Ваши ожидания от обучения ребенка в школе. Какими должны быть ожидания родителей

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

- Мне все равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и идти, - заметил Кот.

- … только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот.

- Нужно только достаточно долго идти...

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

  • Вы задумывались о том, с какой целью вы отправили ребенка в школу?
  • Какого результата ожидаете от посещения школы в течение 11 лет?
  • Есть ли у вас точное определение, помимо расплывчатого «надо получить знания, чтобы потом поступить в ВУЗ, а после получить работу”?
Всех участниц курса «Творческое обучение» в самом начале тренинга я прошу написать цели, с которыми они пришли. По окончанию курса на индивидуальной консультации подводим итоги - удалось ли их достичь?

Чаще всего участницы хотят:

1. Чтобы ребенок закончил школу/класс только с хорошими оценками - 4 и 5, сдал на высокий балл ОГЭ/ЕГЭ.

2. Вернуть ребенку интерес к учебе, избавить его от страха перед учителями, предметами, большим объемом учебного материала.

3. Помочь ребенку осваивать школьную программу быстрее, легче, качественнее, при этом высвободить время, которое можно будет проводить интереснее. Разнообразить занятия, найти новые увлечения.

Предлагаю вам сделать то же самое - так мы сможем понять в одну ли сторону смотрим, по пути ли нам.

Цель №1 выбирают очень редко. Меня это радует. Научиться вбивать в голову ребенка побольше информации, на какую волшебную кнопку нажать, чтобы прямо сейчас ребенок показал результаты, которые нужны НАМ и учителям - это тупиковая цель, она не имеет решения. По опыту - такие мамы постоянно находятся на грани депрессии, дергают себя и ребенка, жужжат над ним, как бензопила «Дружба». В результате - невроз, истерика, ребенок «закрывается» от родителей. Повышение уровня гормонов стресса не сулит ничего хорошего: притупляется способность к обучению, запоминанию и концентрации внимания.

«Наше знание о мозге заставляет подумать, что происходит с психическим здоровьем людей. Я должна вам сказать ответственно, что наблюдается рост психоневрологических заболеваний у человечества. Они вот-вот выйдут на первое место, которое всегда занимали кардио- и онкологические болезни, то есть мы можем оказаться в ситуации, когда большая часть населения станет психически неадекватной» , - Т. Черниговская.

Кстати, достижение целей №№ 2 и 3 влечет за собой исполнение и первой:) Чуть позже вы поймете почему.

Сразу скажу, что я была далеко не идеальной мамой, сама прошла все стадии:

  • занятая до «немогу» зарабатыванием денег
  • ребенок нянек видел чаще, чем меня
  • бензопила «Дружба» с многолетним стажем
  • ничего не желающий ребенок, задерганный моими бесконечными требованиями
Вспоминать больно...

Мне очень хочется, чтобы вы не повторили моих ошибок, поэтому давайте вместе порассуждаем: что, зачем и почему мы хотим в отношении образования наших детей?

Систему образования, при которой учат всех всему, не учитывая индивидуальные особенности ребенка, ещё Песталоцци (один из крупнейших педагогов конца XVIII - начала XIX века), называл антипсихологической.


Информации сейчас много, ее легко получить, мир меняется стремительно - это факт. Куча статичных знаний не нужна никому, тем более, многое на сегодняшний день устарело.

«Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщить им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это преступно », - М. Казиник.

Другое дело - уметь ее находить, структурировать и анализировать, отличать ценную от инфомусора. Ведь вы даже не заметите какие сайты посещает ваш ребенок, что он читает, что изучает, где «зависает». Устраивать тотальную слежку - не вариант, отобрать все девайсы - тоже не получится. Наилучший выход - научиться самой и научить ребенка ориентироваться в мире информации. «Если ты не можешь подавить революцию, ее надо возглавить»:).

Сама по себе информация не нужна, бессмысленна. Она имеет ценность в сочетании с критическим мышлением и креативностью.

К примеру, недавно мне написала одна мама о том, что «... (некий специалист, не буду упоминать его имя) говорит, что, да, обучать через интерес - это замечательно, но самое лучшее образование получают в тех английских школах, где НЕ ИДУТ за учеником, позволяя заниматься в основном тем, что нравится, а ЗАСТАВЛЯЮТ заниматься и другими предметами».

Первый вариант - поверить на слово тому, что говорит этот специалист и начать заставлять ребенка, который, кстати, свободно говорит на трех языках и изучает четвертый, заниматься математикой.

Другой вариант - поставить под сомнение, что лучшее образование получают в неких английских школах. И мы выясним, что на сегодняшний день лучшее в мире образование в Финляндии, где принципы обучения совершенно другие:

  • создали психологически комфортную обстановку, учеников не загружают до потери пульса
  • так комбинируют предметы, чтобы стимулировать познавательную активность детей
  • никакого принуждения, только создание возможностей и стимулирование тяги к знаниям
  • бережное отношение к индивидуальности ребенка, обучение согласно его способностям и возможностям
И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность сотворит чудеса! Что и произошло в финской системе образования.

Людьми, которые не умеют критически оценивать информацию, легче управлять. Но мы же хотим вырастить самостоятельного, счастливого ребенка, отсюда вывод - помочь ребенку развить этот навык, который ему жизненно необходим.

В наше время ценны мета-знания, изучение предметов на стыке наук и умение мыслить ассоциативно - именно так возникали великие открытия и создавались новые изобретения.


Каждый предмет нужно видеть не разрозненными кусками (параграфами), а целиком и в купе с другими предметами.

Ассоциативное мышление позволяет генерировать новые идеи и запоминать огромные объемы информации. Например, ассоциации помогли инженеру Броуну изобрести подвесной мост, когда он увидел паутину, физику Нагаоки понять структуру атома из ассоциации с солнечной системой.

В наших силах помочь ребенку освоить умения, которые помогут ему и в обучении, и в генерации новых идей, разовьют креативность, а не заставлять его выучить параграф № такой-то - это бессмысленно.

Я считаю, что обучать весело и легко не только возможно, но и жизненно необходимо. Основная причина, по которой мы перешли на самостоятельное обучение - сохранить психологическое здоровье сына.

Если ребенок издерган до состояния «ничего уже не хочу», коту под хвост все знания.

Самым важным нашим достижением, на мой взгляд, было то, что сын стал спокоен и уверен в своих силах. Мы научились заниматься легко, весело, играючи. Он стал смеяться, играть, у него изменился взгляд! Когда после очередного занятия он воскликнул: «Мам, жизнь удалась!», я поняла, что выбрала правильный путь.

«Я три месяца нервничала, что что-то пропущу и недодам по предметам. Сейчас себя остановила. Вечерами заметила, что мы с семьей стали мало общаться. Оказывается, мы раньше общались только о школе. Я разучилась смеяться от души, в полный голос. Разучилась играть с детьми, и получать от этого удовольствие. Вот что страшно. Вот они школьные годы чудесные: 10 лет школы старший, 4 года - младший. Сейчас изучаю игры, поднимающие настроение », - Людмила В.

Одиннадцать лет провести в скуке, нервотрепке, принуждении - зачем, с какой целью?
По-другому - можно!

«Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает », - М. Казиник.

Обожаю его! Как бы мне хотелось видеть вот такого человека во главе нашей системы образования.



Сильнейшее убеждение с советских времен: «Нужно делать все хорошо, разбираться во всем! »

Оно, будто гвоздь, прибивает к одному месту и не дает идти вперед. Постоянно об эту мысль спотыкаются мои ученицы и буксуют на месте.

Когда-то мне очень помогла фраза Татьяны Черниговской о том, что нет сейчас смысла спрашивать кто ты по образованию, есть смысл узнать, что тебя в данный момент интересует. Повторюсь, главное - уметь учиться, уметь быстро перестроиться и овладеть теми умениями, которые тебе интересны в данный момент.

Как было раньше?
Учишься, выбираешь профессию на всю жизнь, начинаешь двигаться по карьерной лестнице снизу вверх.

Как сейчас?
Специальность можно менять всю жизнь в зависимости от того, что тебе интересно в данный момент. Приведу примеры из жизни тех людей, которых знаю лично.

  • Дочь Светланы Стрельниковой Дарья по образованию юрист, сейчас изучает в Германии на немецком языке высшую математику. На чужом языке - вышку! И это не по принуждению, а по желанию.
  • Ольга Тарнопольская -юрист, этнохореограф (ethno-choreographer). Изучает круговые танцы разных стран (Folk Circle Dances) и объездила уже весь мир со своими танцевальными семинарами.
  • Константин Дыкин - два высших образования в сфере кибернетики и финансов. Изучает и разрабатывает эффективные методы выхода из кризисных ситуаций - мой прекрасный учитель, великий Мастер.

Я сама меняла сферу своей деятельности дважды - ушла с должности финансового директора, освоила профессию специалиста по рекламе и развитию в интернете. Потом мне стало интересно все, что касается обучаемости, работы мозга, памяти, интеллекта - создала свой проект.

Сына я учу чувствовать себя, ощущать свои ценности и желания, следовать за ними, быстро осваивать то, что ему интересно, быть лучшем в чем-то СВОЕМ, а не во всем.

«Если все делать на отлично и очень хорошо, не будет шанса быть в чем-то лучшим »,


- Л. Петрановская.

Ребенка нужно постоянно приучать, заставлять, принуждать, воспитывать «силу воли”, иначе вырастет неприспособленным к жизни. Основной аргумент: «Во взрослой жизни придется делать не то, что хочется, а то, что надо».



«Воля - это сила желания строить счастливую жизнь . Воля жить сообразно своим желаниям и является основным действием, которое диктует любовь человека к себе. Желание - движитель по жизни. Подлинное желание дает невероятную энергию преодоления.

Любить себя - значит иметь волю жить сообразно своим желаниям , значит самому строить реальность своей жизни, а не подчиняться обстоятельствам», - А. Максимов.


А давайте начнем с себя. Что вам больше всего не нравится делать? Гладить белье, мыть посуду?С сегодняшнего дня начните воспитывать силу воли - гладьте белье по 6 - 8 часов в день! После этого подойдите к мужу за словами поддержки и сочувствия, а он вам скажет: «Как дела с глажкой? Достаточно ли хорошо ты погладила белье (равно - какую оценку ты за это заслужила/получила)? Теперь иди и погладь ещё (равно - сделай домашнее задание).»

Одна из моих учениц после этого задания заплакала, подошла к сыну и сказала: «Сынок, как я тебя понимаю!».

Только желание и интерес способны подрывать меня каждое утро с кровати. Когда я занята любимым делом, меня «несет», я в потоке идей, мыслей, креатива, меня не надо заставлять - я счастлива! Какая сила воля? Никакая воля не заставит делать то, что я не хочу, только желание и интерес.

Я 20 лет занималась тем, что мне не приносило радости, через «надо», на силе воли. В итоге «сломалась” и находилась на грани жизни и смерти (буквально) пока не поняла, что нужно уметь чувствовать СЕБЯ, СВОИ желания и воплощать их в жизнь.

Помочь детям найти их интерес, помочь развить его - вот наша задача. А не учить тому, как перестать чувствовать, слышать себя и безукоризненно исполнять чью-то волю ради одобрения и хорошей оценки.

Как же много времени у нас с Ромой ушло на то, чтобы перестать бояться ошибиться! Ребенок при решении задач, упражнений сгрызал карандаши, ручки. Он в младенческом возрасте столько всего не сгрыз!

Мамы делились -их дети грызут учебники, дергают волосы, боятся говорить. Ребенок одной моей ученицы боялся ошибиться, выполняя задания в онлайн-сервисе - учителя рядом нет, а он боится нажать на кнопку! Откуда это идет, всем понятно.

«Ребенку своему дайте передышку - быть. Ошибаться, служить не требованиям и нормам, а вдохновениям и талантам. Этому учите и детей - свободе не быть никем, кроме как собой. Отличник - роль. Его играть не сложно, ты всегда должен быть таким, каким тебя хотят видеть учителя, начальники и командиры. Правильные ребята проиграют тем кто счастливей, а значит энергичней и живее », - Д. Карпов, преподаватель специальности британского высшего образования Graphic Design.




Боязнь ошибиться намного страшнее самой ошибки. Вернее, ошибка - это не страшно, без ошибки мы не сможем ничему научиться. Без ошибки не было бы ни одного изобретения. Мы с сыном очень много разговаривали на эту тему, я приводила примеры из жизни великих изобретателей. Пообещала ему, что никогда не буду ругать его за ошибки. Объяснила, что экзамены, особенно в формате тестов не говорят о знаниях, они ни о чем не говорят вообще! Просто так удобнее проверять учителям. Теперь наши карандаши в целости и сохранности:)

Наверняка у вас возник вопрос: «Как же тогда обучать детей? Они ничего не хотят, заставлять их нельзя - замкнутый круг».

1. Осознать, что же вы хотите в отношении образования. Определиться с целью.

2. Взять ответственность за образование на себя. На стандартное обучение рассчитывать не приходится. Думаю, убеждать вас в этом не надо - иначе вы бы не пришли сюда.

3. Научиться самой и научить ребенка учиться. Осваивать необходимый минимум школьной программы быстро, просто и даже весело - это возможно. Освободившееся время использовать для общения, интересных занятий.

Наше самообразование, наше поведение, наша помощь и отношение к ребенку способно творить чудеса! И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность проснутся, а вопрос мотивации отпадёт сам собой. Но об этом позже.

Моя цель - видеть ребенка счастливым и образованным, готовым к самостоятельной жизни.

В начале тренинга, я думаю любого, не только ИТ-шного, слушателям задаётся вопрос: «каков ваш текущий опыт в данной области и чего вы ожидаете от курса?».

Основных варианта ответов три:

  1. Я знаком с этой темой, хочу упорядочить и систематизировать знания . Что означает, как правило, — я считаю себя неимоверно крутым и пришёл утвердиться в этом, за счёт того, что всё что тут будут рассказывать мне будет знакомо. Далее человек весь курс ищет подтверждения этому факту, а значит любую новую информацию пропускает мимо ушей или даже оспаривает. Или начинает удалённо работать — читает почту, лезет что-то делать со своего ноутбука, всем своим видом демонстрируя важность и ответственность своей работы и её очевидное превосходство над материалом курса.
    Сам когда-то был таким. Но стоит ли покупать самоутверждение за стоимость курса? Лучше уж выбрать другой способ.
    Справедливости ради, некоторые и впрямь упорядочивают и систематизируют знания.
  2. Готовимся к проекту / собираюсь использовать технологию, хочу познакомиться с решением поближе . Обычно это самые заинтересованные слушатели и с ними интереснее всего работать. Таким я тоже был. Но обычно разочаровывался, когда понимал, что всё, чем преподаватель может мне помочь — это методичкой или учебником. В России не самый высокий уровень ИТ-образования.
  3. Мне надоело заниматься мелкими задачами. Ожидаю карьерного роста . Самая непредсказуемая категория. Лично мне такая формулировка в голову не приходила, но понять, в принципе, можно. Каждый админ мечтает перестать быть эникейщиком. И вообще хорошо, когда человек стремится к большему. Вот только, казалось бы, хочешь большего — изучай новое. Ан нет. Не все люди этой категории настроены на активное обучение.

Одна из ключевых особенностей сферы ИТ, как и у врачей — потребность в непрерывном обучении. Если человек не изучает новые технологии и продукты, а просто работает с тем, что сложилось на работе, он даже не на месте стоит, он деградирует. Потому что ИТ-мир — один из самых динамичных. Технологии основательно обновляются примерно каждые три года. То есть раз в три года приходится заново изучать даже те вещи, с которыми всё это время плотно работал. А за время моей карьеры дважды можно сказать радикально менялся подход к организации серверной инфраструктуры. Сейчас третий — программно определяемый ЦОД и «облака».

К слову об «облаках» — текущие тенденции развития ИТ-отрасли приводят к тому, что специалистов среднего звена — сисадминов небольших организаций в 3-5 серверов — просто не станет. Инфраструктура этих организаций уйдёт в виртуальную среду сервис-провайдеров и встанет к ним же на аутсорс. Востребованы будут или квалифицированные специалисты в «облакодержателях» и корпорациях или эникейщики, меняющие мышки и картриджи в принтерах. А значит, надо или очень активно прокачиваться или уже забить и смириться с ролью великовозрастного «инженера» первой линии.

Так вот в этом свете не укладывается в голове, что люди, декларирующие потребность в карьерном росте, намерены изучать только те вопросы и технологии, с которыми уже работают.Нацеленность на карьерный рост, не важно вертикальный или горизонтальный, предполагает хотя бы базовое понимание предметной области за пределами своей зоны ответственности . Работаешь в техподдержке, а хочешь с серверами — изучай серверные платформы, технологии: глубокий уровень AD (сайты, доверительные отношения, политики), PKI, сетевые технологии, IPv6, DNS, DHCP и т.п., причём не на уровне «что умеет», а на уровне «как работает». Потому что если ты знаешь, как система работает, ты можешь ей управлять и проектировать решения на её основе. А если ты знаешь, что при нажатии определённых кнопок получается определённый результат, а в случае чего всегда можно нагуглить, то однажды получишь ситуацию, что кнопки нажимаются, а результат не тот, что надо. А предложенное гуглом решение окончательно обрушило сервис, потому что там предлагалось нажать новые кнопки и более того — прописать какие-то символы в непонятных участках реестра. И нажал и прописал. Не обратив внимания, что версия продукта не та уже.

Даже если метишь в начальники, то тоже стоит готовиться раньше — изучать управление проектами, SMART, делегирование и планирование. Вообще эти навыки не только начальникам полезны, потому что процесс управления — тоже система, и если знаешь как она работает.. ну вы поняли.

Для карьерного роста надо учиться. Просто для того чтобы оставаться актуальным специалистом в ИТ надо учиться. А чтобы расти в сфере ИТ надо учиться вдвойне.

Нет, я не вдарился в пропаганду ИТ-курсов авторизованных учебных центров. Учиться сейчас можно очень большим количеством разных способов — книги, обучающее видео, он-лайн курсы разной степени бесплатности (Microsoft Virtual Academy и целый ряд MOOC-платформ типа Coursera и Udacity). Конечно, курсы в учебном классе с живым инструктором, в плане КПД, — наиболее продуктивный вариант, поскольку информация поступает сразу по нескольким каналам, +дискуссия позволяет закрепить изученное. При условии, конечно, что инструктор имеет представление о предмете, который преподаёт. Что, к сожалению, в российских реалиях явление нечастое, по крайней мере в ИТ. Но даже на курсах стоит имет ввиду, что обучение — не внешний, а внутренний процесс . Другими словами, почти невозможно научить человека чему-то извне. Разве что привить какие-то рефлексы. Что-то изучить человек может только сам. Нельзя вставить в голову кабель и влить извне или из чужой головы набор знаний и навыков [по управлению вертолётом], как в фильме «Матрица», как бы нам ни хотелось.

Учитель, даже хороший учитель, может лишь создать подходящую атмосферу. Да, картинки, текст, голос, складывающиеся в знаки, которые в свою очередь складываются в информацию — лишь фон, бессмысленный без внутренней потребности сидящего в аудитории организма чему-то научиться. В этом свете непонятно, чего ожидают люди, приходя на курс и погружаясь в дебри соц. сетей или рабочих процессов. То есть в среду либо развлекательную, либо привычную. Причина такого поведения как раз таки понятна. Их две:

  1. Мне это не нужно, я это уже знаю . На эту тему вспоминается диалог с инженером поддержки учебного центра:

    — А вы только базовые курсы ведёте?
    — Пока да.
    — Жаль.
    — Почему?
    — Ничего нового. Я их уже прошёл и даже сдал экзамен.

    Восхитительно тут для меня то, что я, имея сданными целую пачку экзаменов по разным версиям серверов, включая последние, работая в этой области 12+ лет, исписал почти 3 блокнота конспектов (формата А5), готовясь к треку. То есть нашёл для себя что-то новое, или по крайней мере, достойное обратить внимание и обсудить. А уж если бы партнёром по обсуждению выступил кто-то со стажем более 15 лет и опытом в смежных темах…

  2. Мне это не нужно, у нас это не будет использоваться . Тоже ошеломляющий по простоте ответ. Хочется спросить сразу, а вы, заявляя целью карьерный рост, предполагаете всю жизнь работать именно в этом месте и в этой должности, вот где эта технология (AD CS, Trust Relationship, RODC, etc.) не будет использоваться? А ещё — а почему не будет? Потому что точно знаете, что не подходит или потому что никто не знает как её использовать?

На самом деле, оба эти варианта ответов идут из состояния, которое называют неосознанной некомпетентностью. Подробнее о состояниях компетентности (их четыре) можно почитать, например, . Или .

Индивид не знает предмет и считает, что ему не надо. Или считает, что знает — тогда это второй виток цикла развития компетентности, но опять же — первый квадрант.

Но и первый и последний (если нет смены деятельности) квадранты — это стагнация. Остановка развития.

Зачем идти на курс, если вы нацелены стоять на месте?

«Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи».
Лев Толстой.

Мы учителя считаем, что качественный урок - это «насыщенный» урок, когда на уроке удается много сделать, использовать разнообразные формы работы. А какой урок, какое внеклассное мероприятие нравиться детям, что ученики и их родители хотят получить от школы?

1-й раздел.

Что нужно детям от школы?
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из Школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.

Школа – прежде всего, учит, но она должна еще и развивать способности обучающихся, учить их применять полученные знания.

На сегодняшний день мы не перестаем считать, что воспитание- это «наставление на путь истинный». Это же есть не что иное, как авторитарный метод взаимодействия со своими учениками. Как ни странно в школе при этом ученики видят работу учителя. Такие классные коллективы активны в городских и школьных мероприятиях. Авторитарный метод помогает раскрывать индивидуальность обучающихся. Примером этого могут служить коллективы 6-б,7-а,8-а,9-б классов. Дарования ученика можно рассмотреть во внеклассной, внеурочной деятельности. Но на сегодняшний день в массовой школе творческие способности являются наименее развиваемыми. Дети к творчеству относятся недоверчиво и небрежно. Причина в том, что в школе на первом месте стоит процесс обучения, а на втором месте процесс воспитания. Это делает процесс творчества затруднительным. Низкая результативность в учебной деятельности приводит к тому, что ученик теряет потребность в прекрасном. Если ученик не уважает свой труд, он не имеет желания и сам трудится. Уважение в ученике нужно воспитывать. Ребенок в школе должен получить удовольствие оттого, что сделал. Этим должны любоваться и окружающие. Только в этом случае у ребенка появляется желание в творчестве.

Что же в первую очередь нужно детям от школы?

Анкетирование, проведенное среди обучающихся 7,9,10,11 классов, показало:

И все -таки, что же нужно детям от школы в первую очередь?

Обучающимся школы была дана анкета, включающая десять вопросов:

  1. Учителя относятся ко мне хорошо______________________________
  2. Мне на уроке интересно______________________________________
  3. Объяснения учителя мне понятны______________________________
  4. Я на уроке открываю для себя что-то новое______________________
  5. На уроке я получаю много полезной информации _________________
  6. Знания по предмету у меня прочные и я помню пройденное ранее___
  7. Домашнее задание для меня посильное__________________________
  8. Уроки проходят разнообразно__________________________________
  9. Я с удовольствием и активно работаю на уроке___________________
  10. На урок иду с радостью________________________________________

Анкетирование показало, что одним обучающимся нужнее всего хорошее отношение к себе со стороны учителя. Это доминирует в основной школе. Другим нужно, чтобы уроки были разнообразны. Это желание преобладает в средней школе. Сравнительный анализ ответов обучающихся показал, чем больше ученик удовлетворен взаимоотношениями с учителями, тем выше он оценивает то, что происходит на уроке. При этом и более прочно усваиваются знания по предмету. На такие уроки с большим удовольствием идут дети и готовы активно проявлять себя там.

Анкетирование показывает, что в начальной, основной, средней школе дети нуждаются в том, чтобы объяснения учителя были понятными. Чем понятнее объясняет учитель, тем и знания более прочные. Для ученика важно, чтобы на уроке было все понятно, интересно и отношения учителя и ученика не имели формальный характер. Почти все учащиеся признают полезность и необходимость для себя полученных знаний. Иными словами на уроке, по мнению учащихся, должны быть использованы разнообразные приемы обучения, что напрямую сказывается на удовлетворенности учащихся учебным процессом в школе. А главное- это хорошее отношение к себе со стороны учителя.

Десять вопросов в анкете можно объединить в две группы. Одни \1,2,3,5,8\ имеют отношение непосредственно к учителю- это методы работы и отношение к ученикам. Другие- \4,6,7,8,9,10\- имеют отношение к ученику- это эмоциональная сфера, учебные навыки. И если сравнить результаты анкет, то можно сделать вывод: существует значительный разрыв и он показывает, что мы не всегда учитываем личностные особенности ребенка. Там, где удовлетворенность ученика больше, там и качество обучения выше. Анкетирование показывает, что учащимся 7-8 классов не хватает положительного отношения с учителем.

Учащихся 9-11 классов устраивает взаимоотношение с учителями, но не хватает разнообразия форм и методов работы на уроке. В чем же причина такого различия?

Эти же анкеты разделим на две группы: одна- это методы работы на уроке \3, 5, 6, 7, 8\ и другая мотивация учащихся \1,2,4,9,10\.

А теперь проанализируем ответы детей. Анализ позволяет сделать вывод, что учителя эффективно используют методы обучения, а не методы мотивации. Это очень хорошо отражено в анкетах 7-8 классов. Ученикам не хватает мотивирующего воздействия учителя. Ученики в большей степени считают, что учителя к ним плохо относятся.

Для учащихся 9-11 классов это уже не столь актуально, им важнее мастерство преподавателя- разнообразные формы работы на уроке. По результатам анкетирования можно выделить основное:

Для обучающегося важно:

  1. понятность объяснения;
  2. посильность домашнего задания;
  3. разнообразность и увлекательность работы на уроке;
  4. мотивация- это хорошее отношение.

Анкетирование показывает, что школа не реализует в полной мере творческие способности учащихся. Хотя кружков в школе предостаточно. На сегодняшний день с интересом работают учащиеся на занятиях: «Умелая игла», «ЮИД», «Хромочка» и в этом году «Журналистика», «Сувенир».

На вопрос - Что бы ты хотел получить от школы, пока в ней обучаешься?

80% ответили- ЗНАНИЯ и ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ.

Что же нужно родителям от школы?

2-й раздел. Чего ждут родители от школы?.

Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе- семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино-
Уж года три, как бросил я все это»

Это стихотворение Э.Асадова вызывает улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой… Какой?

Отец ничего не знал о жизни сына, о его привычках, о его поступках.

А ведь такие семьи встречаются сплошь и рядом. Семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная внутренний мир близких людей, не зная его проблем. В большинстве семей царит разобщенность, даже отчужденность. Отсюда и возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не пилят и не придираются к ним постоянно. Большинство детей, совершающих правонарушение и преступление, вырастает именно в таких семьях, в неблагополучных семьях. Семья может быть полной и родители не пьяницы, но если в семье царит отчужденность, неуважение друг к другу, отсутствует взаимопонимание, доверие- это неблагополучная семья. Было проведено анкетирование среди детей и родителей:

А какую же семью мы считаем неблагополучной?».

  • 7- классы- когда родители ругаются, пьют- 60%
  • 10 классы- где нет взаимопонимания, а царят ссоры- 70%.

Что тебя раздражает в поколении «отцов»?

  • 7- классы- НИЧЕГО- 50%,
  • много следят- 20%.

Что бы родители хотели, получит от школы?

  • Знания-80%.

Часто ли родители проводят свободное время с ребенком?

  • 7- классы- 60%
  • 9 классы- 30%
  • 11 классы-10%

Знают ли родители друзей детей?

  • 7- классы- 90%
  • 9-классы- 60%
  • 11- классы- 30%

Испытываете ли вы трудности во взаимодействии с родителями?

  • 7- классы- НЕТ- 80%
  • 9- классы- НЕТ- 40%
  • 11- классы- НЕТ –20%\ родители не понимают, раздражают своими требованиями.
  • На одном из родительских собраний был проведен диспут «Отцы и дети». Поочередно задавились вопросы родителям и детям:

1. Назовите черты, характеризующие неблагополучную семью.

Ответы:

Родители - Пьющая семья, где нет контроля.

Дети - Семья, где нет взаимопонимания.

2. Назовите черты, отличающие благополучную семью.

Ответы:

Родители - материально- обеспеченная семья.

Дети - семья, где родители уважают своего ребенка.

3. Что больше всего раздражает в поколении «отцов»?

Ответы:

Дети - Родители не способность идти на компромиссы.

4. Что больше всего раздражает вас в поколении «детей»?

Ответ:

Родители - безответственность детей.

5. В чем бы вы хотели походить на «отцов»?

Ответ:

Дети - Быть умными.

6. В чем бы вы хотели походить на «детей»?

Ответ:

Родители - Беззаботностью.

7. Что бы вы родители хотели получить от школы?

Ответ:

Всесторонне развитого и образованного ребенка.

Вы видите, что ответы противоречивы. Эти противоречия и вызывают конфликтные ситуации в семьях. Первоначально возникают проблемы, но это еще не конфликт. Возникший спор- это еще не ссора. Как же удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинства?

К сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы не хотим поставить, себя на место оппонента и до хрипоты отстаиваем позицию своей правоты и на этом наживаем еще больше проблем.

3-й раздел. Что же школа дает своим ученикам?

Разработана «модель выпускника». Эта модель- представление о том, что школа должна дать ученикам. Школа должна дать своим ученикам не только определенные знания, умения, навыки, но и мировоззренческие качества, нравственные ценности.

Среди обучающихся школы был проведен мониторинг.

7-а,9-а,11-а,11-б классы учатся и успешно развивают свои способности.

7-б,7-в,9-в классы – здесь в первую очередь происходит обучение и воспитание. Мы воспринимаем воспитание, как «наставление на путь истинный». Из этого следует, что в классе осуществляется авторитарный метод взаимодействия с учениками.

Родители хотят, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам и могла раскрывать, пестовать их таланты, но слишком много правил школе диктуется извне. Это не бает возможность по- настоящему осуществлять индивидуальный подход к детям.

Дарования можно развивать преимущественно во внеклассной, внеурочной деятельности. Но на вопрос: «Какие твои качества никогда не проявляются в школе?»- часто звучит

ответ- талант, творчество. Вот и получается, что творческие способности в стенах школы являются наименее развиваемыми. Дети к творчеству относятся небрежно и недоверчиво. Главное- результат, а не качество этого результата \ главное участие в мероприятии, а не то- каким будет это участие \.

На самом же деле должно быть удовлетворение от того, что сделал- этим должны любоваться и окружающие.

Анкетирование показывает, что, по мнению детей, школа не в полной мере задействует их творческие способности.

Методы обучения, как видно из анкет, едины, тогда как воспитательные усилия педагогов в классах строятся на разных принципах, что приводит и к разным показателям участия классных коллективов в общешкольных делах и городских программах.

Последнее время от школы ожидают то, что она станет институтом, позволяющим не только обучать, но и адаптировать подрастающее поколение к условиям современной жизни. Эту функцию школа всегда выполняла и старалась, как - то выровнять те изгибы характера, которые приобрел ребенок в семье, часто неблагополучной.

Анкетирование обучающихся показывает, что в большинстве случаев родители не интересуются успехами в школе, друзьями своих детей.

Вопрос- Знаете ли вы друзей своего ребенка?

Ответ- и ДА, и НЕТ.

Испытываете ли вы затруднения во взаимодействии с ребенком?

В 9-том классе 80% ответили- ДА.

Вопросы анкет: Начальная школа Основная школа Средняя школа
Да Нет Да Нет Да Нет
Знаете ли вы друзей ребенка? 99% 80% 60%
Испытываете ли вы трудности во взаимодействии с ребенком? 90% 60%
Часто ли вы проводите свободное время с ребенком? 90% 60% 90%
Ваш ребенок любит заниматься домашними делами? 70% 70% 80%
Способны ли вы оказать влияние на своего ребенка? 100% 80% 70%

Родители, не вмешиваясь в большинстве случаев в процесс обучения и воспитания, желают чтобы ребенок в школе получил: интеллект, умение общаться и был личностью, т.е. был хорошо адаптируемым в социуме.

Можно в 9,11 классах провести анкету для определения приоритетов учебно- воспитательного процесса:

1. Привели бы вы своих детей в нашу школу:

  • затрудняюсь.

2. Что дает школа ученику? \подчеркни \

  • учит конкретным предметам;
  • учит решать жизненные проблемы;
  • учит общению;
  • воспитывает правильное поведение;
  • развивает способности;
  • человек лучше узнает себя;
  • дает возможность общаться со сверстниками;
  • дает возможность проявить себя.

3. Какие качества, необходимые человеку в жизни, должна развивать школа у своих учеников?

4. Какие твои качества никогда не проявляются в школе?

5. Легче или труднее жит в школе с классным руководителем?

6. Что дает тебе школа?

  • учит;
  • воспитывает;
  • раскрывает способности;
  • раскрывает таланты;
  • другое.

7. За что ты будешь вспоминать школу?

Анкетирование показывает, что за время обучения в школе одни обучающиеся получают в школе навыки общения, другим не хватает умения работать в коллективе. А в целом многое зависит от деятельности классного руководителя. Именно он учит самостоятельности, умению взаимодействовать с окружающими, но положительный результат будет в том случае, если определенные навыки заложены с детства и родители не безучастны в воспитательном процессе.

На вопрос- За что ты будешь вспоминать школу в первую очередь?

Были ответы:

  • За то, что она научила самостоятельности.
  • За развитие ответственности.
  • За хорошую дружную атмосферу в классе.
  • За то, что она научила понимать, что стоит делать, а что нет.

Опрос выпускников был таков.

За что же чаще вспоминают школу выпускники?

Были ответы:

  • За знания. \Если учитель любит свой предмет. \
  • За учителей. \ Если учитель уважает своих учеников и видит в них таланты \.
  • За дружный класс. \ Если в классе была создана атмосфера взаимопонимания,сплоченности \.

Чтобы все это было, мы должны знать, чего хотят для себя ученики, чего они ждут, чтобы потом предложить им это. И иметь мужество исправить то, что не идет на пользу развития нашего подрастающего поколения. И, может быть, тогда, все наши выпускники захотят именно к нам привести своих детей.

Список литературы:

  1. Научно-методический журнал Классный руководитель, Москва,2007г, №-6.
  2. Методическая газета- Управление школой, 2007г,№-20.
  3. Директор школы, 2007г., №- 7.

Чего мы ждем от школы?

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать – с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители. Хотя и не только...


Анна Попова, 50 лет, учитель подготовительного класса в Пироговской школе.
Наталья Демченко, 37 лет, финансовый менеджер, мать Яны, 10 лет, и Михаила, 16 лет.
Алексей Кузнецов, 44 года, учитель истории гимназии № 1543.
Ольга Дворнякова, 32 года, PR-директор, мать Антона, 10 лет, и Даниила, 12 лет.

Psychologies: Чего ждут родители, отдавая ребенка в школу?

Анна: Ожидания очень разные. Амбициозным важно, чтобы ребенок учился в престижной школе – и знания получил, и не стыдно было сказать, где он учится. Обычно такие родители хотят, чтобы у ребенка получилось то, что не получилось у них самих. Другие ставят целью во что бы то ни стало дать лучшее образование. Готов ли он идти в школу, может ли учиться по продвинутым программам – не так важно. Главное – образование. Любыми способами. И в смысле воспитания у них огромный запрос: «Мы вам его отдали, а вы его воспитывайте, вас же этому учили?» Есть немало тех, кому важно, чтобы в школе (особенно начальной) ребенку было хорошо и спокойно. Часто это те, кто сам чувствовал себя неуютно в школе, или те, кто видит, что у ребенка есть трудности: он застенчив или, наоборот, гиперактивен… Им не хочется, чтобы на этом акцентировали внимание. Наконец, некоторые родители не могут или не хотят выбирать школу в силу самых разных причин и отправляют ребенка в ближайшую. Их принцип: как будет, так и будет.

«ПРАВИЛА ИЗВЕСТНЫ ЗАРАНЕЕ: Я ПРЕДУПРЕЖДАЮ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ Я ДЕТЯМ ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩАЮ» АННА

Алексей: Скажу еще об одном типе родителей, которого раньше не было. Старая советская школа четко указывала мамам-папам их место: сдавать деньги, помогать водить маленьких в цирк и приходить, когда вызывают, чтобы получить выговор. Что, конечно, было неправильно. Но сегодня все больше родителей, которые строят свои отношения со школой по модели потребления: «Я – потребитель, школа – поставщик образовательных услуг. Вот перечень услуг, которые вы мне предоставляете, и мне будет удобно, если вы (школа, учитель) будете отчитываться по электронной почте. Если же услуги будут не должного качества, я оставляю за собой право обратиться куда следует». Что выгодно отличает нынешнюю ситуацию от советской, так это возможность выбрать школу, по крайней мере в больших городах. Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо.

Как вы поступаете, если родители не согласны с вашим решением, требованием, наказанием?..

Анна: Я предпочитаю, чтобы правила были известны заранее. На первом родительском собрании (мы проводим его за полгода до начала занятий) я предупреждаю родителей, что есть вещи, которые я делать не разрешаю. Например, я не разрешаю драться. Если мне возразят, что мальчик должен уметь за себя постоять, я сразу говорю, что в этом месте у нас будет нестыковка. Еще я не разрешаю обижать и дразнить друг друга… Если такое случится, я начну делать замечания, и делать их строго. И ни на какие уступки родителям не пойду, все равно буду запрещать.

Алексей: Я согласен, правила помогают, но бывает, что в момент, когда их объявляют, все согласны, а потом, когда дело дойдет до конкретного синяка под конкретным глазом, родители станут интерпретировать ситуацию в пользу своего ребенка.

Алексей: В прошлом году я впервые взял классное руководство над пятым классом и осенью встречался со всеми родителями, поговорил с ними один на один. В первую очередь я хотел, чтобы они рассказали мне о ребенке: каким они его видят. Благодаря этим встречам я многое понял, не столько о детях, сколько о родителях.

Хотят ли родители, чтобы вы воспитывали учеников?

Алексей: Я никогда не слышал: «Вы параграф выучите с моим ребенком, а в воспитание не вмешивайтесь». С другой стороны, все хотят, чтобы мы воспитывали – но что именно? В прошлом году дети писали ЕГЭ по русскому. Мы просили их не приносить шпаргалок. При этом в аудитории, где проходил экзамен (в другой школе, и дети там были не только наши), все пользовались чем хотели, разве что учителей не просили выйти в интернет. Назавтра пришла мама, возмущаясь: «Теперь из-за вашей честности они получат меньше баллов, чем те, кто списывал». Эта мама хочет, чтобы мы воспитывали ее ребенка?

Вопрос родителям: что вы чувствуете, когда ваши дети идут в школу?

Ольга: В прошлом году наш старший сын перешел в пятый класс. Мы терпеливо ждали, пока пройдут первые сложные месяцы, он привыкнет и увлечется каким-нибудь новым предметом – чтобы ему самому было интересно, чтобы не было такой бесконечной череды будней: пришел в школу, отсидел, пришел домой, сделал уроки, на следующий день то же самое... Но вот чего я точно не ожидала – что все учителя на собраниях в один голос будут восклицать: «Ваши дети просто ужасно себя ведут, никак не могут адаптироваться к средней школе! Сделайте с ними что-нибудь!» Я пробовала поговорить с классным руководителем, но все происходит так быстро, ни на что нет времени у преподавателя: подумать, обсудить, что делать.

«ОТ УЧИТЕЛЕЙ Я ЖДУ СОВСЕМ НЕМНОГО: УЧИТЫВАТЬ, ХОТЯ БЫ ЧУТЬ-ЧУТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЕГО РЕБЕНКА» НАТАЛЬЯ

Наталья: На мой взгляд, родители свое изначальное отношение к школе непроизвольно передают ребенку. Мне всегда хотелось, чтобы дети воспринимали школу как большой и увлекательный мир, где есть все – друзья, педагоги, учеба, человеческие отношения. А от учителей я жду совсем немного: учитывать, хотя бы чуть-чуть, индивидуальность ребенка. По моим ощущениям, сейчас учителя стали черствее, и их равнодушие иногда обесценивает старания детей. Был случай, когда детям дали творческое задание, они старались, делали, родителей привлекли, но преподаватель его даже не проверил! Еще мне хочется, чтобы ребенку ставили то, что он заслужил: иногда учителю легче и выгоднее поставить незаслуженную четверку вместо заслуженной тройки… И не оставляли бы без внимания усилия заштатного троечника, для которого приличный результат – почти подвиг.

Ольга: Однажды сын получил двойку, мы выяснили, за что, он переделал задание, но двойка-то осталась. Я посоветовала ему подойти к учителю и спросить, как можно исправить оценку. И знаете, что она ответила? – «Никак».

Алексей: У нас в стране на 90 млн работающих граждан приходится 1,2 млн учителей – это самая массовая профессия. И в ней огромное количество тех, кому в школе по большому счету делать нечего. То, о чем вы говорите, – это принципиальный порок не школы, а нашего чиновничьего государства, которое толкает на то, чтобы проводить показательные мероприятия, для галочки. Если сегодня учитель занимается индивидуальной работой с ребенком, понимая, что нигде это баллов ему не прибавит, то это уникальный учитель, замечательный, он на своем месте.

«В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ВСЕГДА ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ЗА РОДИТЕЛЯМИ» АЛЕКСЕЙ

Как вы поступаете, если учитель не прав?

Наталья: У меня была такая ситуация с дочкой. Она застенчивая девочка, не всегда встанет и скажет, даже если знает ответ. И сама никогда не пойдет ничего выяснять. Но тут я увидела, что учительница исправила в ее тетради правильно написанное слово на неправильное. Я не стала давать никаких характеристик учителю, но попробовала объяснить, как такое могло произойти. Если ребенок может отстоять свою позицию, грамотно, спокойно, то лучше это сделать. Но преподаватель не признала свою ошибку и оставила все как есть. Тогда мне пришлось сказать дочери, что она все сделала правильно, а учительница, видимо, была чем-то занята и не смогла разобраться.

Алексей: Да, к сожалению, очень немногие из нас способны признать, что допустили ошибку...

Ольга: Однажды, когда я увидела в журнале несколько двоек подряд, я не сдержалась и спросила, откуда они. На что учительница мне ответила, что мальчик односложно отвечает на вопросы, не умеет рассуждать и анализировать. Мне кажется, она могла бы остановиться на второй двойке и обсудить с нами эту историю: позвонить, написать в дневнике… Она ведь знала, что он недавно переехал, у него новая семья (я его приемная мама), он стесняется при всех выражать свои мысли. Мне было бы важно, чтобы его понимали, слушали, были к нему бережны.

Должен ли учитель вникать в тонкости семейных обстоятельств?

Анна: Конечно! Именно для этого я приглашаю родителей «пошушукаться» – рассказать про особенности ребенка, про здоровье, сообщить вещи, которые могут повлиять на его поведение. Или если происходит что-то серьезное – например, умерла собака. Конечно, мне нужно об этом знать, я должна быть готова к любой ситуации.

Алексей: Обычно дети мне сами обо всем говорят. Иногда задним числом. Или друг про друга рассказывают, так им проще.

Как вы понимаете сотрудничество между учителями и родителями?

Алексей: Мы соучастники процесса воспитания и обучения детей. В вопросах воспитания последнее слово остается за родителями: я никогда не буду настаивать на чем-то, если это идет вразрез с мнением мамы или папы. А обучением должны заниматься учителя; если родители нам помогают, это замечательно. Любая ситуация разрешима, если есть понимание, что мы действуем вместе. Ребенок – третья сторона этого процесса. У нас как у соучастников есть и права, и обязанности. Но на бумаге это не зафиксировано. Школа – тонкое дело, как театр. Представьте: на спектакле вам вместо программки вручают листок с правами зрителя... В школе тоже все нельзя расписать. Сотрудничать в сложной ситуации непросто. Как это выглядит? Я как учитель или я как родитель могу не идти на конфронтацию, а отстраниться, остыть и подумать: может, все не совсем так, как мне кажется...

Почему сотрудничать трудно?

Алексей: Потому что люди разные. А двоим родителям разве легко сотрудничать, воспитывая ребенка?

Анна: Из-за гордыни. У женщин она часто сосредоточена на детях. Послушайте, как они говорят: «Мой (моя) должен быть лучше всех», «Он должен играть на фортепиано, скрипке, должен получать пятерки», «Ему еще два года, а он уже знает буквы», «А у меня школу закончил в 16 лет». Матери гордятся своими детьми, и, в общем-то, им есть чем гордиться. Но они не готовы сотрудничать, потому что никого вокруг себя не слышат. В этом году я умоляла одну маму не отдавать сына в школу, он и пяти минут на месте усидеть не мог. Я говорила, что он своего еще не отыграл, что его нервная система не готова к нагрузкам… В ответ я услышала: «Что он, так и будет до десятого класса в игрушки играть?» Какое сотрудничество я могла ей предложить?

Вам важно, чтобы вас уважали?

Анна: Мне нет. Мой отец всегда считал, что учителя надо уважать, учитель всегда прав. А я ему говорю: трудно уважать того, кто тебя унижает. Учительница может быть хорошей матерью или женой, но когда она кричит на ребенка или стучит кулаком, ее надо простить, быть к ней снисходительным. Важно помочь детям увидеть в учителе человека. Такого, какой он есть. Вовремя рассказать им, что каждый может ошибиться, поступить плохо – и я, и ты, дружок, тоже.

Алексей: Профессия учителя была несколько переоценена. По объективным причинам. Для многих в 1950-е, допустим, годы учитель был единственным источником знаний. Люди жили в бараках, книжек дома не было, родители имели три класса образования... Сейчас у нас есть другие источники информации, есть возможность сравнивать. Выяснилось, что педагоги – обычные люди, сами зачастую малообразованные, замотанные, слабые... Так что нельзя воспитывать в ребенке культ учителя! «Слово учителя – закон» – нет, это не так. Но родители, которые демонстрируют свое неуважение к учителям, просто дурно воспитаны.

Детям, особенно в старших классах, важно, чтобы учитель не только учил, но и разговаривал по душам...

Алексей: У нас на выпускном дети в этом году говорили: «Спасибо не только за ваши уроки, но и за наши разговоры на этих уроках про важное. За чай после уроков. За поездки. За походы». После того как очередной ребенок очередному учителю такое выдал, я директору говорю: «Вообще-то пора закрывать нашу контору. Физика благодарят за разговоры о лирике. Лирика – за разговоры о физике.Никто же не работает!»

Анна: Они все в итоге всему выучатся. А вот по душам и по-братски – это очень важно.

Алексей: Хорошо вам говорить – в начальной-то школе!..