Игры на развитие творческого воображения. Средства развития воображения

Воображение - своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения. Между тем, воображение - процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования. Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное - заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра - специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения. Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли. Например, малыш фантазирует, что палочки - это градусники у «врача», листики - тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план. Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим. Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация - это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения - типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны. Главное - вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его. Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное - несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко - мяч ловится, книжка - мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает - не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов - антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко - низко, близко - далеко, молодой - старый, добро - зло, ребенок - взрослый, белый - черный, утро - вечер.

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать . Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, палочки для песка или снега. Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек. Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи. Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.

«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке. Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести. Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там - плывет кораблик.

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio - склеивание) - сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение. Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица - меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их. Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю - небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы. Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки. Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик - овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.

Взрослый предлагает ребенку придумать свою веселую сказку с героями, которых хорошо он знает. Например, это могут быть известные всем сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и подобные им. Чем младше ребенок, тем проще по сюжету должны быть сказки. Игра интереснее пройдет во время семейного досуга, когда соберется вся семья. Героев и события фантазии можно перемешивать, придавать им несвойственные качества.

Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия - это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения. Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов. Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Словесная игра на аналогию, одновременно и на акцентирование, заинтересует детей. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки. Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Тематика таких вопросов может быть самой разнообразной: о природе, погоде, животных, профессиях, предметах мебели, одежды, еде. Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая свое чадо мыслить творческому воображению.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Игра [Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье] Браун Стюарт

Игра воображения

Игра воображения

Воображение – вероятно, самая мощная человеческая способность. Оно позволяет нам создавать вымышленные реальности, которые можно исследовать, не покидая настоящий мир. Самые ранние проявления игр с участием воображения наблюдаются в два-три года в виде фрагментарных историй. Исследователь игры Брайан Саттон-Смит описывает эти ранние попытки как куски нарратива, основанные на забавной чепухе без необходимых элементов сюжета – начала, середины и конца. Затем, в процессе развития, дети приобретают способность рассказывать связно. Потребность сочинять истории возникает у детей по всему миру и является неотъемлемым аспектом игр. Но каким бы ни был возраст и какой бы отрывистой ни была история, развертывая сюжетную линию, рассказчик переживает очень радостный вербальный опыт.

После этого этапа дети начинают часто играть, привлекая свое воображение, естественно и энергично перемещаясь между реальностью и вымыслом. Определить, что здесь вымысел, а что реальность, обычно важнее взрослым, которые слушают или смотрят, а не ребенку, вовлеченному в воображаемые приключения.

По мере того как дети растут, грань между вымышленным и реальным становится более явной, но игра с воображением продолжает их вдохновлять. Как я уже говорил, внимательное исследование потока сознания у взрослых демонстрирует, что человек выдумывает в течение всей жизни – это свойство его мышления. Мы постоянно сочиняем сюжеты в голове, чтобы держать прошлое, настоящее и будущее в одном контексте. Поскольку дети отправляются в новое приключение ежечасно, порывы фантазии обеспечивают им контекст эмоциональной и когнитивной симфонии, которая и есть их развивающаяся сущность.

В процессе жизни воображение остается необходимым для эмоциональной устойчивости и креативности. Исследования депривации показали, что фантазирование – воображение внутренней жизни других и сравнение ее со своей собственной – один из ключей к развитию эмпатии, понимания и доверия, а также личных адаптационных навыков.

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Для улучшения способности формировать зрительное представление следует освоить методику вхождения в СК на глубину, позволяющую работать с заданной программой – в данном случае возражением. Развитое воображение (зрительное, вкусовое, болевое,

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Сила воображения Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина, он мужественно осушил чашу до дна.Вернувшись домой, он почувствовал страшные

Из книги Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение автора Ахола Т

Игра воображения в шкафу Флора была направлена на лечение к Бену по причине депрессии и постоянных слез. Она боролась с целым рядом проблем, которые были связаны с двумя ее сыновьями и бывшим мужем. В профессиональной жизни Флора была успешна. Работая с детьми, она

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Игра воображения – мощнейший вид оружия, защищающее нас от психологического отравления Легче очистить себя от гнева, чем изменить

Из книги Самоактуализация: Начало автора Пичугин Станислав

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Развитие воображения Уже давно замечено, что тот, кто при недомогании психологически входит в образ здорового человека, быстро и эффективно поправляет свое здоровье. Основой является воздействие воображения. С его помощью вы можете развить в себе удивительные

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

3. Игра в солдатики или игра с куклой Первую группу вариантов образуют факторы, формирующие у индивида социально-половую роль - мужскую или женскую. Это значит получает ли индивид предпочтение к мужским профессиям, мужской одежде, соответствующему положению в обществе и

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

4. Развитие воображения. «...Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи». «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира...». Ощущения -

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа воображения Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно

Из книги Игра [Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье] автора Браун Стюарт

Виды воображения В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших

Из книги Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей] автора Мосс Роберт

"Техника" воображения Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.Одним из таких приемов является

Из книги Шляпа фокусника. Озорная школа творчества автора Банток Ник

Игра воображения Воображение – вероятно, самая мощная человеческая способность. Оно позволяет нам создавать вымышленные реальности, которые можно исследовать, не покидая настоящий мир. Самые ранние проявления игр с участием воображения наблюдаются в два-три года

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

Мост воображения Арабское слово «толкование», табир, буквально означает «переход, переправа». Настоящий толкователь сновидений (муаббир) – тот, кто «переходит от ограниченных образов сохранившегося в памяти сновидения на более глубокие уровни его значения и к более

Из книги автора

Месть воображения Большевистская революция и тоталитаризм загнали тех, кто интересовался снами, в подполье. Теперь безопасным способом написания книг о сновидениях стало только участие в одобренных государством исследованиях фольклора и народного искусства, а также

Из книги автора

Краски воображения Доводилось ли вам когда-либо предпринимать попытки настроить свой разум на выполнение какой-либо заведомо невыполнимой задачи, например: попытаться понять, что такое вечность или бесконечность; представить себе цвет, которого нет среди цветов радуги,

Из книги автора

3. Психология воображения Сознание в свете экзистенциальных и структурно-аналитических концепцийКак отмечал Л. С. Выготский, исследование природы воображения представляет собой третий аспект по изучению психологии искусства. В научной литературе воображение

Воображение - вершина познавательного процесса, который включает в себя восприятие информации, запоминание, осмысление, воспроизведение. Воображение дает возможность не просто воспроизводить информацию, а творчески комбинировать ее, изменять форму, даже создавать новое на основе того, что мы знаем и умеем.

На земле не существует ребенка, лишенного воображения, как нет детей, не умеющих и не любящих играть. И неудивительно: эти процессы взаимосвязаны. Воображая, додумывая непонятное, малыш осмысливает новые знания об окружающем мире, играя - воспроизводит осмысленное.

Несмотря на то, что любой ребенок наделен воображением, оно далеко не у всех развито одинаково хорошо. А резервы для развития этого процесса есть у каждого без исключения малыша. Поэтому следует уделять особое внимание развитию их фантазии и творческих способностей.

В данном разделе представлены игры, стимулирующие воображение детей, дающие возможность интерпретировать прочитанное, помогающие развивать художественные, литературные, актерские и другие способности.

МАСКИ

Играет один или несколько человек.

Инвентарь. Маски из скорлупы грецких орехов: осторожно разделите орех на две половинки. По сторонам просверлите дырочки, проденьте резинку. На скорлупе нарисуйте лица и мордочки зверей, используя естественный рельеф. Маски надеваются на палец. Если вы хотите одеть получившихся кукол, обмотайте вокруг пальца платок.

Ход игры. Задается тема, и игроки разыгрывают импровизированный спектакль, используя вместо театральной ширмы спинку стула (рис. 4). В зависимости от содержания пьесы маски могут изображать различных персонажей.

ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИИ

Играют 10-12 человек.

Ход игры. Выбирают короткий интересный текст с большим количеством персонажей, распределяют роли. Затем ведущий начинает читать текст, а игроки выполняют действия, которые производят их герои. Те, кому не хватило роли, являются зрителями.

Пример. Роли: Луна, Деревья (2-3 человека), Ветер, Пес, Конь, Воробей, Цыган, Дед, Баба.

Деревья стоят неподвижно. Вдруг налетает Ветер, начинает раскачивать верхушки Деревьев. Воробей приоткрывает один глаз, сонно осматривается и снова засыпает. А Ветер все воет, и качаются Деревья. Выходит полная Луна. Пес, спящий у сарая, открывает глаза, смотрит на Луну, снова засыпает. В сарае стоя дремлет Конь, время от времени переступая с ноги на ногу. Ему снится сон, и Конь тихонько ржет. Над ним, на жердочке, нахохлившись, спит Воробей. Когда Конь ржет, Воробей вздрагивает, открывает один глаз, косится на Коня.

Луна снова скрывается за тучей. Среди Деревьев неслышно крадется Цыган. Пес принюхивается во сне, но не просыпается. Цыган входит в сарай. Воробей открывает глаза и начинает тихо чирикать. Цыган хватает Коня за повод. Конь испуганно ржет, Воробей с чириканьем летает вокруг них. Пес просыпается и начинает лаять. Шумят Деревья, тревожно воет Ветер. Цыган выводит из сарая Коня. Из дому выглядывает Баба, бросается будить Деда. Цыган пытается увести Коня, Конь ржет и встает на дыбы, Пес лает на Цыгана, Воробей летает вокруг них. Из-за тучи выглядывает Луна. Из дому выскакивают Баба с метлой и Дед с ружьем. Баба грозит метлой, Дед стреляет вверх, Воробей пугается и прячется в будке Пса, Цыган бросает Коня и убегает, Пес с лаем бросается следом. Дед подходит к Коню, гладит его, успокаивает и ведет в сарай. Возвращается Пес. Дед гладит его по голове и уходит в дом. Баба тоже гладит Пса и уходит за Дедом. Пес идет в будку, испуганный Воробей с чириканьем вылетает оттуда и летит в сарай. Пес, покрутившись на месте, ложится. В сарае засыпает Конь. Только Воробей еще летает вокруг. Потом и он садится на жердочку. Конь во сне переступает с ноги на ногу, тихонько ржет. Воробей прячет голову под крыло и засыпает. Луна снова прячется за тучу, Ветер стихает, Деревья перестают шуметь.

СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Играют 8-12 человек.

Ход игры. Водящий предлагает начало истории, например: «В темном-претемном лесу стояла маленькая избушка. И жили в ней двое детей - брат и сестра...»

Игроки по очереди, по одной фразе продолжают рассказ. В результате должна получиться законченная история.

Условия. 1. Водящий может корректировать ход событий в рассказе, задавая игрокам наводящие вопросы. 2. Игрок не может отменить то, что уже сказано другими.

НЕБЫВАЛЫЙ ЗВЕРЬ

Играют три и более человек.

Инвентарь. Лист бумаги, поделенный на три части пунктиром, карандаши.

Ход игры. Игрок получает лист бумаги и рисует в первой трети его голову животного. Во второй трети он намечает двумя точками, откуда продолжать рисовать контуры зверя. Потом загибает по пунктирной линии свой рисунок так, чтобы его не было видно. Второй игрок рисует во второй четверти продолжение животного - туловище и передние ноги. Потом намечает границы его тела в третьей части листа и тоже загибает свой рисунок. Третий игрок дорисовывает задние ноги и хвост.

Получившемуся забавному зверю можно дать имя и придумать историю - где живут эти существа и почему они такие необычные.

КРОКОДИЛ

Играют семь и более человек.

Ход игры. Один из игроков загадывает предмет или явление, тихо говорит другому. Тот жестами и мимикой изображает это, не произнося ни слова. Остальные игроки стараются угадать, что он показывает. Когда кто-нибудь верно назовет загаданное слово, игрок, который показывал, загадывает свой предмет, а угадавший изображает.

ЗОДЧИЕ

Играют два человека и более. Инвентарь. Кубики разных форм, цветов и размеров.

Ход игры. Игроки получают по одинаковому набору кубиков. Водящий строит одинаковые фундаменты, детям предлагается построить на них замки и посмотреть, у кого это получится лучше.

Строения оцениваются по трем параметрам: по высоте, устойчивости и красоте. Потом игрокам предлагается «заселить» замок - рассказать, кто, по их мнению, мог бы там жить. Можно попросить детей придумать истории про жителей этих сказочных замков.

Примечание. Если игроков много, можно разделить их на команды по 2-3 человека, тогда одни дети будут строить, а другие - рассказывать.

Рисуем по кругу

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Бумага, цветные карандаши.

Ход игры. Участники садятся в круг. Каждый выбирает карандаш любого цвета, но лучше, чтобы цвета не повторялись. У водящего - простой карандаш. Он рисует квадрат и передает лист одному из игроков. Тот должен дорисовать какую-нибудь деталь, чтобы геометрическая фигура стала каким-то предметом, например крышу, тогда это будет дом. Желательно, чтобы цвет дорисованных деталей соответствовал реальному (не стоит рисовать красную траву или фиолетовое небо). Дорисовав деталь, игрок передает листок дальше.

Тем временем водящий на следующем листе рисует новую фигуру и передает по кругу в другую сторону.

После игры можно сравнить рисунки, устроив «выставку».

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ

Играют пять и более человек. Ход игры. Выбирается водящий - покупатель. Остальные участники игры - заводные куклы. Они выстраиваются в ряд. Водящий подходит и говорит: «Подхожу я к магазину и смотрю в его витрину. Выбираю, покупаю заводного...» - тут он называет любую игрушку или другой предмет, например медвежонка. Игроки немедленно принимают позу названной игрушки. Водящий подходит к одному из них и «включает», к примеру, нажав на пуговицу. Ребенок изображает игрушку в движении так, как он ее себе представляет. Потом его «выключают» и смотрят следующую «игрушку». Когда все игроки показали свой вариант названного предмета, водящий выбирает, какой из них понравился ему больше всего. Он указывает на него со словами: «Покупаю что хочу, сколько надо заплачу». Указанный игрок занимает его место, а водящий становится в «витрину».

Примечание. Водящий может «включать игрушки» по одной, по две или все сразу.

ЗООПАРК

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Картинки с изображениями животных.

Ход игры. Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные участники наугад берут по одной картинке. Они будут жестами изображать животное, изображение которого им досталось. Причем дети не должны издавать звуков. Входит водящий и пытается угадать, кто кого показывает. Если он правильно назовет всех животных, то первый игрок, животное которого угадал водящий, занимает его место. Если водящий не может сказать, какое животное изображает игрок, или ошибается, то он остается водящим.

Примечание. На каждый новый тур игроки заново выбирают карточки, так чтобы каждый из них попробовал изобразить всех животных.

КЕМ БЫТЬ?

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры. Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные игроки вытягивают карточки и без слов, пантомимой, изображают человека на картинке за работой. Задача водящего - угадать, какую профессию показывает каждый из игроков. Если он называет все верно, то первый из названных занимает его место. Если же он ошибается или не знает, что ответить, то остается водящим на следующую игру.

Примечание. Каждый раз игроки должны изображать новую профессию, не повторяясь.

СКАЗКА БЕЗ КОНЦА

Играют пять и более человек (если участников много, то можно командами).

Ход игры. Детям читают сказку или короткий рассказ, но не дочитывают до конца. Его надо придумать самим. "Через некоторое время каждый участник или команда рассказывает, чем, по их мнению, закончилась история. Причем одной из команд предлагается разыграть конец, другой - показать его жестами и т. д.

Победителя выбирают все вместе. После игры сказку следует дочитать, чтобы все узнали, чем она закончилась на самом деле.

КТО ГОВОРИТ?

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирают простую фразу, например: «Здравствуйте, добро пожаловать». Каждому участнику дается задание произнести ее так, как какой-нибудь зверь, герой сказки или мультфильма. Например, как медведь, Баба-Яга, маленькая птичка и т. д. Выбор задания происходит по жребию или по принципу игры в фанты. Игрокам дается время на подготовку, а потом все по очереди произносят предложенную фразу. Победителя выбирают сообща.

Вариант игры. Участники вытягивают листки с написанным заданием, а потом все должны угадать, кого изображает каждый игрок. В этом случае побеждают все, чьих персонажей угадали.

Примечание. Чем больше детей играет, тем больше образов можно придумать и тем интереснее играть. Но желательно, чтобы было поменьше похожих заданий: различить интонации льва, медведя и Змея Горыныча очень сложно.

ЧТО БЫ ТЫ СДЕЛАЛ?

Играют семь и более человек.

Ход игры. Водящий выбирает простую ситуацию, например: «В лес пришел охотник». Детям предлагается показать, что бы они делали и говорили на месте лесных жителей или сказочных персонажей, например, зайца, лисы, медведя, лешего, водяного, охотничьей собаки и т. д. Роли распределяются по жребию или по принципу игры в фанты. Один из игроков обязательно должен сыграть роль охотника.

Игрокам дается время на подготовку, после чего все показывают то, что делают, по их мнению, персонажи. Победителя выбирают все игроки. Он может быть и не один.

Примечание. При раздаче ролей нужно быть внимательным. Слова типа «Маша, ты Баба-Яга» могут обидеть ребенка и вызвать насмешки.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память - один из важнейших познавательных процессов, который, наряду с восприятием и вниманием, является составной частью процесса усвоения и воспроизведения информации, а ведь это - основная задача обучения в школе. Поэтому, чем лучше память ребенка, тем больше вероятность того, что у него не будет трудностей в учебе.

Память ребенка дошкольного возраста избирательна и непроизвольна: лучше всего в ней откладывается то, что произвело на малыша более сильное впечатление, а вот «по заказу» запомнить полезную, но не слишком интересную информацию ему сложно. Поэтому материалы, которые вы будете предлагать для запоминания, должны быть яркими, привлекательными, забавными, ведь ребенок гораздо лучше и с большим удовольствием запомнит стишок о веселом звереныше, а не поэтическое описание пейзажа.

В этом разделе представлены игры, активизирующие разные виды памяти - зрительную, слуховую, механическую. Эти игры позволяют тренироваться не только в запоминании, но и в воспроизведении уже известного детям. Помимо этого, большинство из них требует от малышей повышенного внимания, некоторые активизируют речь, другие развивают координацию движений, и все они очень нравятся не только детям, но и взрослым.

ИГРУШЕК

Играют три человека и более.

Инвентарь. 10-20 разных игрушек и большой платок.

Ход игры. Игрушки ставят на стол так, чтобы все были хорошо видны. Игроки минуту смотрят на них, потом стол накрывают платком. Дети по очереди называют игрушки, не повторяя того, что уже было названо. Когда все перечислено, игроки называют цвета, а потом свойства и материал игрушек, например: «мишка коричневый» или «кукла пластмассовая».

Потом платок снимается и дети проверяют, все ли было названо правильно. Побеждает тот, кто назвал больше предметов и их признаков, допустив при этом меньше ошибок.

Играют семь и более человек. Инвентарь. Мяч.

Ход игры. Игроки запоминают несложное забавное стихотворение (можно использовать то же, что в предыдущей игре). Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий - вторую.

Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.

Если игрок не может продолжить или произносит фразу с ошибкой, он кладет в круг фант, а после игры «выкупает» его - рассказывает любое стихотворение.

КТО - ГДЕ

Ход игры. Игроки становятся или садятся в круг, водящий - в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами (рис. 5). Задача водящего - указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает - указанный игрок занимает его место.

СНЕЖНЫЙ КОМ

Играют семь и более человек.

Ход игры. Ведущий выбирает несложное интересное стихотворение или текст, записывает по строчке или по предложению на отдельных листках и по порядку раздает игрокам. Первый читает свой фрагмент и повторяет его, не глядя на листок. Второй игрок произносит сказанное первым и прибавляет свою фразу; третий повторяет сказанное первым и вторым и прибавляет свое и т. д. Последний игрок должен произнести весь текст.

Условие. Количество предложений должно соответствовать числу игроков, чтобы каждый прибавлял только по одной фразе.

КТО ЭТО?

Играют десять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий; он отходит и отворачивается от остальных. Игроки совещаются молча, пользуясь жестами, и решают, кого будут описывать. Потом по очереди описывают детали внешнего вида этого игрока, например: «У кого-то синяя рубашка (рыжие волосы, синие глаза). Кто это?» Задача водящего - назвать, кого описывают игроки. Если он угадает, то названный игрок становится водящим, если ошибется - остается водящим на следующий кон.

МЫШКА-ВОРИШКА

Играют 10-12 человек. Инвентарь. 7-8 разных игрушек.

Ход игры. Игрушки выставляют в ряд на столе. Выбирается водящий - «мышка». Остальные игроки делятся на две команды. Они внимательно смотрят на игрушки и отворачиваются. Водящий убирает одну игрушку и ставит остальные так, чтобы в ряду не было свободного места. Все поворачиваются. Первый из игроков каждой команды называет пропавшую игрушку. Потом «мышка» убирает следующую игрушку, и угадывает очередная пара.

Побеждает команда, игроки которой называли игрушки быстрее и не ошибались.

КИНОХРОНИКА

Играют пять и более человек.

Ход игры. Водящий идет по комнате, совершая разные действия, например: пять шагов, два прыжка на левой ноге, сесть на стул, встать, еще десять шагов, хлопнуть в ладоши.

Первый из игроков проходит ту же дистанцию, совершая в точности такие же действия, а в конце прибавляет что-нибудь свое. Следующий повторяет все то же самое и новое действие, потом добавляет еще одно.

Если игрок ошибается, он идет на исходную позицию и проходит дистанцию еще раз последним.

ПАРОВОЗИК - ПОВТОРИ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Игроки становятся друг за другом и начинают двигаться по комнате, выполняя разные действия, как в предыдущей игре. Когда дети проходят определенную дистанцию, первый игрок переходит в конец колонны, а следующий за ним ведет колонну по тому же пути, добавив в конце одно действие. Игра продолжается, пока каждый не проведет колонну по дистанции.

ПОВТОРИ-КА

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается тема, например животные. Участники садятся в круг. Первый из игроков называет одного зверя, второй повторяет и называет еще одного. Третий повторяет два слова и добавляет третье и т. д. Когда очередь снова дойдет до первого игрока, он должен продолжать, называя все, что сказали после него, и добавляя новое, но не произнося своего первого слова. Следующие игроки на втором круге также не называют своих слов, сказанных в первый раз. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

ЧЬИ ЭТО НОГИ?

Играют 7-10 человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в ряд. Водящий внимательно смотрит на их обувь, потом отворачивается. В это время двое игроков меняются обувью. Задача водящего - повернувшись, угадать, чьи ноги обуты в чужие сандалии. Если он ошибается, то продолжает игру водящим, если угадывает, то оба названных игрока начинают убегать от него по заранее оговоренному маршруту. Если водящий поймает одного из них до того, как тот вернется на свое место, пойманный заменяет его. Если нет - он остается водящим.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

Играют пять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «светофор». Он находится между двумя линиями - «тротуарами». На одном тротуаре стоят все игроки. Водящий называет любой цвет. Кто-нибудь из игроков вспоминает песню, в которой упоминается этот цвет или предмет, который может быть только такого цвета, и переводит остальных. Если песню не помнит никто, то дети перебегают «проезжую часть», а «светофор» ловит нарушителей. Пойманные игроки могут откупиться фантом. После игры фанты «выкупаются» различными заданиями.

Правила. 1. Один и тот же игрок не может переводить всех два раза подряд или подсказывать другому, когда только что вспоминал песню сам. 2. Песни не должны повторяться.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Даже если за окном идет дождь и нет возможности выйти с ребенком на улицу, его нельзя лишать движения. Можно заняться полезными развивающими играми. Ведь пяти-, шестилетние малыши не могут сохранять относительную неподвижность больше получаса, не говоря уже о более младших детях. Однако в вашей комнате или в помещении детского сада не поиграешь ни в футбол, ни в салки, ни в «казаки-разбойники»: это может оказаться опасным для здоровья детей.

В этом разделе вам предлагаются игры средней подвижности, а также эстафеты, которые можно проводить в закрытом помещении - в большой комнате, в спортзале, вестибюле или раздевалке. Правильно организовав игру, вы обеспечите детям необходимую физическую нагрузку и застрахуете их от ушибов, а обстановку помещения - от повреждений.

РАЗБУДИ МЕДВЕДЯ

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Маска медведя, веревка длиной 50 см.

Ход игры. Все становятся в круг. Посередине на стуле сидит медведь, рядом с ним стоит его страж. Медведь и страж держат в руках два конца веревки, которую нельзя выпускать из рук в ходе игры. Чтобы удобнее было держать, на концах веревки можно завязать узлы.

Стоящие в кругу дети осторожно приближаются к медведю, стараясь «разбудить», т. е. коснуться его, но так, чтобы игрока не схватил ни медведь, ни страж (рис. 6). Во время «нападения» медведь не может встать со своего места или выпустить веревку, поэтому движения медведя и стража ограничены. Пойманный игрок занимает место медведя, бывший медведь становится стражем, а бывший страж присоединяется к стоящим в кругу.

Варианты игры. Вместо веревки медведь и страж просто держатся за руки; или же вокруг медведя и стража очерчивают круг диаметром полтора метра, из которого нельзя выйти (в этом случае медведь и страж не держатся ни за руки, ни за веревку).

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА

Играют десять и более человек. Инвентарь. Стулья по числу игроков.

Ход игры. Стулья устанавливаются по кругу спинками внутрь. Игроки под музыку ходят вокруг этих стульев. Как только музыка умолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, по одному предмету одежды (ботинок, носок, рубашку и т. п.). Потом музыка продолжается. Когда каждый участник снимет по три предмета (они должны оказаться на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!» Играющие должны быстро найти свои вещи и надеть их. Побеждает тот, кто оденется первым.

ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ

Играют десять и более человек

Ход игры. Игроки встают в круг и подают друг другу руки, образуя «огород». Водящий - «зайчик», стоит в центре круга. По команде дети поднимают руки, а зайчик старается проскочить под ними. Задача игроков - не выпустить водящего из круга, вовремя опустив руки. Если ему удается проскочить, он выбирает себе замену и занимает место в кругу.

НИТОЧКА-ИГОЛОЧКА

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются 3-4 человека - «ниточка». Остальные размещаются произвольно. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - водящий.

Под музыку «иголочка» бежит между предметами и другими игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь, не размыкая рук. Пробегая мимо стоящего игрока, последний в «ниточке» может взять его за руку и увести за собой".

Те, кто расцепил руки, платят фанты, а в конце игры выполняют задания. Игра идет до 5- 10 фантов, в зависимости от количества участников.

РУЧЕЕК

Играет нечетное количество детей.

Ход игры. Игроки разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Водящий - тот, у кого нет пары, - когда все по сигналу поднимают руки, пробегает под ними с закрытыми глазами, хватая за руку любого игрока. Получившаяся пара становится последней, а игрок, оставшийся без пары, - ведущим.

МОЛОТИЛКА

Играют шесть и более человек.

Ход игры. Игроки встают в тесный круг в затылок друг другу. Водящий остается снаружи. Игроки бегут по кругу, как карусельные лошадки. Водящий старается выхватить из круга одного из них и занять его место. Игрок, оставшийся без места, водит.

СЛЕПОЙ ОРЕЛ

Играют пять и более человек. Ход игры. Участники игры становятся в большой круг или квадрат. Выбирается ведущий - «слепой орел», ему завязывают глаза. Остальные игроки - «перепелки».

«Орел» должен поймать перепелок, а они стараются не попасться ему, не выходя за пределы ограниченного пространства. Пойманные перепелки выходят за пределы круга. Побеждает «орел», поймавший всех «перепелок», или 1- 2 не пойманные «перепелки».

Условия. 1. Участники не имеют права выходить за пределы ограниченного пространства; если игрок хотя бы одной ногой ступит за черту, он выбывает из игры. 2. Пойманные «перепелки» имеют право подсказывать «орлу». 3. Следующим ведущим становится последний из пойманных игроков.

ПОЙМАЙ ЗА ХВОСТ ДРАКОНА

Играют не менее десяти человек.

Ход игры. Игроки строятся друг за другом, взяв впереди стоящего за талию. Тот, кто стоит впереди - голова дракона, задний - хвост.

«Голова» дракона пытается ухватить себя за «хвост», «хвост» - увернуться от «головы», при этом колонна не должна расцепляться. Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой».

НАСЕДКА

Играют пять и более человек.

Инвентарь. 4-5 шариков или Других мелких предметов.

Ход игры. Чертится круг диаметром метр или полтора - «гнездо». В центр кладутся шарики -

«яйца». Выбирается водящий - «наседка», он охраняет гнездо. Остальные игроки стараются стащить «яйца», но так, чтобы водящий их не поймал (рис. 7). Пойманный игрок сам становится «наседкой». Игра продолжается, пока все «яйца» не будут украдены. Тогда игроки их прячут, а водящий ищет. Если ему не удается их найти, он платит выкуп (танцует, поет и т. п.).

ПАРОВОЗ

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Каждый игрок строит себе «депо»: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - «паровоз». У него нет своего «депо». Водящий идет от одного «депо» к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все «вагоны». «Паровоз» неожиданно свистит, и все бегут к «депо». Водящий старается обогнать кого-нибудь из игроков и занять пустое «депо». Игрок, оставшийся без места, становится водящим - «паровозом».

ПО ДОМАМ

Играют семь и более человек.

Ход игры. На площадке обозначаются «дома» - круги или стулья. Их должно быть на один меньше, чем игроков. Все игроки стоят в центре площадки и три раза хором повторяют: «По домам!» После третьего раза все бегут по «домам». Кому не хватило «дома», тот подходит к одному из игроков и спрашивает: «Масло (картошка, мясо и т. д.) здесь продается? Тот отвечает: «Нет, масло продает тот, кто напротив», - или называет имя другого игрока. Водящий идет к названному, задает тот же вопрос и получает тот же ответ. Пока он ходит от одного к другому, два «домовладельца» меняются местами. Задача водящего - занять временно пустой «дом». Если ему это удается, тогда водящим становится игрок, оставшийся без «дома».

Правило. Игроки не могут, меняться местами, если их «дома» находятся по соседству.

ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?

Играют 10-15 человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «волк». Он садится на корточки, а остальные игроки водят вокруг него хоровод и говорят:

Волк, волк, ты встал?

Встал, - отвечает «волк».

Волк, волк, ты готов?

Одеваюсь.

Волк, волк, ты идешь?

С этими словами «волк» вскакивает и старается поймать одного из игроков. Тот, кого поймали, становится водящим.

Правило. «Волк» может растягивать последнюю фразу, чтобы игроки не догадались, когда именно он вскочит.

МАНЕЖ

Инвентарь. Платок.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в круг, водящий - в центре. Под музыку игроки бегут по кругу, изображая лошадок. Водящий с криком «Алле!» подбрасывает платок, игроки стараются его подхватить. Побеждает тот, кто схватит платок. Он становится новым водящим.

АИСТ И ЛЯГУШКИ

Играют четыре и более человека.

Ход игры. Рисуют круг или квадрат - болото, в нем несколько островов. Выбирается водящий - «аист», остальные - «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок. «Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать «лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя становится новым «аистом».

ПУТАНИЦА

Играют восемь и более человек.

Ход игры. Выбирают водящего. Он отворачивается от остальных игроков. Они становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться, переступая через руки друг друга или пролезая под руками. Потом говорят водящему: «Готово!» Его задача - распутать получившийся узел, чтобы игроки вновь стояли в кругу и правильно держались за руки.

Условия. 1. Игроки не имеют права размыкать руки или перехватывать по-другому. 2. Водящий не может размыкать руки игроков.

МЕТКИЕ СТРЕЛКИ

Играют 5-10 человек, можно командами.

Инвентарь. Три маленьких мячика, мишень (если играют две команды, то необходимо два комплекта).

Ход игры. Игроки становятся в очередь на расстоянии 10-12 м от мишени на стене. Каждый получает три мяча. Один за другим они бросают мячи в цель. Попадание в центр мишени приносит два очка, в край - одно. Побеждает игрок или команда, набравшая больше очков.

ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ

Играют 16 и более человек (число игроков кратно трем плюс один).

Ход игры. Игроки делятся на три команды - «шишки», «желуди» и «орехи». «Шишки» становятся в круг на расстоянии 1-1,5 м друг от друга.

За их спинами становятся «желуди», за ними - «орехи». Водящий - игрок, которому не хватило места в командах, - располагается в центре круга. Он называет одну из команд, и игроки этой команды должны передвинуться в соседнюю колонну по часовой стрелке. В это время водящий старается занять место одного из них. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

ДЕНЬ И НОЧЬ

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «сова». Остальные игроки - «птички». Звучит команда «День!» - «сова» засыпает, а «птички» резвятся. По команде «Ночь!» они должны замереть. «Сова» выходит на охоту - увидев, что кто-то пошевелился, она уводит его в свое гнездо. Выигрывает тот игрок, который останется непойманным. Он становится новой «совой».

Правила. 1. Когда охотящаяся «сова» отворачивается, игроки могут менять позу и шевелиться. 2. «Сова» не может уводить тех, кто переменил позу, если она не заметила движения.

БЕГ СОРОКОНОЖЕК

Играют 2-3 команды по 10-15 человек.

Ход игры. Команды занимают исходную позицию. Длинной веревкой соединяют правые или левые ноги всех игроков команды. Конец дистанции отмечают напротив каждой «сороконожки» стулом или другим достаточно устойчивым предметом. По сигналу водящего дети начинают движение, обходят стул и возвращаются на исходную линию. Побеждает команда, которая не упала и первой добралась до финиша.

Вариант игры. На дистанции напротив каждой команды устанавливают 4-5 стульев, которые «сороконожки» должны обходить змейкой.

УКУС ЗМЕИ

Играют 3-5 человек.

Ход игры. На земле рисуют круг. Один игрок встает в него, остальные окружают его, встав на колени. Они стараются схватить игрока за ноги. Кому это удается, тот меняется с ним местами.

Условие. Каждый из игроков может менять руку, но не может использовать две руки одновременно.

ПОКА ГОРИТ СВЕЧА

Играют два человека и более.

Инвентарь. Три свечи.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и строятся в затылок друг другу на исходной линии. На стуле или подставке устанавливают зажженную свечу - «негасимый огонь». Для каждой команды отмечают кубиком или кеглей одинаковое расстояние (7-10 м). Игра проводится по принципу эстафеты - дети по очереди должны пройти дистанцию и вернуться обратно с зажженной свечой в руках максимально быстро, но чтобы пламя не погасло. При этом прикрывать огонек рукой нельзя (рис. 8). Побеждает та команда, игроки которой пройдут дистанцию раньше.

Правило. Если свеча погасла, игрок возвращается и зажигает ее от «негасимого огня».

Примечание. Игра проводится, только если есть возможность обеспечить пожарную безопасность.

ПОЙМАЙ СТУЛ

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Стулья по числу игроков.

Ход игры. Стулья ставятся по кругу, спинками наружу. Все участники кроме водящего садятся, один стул остается пустым. Водящий находится в центре круга. Каждый раз, когда он старается занять свободный стул, игроки быстро пересаживаются влево и стул как бы убегает от него. Если водящему все же удается сесть, его место занимает игрок, который не успел ему помешать.

Время от времени водящий хлопает в ладоши. По этому сигналу игроки должны начать пересаживаться в противоположном направлении. Если кто-то не успел сориентироваться и допустил ошибку, он становится водящим.

ЛАБИРИНТ

Играют 15 и более человек.

Ход игры. Выбирают «зайца» и «волка». Остальные участники становятся в колонну по 4- 5 человек и берутся за руки. «Заяц» убегает от «волка» только в этом лабиринте.

По сигналу водящего - хлопку или свистку - дети размыкают руки, поворачиваются налево или направо и снова берутся за руки. При этом между «зайцем» и «волком» могут оказаться ряды игроков.

Правила. 1. Ни «волк», ни «заяц» не могут пробегать под руками игроков. 2. Если «волк» долго не может поймать «зайца», игроки меняются ролями.

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Играют десять и более человек.

Ход игры. Обозначается игровое поле - примерно 12x12 м. Сбоку от него - «льдина», на которой находятся водящие - два «медведя». Остальные игроки - «тюлени», находятся внутри игрового поля. «Медведи» выходят на охоту, взявшись за руки, и ловят «тюленей», стараясь захватить их в кольцо. Пойманного игрока ведут на «льдину». Затем продолжают ловить игроков. Каждые два пойманных «тюленя» становятся новыми «медведями» и тоже выходят на охоту.

Правила. 1. Если «тюлень» вышел хотя бы одной ногой за пределы игрового поля, он считается пойманным. 2. «Медведи» не имеют права хватать убегающих за руки или одежду, а могут только захватывать в кольцо. 3. Если водящие размыкают руки, они считаются проигравшими и выходят из игры.


РАЗНЫЕ ЗАБАВЫ

Игры, предложенные в этом разделе, не направлены на развитие какого-либо познавательного процесса. Их главная цель - развлечь детей, дать им возможность отдохнуть после умственные или физических нагрузок. Поэтому некоторые из них отлично подходят для перемены, другие можно проводить между номерами утренника или просто в свободную минуту.

ОБМАНКИ

Играют два человека и более.

1. Скажите детям, что они не смогут повторить за вами даже трех фраз и предложите доказать обратное. Первая фраза: «Какая хорошая погода». Вторая: «Тепло и светит солнце». Третья: «Все, вы проиграли».

2. Предложите любому желающему по секрету от вас написать любую фразу и скажите, что сможете, не глядя в его лист, написать то же самое. Напишите на своем листе: «То же самое». Потом пригласите двух свидетелей зачитать то, что написали вы оба. Первый читает фразу на листке игрока. Второй смотрит в ваш листок и говорит: «То же самое».

3. Попросите игроков хором быстро отвечать на вопросы, например: «Какого цвета сахар?» или «Какой над нами потолок?» Задайте 5-6 вопросов, ответом на которые будет слово «белый». Потом спросите: «Что пьет корова?» Обычно дети отвечают: «Молоко».

РИСУЕМ ВСЛЕПУЮ

Играют три человека и более.

Инвентарь. Грифельная доска и мел или лист ватмана и фломастеры.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

Что же такое воображение? Воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

Например, как вставить батарейку в часы, мышь, калькулятор, как закрывается крышка кастрюли, как гайка закручивается на болт. Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора. Примеров использования воображения гораздо больше.

Воображение разделяется на четыре вида, каждое и которых значительно отличается от других:

  1. Активное воображение – человек по собственному желанию рисует, строит образы у себя в голове.
  2. Пассивное воображение – это возникающие неожиданно образы, независимо от желания человека.
  3. Продуктивное воображение – это воображение, в котором реальность преобразуется творчески.
  4. Репродуктивное воображение – это воображение, восстанавливающее реальность в том виде, в каком она есть. Здесь есть место фантазии, но больше работает память и восприятие.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – тип воображения, который отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность. Так создаются продукты творческой деятельности.

Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством. Например:

    Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги? Или может вам нужно его поддерживать? Тогда вам стоит заняться развитием творческого воображения.

    Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.

    Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

Развитие воображения у детей

Примерно к 5ти годам ребятишки имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Родителям не стоит поднимать панику насчет последнего, потому что это обычное дело у маленьких детей. Спустя время все исчезнет, не оставив и следа.

Главное уделять больше внимания ребенку, ему это жизненно необходимо. Он учится, развивается, впитывает все как губка.

И если вдруг получилось так, что ваш ребенок ушел слишком далеко в такую «реальность», то нужно больше с ним заниматься, разговаривать, общаться. В крайнем случае, подключить к этому делу специалиста, который поможет справиться с проблемой и вывести ребенка из несуществующей реальности.

Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его "коняшку", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав что-то типа: “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”

Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.

Развитие творческого воображения ребенка

Детский возраст – возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики.Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире. Книги – отличный помощник для развития творческого воображения ребенка. То, что показывает фильм, ребенок, как и любой другой человек, создает в своем воображении сам.

Можно поупражняться с ребенком на развитие творческого воображения. Дайте ребенку героев, о которых он знает.

Попросите ответить его на следующие вопросы:

  1. в чем суть каждого из героев?
  2. какие у них черты характеры?
  3. какие сильные стороны?
  4. что хорошее они делают?
  5. Чего не хватает в характере и вообще каждому из героев?

А попросите его придумать историю с этими персонажами. Если будет сложно – подтолкните, начните историю за вашего ребенка.

Упражнения для развития воображения у ребенка

    Упражнение 1. Предложите ребенку обвести свои ладошки на бумаге краской или карандашом. Это будет основой их последующего рисунка. Пускай ребенок пофантазирует и дорисует что-нибудь. Например, дерево (лес) или бабочку или цветы, животное…

    Упражнение 2. Дайте ребенку на выбор 3 краски, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг для друга. И пусть он зарисует весь лист. Что напоминает этот рисунок?

    Упражнение 3. Попросите ребенка капнуть краской на середину листа. Затем пусть сложит лист пополам. После разворачивания на листе останутся различные кляксы. Пусть ребенок подключит свое воображение и скажет на что похожа каждая из них, что она напоминает.

    Упражнение 4. Дайте ребенку листы с не дорисованными изображениями и предложите дорисовать их.

Воображение ребенка сыграем большую роль, возможно, вместо предполагаемого ответа он изобразит что-то необычное и подходящие под начальный незаконченный рисунок.

Это будет результатом его прекрасно работающего воображения. Бывает, что ребенку нужно помочь, поэтому не расстраивайтесь, если сходу не получится. Это нормально и значит, что нужно с ребенком позаниматься, чтобы он натренировался, ведь впереди у него будет тонна сложных и интересных задач (математика, физика, геометрия, жизненные ситуации и так далее.), при решении которых потребуется использовать воображение!

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста разделяют на три стадии.

    1 стадия – огромное количество вымысла и фантазий. Так как в этот период закладывается база для правильного и полного развития способности воображения и представления. Стадия длится до трех лет.

    2 стадия – совместная работа фантазий с практикой. Ребенок только учится выстраивать цепочку действий, логику, чтобы достичь результата во время какой-либо задачи. Стадия длится до пяти лет.

    3 стадия – в деятельность ребенка включается способность воображения, фантазирования и творчества. Фантазии становятся более активными и практически применимыми.

Упражнения для развития воображения у дошкольника

    Упражнение 1. Попросите ребенка закрыть глаза и включите классическую музыку. Спросите, что ребенок представил во время прослушивания этой музыки. Помимо классической музыки можно использовать современную музыку, чем больше будет разнообразия, тем лучше.

    Упражнение 2. Это упражнение выполняется с несколькими детьми. Включите какую-нибудь музыку со словами или без них. Попросите ребенка танцем изобразить под музыку что-нибудь или кого-нибудь. А остальные дети, наблюдая за танцем, должны угадать, что пытается передать первый ребенок. От такого упражнения развивается воображение у всех детей.

    Упражнение 3. Это упражнение отлично подходит для развития творческого мышления:

Ведущий игры (взрослый) говорит ребятам: «выйти на улицу – хорошо, потому что можно погулять», а цель ребят продолжить цепочку, например: «выйти на улицу – хорошо, потому что полезно погулять. Погулять хорошо – потому что полезно. Полезно гулять – потому что прекрасная погода на улице. Прекрасная погода – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – хорошо потому что ясно. Ясно – потому что нет дождя. Нет дождя – потому что тепло.»

Игры на развитие воображения

Онлайн игры не только легкодоступны, но и очень полезны. Ничего не надо подготавливать заранее, главное чтобы ребенок отдыхал каждый 15-20 минут примерно по 20-30 минут, потому что в этих самых перерывах в мозгу строятся новые нейронные связи и чем лучше они построятся, тем больше будет прогресс!

Это похоже на то, как спортсмену после хорошего упражнения или забега нужно отдохнуть, чтобы мышцы восстановили силы.

Игра «сложная сортировка»

Игра «сложная сортировка» - отличный тренинг сообразительности и внимания. В центре экрана показана фигура имеющая свой цвет, а вокруг 4 разные фигуры, раскрашенные в четыре разных цвета. Написано, как вам надо сравнить данную в центре фигуру с теми, что вокруг: по цвету или по форме. Вам нужно вовремя сообразить и не сбиться. Игра на время, поэтому поторопитесь, чтобы набрать наибольшее количество очков.

Игра «Буквы и цифры»

  1. Тренирует концентрацию внимания
  2. Улучшает скорость реакции
  3. Развивает логику и сообразительность

Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

Игра «матрицы цвета»

Также отличным тренажером для развития сообразительности станет игра «матрицы цвета». Перед вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов. А ваша цель будет указать какого цвета больше на поле в данный момент 1ого или 2ого. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться, то есть. игра усложняться.

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и сообразительности. Вам встретятся примеры и простые, и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно сообразить, как упростить, посчитать или найти ответ из предложенных. Для этого вам и придется воспользоваться своей сообразительностью!

Зрительный поиск

  1. Развивает произвольное внимание
  2. Улучшает концентрацию внимания
  3. Совершенствует объем внимания

На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

Игра «Фланговая задача»

На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше. Поехали!

Игра «Супер память»

  1. Тренирует визуальную память
  2. Увеличивает объем памяти
  3. Улучшает точность памяти

С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

Средства развития воображения

Жизненный опыт – вот главное средство развития воображения. Общайтесь с различными людьми, принимайте участие во всяких соревнованиях, мероприятиях, найдите свое хобби, но не ограничивайтесь одним!

Чтение – одно из лучших средств развития воображения. Чтение открывает мир воображения и интересных сюжетов. Чем круче сюжет, чем увлекательней книга, чем ярче описания – тем лучше для вашего мышления и воображения. И даже ели еще не успели дочитать до конца, вы можете представить, что будет дальше. А потом уже сравниваете по ходу чтения насколько хорошо представились будущие события в произведении. Если вы ошиблись – это не плохо, потому что угадать сюжет полностью практически невозможно, зато тот опыт, который вы получаете вовремя воображения – бесценен.

Фантастика лучший жанр, для развития воображения и креативности. Потому что фантастика наиболее яркий жанр, нежели другие.

Запишитесь на наш курс развития скорочтения . В этом курсе мы будем не только ускорять скорость чтения и развивать память на запоминание, но и выполнять специальные упражнения на синхронизацию полушарий мозга и тренировку воображения, чтобы добиться максимального результата! В курсе будет даже затронута тема питания и образа жизни.Записаться на курс

Развитие мышления и воображения

Мышление и воображение тесно связанны друг с другом. Воображение можно считать мышлением, только это мышление выше реального, оно переносит вас в другой мир, мир фантазий. Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.

Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осознанность. Также мышление может становиться более точным, детализированным и позитивным.

Как развивать мышление?

    Делайте записи и рисунки . Возьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

    Рассказывайте свои мысли . Полезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

    Обсуждайте . Обсуждение мыслей довольно таки эффективная вещь. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

    Следите за речью . Мышление и речь тесно связанны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.

Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

    Обратите внимание на чужую речь . Проще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

    Совершенствуйте навык работы с текстами . Анализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Итог

В этой статье мы узнали, что такое воображение, как его развивать взрослым и детям, какие упражнения использовать и так далее. А также как воображение можно использовать в практических целях.