете дырочки для крепления колечек. Дырочки мы делаем той же дрелью, но уже со сверлом (диаметр 0,5 мм).

В общем, самую сложную работу мы сделали, теперь осталось только прикрепить фурнитуру. В просверленную дырочку мы продеваем колечко, а в него швензу. Наши серьги из настоящих цветочных лепестков готовы!

Правила хранения и ухода за украшениями из цветов

  1. Изделия, покрытые ювелирной смолой, не следует протирать ни спиртом, ни каким-либо другим веществом-растворителем, это может повредить глянцевую поверхность. Эпоксидка вообще не дружит с химией, так что держите ее подальше от моющих средств, освежителей воздуха и тд.
  2. Надевайте украшения после нанесения декоративной косметики, парфюмов, дезодорантов. Не подвергайте глянцевую поверхность действию ацетона. Смывать лак с ногтей лучше без колец, так как ацетон - вещество летучее, а от ногтя до колечка с листиком не так далеко.
  3. Не носите украшения во время занятий спортом и не ложитесь в них спать.
  4. Пристегивайте броши на одежду перед тем, как ее надеть (в этом случае будете уверены, что булавка хорошо застегнута).
  5. Застывшая эпоксидная смола сама по себе очень прочная, но при должной степени усердия сломать можно что угодно и она в этом случае не является исключением, храните изделия в шкатулках.
  6. Не стоит надолго оставлять их под открытым солнцем.

Эпоксидная смола для бижутерии представляет собой современный химический материал, имеющий большую популярность среди мастеров, создающих украшения ручной работы. Из пластичной массы можно изготовить изделия, полностью имитирующие стекло. Необычайно привлекательно выглядят природные материалы (шишки, сухие цветы, листья и прочие), залитые прозрачным глянцем.

Людям, неравнодушным к красивым украшениям и увлекающимся созданием всевозможных поделок своими руками, предлагаем вместе узнать, что собой представляет эпоксидная смола ювелирная, какие существуют правила и тонкости работы с ней. В рамках статьи проведем небольшой мастер-класс по изготовлению кулона.

Слово «смола» вызывает обычно ассоциацию с природным происхождением вещества. Но в данном случае речь идет о химическом продукте. Внешне глазурь представляет собой прозрачную жидкость, в составе которой есть два компонента: смола и затвердитель.

При соединении вещества вступают в химическую реакцию, полимеризуясь друг с другом. В результате происходит полное отвердевание смолы. До начала полимеризации в глазурь можно добавлять твердые наполнители, которые могут менять свойства полученной пластмассы в желаемую сторону.

Разновидности модифицированного пластика

Изготавливается своими руками на основе известных марок клея отечественного производства - ЭКФ и ЭДП. Купить их можно в магазинах, торгующих хозяйственными принадлежностями. Небольшая упаковка на 280 г стоит примерно 70-80 рублей.

Соотношение модифицированной смолы и отвердителя должно находиться в диапазоне 8:1 - 10:1. Химический процесс полимеризации происходит при комнатной температуре и длится несколько часов. Для полного застывания потребуется не менее 12 часов. Отвердитель для эпоксидной смолы влияет на скорость полимеризации: чем его больше в составе, тем быстрее зафиксируется форма изделия. Соотношение компонентов нужно отмерять очень точно - это напрямую влияет на конечный результат.

Еще один продукт отечественной химической промышленности - эпоксидная смола ЭД-20. С ней очень удобно работать в домашних условиях, и цена выглядит более привлекательно (вдвое дешевле ЭКФ и ЭДП). Существенным недостатком является большая расфасовка: 6 кг смола и 1 кг - отвердитель.

В продаже можно также найти двухкомпонентные составы зарубежного производства. На их основе получаются отличные изделия из эпоксидной смолы. Кроме основного сырья, в упаковке можно найти защитные перчатки, пластиковые мерные стаканчики, деревянные палочки для перемешивания. Подобные наборы стоят намного дороже отечественных аналогов. Соотношение замешивания в них может быть самым разным: 2:1, 1:1 или иным. Возможно, что пропорции придется высчитывать по специальной формуле. В любом случае нужно придерживаться рекомендаций производителя.

Соблюдаем осторожность в работе

Эпоксидная смола имеет широкое применение в строительстве, отделочных работах, а также в полиграфическом производстве. Сырье для технических целей имеет ярко выраженный химический запах, а испарения раздражающе влияют на дыхательную систему. При работе с промышленным материалом следует использовать защитные средства.

Эпоксидная смола для бижутерии и декоративных работ проверенных производителей не приносит вреда здоровью. Хотя правилами техники безопасности все же пренебрегать не стоит. Обычно о них есть подробная информация на фабричной упаковке, но нелишним будет упомянуть об этом сейчас. Итак, меры предосторожности при работе с химической глазурью:


Выдерживаем температурный режим

Процесс полимеризации сопровождается выделением тепла. В результате химической реакции смола может нагреваться до 60 градусов. Эту особенность нужно учитывать при выборе заливочных форм, желательно, чтобы они были термоустойчивыми.

Предварительный разогрев исходных компонентов ускоряет процесс полимеризации. При повышении температуры повышается текучесть смолы и снижается ее вязкость. Заливка эпоксидной смолой мелких деталей будет происходить быстрее и качественнее, если раствор предварительно прогреть до 25-30 о С. Затем в него вводится наполнитель и только после этого отвердитель.

Понижение температуры воздуха и избыток влаги негативно влияют на полимеризацию. При таких условиях процесс может слишком затянуться или вообще не дойти до завершения.

Добиваемся нужной консистенции

Пока эпоксидная смола для бижутерии не вступила в стадию полимеризации, она сохраняет свойства вязкой жидкости. Если в раствор ввести сухой наполнитель, то он может опуститься вниз (цемент, гипс) или подняться на поверхность (деревянные крошки, пробка). Эту особенность материала нужно учитывать, выбирая и распределяя по ней состав.

Применение вспомогательных средств

Главная трудность, с которой придется столкнуться в процессе работы - воздушные пузырьки. Если дать смеси немного отстояться или слегка ее подогреть, то они всплывут наверх. Чтобы избавиться от пузырей, прилипших к форме, можно воспользоваться обычной зубочисткой. Чтобы эпоксидная смола своими руками получилась идеальной консистенции, делайте заливку тонкой струйкой через мелкое ситечко.

В работе с глазурью удобно пользоваться одноразовой посудой для приготовления отдельной порции смеси. Хорошо подойдут для этих целей пластиковые баночки от молочных продуктов (йогуртов, творожков). Размешивать смесь удобно деревянными палочками от мороженого.

Чтобы произвести точную дозировку компонентов, можно воспользоваться медицинскими шприцами различной емкости. Учтите, что в этом случае заливка эпоксидной смолой должна производиться в емкость сверху. А затвердитель набирается в шприц обычным способом.

Формочки для заливки желательно смазать защитным раствором. Его может заменить обычный вазелин или паркетная мастика. Наносить тонкий слой и удалять излишки удобно ватной палочкой. Если формы изготовлены из силикона, полиэтилена или оргстекла, то предварительная смазка им не потребуется.

Поговорим о наполнителях

Твердые и жидкие добавки влияют на то, какими получатся в итоге украшения из эпоксидной смолы. Наиболее часто для этих целей применяют алебастр, цемент, мел, деревянную крошку или глиттер (блестки). Содержание добавки в общем объеме смеси - не более 50%.

Сухие наполнители обеспечивают получение твердого, но хрупкого пластика. Для нейтрализации нежелательного качества и улучшения пластичности материала применяют жидкие пластификаторы. Самой простой и доступной добавкой может стать касторовое масло. Обычно одной или двух капель бывает вполне достаточно.

Выбираем состав для изготовления кулона

Создать украшение нам поможет специальная прозрачная эпоксидная смола для бижутерии. В качестве примера можно взять двухкомпонентный состав Gedeo производства французской компании Pebeo емкостью 150 мл.

Материал отлично имитирует стекло и применяется не только в изготовлении украшений, но и для многослойных покрытий, декорирования поверхностей, реставрации трещин. Основой для нанесения может служить стекло, металл, фаянс, силикон, пластик, окрашенное дерево. Глазурь отличается исключительной прозрачностью, отсутствием запаха, ее легко приготовить. Готовое изделие характеризуется повышенной прочностью и не желтеет от времени.

Пошаговые действия


Если вам не хочется долго ждать, можно ускорить процесс высыхания, слегка подогрев форму в духовом шкафу. Старайтесь не допускать перегрева, иначе на поверхности могут образоваться пузыри.

Дырочку для шнурка можно проделать с помощью деревянной палочки, пока изделие находится в мягком состоянии. Если опоздали с этим - не беда, можно аккуратно высверлить отверстие в застывшем кулоне.

Следите, чтобы поверхность, где находится форма, была абсолютно гладкой. Это не позволит массе скатываться в одну сторону.

Вынув готовое украшение из формы, ошкурьте его негрубой наждачкой для выравнивания краев. Проденьте в отверстие шнурок и носите кулон на здоровье.

Имитация янтаря из эпоксидной смолы

Чудесные украшения, не правда ли? А ведь это всего лишь эпоксидная смола. И… немного фантазии.

Если вы найдете время немного поэкспериментировать, то сможете сделать близким хороший подарок: кулон, брошь, браслет из самодельного янтаря, который по внешнему виду нелегко отличить от настоящего.

Материалы: эпоксидная смола, которой пользуются моделисты для склеивания деталей, отвердитепь к ней, органическое стекло толщиной 1,5—2 мм, немного глицерина, наждачная бумага, паста ГОИ.

Нагретым металлическим предметом выдавите в органическом стекле выбранную вами форму. Когда стекло остынет, смажьте форму изнутри глицерином. Смолу перемешайте с отвердителем (девять частей смолы и одна часть отвердителя) и залейте в форму. Теперь капните туда 2— 3 капли воды и тонкой папочкой чуть размешайте круговыми движениями так, чтобы вода в сочетании со смолой образовала неповторимый янтарный рисунок.

Затвердевшее изделие выньте из формы, зачистите тонкой наждачной бумагой и отполируйте пастой ГОИ.

Внутрь самодельного янтаря можно замуровать мертвое насекомое, травинку, маленький листок, лепесток цветка. В этом случае воду закапывать не следует. Надо налить немного смолы на дно формы, дать слегка затвердеть, потом прилепить к ней насекомое и долить форму до краев.

Работать со смолой нужно в проветриваемом помещении, надев тонкие резиновые перчатки.

Домашние технологии изготовление сувениров, поделок и декоративных изделий из эпоксидной смолы и полиэфирного лака

Такие сувениры можно изготовить следующим образом: С понравившегося образца снимаем форму, делаем 8-15 отливок. И с них уже делаем основную форму, таким образом, одна форма будет за одну заливку делать 8-15 отливок. Если надо повысить производительность, для этого достаточно сделать еще несколько форм.

Эпоксидную смолу хорошо подкрашивать масляными красками, только перед этим желательно краску выдавить из тюбика на старую газету, чтобы убрать из нее масло.

Добавив в смолу бронзовую или алюминиевую пудру, получим раствор золотого или серебряного цвета. Можно обмакнуть отливки в спиртовую морилку и, дав чуть-чуть подсохнуть, протереть тряпочкой, смоченной в нитрорастворителе. В этом случае выпуклые места будут светлее, а углубления темнее.

Чтобы придать дополнительную прочность при изготовлении галантерейных изделий, можно вводить порошковые наполнители.

Если отлитые заготовки будут липнуть к рукам, их надо опустить в воду со стиральным порошком, то есть как бы простирнуть изделие.

Цеховики, как правило, с эпоксидкой не работают, они предпочитают полиэфирный лак, потому что он намного дешевле и его проще найти в больших количествах. С лаком работают так же, как с эпоксидной смолой, только к нему дополнительно, кроме отвердителя, добавляют ускоритель, чтобы ускорять процесс затвердения. Поскольку ускоритель добавляется, в 5-10 раз превышая норму, то лак при затвердении сильно нагревается и может трескаться. Чтобы этого не произошло, отливку из лака нужно вовремя опускать в холодную воду, а потом промывать в теплой воде со стиральным порошком.

Из-за высокой температуры при затвердении лак можно заливать только в формы из герметика. В магазинах встречаются изделия, про которые продавцы говорят, что они сделаны из искусственной кости. На самом деле они изготовлены из полиэфирного лака.

Также подобным способом изготавливаются различные модели игрушечных танков, статуэток и т.д.


Отливка деталей из эпоксидной смолы

Радиолюбитель конструирует миниатюрные электронные устройства, и ему нужны, к примеру, миниатюрные штепсели. Что делать? Сделать самому, из смолы. Потерялась пешка или другая шахматная фигура, треснула ручка от газовой плиты, кому-то понравилась визитная карточка с выпуклыми буквами на входных дверях — их также можно сделать, отливая из смолы. Этим методом можно изготовить сколько угодно пуговиц самых разнообразных форм, маленькие вешалки собственной конструкции, рамки для семейных фотографий, поплавки для удочек, фигурки солдатиков, модели старинных пушек, автомобилей и еще множество других предметов.

Из той же смолы можно восстановить по имеющемуся образцу недостающие металлические элементы старинной мебели, причем сделать их действующими, а не бутафорию. Отливки из смолы могут помочь при ремонте старинных, богато украшенных рам. Если в старинной мебели имеются какие-то дефекты, а резная декорация частично испорчена, также стоит обратиться к смолам, напоминающим дерево, и из них отлить недостающие детали.

Для того чтобы приступить к отливке, необходимо иметь модель отливаемого предмета. Ее можно сделать из дерева, гипса, воска или даже пластилина. Моделью может быть также предмет, который мы хотим скопировать. Понадобился декоративный металлический элемент для мебели или еще одна фигурка солдатика — берем образец и с его помощью делаем форму для отливки. Действовать же надо следующим образом.

Картонную коробку, металлическую или пластмассовую банку необходимо внутри обложить алюминиевой фольгой, в которой обычно пекут цыплят, прижать ее к стенкам посуды и разгладить на дне. А теперь довольно смешная, но нужная процедура: модель, то есть ручку регулятора или другой какой-либо предмет, копию которого нужно изготовить, следует тщательно смазать обувным кремом (использовать нужно хороший крем с большим содержанием воска). После того как крем высохнет, модель следует начистить мягкой щеткой так, чтобы не стереть воск и получить гладкую, ровную поверхность. Воск должен изолировать модель от смолы.

При использовании пластилина модель нужно клеить к фольге на дне посуды и залить смолой, смешанной с отвердителем. Чтобы не расходовать много смолы, в нее надо добавить наполнитель — проще всего сухую муку. Наполнителя не должно быть слишком много, чтобы из смолы не получилась паста. Смола должна быть текучей, легко заполняющей форму — для этого ее немного можно разбавить ацетоном или нитрорастворителем.

Когда смола затвердеет, все вместе с фольгой вынимают из посуды. Затем снимают пластилин и очищают от него модель. Вновь наносят крем на модель и на болт, а также на поверхность формы. Обкладывают все фольгой и вновь заливают смолой. Таким образом получают две половинки формы с моделью внутри.

После того как форма будет вынута из посуды, ее необходимо развинтить (она свинчена винтом), вынуть модель, сделать заливное отверстие и отверстие (или даже не одно) для удаления воздуха. Если винт должен быть закреплен в ручке, его следует тщательно вымыть и снова смазать кремом. Также тщательно смазать кремом внутреннюю часть формы и вычистить ее. Сложить формы и залить смолой. После того как смола затвердеет, из формы вынимается готовая отливка, но только не совсем красивая, так как цвет у нее такой же, как смолы.

Но эпоксидные смолы можно подкрашивать. Чтобы получился белый цвет, надо добавить цинковых белил. Для того чтобы изготовленные из нее предметы были прочными, необходимо в смолу добавить наполнитель. Таким наполнителем может быть, к примеру, алюминиевый порошок или медные опилки — получается очень оригинальный цвет. Можно добавлять пыль латуни или парчи и т.д. При добавлении сажи смола делается более прочной и черной. Слюда увеличит электрическое сопротивление. Можно добавлять даже песок — только сухой и обезжиренный, его следует «выстирать» в воде с добавлением моющих средств, а затем хорошо высушить. К муке, как к наполнителю, не стоит относиться скептически — смола, смешанная с мукой, делается твердой, как камень.

Простой способ изготовления брелков из эпоксидной смолы

Привожу вам простейшую технологию изготовления брелков и различных сувенирных поделок. Их можно изготавливать из обрезков листовой латуни на оловянном припое с канифолью.

Сначала от листа металла отрезается полоска шириной около 5 мм, затем куски необходимой длины сгибаются на оправках и помещаются на предварительно залуженный латунный лист. Чтобы собирать такие брелки и поделки, паяльника не потребуется. Поместите пластину-основание на утюг, посыпьте ее канифолью, аккуратно, с помощью пинцета разложите элементы поделки и дайте припою затечь во все стыки, добавляя его по мере необходимости. Остается выключить утюг, подождать, пока он остынет, и залить лунки «лепестков» эпоксидной смолой, тонированной небольшим количеством масляной краски. После отверждения смолы основание обрезается по периметру поделки и заполировывается. Со стороны заливки брелок прошкуривается до появления блестящих латунных торцов, а затем полируется.

Такие простейшие сувенирные изделия всегда пользуются большим спросом. Особенно если изготавливать такие сувениры к каким-либо памятным событиям, мероприятиям, годовщинам. Например, памятные сувенирные поделки к юбилею города, христианским праздникам и т.д.

Творческих успехов

Хьюго Пьюго